СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие мелкой моторики первоклассников посредством упражнений с мячом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Развитие мелкой моторики первоклассников посредством упражнений с мячом»»

Т.В.Демьяник, учитель начальных классов, МАОУ «Земская гимназия».

«Развитие мелкой моторики первоклассников

посредством упражнений с мячом»

Актуальность.

Часто многие учителя отмечают, что у первоклассников часто возникают трудности в формировании навыков письма, причина чего – слабо развитая моторика. Уровень развития мелкой моторики руки является одним из показателей школьной зрелости ребенка. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развиты внимание, память и связная речь. В свою очередь недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, снижению мотивации к обучению, нарушению общения, повышения уровня школьной и общей тревожности, что в последствии может привести к школьной дезадаптации.

Для изучения актуальности проблемы было проведено исследование почерка первоклассников.

Основные требования к почерку, которые были оценены при диагностике:

— буквы должны быть размещены на линиях строки;
— правильность написания букв;
— различие заглавных и строчных букв;
— расстояние между словами и буквами в слове;
— слитное написание ;
— аккуратность написанного текста .

Результаты представлены в таблице № 1

Таблица №1.



Дата проведения диагностики

Число первоклассников

Уровень развития графического навыка письма учащихся

Высокий

Средний

Низкий

Январь

31

16%

39%

45 %



Анализируя данные можно сделать следующий вывод: результат с низким уровнем развития графического навыка письма превышает результат со средним и высоким уровнем.

Эти выводы подтверждают наличие остроты проблемы в формировании у первоклассников умений мелкой моторики.

С целью разрешения данной проблемы разработана программа «Волшебный мячик», которая выступает одним из направлений работы школы по коррекции качеств школьной зрелости.

Данная программа выступает как один из моментов, позволяющих детям со слабо развитой моторикой в адаптации к школьному обучению, способствует более успешному освоению навыков письма и развитию ручной умелости. В свой черёд это ведет к развитию речи и мышления, и как результат более успешной школьной и социальной адаптации.

Принципы построения программы:

  • Принцип системности и последовательности.

  • Принцип от простого к сложному.

  • Принцип интеграции детской деятельности.

  • Принцип индивидуализации.

Цель программы: развитие мелкой моторики и координации движений рук. Повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма, профилактика отставания ребенка в освоении письма в начальной школе посредством упражнений с мячом - тренажёром.

Задачи :

1.Создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

2.Развивать умение производить точные движение кистью и пальцами рук, стимулировать тактильные ощущения детей.

3.Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, глазомер, память.

4.Развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца.

5. Формировать поэтапно графические навыки у детей.

6. Формировать творческую активность, пространственное мышление, фантазию

7.Воспитывать волевые качества ребенка и уважительное отношение к своему и чужому труду.

Контингент детей: учащиеся первого класса.

Основные формы работы:

– коррекционно-развивающие занятия с детьми с использованием мяча- тренажёра для развития мелкой моторики руки;
– консультативная работа с родителями.

Методические приемы: игры и упражнения на тактильные ощущения, пространственную ориентировку и зрительно-моторную координацию, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Периодичность: игры и упражнения проводятся ежедневно на различных уроках. Два диагностических занятий.

Ожидаемые результаты:

В процессе реализации программы, учащиеся покажут положительную динамику развития мелкой моторики и научаться:

  • строить свою деятельность по словесной инструкции взрослого;

  • скорректируется зрительно-моторная координация;

  • анализировать образец и устанавливать принцип построение ряда на основе выделения его элементов.

Работа с родителями: первичное консультирование по диагностическому исследованию уровня развития мелкой моторики руки; рекомендации (в виде индивидуальных листов с заданиями); повторное консультирование (эффективность проведенной работы) и стратегия дальнейшего поведения родителя с ребенком (рекомендации Приложение 1).

Содержание занятий и виды игр и упражнений с мячом – тренажёром.

Первое занятие (январь)

Диагностический блок.
Исследование уровня развития мелкой моторики руки.

Упражнения, нацеленные на:

  • Повторение и закрепление названий пальцев руки.

  • Ориентировка на плоскости и в пространстве: закрепление понятий: “право”, “лево”, “верх”, “низ”.

  • Синхронизация речи с работой рук.

