СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие метапредметных УУД. Чтение: работа с информацией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для выступления на методическом объединении учителей начальных классов или педагогическом совете школы.

Просмотр содержимого документа
«Развитие метапредметных УУД. Чтение: работа с информацией.»

Развитие метапредметных УУД. Чтение: работа с информацией Презентацию приготовила учитель высшей категории БОУ г. Омска «Школа-интернат основного общего образования №2»  Рубцова Елена Васильевна

Развитие метапредметных УУД. Чтение: работа с информацией

Презентацию приготовила

учитель высшей категории БОУ г. Омска

«Школа-интернат

основного общего образования №2»

Рубцова Елена Васильевна

ФГОС НОО:  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  личностные   предметные метапредметные

ФГОС НОО: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • личностные
  • предметные
  • метапредметные
Авторы: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др.

Авторы: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др.

В пособиях раскрываются виды и возрастные особенности формирования и развития УУД в начальной и основной школе. Даны рекомендации по формированию и развитию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Представлены основные типы задач для оценки сформированности УУД.
  • В пособиях раскрываются виды и возрастные особенности формирования и развития УУД в начальной и основной школе. Даны рекомендации по формированию и развитию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Представлены основные типы задач для оценки сформированности УУД.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные  Познавательные  Регулятивные

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

  • Коммуникативные

  • Познавательные

  • Регулятивные
     Что такое универсальные учебные действия?   В широком значении: «универсальные учебные действия» означают умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  В узком смысле (собственно психологическом): совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Что такое универсальные учебные действия?

  • В широком значении: «универсальные учебные действия» означают умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • В узком смысле (собственно психологическом): совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
ФОРМИРОВАНИЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

  • ВНЕУРОЧНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В РАМКАХ

ПРЕДМЕТНОГО

ОБУЧЕНИЯ

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УМК: УЧЕБНИК, РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ   ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ      УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

  • УМК: УЧЕБНИК, РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

  • ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

  • УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРЕДМЕТНО-ОРИРИЕНТИРОВАННЫЕ

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПРЕДМЕТНО-ОРИРИЕНТИРОВАННЫЕ

Смысловое чтение Осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; Определение основной и второстепенной информации; Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Смысловое чтение

  • Осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • Определение основной и второстепенной информации;
  • Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;
  • Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
На каком учебном предмете формируется смысловое чтение: Русский язык; Литературное чтение; Математика; Окружающий мир; Изобразительное искусство; Технология и др. Внеурочная деятельность.

На каком учебном предмете формируется смысловое чтение:

  • Русский язык;
  • Литературное чтение;
  • Математика;
  • Окружающий мир;
  • Изобразительное искусство;
  • Технология и др.
  • Внеурочная деятельность.
Виды смыслового чтения Ознакомительное чтение Поисковое (просмотровое) чтение Изучающее чтение Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение

Виды смыслового чтения

  • Ознакомительное чтение
  • Поисковое (просмотровое) чтение
  • Изучающее чтение
  • Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение
Литературное чтение: смысловое чтение Что значит понимать художественный текст? умение ориентироваться в содержании текста и понимание его целостного смысла;  умение находить информацию (фактуальную, подтекстовую, концептуальную); умение интерпретировать (преобразовывать текст); умение рефлексировать на содержание текста; умение рефлексировать на форму текста.

Литературное чтение: смысловое чтение

Что значит понимать художественный текст?

  • умение ориентироваться в содержании текста и понимание его целостного смысла;
  • умение находить информацию (фактуальную, подтекстовую, концептуальную);
  • умение интерпретировать (преобразовывать текст);
  • умение рефлексировать на содержание текста;
  • умение рефлексировать на форму текста.
Три этапа работы с текстом на уроке литературного чтения:   1. Работа с текстом до чтения (ознакомительное, просмотровое чтение). 2. Работа с текстом во время чтения (изучающее чтение). 3. Работа с текстом после чтения (рефлексивное чтение).

Три этапа работы с текстом на уроке литературного чтения:

  • 1. Работа с текстом до чтения (ознакомительное, просмотровое чтение).
  • 2. Работа с текстом во время чтения (изучающее чтение).
  • 3. Работа с текстом после чтения (рефлексивное чтение).
Анализ текста с целью получения информации: Прочитайте. Можно ли сказать, речь идет об утесе и тучке. Найдите слова в тексте (использование приёма выборочного чтения, просмотрового чтения), которые характеризуют тучку. Выпишем их: золотая, тучка, умчалась, весело, играя. Подберем слова – ассоциации. Какую картину представили? Радостную? Грустную? Найдем слова которые характеризуют утес. Выпишем их: утес – великан, морщине, влажный след, задумался глубоко, тихонько плачет.. Какую картину представили? Можно ли сказать, что стихотворение об утесе и тучке, о молодости и старости, о любви, о счастье…. Можно ли сказать, что для того, чтобы увидеть картину (представить её) мы должны были выбрать слово? Как выбирать слова. Можем ли с помощью опорных слов создать свою картину? Как мы это будем делать?

