СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики в форме урока-путешествия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики в форме урока-путешествия»

КОНСПЕКТ

пробного коррекционно-развивающего занятия

для детей с умственной отсталостью


ТЕМА:

«Развитие мелкой моторики в форме урока-путешествия»




Цели занятия:

  • Образовательная: развитие мелкой моторики рук через дидактические игры

  • Деятельностная: Создать условия для формирования БУД.

Задачи обучения.

  • Личностные:

  • Формировать навыки коммуникации и принятыми нормами социального поведения

  • Развивать умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

  • Предметные:

  • Формирование коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения

  • Развитие пальчиковой моторики рук, используя традиционные и не традиционные методы.

  • Формировать умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (пальчиковая гимнастика, физ. минутка)




















Составила

Бахина Кристина Константиновна

Дата проведения урока 05.03.2019






ХОД ЗАНЯТИЯ


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Этап установления эмоционального контакта

- Здравствуйте, ребята! Надеюсь, сегодня мы с вами продуктивно поработаем и подружимся.

-Ребята, но мы не сможем это выполнить это, если не познакомимся с друг другом.

- Меня зовут Кристина Константиновна. Повторите, пожалуйста мое имя.

- У вас на столах лежат карточки, давайте вместе прочитаем имена. Теперь давайте каждый шепытом произнесет свое имя. Возьмите карандаш. Найдите свое имя. Обведите его.

- А теперь пожалуйста, назовите свои имена, продолжив фразу: «Меня зовут…..»

- Вот мы и познакомились. У вас очень красивые имена!

- Здравствуйте.

- (повтор)

- выполняют задание

- представляются


ФОРМИРУЕМЫЕ БУД.

Личностные:

Развивать умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Предметные:

Формирование коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения

- Для того, чтобы настроиться на совместную работу, предлагаю обратиться к картинке на слайде. Посмотрите пожалуйста:


-Посмотрите, ктоо изображен на картинке?

- Маша

- -А из какого мультфильма пришла к нам Маша?

- Любите ли вы этот мультфильм? Какая серия самая любимая?Про что она?

-Кто в данном мультфильме главный герой?

-А знаете ли вы, кто режиссёр данного мультфильма?

-Это история о дружбе Маши с обитателями леса. Действие происходит в лесу около дома Маши. Режиссёр мультфильма «Маша и Медведь» Олег Кузовков.

-Ребята, а какой характер у Мвши? Я буду называть вам качества, а вы хлопайте в

ладоши, если согласны, и топайте ногами, если не согласны.

-Маша добрая, дружелюбная, любознательная, веселая, упрямая, грустная, злая.

( На слайде: названия качеств и картинки к ним)

Добрый- от слова добро, делающий хорошие поступки

Дружелюбный- от слова дружба, дружелюбный человек тот, кто хорошо со всеми

общается

Честный- тот, кто никогда не обманывает, всегда говорит правду

Упрямый- тот, кто делает все по-своему

Вредный- тот, кто мешает другим, плохо ведет себя

Любознательный- тот, кто хочет узнавать новое

-У вас есть сходства с Машей?

-У меня тоже есть сходства с Машей, я добрая, общительная и

любознательная!

-А вы добрые?

- Маша и медведь

- (Да/нет, название серии и содержание)

нет












- Да


- Да

  1. Этап постановки темы и цели занятия.

Ребята, а кто еще появился ан слайде?

А как называются эти животные?

Ребята, а какое животное лишнее? Какое не появляется в мультфильме?

Ребята, вы правы, павлин лишний, и он уже улетает.

Давайте узнаем какой характер у животных. Я буду называть вам качества, а вы говорите к какой животный ими обладает.

….

Ребята, а какое настроение у зайца? А у волка? А у ежа?

А на какого животного похоже ваше настроение? Почему?

Животные

Заяц, волк, ёж, павлин

Павлин


ФОРМИРУЕМЫЕ БУД.

Личностные:

  • Развивать умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.


