СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением речи через игровые упражнения с бусами, массажными мячиками . Методическое пособие для воспитателей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное методическое пособие предлагает игровые упражнения с бусами и методы самомассажа рук  с мячиками для работы с детьми 2-6лет с целью развития мелкой моторики, речи, коммуникативных навыков и развития творческого мышления, а так же внимания, памяти и фантазии. Методическое пособие рекомендовано педагогическим работникам дошкольного образования , а также заботливым родителям.

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением речи через игровые упражнения с бусами, массажными мячиками . Методическое пособие для воспитателей»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47» Копейского городского округа











Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением речи через игровые упражнения с бусами, массажными мячиками .

Методическое пособие для воспитателей





Копейск 2018год

Содержание:

Анотация…………………………………………………………………3

Рецензия…………………………………………………………….……4

Введение………………………………………………………………….5

Игровые упражнения с бусами………………………………………….7

Игровые упражнения с мячиками……………………………………..13

Упражнения с мячиками для стоп…………………………………….18

Заключение ……………………………………………………………..21

Список литературы………………………………………………………22

































Автор и составитель: Левченко Наталья Вячеславовна , воспитатель МДОУ «ДС 47» п.Октябрьский КГО.







Рецензент:____________________________________________________











Анотация:

Данное методическое пособие предлагает игровые упражнения с бусами и методы самомассажа рук с мячиками для работы с детьми 2-6лет с целью развития мелкой моторики, речи, коммуникативных навыков и развития творческого мышления, а так же внимания, памяти и фантазии. Методическое пособие рекомендовано педагогическим работникам дошкольного образования , а также заботливым родителям.



















3













































4



Введение:

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Еще В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.

Очень часто мы слышим фразы «Мелкая моторика рук» или «Развитие мелкой моторики рук» - это достаточно актуальные фразы в настоящее время, ведь немало важно развивать мелкую моторику рук, потому что в нашем мозге центры, которые отвечают за движения пальцев и речь расположены очень близко.

Речь -это уникальная способность, присущая только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение. В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи .К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш, ручку. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении . На основе устной речи строится и развивается письменная речь. Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных органов слухового, зрительного, двигательного анализаторов. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающими его предметами.

Игровая деятельность, являясь ведущей деятельностью дошкольника, она в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.

В современном мире остро стоит вопрос развития детей. Я , как воспитатель часто задаюсь вопросом: «Чем заинтересовать современных детей с целью благотворного развития» и одним из ответов было создание пособия игр с бусами. 5

Дети очень легко и с интересом приняли данный способ игры. Мною проведено достаточное количество занятий ,где игра бус включена в тематику непосредственно-образовательной деятельности с детьми и это всегда эмоционально положительно приветствуется детьми.













































6

Игры с бусами.

Бусы — украшение, предмет роскоши. Нанизанные на нить камешки. Бусы обычно надевают на шею, однако бывают бусы для рук и для ног. Также бусы иногда используют как ёлочные украшения.

Именно о елочных бусах и пойдет речь. Данный вид бус не является затратным и его может приобрести любой человек со средним доходом, к тому же что-то мне подсказывает, что такие бусы уже есть почти в каждом доме и используются они в любимый праздник Новый год для украшения елочки, но, к сожалению, не все знают как еще их можно использовать с пользой для развития ребенка в возрасте от 2 до 6 лет. Да и что говорить , я сама узнала об этом не так давно, благодаря семинару М.И. Родины в г.Челябинске. И так меня вдохновила идея игр с бусами, что я решила дополнить ее своими игровыми занятиями.

«Улитка»

Бусы в кучу соберем

И ладошками сгребем,

Пальчиками мы поманим ,

«Дорожку» длинную растянем.

Вот из бус «дорожка»,

Прижмем мы край ладошкой.

Крутим мы ладонь- и нитка

Превращается в «улитку»!

Сначала собрать руками бусы в кучу, затем указательными пальцами раздвинуть ровную «дорожку». Далее прижать один край ладонью и делать вращательные движения в одну сторону ,но не закручивать до конца.

«Кочка, горочка, гора»

Жила-была «дорожка»,

Ровная «дорожка».

Пальчик, пальчик, помогай,

7

В серединочку вставай.

Сделай маленький дружок,

Из дорожки «бугорок»!

«Кочка», «горочка», «гора»-

Ват так славная игра!

Указательными пальцами растянуть ровную «дорожку» .

В середину «дорожки» поставить указательный палец и потянуть цепочку вверх немного от себя-«бугорок», затем еще потянуть «кочка», еще больше-«горка» и далее «гора».



«Тарелка, лодочка, квадрат»

Вновь выпрямляется «дорожка»,

И наши пальчики немножко

Потянут стороны-маленечко…

У нас получится «тарелочка».