  • Развитие точности движений пальцев. 

  • Избавление от мышечного напряжения, скованности движений.

  • Улучшение таких двигательных качеств, как координация, ловкость, сила, гибкость.

  • Умение контролировать и выполнять изолированные движения пальцами, при необходимости синхронизировать их.

Приложение 2.

Игры с мячом – тренажёром:

  • Игры с мячом для развития мелкой моторики

  • Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

  • Игры с мячом для закрепления правильного произношения

  • и дифференциации звуков

  • Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи.

Приложение 3.

Последнее занятие (май)

Диагностический блок. 
Повторное исследование уровня развития мелкой моторики, с целью отслеживания динамики (изменений) в развитии детей в процессе реализации данной программы.

Результаты.

Повторно было проведено исследование почерка первоклассников. Результаты представлены в Таблице №2.

Таблица № 2.

Дата проведения диагностики

Число первоклассников

Уровень развития графического навыка письма учащихся

Высокий

Средний

Низкий

Май

31

39%

43%

18 %



Результаты проведенной на основе исходных диагностических данных развивающей работы улучшились. Количество учащихся с низким уровнем развития графического навыка письма уменьшилось на 27 %. Процентное соотношение с предыдущими результатами свидетельствует о том, что проведенная нами развивающая работа с использованием упражнений и игр с мячом - тренажёром была эффективной.

Таким образом, по итогам проверки произошло качественное улучшение навыков мелкой моторики у испытуемых детей младшего школьного возраста после проведенной нами развивающей работы.

Заключение.

Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это улучшает уровень развития графического навыка письма. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!

Выводы.

В состоянии тонких движений мелких мышц испытуемых произошли качественные изменения: улучшились такие двигательные качества, как точность, координация, ловкость, сила, гибкость. Дети научились контролировать и выполнять изолированные движения пальцами, при необходимости синхронизировать их. Они избавились от мышечного напряжения, скованности движений.

В заключение, можно сказать, что игры и упражнения с мячом имеют право быть использованы в образовательных учреждениях, как средство развития ловкости, ручной умелости, общей моторики детей младшего школьного возраста. Игры с мячом позволяют сменить пассивную позицию ребёнка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности, что даёт им возможность получить и усвоить большее количество информации.





Список использованной литературы

1Кириллова А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно – речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 – 7 лет.

2. Прахт Л.И. Развитие движений кисти / Л.И. Прахт // Начальная
школа. - 2014. - № 4.

3. Интернет - ресурсы: https: //infourok.ru/

4. Харитонова Л.Г., Сулянцева Л.А. Программа развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста: Методические рекомендации. – Омск: СибГАФК, 1996.































Приложение 1.

Рекомендации для родителей.

  1. Чтобы добиться конкретного результата, мы должны вначале объяснить, как это сделать, а затем научить и проконтролировать запоминаемость – только так можно сформировать привычку делать правильно.

  2. Перед тем, как начать какую-либо тренировку, обсудите поставленную задачу и сроки ее выполнения.

  3. Самые первые буквы лучше писать крупными, детям очень нравится писать мелками на доске – это может помочь привить интерес к письму. Дайте детям выбрать слова, которые они хотят научиться писать. Обычно выбирают имена — свое, родственников или друзей; иногда — названия домашних животных (кот, пес). Попробуйте написать слова сами, а ребенку разрешите обвести ваши буквы другим цветом.

  4. Предложите ребенку поиграть в сыщиков. Дайте ему в руки любую газету, журнал и попросите найти какую-нибудь определенную букву на целой странице.

  5. Упражнения для улучшения почерка лучше выполнять карандашом – это позволит стереть неудачный момент, а не переписывать слово заново.

  6.  Начните работать над аккуратностью написания, потому что детям легче написать буквы не выходя за границы строчек, чем точно передать соразмерность и изгибы. Если заметили неправильное написание, вам стоит немедленно вмешаться. Это нужно сделать в дружелюбной форме, рассказывая конкретно об ошибке. Ни в коем случае не стоит унижать ребенка, даже если он методично допускает одну и ту же ошибку.

  7.  Следите за ногами ребенка, так как от этого зависит осанка ребенка. Ноги должны уверенно стоять на полу, потому что только в таком положении ребенок будет сидеть ровно, удобно и сможет написать красивые буквы.