Предметные:

Формирование коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения

А знаете ли вы почему животные собрались на полянке?

Нет

- Животные хотели учится в школе, прямо как вы. Как вы думаете зачем они хотят учиться?

Вы правы, а все культурные и образованные люди и животные знают буквы и умеют их читать. А их в школу не берут, т.к. их лапки не то что буквы писать, карандаш не могут держать. И они попросили Машу развить их лапки. Для того чтобы им помочь Маша отрыла собственную школу. А как вы думаете понравиться ли животным в ней учиться?

И Маша дала животным задания для того развивали свои лапки, также как мы свои руки. Но животные не поняли задания просят нас помочь им: позаниматься с ними и показать, как выполняются задания на развитие рук и лап.

Хотят стать культурными, образованными

Ребята, а какая тема урока, если мы будем помогать выполнять задания на развитие рук и лап?

Ребята, выберите на слайде чем мы будем сегодня заниматься на уроке, я буду читать, а вы хлопайте, если согласны

Развитие рук

Что нужно сделать, если вы согласны с тем что мы будем заниматься этим (чем-то) уроке?

Хлопнуть


Мы будем помогать животным +

Мы будем обижать животных –
Мы будем выполнять упражнения для развития рук +

Мы будем мешать животным –








  1. Основная часть занятия

В школе Маша дала задание в своей школе каждому животному. И посмотрите, кто первый сидит за партой?

Что вы знаете о зайцах?

Как думаете, как его зовут?

Да ребята, вы угадали его по правде зовут (имя)

Посмотрите на него, какого он цвета?

Заяц

Они любят морковку, живут в лесу.

(Имя)

Белого

ФОРМИРУЕМЫЕ БУД.

Личностные:

Развивать умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Формировать навыки коммуникации и принятыми нормами социального поведения

Формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Предметные:

• Формирование коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения

• Развитие пальчиковой моторики рук, используя традиционные и не традиционные методы.

• Формировать умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (пальчиковая гимнастика, физ. минутка)


А какое сейчас время года?

Зима

Ребята, зимой зайцы меняют окраску на белую. А все остальное время они серые, как второй картинке


Ребята, посмотрите на слайд хлопните, если думаете, что заяц есть это.


Ребята, давайте попробуем вспомнить что ест заяц (картинки того что он ест)

Перечисляют

Что мы сейчас узнали про зайца?

Заяц зимой белый, а все остальное время серый. Заяц любит есть морковку и капусту, растения и ягоды

Ребята, а сейчас давай те поможем зайцу.

Но перед этим покажем зайцу как надо выполнять гимнастику для пальцев, чтобы настроить сначала наши ручки

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, 
(имитируем лепку комков),

Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)

Молодцы, Маша дала зайцу задание нарисовать то как он прыгает с одной кочки на другую, но он не знает, как это сделает. И просит показать нас как выполнить это задание.


А для этого возьмите листок. Найдите зайца на листке. Найдите пунктирную линию. Возьмите карандаш. Проведите первую дугу по пунктирной линии, это линия в которой есть небольшие промежутки между штрихами. Проведите также вторую дугу. Соедините такими дугами все кочки до другого берега, на котором лежит морковка.


Хорошо, ребята, молодцы, вы смогли выполнить задание. Что мы сейчас делали?

А что мы узнали про зайца?

Ребята, посмотрите на квадрат с кругом. Возьмите его. Достаньте карандаши – зеленый и красный. Теперь послушайте, раскрасьте круг красным, если у вас были сложности в выполнении задания, вы не смогли нарисовать дуги; раскрасьте круг зеленым, если у вас не возникало сложностей, вы смогли нарисовать дуги. Хорошо, приступайте. А теперь отложите карандаши и квадрат.

Рисовали дуги (показывали зайцу как выполняется задание)

Заяц зимой белый, а все остальное время серый. Заяц любит есть морковку, капусту, растения и ягоды

Хорошо, а в награду за то, что мы помогли зайцу он хочет нас научить показывать себя в театре теней.

