Просмотр содержимого документа
«Развитие метапредметных УУД. Чтение: работа с информацией.»
Развитие метапредметных УУД. Чтение: работа с информацией
Презентацию приготовила
учитель высшей категории БОУ г. Омска
«Школа-интернат
основного общего образования №2»
Рубцова Елена Васильевна
ФГОС НОО: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- личностные
- предметные
- метапредметные
Авторы: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др.
- В пособиях раскрываются виды и возрастные особенности формирования и развития УУД в начальной и основной школе. Даны рекомендации по формированию и развитию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Представлены основные типы задач для оценки сформированности УУД.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Что такое универсальные учебные действия?
- В широком значении: «универсальные учебные действия» означают умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- В узком смысле (собственно психологическом): совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В РАМКАХ
ПРЕДМЕТНОГО
ОБУЧЕНИЯ
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
- УМК: УЧЕБНИК, РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПРЕДМЕТНО-ОРИРИЕНТИРОВАННЫЕ
Смысловое чтение
- Осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- Определение основной и второстепенной информации;
- Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;
- Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
На каком учебном предмете формируется смысловое чтение:
- Русский язык;
- Литературное чтение;
- Математика;
- Окружающий мир;
- Изобразительное искусство;
- Технология и др.
- Внеурочная деятельность.
Виды смыслового чтения
- Ознакомительное чтение
- Поисковое (просмотровое) чтение
- Изучающее чтение
- Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение
Литературное чтение: смысловое чтение
Что значит понимать художественный текст?
- умение ориентироваться в содержании текста и понимание его целостного смысла;
- умение находить информацию (фактуальную, подтекстовую, концептуальную);
- умение интерпретировать (преобразовывать текст);
- умение рефлексировать на содержание текста;
- умение рефлексировать на форму текста.
Три этапа работы с текстом на уроке литературного чтения:
- 1. Работа с текстом до чтения (ознакомительное, просмотровое чтение).
- 2. Работа с текстом во время чтения (изучающее чтение).
- 3. Работа с текстом после чтения (рефлексивное чтение).
Анализ текста с целью получения информации:
- Прочитайте. Можно ли сказать, речь идет об утесе и тучке.
- Найдите слова в тексте (использование приёма выборочного чтения, просмотрового чтения), которые характеризуют тучку. Выпишем их: золотая, тучка, умчалась, весело, играя.
- Подберем слова – ассоциации. Какую картину представили? Радостную? Грустную?
- Найдем слова которые характеризуют утес. Выпишем их: утес – великан, морщине, влажный след, задумался глубоко, тихонько плачет..
- Какую картину представили?
- Можно ли сказать, что стихотворение об утесе и тучке, о молодости и старости, о любви, о счастье….
- Можно ли сказать, что для того, чтобы увидеть картину (представить её) мы должны были выбрать слово? Как выбирать слова.
- Можем ли с помощью опорных слов создать свою картину? Как мы это будем делать?
Анализ художественного текста с целью найти информацию в тексте, позволяющую представить и понять изображенное в лирическом стихотворении.
- Использование приема «стоп – кадр».
- Использование приема словесного рисования.
- Использование приема исследования текста.
- Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям: Звукобуквы Цвета А густо-красный Я ярко-красный О светло-жёлтый или белый Е зелёный Ё жёлто-зелёный И синий И синеватый У тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, тёмно-лиловый ю голубоватый Ы мрачный тёмно-коричневый или чёрный
- О каком понятии идет речь? Найдите в тексте.
- Найдите высказывание, которое объясняет это понятие: произносятся по –разному, по смыслу одинаковые.
- На основе опорных слов закончите объяснение понятия «синонимы»: синонимы – это слова….
- Как это показать в схеме?
Синонимы
По смыслу одинаковые По разному произносятся
Планируемые метапредметные результаты: Определять учебную задачу, планировать её выполнение, оценивать результат; Анализировать схему, находить нужную информацию для ответа на вопрос, представлять информацию.
Методика работы:
- Прочитай задание. Определи опорные слова задания. Составь план выполнения задания.
- Какие понятия рассматриваются? Какую учебную задачу можем решить? Составь на основе схемы план ответа на вопрос: что такое главные члены предложения? Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?
Познавательные УУД (обобщение)
Познавательные УУД (анализ информации)
В результате обучения смысловому чтению у обучающихся:
- повысится интерес к чтению;
- изменится отношение к урокам;
- повысится познавательное отношение к прочитанному;
- разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
Спасибо за внимание!