СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики рук у обучающихся с ТМНР в коррекционно-развивающих играх

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития получили возможность обучаться в школе.

Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.  Недоразвитие мелкой моторики вызывает значительное затруднение у детей в процессе обучения, что, в свою очередь, влечет за собой значительные трудности в учебной деятельности.          

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики рук у обучающихся с ТМНР в коррекционно-развивающих играх»

«Развитие мелкой моторики рук у обучающихся с ТМНР в коррекционно-развивающих играх»

В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития получили возможность обучаться в школе.

Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера. 
Недоразвитие мелкой моторики вызывает значительное затруднение у детей в процессе обучения, что, в свою очередь, влечет за собой значительные трудности в учебной деятельности.          

Данная категория детей с трудом овладевает всеми приемами по развитию мелкой моторики, все полученные умения и навыки у них быстро распадаются, если не происходит работа по их закреплению. Дети быстро забывают ранее проделанные действия, из-за этого постоянно приходится возвращаться на шаг назад. При выполнении нового задания они долгое время не могут сосредоточиться на последовательности в выполнении упражнения.

Работа над мелкой моторикой осуществляется на каждом уроке. Задания даются от простого к более сложному. На первых этапах обучения ребенок может просто наблюдать за действиями учителя. Постепенно педагог привлекает ученика к выполнению упражнений. Все действия повторяются несколько раз. Затем от выполнения совместных действий (ребенок+учитель) идет переход к выполнению действий по подражанию, а, как известно, подражание считается одним из условий развития ребенка. Далее ребенок переходит к действию по образцу и по словесной инструкции.

Приведу игровые упражнения, которые можно использовать и мы используем на занятиях в обучении с учащимися с тяжелыми нарушениями в развитии.

Начинать занятие лучше всего с элементов массажа – самомассажа кистей и пальцев рук.

Нервные окончания пальцев рук, ладоней и кистей рук непосредственно связаны с мозгом. С целью воздействия на биологически активные точки, стимулирования зон коры больших полушарий можно применять различные техники массажа:

Массаж шишками

Массаж грецкими орехами

Массаж карандашами

Массаж Су-Джок

          Данная работа должна проводиться в игровой форме перед выполнением заданий по письму, рисованию.

Пальчиковые игры с предметами.

Можно применять:

 Мелкую мозаику

 Мелкий конструктор

 Счетные палочки

 Контейнеры с фасолью, горохом и мелкими игрушками

 Прищепки

 Пазлы

 Шнуровки

 Застегивание и расстегивание пуговиц

Лепка

Пальчиковый театр

Игры с нитками на фланелеграфе

Наматывание ниток на клубки

В процессе таких игр дети раскрепощаются, развивается координация движений, активизируется речь.

Пальчиковые игры без предметов.

Пальчиковая гимнастика

Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;

Детям эти игры знакомы с раннего детства, они им очень радуются.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики рук, помогают избавится от монотонности речи, почувствовать ее ритм, нормализовать ее темп, учат соблюдать речевые паузы, снижают психическое напряжение. Они несут и обучающую нагрузку- одни направлены на обучение счету, другие – на знакомство с частями тела. При взаимодействии двумя руками ребенок учится ориентироваться в пространстве, координируется работа полушарий мозга. Кроме того, такие игры помогают достичь тесного контакта со взрослым, что положительно влияет на дальнейшие отношения между ними.

Различные техники рисования.

Обведение и дорисовка различных фигур

Раскраска

Штриховка

Рисование карандашами, мелками, красками.

     Графические навыки рисования относятся к сложным двигательным действиям. Поэтому они вырабатываются лишь под влиянием обучения и путём многократных специально организованных упражнений, требующих длительного времени.

Вот некоторые из них:

1. Рисование от руки прямых вертикальных линий: «высокие столбы», «заборчик».

2. Рисование от руки прямых горизонтальных линий: «провода», «дорожки», «цветные веревочки».

3. Рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий: «лесенки», «окошки», «рамки», «шахматная доска», «качели».

4. Рисование от руки наклонных линий: «идет косой дождь», «ниточки к шарикам, чтобы те не улетали», «высокие горы», «пионерские палатки».

5. Рисование от руки дугообразных линий: «дым идет», «мы клубочек намотаем», «извилистые ручейки», «волны», «фонтанчик», «салют».

6. Рисование замкнутых круговых линий: воздушные шарики, разные колечки, бублики, разноцветные колеса, мячики большие и маленькие, арбуз, апельсин, яблоко, орех.

     Эти и подобные им игровые графические упражнения имеют важное практическое значение для развития техники рисования. Однако еще раз подчеркну, что умственно отсталому школьнику для образования надлежащих навыков требуется большое количество повторений.

Работа с бумагой:

1) складывание

2) обрывание

3) вырезание

4) выкладывание узоров

Развитие мелкой моторики рук у детей–очень важная задача для родителей и педагогов.

           Исходя из вышесказанного, видно, что реализация индивидуального подхода в содержании и использовании различных нетрадиционных приемов работы по развитию мелкой моторики и систематических занятиях с детьми с множественными нарушениями в развитии позволяет достичь, на мой взгляд, определенных успехов в развитии детей. 

          Радость успехам ребенка, похвала, все это дает положительную динамику, тем более, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи и мышления ребенка.

Далее предлагаются упражнения, которые мы используем на занятиях с учащимися, начиная с начальной школы:

удержание вложенного в руку предмета, захват и удержание его (предмет разной формы, фактуры, материала);

перекладывание предмета из одной руки в другую, из одной емкости в другую;

бросание предмета в различные емкости;

сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча, ваты;

рвать, разглаживать, комкать бумагу;

ощупывание, разминание, расплющивание, раскатывание пластилина (теста, глины), втыкание в него палочек, спичек, крупы;

катание различных мячей в руках, по полу (гладких, массажных, разных по размеру), катание вытянутой палки (валика) по столу (обтянутой разным материалом: полотенцем, мехом и т.д.);

игры с юлой, неваляшкой;

нажатие на кнопки, клавиши (детское пианино, клавиатура и т.д.);

нахождение предмета в крупе (песке), закапывание предмета;

собирание пирамидки (пирамидки из формочек: колечки, стаканчики и т.д.);

вкладывание в ведро с формочками фигурок (запихивание в ведро бумаги);

нанизывание различных по размеру колечек, бусинок, пуговиц, крышечек (с проделанными отверстиями) на тесьму;

рисование в воздухе, рисование различными материалами (красками, мелками, углем, восковыми карандашами), сначала рисуем пальчиковыми красками (делаются отпечатки всей ладонью, затем только указательным пальцем);

разжимание прищепок, прикалывание их;

переливание, наливание воды в емкость, отжимание губки, тряпки;

приклеивание на фланелеграф предметов, изображений на липучках;

откручивание, закручивание крышечек от баночек, тюбиков, бутылок, кранов, шурупов, гаек;

открывание, закрывание крышек от баночек духов, шампуней;

наматывание ниток на палочку, свой палец;

перелистывание книжек, журналов;

работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;

забивание молотком деревянных столбиков;

использование игрового центра с погремушками;

игры с развивающей черепахой;

поднимание с пола различных предметов;

использование магнитных наборов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!