Знаете ли вы что такое театр теней?

Театр теней – это театр, в котором вместо актеров выступают тени, созданные с помощью рук.








(Цель игры: развивать мелкую моторику, внимание, память. – к каждому театру теней)

Для того чтобы показать зайца надо сначала сжать пальцы в кулак, потом поднять средний и указательный пальцы.

Зайчик - указательные и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты в кулак.

Молодцы, а что выступает вместо актеров в театре теней?

Вы правы, сейчас мы с вами создадим тень зайца.

Для этого мы включим лампу, так чтобы она светила на стену, (выключим свет?) и подведем руку показывающую зайца к свету. Посмотрите, какая тень зайца у нас получилась, она похожа мордочку у зайца.

Ребята, давайте вы тоже поочерёди попробуете показать зайца.



Нет






Тень

Ребята, а кто сидит на 2 парте?

Теперь давайте поможем волку

Что вы знаете про волка?

Где живет?

Посмотрите на него, какого он цвета?

В каких сказках вы встречались с волком?



Волк


Серый окрас, живет в лесу,…

Серый волк и семеро козлят, красная шапочка…

Много тысячелетий назад люди почитали волка как священное животное.

Волки на самом деле они умные и даже хитрые.

Волки, смотря друг на друга, обмениваются информацией. Так как они общаются между собой жестами.

Волки не только воют, они умеют ворчать, рычать, завывать и даже лаять.


Что мы сейчас узнали про волка?

Волк серый…

Ребята, а сейчас давай те поможем волку. Какое задание Маша дала волку в своей лесной школе?

Молодцы, Маша дала волку отгадать загадки и выложить отгадки с помощью спичек, так как показано на рисунке. Волк просит показать, как выполнить такое задание и просит показать нас как надо его выполнять.

Загадки – ответ – надо выложить из спичек изображение(слайд)

Но перед заданием покажем волку как надо выполнять гимнастику для пальцев.

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, 
(имитируем лепку комков),

Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки) – Стоя

Сейчас я прочитаю загадку, вы ее должны внимательно слушать, чтобы отгадать

(Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и

палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза.

Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.)

Объяснение, как выкладывается каждая фигуру

Если дождик моросит

И асфальт дождем залит,

Ты с собой его берешь

И на улицу идешь,

Ты под ним всегда сухой,

В непогоду он с тобой. (Зонт)

(Доп. загадка: Выходя из дома в дождь,

ты меня с собой берёшь.
Стоит солнцу появиться -
мне опять в углу пылиться.(зонт))

Ребята, посмотрите теперь как выложил зонт волк, в чем он ошибся? (перевернут)

А на что стала похожа фигура? Она похожа на дом? (нет) А на корабль? (да) А чего не хватает? (флага)

Я весь из железа,

Я в щелку залез.
Ты в дом ни за что

Не войдешь без меня. (ключ)

- Давайте попробуем собрать ключ по памяти. Для этого вы сейчас внимательно посмотрите на картинку и попытаетесь ее запомнить. Через некоторое время я ее уберу, и вы попробуете выложить ключ с картинки.

Давайте сейчас проверим у кого получилось выложить похожий ключ

В нем каждый из нас живет

У каждого из них есть номер свой,

Есть и название улицы,

Очень уютно нам в нем с тобой,

Это высокий кирпичный … (дом)

(Доп загадка: Огромный в небо он стремится,

Высок, как в небе птица.

Глаза его – окна,

А двери – как рот,

В нем каждый из нас живет. (дом))

Ребята, посмотрите теперь как выложил дом волк, в чем он ошибся? (сверху еще 2 квадрата) А на что стала похожа фигура? (на 4 клеточки, на 4 квадрата)


Хорошо, ребята, молодцы, вы смогли выполнить задание. Что мы сейчас делали?

А что мы узнали про волка?

