СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие методов коммуникации в изучении английского языка. Творческий отчет учителя английского языка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие методов коммуникации в изучении английского языка. Творческий отчеи учителя английского  языка. Полное описание темы, которая была разработана за три года на саамоанализе. Развитие методов коммуникации в изучении английского языка. Творческий отчеи учителя английского  языка. Полное описание темы, которая была разработана за три года на саамоанализе.

Просмотр содержимого документа
«Развитие методов коммуникации в изучении английского языка. Творческий отчет учителя английского языка»

Тема: "Развитие методов коммуникации в изучении английского языка"

Уже три года я работаю над темой "Развитие методов коммуникации в изучении английского языка". Я считаю, что основными задачами обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и адекватному реагированию в различных ситуациях общения. Решению этих задач способствует коммуникативно-деятельностный подход, применение которого обеспечивает изучение иностранного языка в комплексе всех его функций. В соответствии с этим подходом обучения максимально приближено к реальному общению, где учитель и ученик - равноправные речевые партнеры.

Основной чертой коммуникативно-деятельностного подхода является переход от социальных контактов к ситуациям общения. Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми или сказочными. Главное, они должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся. Использование ролевых игр, драматизации и импровизации в процессе обучения говорению развивает не только интеллект, но и эмоциональную сферу ребенка. Рассуждая, ребята выражают собственное отношение, соглашаются или опровергают мнение учителя или другого ученика, используя различные речевые клише. Эффективность усвоения иностранного языка повышается, если учащиеся (пропуская ситуацию через себя), предавая ей личностный характер. Ситуации дл обсуждения можно предъявить при помощи наглядных средств (ситуативных картинок, фотографий, постеров), которые отражают определенное место и время действия помогают сделать ее статичной или динамичной (изменить компоненты, переставить действующих лиц, добавить новых персонажей).

Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку ориентирован на опыт, мировоззрения, интересы и чувства учащихся; содержание занятий базируется на обсуждении актуальных жизненных проблем, а не на использовании готовых тем или текстов. Следует обращать внимание учащихся на примеры употребления безэквивалентной лексики, невербальные средства общения, разбирать случаи употребления лексико-фразеологической сочетаемости, акцентировать внимание на различных социолингвистических коннотациях, связанных с иной культурой, обычаями, традициями и т.д. Школьников всегда интересовала информация о современной жизни сверстников, зарубежная современная музыка, спорт. Подобная информация способствует формированию социокультурной компетенции учащихся, ценностному отношению к иностранному языку.

При изучении грамматических форм учащимся важно показать, как они используются для передачи значения. Наиболее эффективными для этого будут не упражнения, направленные на механическое воспроизведение материала, а игровые ситуации, работа с партнером, задание на поиск ошибок, сравнение и сопоставление, подключающие не только память, но и логику, умение мыслить аналитически и образно.

При обучении говорению важно учитывать соотношение монолога, диалога (этикетного характера, диалога - расспроса, диалога - побуждения к действию, диалога - обмена мнениями, информацией) и полилога.

При обучении монологической речи принято использовать прием "путь сверху" (исходной единицей обучения является законченный текст) либо "путь снизу" (исходным является предложение, отражающее элементарное высказывание). "Путь сверху" осуществляется через разнообразные пересказы исходного текста, творческую переработку материала, когда исходный текст полностью перестраивается. Работе над текстом, как правило, предшествуют занятия в парах, ответы на вопросы, заполнение таблиц. "Путь снизу" предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы - предложения к законченному монологу, где внимание уделяется речевым клише и опорам: чем тщательнее они прорабатываются, тем качественнее будет неподготовленный монолог. Опоры носят индивидуальный характер. Способные учащиеся пользуются минимальными опорами, более слабые - развернутыми (высказывания в связи с темой или ситуацией, описание картины, выражение своего отношения).

В обучении диалогической речи используются стандартные и свободные диалоги. Стандартные диалоги - это мини диалоги на бытовую тему, а свободные - это интервью (диалог - расспрос), беседа (диалог - обмен мнениями), дискуссия (диалог - побуждение к действию). Иногда реагирующая реплика разворачивается, превращаясь в монолог.

