Развитие мелкой моторики, как фактор правильного формирования речи ребёнка.
Уровень развития мелкой моторики является важным фактором для правильного формирования речи ребёнка. Развивать моторику нужно с раннего детства. Сразу после рождения малышу необходимо делать массаж пальцев рук и ног, тем самым активизируя работу коры головного мозга. Начиная с 5 лет надо учить ребёнка самостоятельно застёгивать и расстёгивать молнию, пуговицы, шнуровать себе ботинки. В младшем дошкольном возрасте родители должны заучивать вместе с ребёнком стихи, пословицы, поговорки. Кто уделяет большое внимание развитию мелкой и общей моторики, тот решает сразу несколько задач: 1) развивает интеллектуальные способности ребёнка; 2) готовит его к овладению навыками письма, что в дальнейшем позволит избежать многих проблем в школьном обучении, стимулирует развитие правильной речи будущего ученика (при наличии дефектов -их будет проще устранить). Работа по развитию общей и мелкой моторики должна проводиться каждый день, только тогда результат будет достигнут в более быстрые сроки. Задания должны приносить вашему чаду удовольствие и радость (не перегружайте и не утруждайте его).
Чем можно позаниматься с детьми для того, чтобы пальцы их стали более развитыми?
-Работать с глиной, пластилином или тестом (лепить разные сказочные
фигуры); - Выкладывать из камешков орнамент;
-Нанизывать бусинки на леску ( или пуговицы);
Строить из крышек башню;
Делать из шишек, желудей, каштанов поделки;
Играть с кулачками (пальчики гуляют- потом они спрятались (крепко
сжимаются кулачки)); - Показывать пальцами разных насекомых;
Играть на воображаемом рояле, барабанить на барабане;
Делать из кистей рук цветочки ( сжимать – разжимать кулачки ( закрылсяраскрылся цветочек)); - Хлопать в ладоши, играть в ладушки;
Работать со счётными палочками или фломастерами;
Завязывать шнурки, узлы на верёвке, застёгивать крючки, замочки;
Одевать - раздевать куклу;
Заводить механические игрушки;
Рисовать в воздухе пальчиками;
Закручивать гайки;
Конструировать, собирать ЛЕГО, мозаику;
Складывать матрёшки;
Делать пальчиковые бассейны из песка, крупы ( например насыпать песок в ёмкость и туда же погрузить игрушки из КИНДЕР -сюрприза, дети должны с
закрытыми глазами определить какую игрушку достали);
Вязать на спицах, шить;
Рисовать, раскрашивать, штриховать;
Рисовать мелками, карандашами, красками, акварелью; - Помогать маме на кухне (очищать от скорлупы варёные яйца, чистить лук, чеснок, перебирать крупу, нарезать и натирать овощи под присмотром
взрослого);
Важную роль в развитии умелости рук играют ножницы: аппликации, вырезание из открыток разных фигурок - полезное и интересное занятие для будущих учеников. Не менее важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вязание, шитьё, оно приучает детей к точности и аккуратности. Ребята должны инсценировать сказки, стихи с помощью пальцев. Такие игры развивают творчество детей.
Пальчиковые игры увлекательны, они способствуют концентрации на одном виде деятельности, умению управлять своими движениями.
Пальчиковые гимнастики: «Компот»
Будем мы варить компот,
(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки
«мешают») Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, слив положим и песок. (загибают пальчики по одному, начиная с большого) Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»).
«Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, листья рябины, листья тополя, листья осины,
Листья дуба соберём, (загибают пальчики, начиная с большого)
Маме осенний букет отнесем.
( «шагают» по столу средним и указательным пальчиками).
Если вы будете заниматься со своим ребёнком, развивать мелкую моторику пальцев-то речь малыша будет правильной и красивой. Проблем с обучением в школе не возникнет. Удачи Вам и терпения!
Существует несколько видов речевых нарушений: дислалия – нарушение произношения отдельных звуков. Фонетико-фонематическое нарушение речи, когда ребёнок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки речи. И, наконец, общее недоразвитие речи, когда нарушены и произношение и грамматика, беден словарный запас и отсутствует связная речь.
p. s. Очень часто дети, которые плохо говорят, для своего возраста, ещё и плохо едят, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе – это говорит о слабости челюстной мышцы, а она, в свою очередь, задерживает развитие артикуляционного аппарата. Поэтому, обязательно заставляйте ребёнка жевать овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы – научите ребёнка полоскать рот, надувать щёки и перекатывать воздух из одной щеки в другую. И не забывайте развивать мелкую моторику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] / А. Е. Белая. – М. : Астрель, 2009. – 143с.
Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С.495- 497.
Ержанова, С. Е. Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей [Текст ] / С. Е. Ержанова, А. А. Жумабекова, Г. С. Дынгырова . – Уфа : Лето,2015. – С.57-59.
Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПБ. : Литера, 2005. – 220 с.