Ребята, посмотрите на квадрат с кругом. Возьмите его. Достаньте карандаши – зеленый и красный. Теперь послушайте, раскрасьте круг красным, если у вас были сложности в выполнении задания, если вы не смогли сложить какую-нибудь фигуру; раскрасьте круг зеленым, если у вас не возникало сложностей, вы смогли сложить все фигуры. Хорошо, приступайте. А теперь отложите карандаши и квадрат.

Отгадывали загадки и выкладывали изображения из спичек (показывали зайцу как выполняется задание)

Волк серый…

Хорошо, а в награду за то, что мы помогли волку он хочет нас научить показывать себя в театре теней.

Давайте вспомним, что такое театр теней

Театр теней – это театр, в котором вместо актеров выступают тени, созданные с помощью рук.

Для того чтобы показать волка надо раскрыть ладонь и соединить все пальцы, потом поднять большой палец, согнуть указательный палец пополам, а мизинчик мы можем попробовать двигать вверх и вниз, как будто волк открывает и закрывает пасть

Собачка(волк) – рука повернута ребром вниз, а тыльной стороной ладони – к зрителям.

Большой палец поднят (ухо собаки), указательный согнут пополам (лоб), средний и

безымянный вытянуты и прижаты друг к другу (нос), мизинчик то опускается вниз,

то поднимается, прижимаясь к безымянному пальцу (собака лает).

Сейчас мы с вами создадим тень волка.

Для этого мы включим лампу, так чтобы она светила на стену, (выключим свет?) и подведем руку показывающую волка к свету. Посмотрите, какая тень волка у нас получилась, она похожа мордочку у волка.

Ребята, давайте вы тоже по очереди попробуете показать волка.
















ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Только в лес мы вошли (маршируют)

Появились комары. (лёгкое похлопывание по телу)

Дальше по лесу шагаем (маршируют)

И медведя мы встречаем.

(раскачивают из стороны в сторону)

Снова дальше мы идём (маршируют)

Перед нами водоём (руки в стороны)

Прыгать мы уже умеем (руки на пояс, с полуприседания)

Раз – два, раз – два! (прыжки)

Позади теперь вода! (маршируют)


Ребята, кто появился на слайде?

А вы видели когда-нибудь живого ежа?

Можно ли его погладить, как мы гладим кошку, собаку? Почему?

А знали ли вы, ежи умеют различать цвета?

А еще у них очень хорошо слышат и чувствуют запахи.

Как вы думаете, что кушает еж? Он любит есть ягоды и насекомых.

А теперь давайте теперь поможем ежу.

Нет

Вы правы, вместо шерсти, он покрыт иголками.


Ребята, а как вы думаете, что любят есть ежи?

(перечисляют что-нибудь)

(Вы правы,) На самом деле медведь любит есть ягоды и насекомых


Можно ли нам с вами есть насекомых?

Нет

Вы правы, нам нельзя есть насекомых, так как потом может стать плохо.

Что мы сейчас узнали про ежа?

Еж покрыт иголками. Он любит есть ягоды и насекомые

Ребята, а сейчас давай те поможем ежу.

Но перед этим покажем ежу как надо выполнять гимнастику для пальцев. Маша дала ежу задание порвать салфетку используя одну лапу, но он не знает, как это сделает. И просит показать нас как выполнить это задание.

Как вы думаете, это сложно?

Давайте настроим сначала наши ручки

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, 
(имитируем лепку комков),

Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)



(Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев рук, подготовить руку к письму.)

Поднимете правую руку. Возьмите салфетку в эту руку. И когда я скажу «начали», вы должны начать рвать салфетку используя только одну руку, ту, в которой держите салфетку. Во это время вы не должны помогать себе второй рукой.

Теперь давайте попробуем сделать тоже самое левой рукой.


Хорошо, ребята, молодцы, вы правильно показали, как выполнить задание. Что мы сейчас делали?

А что мы узнали про ежа?