При обучении диалогу также возможен "путь сверху" (от целого диалога - образца) и "путь снизу" (от элементарно диалогического единства). Отталкиваясь от диалога- образца, учащиеся выявляют его особенности, воспроизводят по ролям и создают диалогическое общение на основе подобной ситуации путем изменения отдельных компонентов. При этом учащимся даются опоры, подставочные элементы, на основе которых осуществляется диалогическое общение. "Путь снизу" - это выполнение заданий на восстановлении одной из реплик. В ходе расспроса использование игровых моментов позволяет превратить диалог в монолог или полилог.

На первом этапе изучения языка в начальных классах учитель чаще использует ролевые игры и драматизацию, когда учащиеся воплощают заданную тему или сюжет в речь. В средних классах - лексико-смыслове и аналитические таблицы, ""кейс" - технологии, коммуникативные приемы "снежный ком", "шпаргалка", "составление рассказа по цепочке". В старших классах очень популярны дискуссионные игры, где учащиеся выбирают удобную для себя роль и высказываются от имени выбранного прсонажа. Содержанием таких дискуссий может быть любая проблема из реальной жизни, рассматриваемая в рамках учебной программы.

Педагогу следует учитывать психологические особенности общения на иностранном языке. Право выбора партнера по общению должно оставаться за учащимися, иначе запланированное учителем взаимодействие может не состоятся. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность, помогают друг другу, корректируют высказывание собеседников. В результате снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой, усиливается учебная мотивация, создается комфортное среда, воспитывается взаимоуважение.

Внеклассная деятельность в рамках предмета "иностранный язык" имеет огромный потенциал для формирования коммуникативной компетенции учащихся и выступает продолжением учебной работы. Например, в нашей школе с нового учебного года в 6-ом и 7-ом классах дети ставят сценки в кукольном театре. За первое полугодие поставили сценку "A Little Clay Hut". В следующем семестре собираемся инсценировать сказку Р. Киплинга "Слоненок".

Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения с целью достижения высокого качества образования в рамках преподавания предмета "иностранный язык" в современной школе.

Основными принципами организации содержания обучения с использованием коммуникативного метода является:

1. Речевая направленность. Обучение иностранным языкам через общение. Это означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Научить говорить можно только говоря, слушать - слушая, читать - читая. Прежде всего это касается упражнений: чем упражнение большее подобно реальному общению, тем оно эффективнее. В речевых упражнениях происходит плавное, дозированное и вместе с тем стремительное накоплении большого объема лексики и грамматики с немедленной реализацией: не допускается не одной фразы, которую нельзя было бы использовать в условиях реального общения.

2. Функциональность. Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования ( употребления). Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу деятельности: учащийся выполняет какую-либо речевую задачу - подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию, в процессе чего усваивает необходимые слова или грамматические формы.

3. Ситуативность. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуации и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста.

4. Новизна. Она проявляется в различных компонентах урока. Это. прежде всего, новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.). Это и новизна используемого материала (его информативность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы. В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию - оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).

5. Личностная ориентация общения. Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом (у каждого он свой), контекстом деятельности (у каждого из учащихся свой набор деятельностей, которыми он занимается и которые являются основой его взаимоотношений с другими людьми). набором определенных чувств и эмоций (один гордится своим городом, другой - нет), своими интересами, своим статусом (положением) в коллективе (классе). Коммуникативное обучение предполагает учет всех этих личностных характеристик, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, сформированы взаимоотношения и т.д.

6. Коллективное взаимодействие - такой способ организации процесса, при котором ученики. активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных.

7. Моделирование. Объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса. Поэтому необходимо отобрать тот объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном виде.

Как видно из вышеизложенного, технология коммуникативного обучения английскому языку представляется наиболее эффективной. На школьном уровне необходимо заложить основы владения английским языком именно как средством общения, что дает возможность перейти от рассмотрения английского языка как объекта изучения к использованию его на практике как полезного инструмента. Обучение иностранному' языку как практическому средству межкультурной коммуникации требует широкого внедрения прогрессивных технологий, позволяющих изменить парадигму' иноязычного образования путём вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность на изучаемом языке.