Хороша «тарелка» наша!

Тянем ,тянем –«лодка « здесь.

Пальцы разведем подальше-

И уже «квадратик» есть!

Двумя пальцами растянуть «дорожку». Между нитями бус поставить указательные пальцы на небольшом расстоянии друг от друга. Затем потянуть бусы одновременно обоими пальцами вниз(к себе нижнюю нить).Сначала немного-«тарелка», потом еще-«лодка» и еще-«квадрат».

«Дом»

Расположить нити бус параллельно друг другу. Из нижней нити сделать «квадрат» (основа дома), из верхней сделать треугольник, потянув указательный палец от себя(вверх)- (крыша).

8



Две «дорожки» посмотри,

В нижнюю пальчики воткни

Вниз «дорожку» потяни

И в «квадратик» преврати.

В верхнюю «дорожку» ровно в середине

Пальчик мы воткнем, пальчик вверх мы поведем.

Посмотри ,дружок, что вышло?

Это же у дома крыша.

Есть «квадрат» и треугольник

Получился чудный домик.

«Чайка на море»

Растянуть две дорожки параллельно друг другу, но увеличить расстояние между ними. Нижняя дорожка это «море» , а верхняя-это «чайка».

«Море» делаем указательными пальчиками обоих рук, работаем только с верхней частью нижней нити. Начинаем с краю нити, работают одновременно пальчики, один нить опускает слегка, другой пальчик рядом нить приподнимает от себя(вверх).Должно получится «Море». Далее работаем с верхней нитью бус. Пальчиком одной руки ровно по середине тянем немного нить на себя(вниз), получилась «чайка».

Вот из бус дорожка,

Поколдуем мы немножко.

Пальчики, нам помогайте

«Дорожку» в «море» превращайте.

На «море» «чайка» прилетела,

Рыбку скушать захотела.





9

«Бабочка»

Работаем далее с двумя парами бус по очереди. Сначала делаем одну дорожку, мастерим крылья «бабочки». «Дорожку» растягиваем в «круг», далее « круг» слегка сдвигаем вовнутрь с боков (как цифру 8) и сверху снизу, затем берем вторую нить бус и укладываем ее сверху посередине на крылья «Бабочки», вторую нить сверху указательным пальцем немного сдвигаем во внутрь- «усики».

Из «дорожки» вдруг пальчики сделали круг!

Растянули, разложили, посмотрели и решили

Круг наш сдвинуть сверху, снизу,

Слева, справа. Вот это да!

Нить вторая нам нужна.

Нить вторую мы берем,

Сверху мы ее кладем.

Пальчик сделает усы,

Что получилось ,мне скажи?

«Цветочек»

Из первой пары бус «дорожки» делаем круг, вторую пару бус берем в руки и катаем их как колобок из пластилина и жмем ладошками двух рук (делая из ладошек «замок») ,затем кладем их в середину круга. Далее работаем с кругом: указательными пальцами рук сдвигаем круг сверху(опускаем к центру круга) , снизу пальцем сдвигаем вверх к центру круга, тоже самое делаем слева и справа. Получившиеся лепестки делим пальцем еще пополам каждый. Должен получиться цветочек.

Из «дорожки» вдруг пальчики сделали круг!

Вторые бусы в руки взяли, покатали, подавили

В серединку положили.

Сдвинем круг мы сверху, снизу, слева, справа

Лепестки поделим на два. Лепесточек, лепесточек получись у нас цветочек.

10

Подвижные игры с бусами «Карусель» №1

Нить бус взять двумя руками и слегка растянуть в стороны., чтоб немного обвисали. Затем начинаем крутить от себя, потом к себе.

Присказка: Карусель я покручу

То вперед, то назад.

И друзей научу

Играть со мною так!

Карусель №2

Нить бус взять одной рукой за один конец и раскручивать по часовой стрелке, затем против. Делать движения, чередуя левую и правую руку.

Присказка: Бусы я покручу

Вправо…..

Влево поверчу.

Потом руки поменяю,

И все снова повторяю!

Бусы я покручу

Вправо…..

Влево поверчу.

«Качели»

В данной игре нужно использовать две пары бус, по одной в каждой руке.

Взять бусы пальцами за один конец и сначала медленными движениями вперед-назад раскачивать бусы, затем ускоряя темп раскачиваний и снова замедляя до полной остановки.

Присказка: Еле-еле-еле-еле

Раскачали мы качели,

Все быстрее и быстрее

Вперед-назад веселее, 11

Раз, два, раз, два

Остановить качели пора.

«Узоры из бус»

В ладошки спрячем наши бусы, (Бусы сложить в одну ладонь, а второй их накрыть)

у ушка их. (Потрясти у ушка)

Бусы, бусы покажитесь, (Взять пальцами одной руки и приподнять бусы вверх)

Красотою похвалитесь !