Ребята, посмотрите на квадрат с кругом. Возьмите его. Достаньте карандаши – зеленый и красный. Теперь послушайте, раскрасьте круг красным, если у вас были сложности в выполнении задания, вы не смогли порвать салфетку одной рукой; раскрасьте круг зеленым, если у вас не возникало сложностей, вы смогли порвать салфетку одной рукой. Хорошо, приступайте. А теперь отложите карандаши и квадрат.

Помогали зайцу, рвали салфетку

Еж покрыт иголками. Он любит есть ягоды и насекомые

Хорошо, а в награду за то, что мы помогли волку он хочет нас научить показывать себя в театре теней.

Давайте вспомним, что такое театр теней

Вы правы, театр теней – это театр, в котором вместо актеров выступают тени, созданные с помощью рук.

Для того чтобы показать волка надо раскрыть ладони двух рук и соединить все пальцы с друг с другом (большой-большой…), а потом соединить ладони

Ежик – ладони соединены с поднятыми, вверх вытянутыми и раздвинутыми

пальцами, изображающими колючки.

Сейчас мы с вами создадим тень ежа.

Для этого мы включим лампу, так чтобы она светила на стену, (выключим свет?) и подведем руки, показывающие ежа к свету. Посмотрите, какая тень ежа у нас получилась

Ребята, давайте вы тоже поочерёди попробуете показать ежа.



- Театр теней – это театр, в котором вместо актеров выступают тени, созданные с помощью рук.

ФИЗМИНУТКА НА СНЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Ребята, посмотрите на слайд. Там вы увидите бабочку, она тоже прилетела в школу для животных, посмотреть, как все учатся. Следите глазами за ней

Следят глазами за бабочкой

Ребята, так же Маша дала одно общее задание для всех животных, она назвала его «Башня». Давайте покажем животным как оно выполняется.

(Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.)

Нам надо будет попробовать построить башню, но не просто, а используя наши руки.

Сложенные в кулак, давайте покажем все вместе, хорошо. Или раскрытые ладони, давайте все покажем, ладони.

Например, если я говорю кулак, первый игрок ставит на стол кулак, если говорю ладонь следующему игроку, он ставит ладонь на кулак предыдущего игрока, но не давя на него.

Давайте все встанем так чтобы нам было удобно и попробуем выполнить задание

Кулак-ладонь-кулак-кулак-ладонь- ладонь-кулак-ладонь-ладонь-кулак

Ребята получилось ли у нас выполнить это задание?

А как вы думаете почему у нас получилось его выполнить?

Да, потому что мы работали сообща, то есть дружно и потому что мы с вами сегодня очень хорошо развили свои руки



  1. Итог занятия

- Ребята, я буду читать предложения, а вы хлопайте, если мы делали это на уроке

Выполняли гимнастику для пальцев и рук +

Обижали животных –

Мы мешализаниматься с животными –

Помогали животным выполнить задания +

(хлопают)

  1. Рефлексия

- Ребята, животные очень благодарны вам за помощь и говорят: «Спасибо». Ведь благодаря вашей помощи они смогут поступить в школу.

- Что мы должны им ответить? (пожалуйста)

- Какие советы мы им можем дать, чтобы они дальше развивали свои лапки?

- Ребята, а теперь нам пора с животными они возвращаются домой и говорят нам «до свидания». Что мы должны сказать? (до свидания)

- Ребята, на протяжении нашего урока, я просила вас раскрашивать кружки в красный, если у вас возникали сложности и в зеленый, если у вас не было сложностей.

- Какого цвета кругов у вас получилось больше?

- О чем это говорит?

- Значит вы старались и ваши ручки довольны?

-Да

- Дальше делать упражнения (задания Маши)


ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

  • Личностные:

• Формировать навыки коммуникации и принятыми нормами социального поведения

• Развивать умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях


А что мы делали чтобы помочь им?

Показывали, как делать разные задания

А у нас получилось помочь животным?

-да, нет

А какое задание было самым трудным для вас?

- (называют задание)



А что больше всего запомнилось?

-Понравилось ….

Спасибо вам большое за урок





Скачать

© 2020, 110 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!