  8. Работайте над пространственным восприятием. Очень полезным и удобным способом являются карточки с буквами, которые можно купить или сделать своими руками. Разложив карточки в ряд, вы можете проанализировать вместе с ребенком, что у букв общего и чем они отличаются.

  9.  Не скупитесь на похвалу! Чем чаще вы будете хвалить буквы, подробно описывая их положительные качества, тем скорее ребенок начнет сам различать те буквы, которые требуют исправлений.

  10. Старайтесь все навыки тренировать в игровой форме.



Приложение 2.

Упражнения с мячом.

«В сад за сливами».

(Поочерёдно нажимаем пальцами на мяч – тренажёр, левой рукой придерживаем мяч, а правой нажимаем и наоборот)

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.


«Мой мячик»

Вот мой мячик непростой (Мяч держать в правой руке)

Весь красивый вот такой (Переложить мяч в правую руку)

Им ладони разотру (Растереть мяч ладошками)

И на парту его кладу (Положить мяч на парту)

Влево вправо его катаю (Катать мяч по парте правой рукой, левой придерживать)

Свои пальцы выгибаю (Выгибать пальцы)

Можно мяч катать по кругу (Круговые вращения мяча по часовой стрелке)

Перекатывать друг другу (Перекатывать мяч влево, вправо)

Мяч я пальцами приподнимаю (Приподнимать большим и поочередно другими пальцами правой рукой)

И ни разу не роняю (Приподнимать большим и поочередно другими пальцами левой рукой)

«Зайцы на лужайке»

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве, (катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)

Но напрыгались, устали (положить шарик на ладошку).

Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)

«Волшебный мячик»

Мяч в ладошку положу (Взять мяч в ладонь)

А потом чуть-чуть сожму (Сжать несильно мяч подушечками пальцев правой руки)

Раз, два, три, четыре, пять (Сжать несильно мяч подушечками пальцев левой руки)

А теперь сильней сжимать (Сжать сильно мяч подушечками пальцев правой руки)

Раз, два, три, четыре, пять (Сжать сильно мяч подушечками пальцев левой руки)

Можно и глаза закрыть (Закрыть глаза, мяч покрутить, перебирая пальцами правой руки)

Левой, правой покрутить (Закрыть глаза, мяч покрутить, перебирая пальцами левой руки)

Пора глаза нам открывать (Открыть глаза)

И урок нам продолжать.

«Месим тесто»

Месим, месим тесто, (сжимаем массажный мячик в одной руке)

Есть в печке место (перекладываем и сжимаем мяч другой рукой).

Я для милой мамочки (сжимаем мяч двумя руками несколько раз)

Испеку два пряничка (катаем мяч между ладонями).

«Футбол»

Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть друг к другу полукругом. В одну из них вложить мячик (мячик должен быть по размеру ладошки ребёнка). Перекидывать мячик из одной руки в другую, сохраняя положение ладошек. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить.

«Солдаты»

Обе руки локтями плотно прижать к себе. Взять мячик в одну руку. Выполнять круговые движения сначала кистью одной руки, затем мяч переложить в другую руку и выполнять то же упражнение. Движения выполнять медленно, не торопясь. Круговые движения выполняются к себе и от себя. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения, темп можно увеличить. Следить, чтобы ребенок не поднимал плечо. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения одной рукой, можно ему предложить выполнить то же упражнение двумя руками одновременно.



































Приложение 3.

Игры с использованием мяча – тренажёра.

Игры с мячом для развития мелкой моторики:

• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».

• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.

• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.

• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.

• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.

• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.

• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.



Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

• «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.

• «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.

• «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.

• «Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков

• «Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.

• «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.

• «Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.

• «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.

• «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.

• «Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.

Игры с мячом для закрепления правильного произношения

и дифференциации звуков:

• «С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.

• «Мяч передавай, слово со звуком [б] называй» - повторение слов с определённым звуком.

• «Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.

• «Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши).

• «Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов).

• «Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.

• «Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи:

• «Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.

• «Мяч бросаю, диких животных называю».

• «Мяч передаю, деревья назову».

• «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).

• «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.

• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).

• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.

• «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.

• «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.

• «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.

• «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.

• «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!