Анализ текста с целью получения информации:

  • Прочитайте. Можно ли сказать, речь идет об утесе и тучке.
  • Найдите слова в тексте (использование приёма выборочного чтения, просмотрового чтения), которые характеризуют тучку. Выпишем их: золотая, тучка, умчалась, весело, играя.
  • Подберем слова – ассоциации. Какую картину представили? Радостную? Грустную?
  • Найдем слова которые характеризуют утес. Выпишем их: утес – великан, морщине, влажный след, задумался глубоко, тихонько плачет..
  • Какую картину представили?
  • Можно ли сказать, что стихотворение об утесе и тучке, о молодости и старости, о любви, о счастье….
  • Можно ли сказать, что для того, чтобы увидеть картину (представить её) мы должны были выбрать слово? Как выбирать слова.
  • Можем ли с помощью опорных слов создать свою картину? Как мы это будем делать?
Анализ художественного текста с целью найти информацию в тексте, позволяющую представить и понять изображенное в лирическом стихотворении. Использование приема «стоп – кадр». Использование приема словесного рисования. Использование приема исследования текста. Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям:  Звукобуквы   Цвета  А   густо-красный  Я   ярко-красный  О   светло-жёлтый или белый  Е   зелёный  Ё   жёлто-зелёный  И   синий  И   синеватый  У   тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, тёмно-лиловый  ю   голубоватый  Ы   мрачный тёмно-коричневый или чёрный

Анализ художественного текста с целью найти информацию в тексте, позволяющую представить и понять изображенное в лирическом стихотворении.

  • Использование приема «стоп – кадр».
  • Использование приема словесного рисования.
  • Использование приема исследования текста.
  • Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям: Звукобуквы   Цвета А   густо-красный Я   ярко-красный О   светло-жёлтый или белый Е   зелёный Ё   жёлто-зелёный И   синий И   синеватый У   тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, тёмно-лиловый ю   голубоватый Ы   мрачный тёмно-коричневый или чёрный
О каком понятии идет речь? Найдите в тексте. Найдите высказывание, которое объясняет это понятие: произносятся по –разному, по смыслу одинаковые. На основе опорных слов закончите объяснение понятия «синонимы»: синонимы – это слова…. Как это показать в схеме?  Синонимы По смыслу одинаковые По разному произносятся
  • О каком понятии идет речь? Найдите в тексте.
  • Найдите высказывание, которое объясняет это понятие: произносятся по –разному, по смыслу одинаковые.
  • На основе опорных слов закончите объяснение понятия «синонимы»: синонимы – это слова….
  • Как это показать в схеме?

Синонимы

По смыслу одинаковые По разному произносятся

Планируемые метапредметные результаты:  Определять учебную задачу, планировать её выполнение, оценивать результат;  Анализировать схему, находить нужную информацию для ответа на вопрос, представлять информацию.   Методика работы: Прочитай задание. Определи опорные слова задания. Составь план выполнения задания. Какие понятия рассматриваются? Какую учебную задачу можем решить? Составь на основе схемы план ответа на вопрос: что такое главные члены предложения? Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?

Планируемые метапредметные результаты: Определять учебную задачу, планировать её выполнение, оценивать результат; Анализировать схему, находить нужную информацию для ответа на вопрос, представлять информацию.

Методика работы:

  • Прочитай задание. Определи опорные слова задания. Составь план выполнения задания.
  • Какие понятия рассматриваются? Какую учебную задачу можем решить? Составь на основе схемы план ответа на вопрос: что такое главные члены предложения? Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?
Познавательные УУД  (обобщение)

Познавательные УУД (обобщение)

Познавательные УУД  (анализ информации)

Познавательные УУД (анализ информации)

 В результате обучения смысловому чтению у обучающихся: повысится интерес к чтению; изменится отношение к урокам; повысится познавательное отношение к прочитанному;  разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.

В результате обучения смысловому чтению у обучающихся:

  • повысится интерес к чтению;
  • изменится отношение к урокам;
  • повысится познавательное отношение к прочитанному;
  • разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!