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» обусловлен потребностью сформировать у учащихся комплекс общекультурных компетенции, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях межкультурной коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах.

Формы и технологии, используемые для обучения английскому языку, реализуют компетентностный и личностно-деятельностный подходы, которые в свою очередь, способствуют формированию и развитию поликультурной языковой личности, способной осуществлять продуктивное общение с носителями других культур; способностей учеников осуществлять различные виды деятельности, используя английский язык: готовности учеников к саморазвитию и самообразованию, а также способствуют повышению творческого потенциала личности к осуществлению своих профессиональных обязанностей.

2. Игровой метод в обучении иностранному языку. Применяя разнообразные формы и методы обучения в своей практике на основании изученной литературы по педагогике и психологии, поняла, что в искусственной, языковой среде при обучении иностранному языку не обойтись без игрового метода. Он успешно применяется в качестве самостоятельного метода для освоения определённой темы, как элемент какого-то другого метода а также в качестве целого урока или его части. Фонетические навыки отрабатываются в скороговорках, коротких тематических рифмовках. Применение игр (фонетических, орфографических, грамматических, лексических) позволяет сделать скучную работу более интересной и увлекательной для учащихся. Самостоятельность в решении речемыслительных задач при иидивидуальных формах работы, быстрая реакция в общении при групповых формах, максимальная мобилизация речевых навыков - все эти характерные качества речевого умения проявляются во время проведения игр.

В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются норой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, благотворно сказывается на результатах обучения.

Основными функциями игровой деятельности в процессе обучения являются: обучающая. воспитательная, развлекательная. коммуникативная, релаксационная, психологическая и развивающая.

3. Метод проектов. Одним из способов активизации учащихся в процессе обучения иностранным языкам является метод проектов, когда ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, т.е. активно включается в процесс коммуникативной деятельности. Учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работы, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Основными целями проектной методики являются:

1) самовыражение и самосовершенствование учащихся, повышение мотивации обучения, формирование познавательного интереса:

2) реализация на практике приобретённых умении н навыков, развитие речи, умение грамотно и аргументировано преподнести исследуемый материал, вести дискуссионную полемику: ,

3) Продемонстрировать уровень культуры, образованности, сопиальной зрелости.

Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению языка, потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции, т. е. определенного уровня языковых, страноведческих, социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности, из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого познавательного процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Анализируя применение метода проектов в современной школе, я считаю, что это один из самых мощных стимулов мотивации изучения иностранных языков, самый творческий вид деятельности, так как в работу над проектом вовлечены все учащиеся, независимо от способностей и уровня языковой подготовки. Они применяют на практике приобретённые знания и сформированные речевые навыки и умения, творчески переосмысливая и приумножая.

Кроме того, проблемность и разнообразие форм и видов данной технологии предполагает наличие межпредметных связей, что позволяет дать ученику яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о многообразии материальной и художественной культуры. Основной акцент делается на развитие образного мышления, на понимание причинно-следственных связей и логики событий, на самореализацию и самовыражение не только учеников, но и учителя. Использую в работе разнообразные типы проектов: творческие, информационные, практико­ориентированные и др.

4. Работа с песней на уроках иностранного языка. Согласно Концепции учебного предмета «Иностранный язык», к числу основных задач, решение которых обеспечивает реализацию социального заказа отнесены развитие способностей к пониманию культуры, образа жизни и мыслей других народов; умение передавать в процессе коммуникации собственные мысли и чувства. На мой взгляд, данное положение может подтвердить такой вид деятельности на уроках, как работа с песней. Песня, являясь кратким поэтическим произведением в сжатой форме, раскрывает определённую тему, несёт в себе определённый потенциал для развития социокультурной компетенции учащихся. На основе работы с песней развиваются умения устной речи, формируются навыки восприятия иноязычной речи на слух; создаются условия для развития навыков пользования аутентичными музыкальными материалами, совершенствования лингвоетрановедческих. Социально-психологических и культурологических знаний, формирования положительного отношения к иностранном) языку и культуре другого народа, развития представлений о достижениях англоязычной музыкальной культуры. Аутентичная песня, являясь важным элементом языка, заслуживает пристального внимания и это одно из средств повышения интереса как к стране изучаемого языка так и к самому языку. При отборе песни следует придерживаться некоторых принципов: песня должна быть аутентичной, должна соответствовать возрасту, интересам, уровню языка учащихся и должна соответствовать тематике учебных программ. Необходимо также помнить, что не только текст песни представляет интерес, но и сама музыка, которая может создать благоприятную креативную атмосферу в классе, стимулировать воображение учащихся. Гак. на практике мною был проведён урок по работе с песней Селин Дион «А new day has come!».

