СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие математической грамотности при решении практико-ориентированных задач

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о развитии математической грамтности при решении практико-ориентировочных задач

Просмотр содержимого документа
«Развитие математической грамотности при решении практико-ориентированных задач»

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ

Егорова Антонина Олеговна, [email protected]

МБОУ СОШ №15, г. о. Коломна

«… нет ни области в математике, которая

когда-либо не окажется применимой 

к явлениям действительного мира…»

Н. И. Лобачевский

Современные требования к результатам обучения математики включают не только овладение предметными знаниями, но и умениями применять их в ситуациях повседневной жизни при решении практических задач в различных сферах человеческой деятельности. Главным становится функциональная грамотность как «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний» [1, стр. 8] , а основным составляющим - математическая грамотность. Успешным становится не тот, кто много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения.

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину» [2, стр. 1].

Для развития математической грамотности нами предлагается активно и систематично использовать на уроках математики практико-ориентированные задачи, которые нацелены на формирование у учащихся практических навыков использования математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни.

Начиная с 5 класса, регулярное включение заданий на «изменения и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и др. способствует развитию критического мышления, связной речи, развиваются коммуникативные свойства, что приводит к формированию системы гибких навыков. У детей формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. Включать такие задачи можно на разных формах и этапах урока. При этом учитель вместе с обучающимися могут разработать свои задания на базе имеющихся.

Рассмотрим «традиционную» задачу из учебного пособия по математике. «Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй − в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ?» [3,с. 34]

Преобразуем задачу в практико-ориентированную, включив в условие дополнительные задания и вопросы. «В учебнике математики три параграфа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй − в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй параграф? Постройте круговую диаграмму, отражающую распределение страниц учебника (в процентах). Рассмотрите свой учебник математики. Сколько страниц занимают первые три параграфа? Сравните полученные данные с условием задачи. В чём различие?»

Изменив исходное условие, мы получаем практико-ориентированную задачу для выполнения несложного вычисления и представления результата в виде диаграммы. Дополняя другими вопросами, мы усложняем задание до уровня установления связей и рассуждения. Каждое такое задание выполняет различные функции, которые при определенных условиях выступают явно или скрыто.

Разнообразные задачи можно составить самостоятельно или совместно с обучающимися, превращая процесс обучения в увлекательный поиск и создание собственного продукта. Кроме того, можно воспользоваться цифровыми платформами с электронными банками заданий по функциональной грамотности (так, например [4]) . Практико-ориентированные задачи помогают учащимся работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах, отстаивать свою точку зрения, убеждения и желания в поисковой творческой деятельности. Данные задачи формируют у учащихся умения и навыки действовать в социально-ориентированной ситуации, они вызывают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Включение в урок практико-ориентированных задач позволяет сделать урок эффективным, насыщенным и привлекательным.

Использование математических знаний в различных практических ситуациях, создает у обучающихся устойчивое мнение и впечатление, что математика тесно связана с повседневными потребностями. А грамотно составленный текст практико-ориентированной задачи, несет определенную смысловую нагрузку в профориентационной деятельности (Табл.1).

Профессия

Практико - ориентированная задача

  1. Домохозяйка

Мама решила приготовить салат из огурцов, помидоров и редиски. Вся масса салата должна составить 400 г. Сколько нужно положить помидоров, если масса огурцов составляет 150 г., а масса редиски в 2 раза меньше массы огурцов?

  1. Повар-кондитер

Купили 15 кг груш. На компот решили истратить 40% все груш, а остальное пошло на варенье. Сколько кг сахара нужно купить для варенья, если на 1 кг свежих груш нужно 800 г. сахара?

  1. Продавец

В магазин привезли 400 кг апельсинов. В первый день продали 15%, а во второй день 0,5 оставшихся. Сколько осталось апельсинов в магазине?

  1. Строитель

Для строительства гаража можно использовать один из двух типов фундамента: бетонный или фундамент из пеноблоков. Для фундамента из пеноблоков необходимо    5 м3 пеноблоков и 2 мешка цемента. Для бетонного фундамента необходимы 4 т щебня и 40 мешков цемента.  1 м3  пеноблоков  стоит 2400 руб., щебень стоит 640 руб. за 1 тонну, а мешок цемента стоит 240 руб. Сколько будет стоить материал, если выбрать наиболее дешевый вариант? Наиболее дорогой вариант?

  1. Мед.сестра, фармацевт, врач

Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г. 3 раза в день в течении 8 дней. В одной упаковке 8 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

  1. Бухгалтер, экономист

Клиент взял в банке кредит  18000 руб. на год под 12% годовых. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем, чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?

  1. Таксист

Таксист за месяц проехал 10000 км. Стоимость 1 л. бензина 27 руб. Средний расход бензина на 100 км составляет 7 литров. Сколько рублей потратил таксист на заправку автомобиля?

Табл. 1

При решении практико-ориентированных задач целесообразно с обучающимися обсудить в какой профессии или профессиях применяются математические знания. Рассмотрим наглядный пример.

Новая школа. Школьная библиотека

Теория. Углы. Единицы измерения времени. 1 год=365 дней, високосный год – 366 дней.

Здание школы начали строить 1 сентября 2018 года. С 1 сентября 2021 года в стенах образовательной организации будет учиться 1600 школьников. С 1 сентября в новой школе за парты сядут 120 первоклассников, которые скомплектованы в 4 класса поровну; во 2-4 классах - 450 обучающихся, а в 11-х классах будут обучаться 45 школьников. В школе оборудовано 47 учебных кабинетов, кабинеты психолога, логопеда, кабинет робототехники, актовый зал, столярная и слесарная мастерские, медицинский блок, столовая, учительская, интерактивный, лекционный залы и 2 читальных зала библиотеки.

Вопрос 1. Сколько дней прошло со дня строительства новой школы до торжественной линейки её открытия?

Вопрос 2. Сколько первоклассников обучается в каждом классе?

Вопрос 3. Пятиклассница Таня пришла в библиотеку сразу после начала её работы, в 9 часов утра. Какой угол (в градусах) образуют в это время минутная и часовая стрелки? Как называется этот угол?

Вопрос 4. Школьный библиотекарь заканчивает свою работу в 18.00. Как называется угол, который в это время образуют часовая и минутная стрелки? Запишите также в ответе его градусную меру.

Вопрос 5. Таня решила записаться в школьную библиотеку, узнав, что сейчас в ней 5982 экземпляра книг, а на следующий год будет 9450. Сколько книг должно поступить в библиотеку [5, стр. 38] ?

Таким образом, использование практико-ориентированных задач на уроках математики способствует интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, приводит к развитию системы гибких навыков и осуществляют пропедевтику в профориентационной деятельности. И как следствие - способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, взаимодействовать с окружающим миром.

Литература

  1. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов /Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019 - с.

  2. OECD (2013), PISA 2012 Assessment and Analytical Framework: Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy, OECD Publishing. p. 25

  3. Математика. 5 класс : учебник : в 2 ч. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, Л. А. Александрова, С. И. Шварцбурд Ч. 1.- М.: Просвещение, 2023. - 250 С.

  4. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

  5. Читаем, решаем, живем (математическая грамотность) 5 класс: учебное пособие / под ред. Е.Н. Белай – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2022. – 40 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!