Спрячем бусы мы в ладони (снова убрать бусы и накрыть ладонью)

случайно их уроним. (подбросить бусы на пол(стол) и рассмотреть узор)

Гимнастика с бусами.

Взять в руки одну пару бус., растянуть ее в стороны обоими руками, повернуть в стороны ,как бы показывая друг другу. Затем сложить в две ладошки и погреметь ими, покатать как пластилин по часовой стрелке. Далее пальцами одной руки вытянуть бусы вверх, а второй рукой , слегка сжав нить в кулаке, провести по ним сверху вниз., затем повторить это движение другой рукой. В конце собрать бусы в кулак и закрыть его, указательный палец другой руки поднести к губам(тссс).

Присказка: Бусы шире растяните

И друг другу покажите.

Спрячьте их потом в ладошки,

Погремите все немножко.

Их в ладошках покатайте,

Их руками приласкайте.

Соберите в кулачок и молчок.





12

Игровые упражнения с массажными мячиками.

Цель таких упражнений - развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений.

Задачи:

1. способствовать закаливанию организма ребенка.

2. Воздействовать на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.

3. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

4. Хорошая гимнастика для пальчиков, улучшает кровообращение, тонизирует мелкие мышцы на руках.

Одним из способов развития моторики и речи являются упражнения с массажными мячиками. Играть с «ёжиками» можно с раннего возраста. Вот упражнения для самых маленьких.

Перед тем, как проводить с детьми или одним ребенком комплекс представленных упражнений, необходимо познакомить их с названием частей ладони и пальцев.

Следить, чтобы при выполнении упражнений для рук, пальцы обеих рук находились всегда в сомкнутом состоянии, плечи не поднимались. Желательно, чтобы на детях была одежда с коротким рукавом. Если такой возможности нет, то детям нужно закатать рукава. Когда взрослый показывает комплекс упражнений для рук необходимо снять с запястья часы и кольца с пальцев.

Упражнения показывать в среднем темпе, акцентируя внимание детей (ребенка) на некоторые нюансы при их выполнении. Упражнения с мячиком-ёжиком можно использовать как часть занятия в структуре коррекционного занятия, проводимого воспитателем, а также как самостоятельное занятие. Оно может быть как индивидуальным, так и подгрупповым.









13

«Месим тесто»

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.

Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.

Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.

Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.

«Орех»

Движения соответствуют тексту.

Я катаю свой орех

По ладоням снизу вверх.

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю свой орех,

Чтобы стал круглее всех.

«Непростой шарик»

Этот шарик непростой, - показываем мячик рукой, как бы хвастаясь

Весь колючий, вот такой! –перекладываем в другую руку и повторяем

Меж ладошками кладем,- далее движения по тексту.

Им ладошки разотрем.

Вверх, вниз его катаем,

Свои ручки развиваем.

«Круги»

Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

14

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

«Мячик»

Поиграю я с мячом - слегка перекидывать мячик в руках

Почешу я им плечо- потереть плечи держа мяч одной рукой.

Правое, левое .

Все делаю умело я!

По руке его качу – прокатить мяч по всей длине рук по очереди

В ладошки спрятать я хочу- закрываем мячик двумя ладонями.

«Еж»

Сидит еж в моих руках,

Очень колкий, просто «Ах!» держать мячик в ладошках, сложенных вместе.

Я его поглажу в одной руке держать мячик ,другой гладить, затем поменять руки.

Тихо иглы постучу постучать ладошкой по иглам.

Покатаю чуть в ладонях катать ,как колобок.

И на волю отпущу. Скатить мячик с ладошек на пол.

«Колобок»

Движение мячика начинать с плеча.

Покатился колобок

С горочки на бугорок (катить до тыльной стороны ладони)

15



А потом кувырком ( перекатить мячик в ладонь)

Прикатился сразу в дом! ( сделать ладони рук «крышей» и зажать мячик)

В доме том живет лиса

Ам!! И съела колобка. Хлопнуть ладонями по мячику,как будто «съели»

***

Гимнастика пальчиков. Движение рук по тексту.

Пальчики я разминаю

Мячик я в руке катаю.

Правую разомну,

В левую переложу.

Пальчики я разминаю,

Мячик я в руке катаю.

***

Правой ручкой мяч пожмем,

В левую передаем.

Покатаем вверх и вниз,

А потом подбросим в высь .

Движения по тексту.

***

Быть здоровыми хотим (мячик катаем по правой щеке)

Вырастим и полетим (катаем по левой щеке)

На ракете высоко (мячик между ладоней, руки вверх)

3, 2, 1-ЛЕТИМ!!! (кидаем мячик выше вытянутых рук)

*** 16

ЛАСКОВЫЙ ЁЖ

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.

ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ

«Ёжик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Начинаем счёт опять. (перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипы)

ПАЛЬЧИКИ

«Здравствуй, мой любимый мячик!»

Скажет утром каждый пальчик. (удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем)

Посмотри-ка, большой пальчик

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает. (крепко сжать мяч указательным и большим пальцем

Только брату отдаёт:

Брат у брата мяч берёт.

(передать мяч, удерживаемый большим и указательным пальцами, в соответствующие пальцы левой руки)





17

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТОП!

Свод стопы формируется у детей 3–4 лет. Однако относительная слабость мышц и связок сохраняется до 6–7 лет даже у здоровых детей. Поэтому с детьми этого возраста необходимо регулярно выполнять упражнения, которые помогут сформировать и укрепить мышцы свода стопы и предотвратить развитие плоскостопия. Упражнения для стоп выполняют босиком или в чешках.

Правильно сформировать и укрепить мышцы свода стопы так же поможет хождения босиком по земле, песку, камушкам, в воде, плавание, езда на велосипеде и танцы.

Упражнение «цыпочки»

Исходное положение: стоя на цыпочках, руки на пояс.

Ходьба под счет в среднем темпе, 30 с.

Упражнение «мишки»

Исходное положение: стоя на внешней стороне стопы, руки на пояс.

Ходьба под счет в среднем темпе, 30 с

Упражнение «пяточки»

Исходное положение: стоя на пяточках, руки на пояс.

Ходьба под счет в среднем темпе, 30 с

Упражнение «путаем следы»

Исходное положение: стоя, руки на пояс.

Ходьба, 30 с.

Во время ходьбы ставим стопы перпендикулярно друг–другу (буквой «Т»)

Упражнение «утята»

Исходное положение: сед (сидя на корточках), руки на пояс.

Ходьба, 20 с.



18

Упражнение «кружочки»

Исходное положение: сидя, ноги прямые, на ширине плеч.

На счет 1–4 ― вращайте стопами внутрь;

3–8 ― наружу

Повторите это упражнение 3 раза.

Упражнение «педали»

Исходное положение: сидя.

На счет 1–2 ― носок потянуть на себя;

3–4 ― стать на цыпочки;

5–6 ― вернуться в исходное положение;

7–8 ― максимально поднять носки стоп

Повторите это упражнение 3–5 раз.

Нагрузку можно изменять: ставя стопы дальше от стула ― уменьшать, ближе ― увеличивать.

Упражнения для стоп с предметами

Упражнения для стоп с предметами выполняют из исходного положения сидя.

Упражнения для стоп с мячиком

Упражнения для стоп с мячиком не только укрепляют мышцы стопы, но и развивают у детей координацию. Для выполнения этих упражнений вам понадобится стул, небольшой массажный мячик.

Катание мячика ногами попеременно:

от пятки ― к носку и обратно;

по кругу, по часовой стрелке, против ― носком, пяткой;

«восьмеркой».

Повторите это упражнение правой и левой ногой по 5–7 раз.

19

Упражнения для стоп с гимнастической палкой

На счет 1–2 ― перекатывайте палочку ногой от носка к пятке;

3–4 ― обратно;

5–6 ― то же ― только носком;

7–8 ― то же ― только пяткой.

Повторить это упражнение 3–7 раз.



































20

Заключение:

В заключении напишу давно известный факт : мелкая (тонкая) моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка, развитие речи. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика дошкольников.

Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста, я добилась следующих результатов: улучшилась координация и точность движений руки ,; улучшилось развитие воображения, стало более развернутым ;развитие логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создана эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

























21

Литература

1. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии /М. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №9. – С.47- 49.

2. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника / С.Е. Гаврина и др. - М.: Академия развития, 2015. - 240 c.

3. Гурович М.Л. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая – СП-б.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000. – 128с.

4. Гатанова Н. Развиваю мелкую моторику. С.-П., 2000г.

5. Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования/Т.Н. Доронова – М.: Обруч, 2010 – 210 с.

5. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - M.: Сфера, 2013. - 176 c.

6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.

7. Петрова, Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Книга 1. Младшая и средняя группы / Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. - М.: Школьная Пресса, 2015. - 128 c.

8.Родина М.И. Методическое пособие по интеллектуально- творческому развитию детей 2-7лет. Изд. «Музыкальная палитра» г.Санкт-Питербург 2014г.

9. Упражнения для правильного развития мелкой моторики рук. Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 1998г.

10. https://vk.com/sunmommy

11. https://multiurok.ru/files/kartotieka-uprazhnienii-s-massazhnymi-miachikami-d.htim









22


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!