5. Использование и роль ИКТ в обучении иностранному языку; Широкое развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их проникновение во все сферы жизни общества является глобальной тенденцией мирового развития последнего десятилетия. ИКТ - это целый мир безграничных возможностей, которые можно эффективно использовать при обучении иностранным языкам. Деятельностный подход в обучении иностранному язык' с использованием информационных технологии способствует выработке самооценки учащихся, создает комфортную интерактивную среду обучения, повышает мотивацию и активность учащихся, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, создает условие для самостоятельной работы.

Неоценимую помощь оказывает учителю компьютер и Интернет в подготовке и проведении уроков. Доступ к сети Интернет практически снял проблему недостатка аутентичных мультимедийных ресурсов, необходимых для подготовки и проведения интересных и эффективных занятий, упитывающих современные тенденции развития английского языка, страноведческие реалии и требования, предъявляемые к учебному материалу в условиях нового содержания образования. Полученная в Интернете информация может быть использована учителем как для подготовки урока, так и в качестве иллюстрационного и учебного материала на уроках. Интернет создает виртуальную социокультурную и языковую среду, дает возможность виртуально побывать в той или иной стране, предоставляет возможность участия в различных проектах, в том числе и в зарубежных.

Для того, чтобы сделать урок максимально информационным и наглядным, учителю крайне необходимо знание хотя бы основных прикладных программ.

Программа Microsoft Power Point — при помощи неё на уроках английского языка можно представлять материалы страноведческого характера, вводить новую лексику, грамматические правила, создавать материалы для аудирования и т.д.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Мультимедийные технологии позволяют создавать и воспроизводить программные продукты, основной характерной чертой которых является интерактивная наглядность - эффект погружения в обучающую среду и взаимодействия с ней. В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль знаний и умений учащихся,

В своей педагогической деятельности использую следующие обучающие программы:

Lingua Land ( для учащихся младшего школьного возраста по темам: «Животные», «Спорт», «Пиша». «Школа», «Свободное время» и др. Сначала учащиеся овладевают тематической лексикой посредством многократного прослушивания слов и фразовых единств, а затем в игровом режиме развивают и совершенствуют их.)

Basic English (разделы: лексико-грамматические тесты, English lessons с

аудиоматериалами-contusing words (серия мини-уроков по лексикологии), spot the бШёгепсе(серия разговорных мини-эпизодов), web-pages on radio programmes).

English Resourses - предназначена для подбора адекватных материатов по использованию их в учебном процессе. Разделы: Textbooks. English grammar in stories. Writing, Reading and Speaking Practice, Topics in oral practice. Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмике-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывает программа “Профессор Хиггинс, Английский без акцента”. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы.

«Профессор Хиггинс. Английский без акцента!» — это полный фонетический, лексический и грамматический мультимедийный справочник-тренажер, предназначенный для желающих (независимо от их начального уровня знаний) научиться понимать разговорную речь и говорить грамматически правильно, с хорошим и отчетливых: произношением. Обучение основано на сравнении собственного произношения с эталонным не только на слух, но и визуально, по графику на экране монитора, что стало возможным благодаря оригинальным технологиям выделения и распознавания звуковых частей слова — фонем. Программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента!» составлена по принципу «от простого — к сложному» (звуки, слова, фразы, аудиотренинг, диктант, тематические диалоги, пословицы, скороговорки, стихи и рассказы), включает теоретические материалы щравила, схемы, поясняющие примеры), словари (общий словарь и словарь омонимов) и руководство пользователя. Обучение грамматике основано на интерактивных упражнениях.

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне.

Работа с компьютером должна быть организованна так. чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету.

Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время. Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать будущий специалист.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!