СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие монологической речи дошкольников с речевой патологией используя приемы моделирования и мнемотехники"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной разработки - знакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации .Повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста. Поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников.

 

Просмотр содержимого документа
««Развитие монологической речи дошкольников с речевой патологией используя приемы моделирования и мнемотехники"»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

для ШКОЛЫ молодого учителя-дефектолога

«Развитие монологической речи дошкольников с речевой патологией используя приемы моделирования и мнемотехники"

«Речь-это канал развития интеллекта.

Чем раньше будет усвоена речь,

Тем легче и полнее будут усваиваться знания»

В.А. Сухомлинский

Цель:

- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации ;

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников ;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

Задачи :

- дать понятие мнемотехники, , познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы ;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование :листы бумаги, цветные карандаши мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц, мнемотаблица для пересказа сказки.

Практическая значимость: данный семинар может быть интересен педагогам работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты :

- получение педагогами представления о мнемотехнике ;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Форма проведения : семинар - практикум

Педагоги ,без участия детей.

Сообщение и практическая работа.


Девиз:

Послушай - и ты узнаешь,

Посмотри -  и ты поймешь,

Сделай - и ты научишься.

Ход семинара

Семинар условно поделен на три блока, которые условно вытекают из девиза

Первый блок: Послушай — и ты узнаешь,

Второй блок: Посмотри — и ты поймешь,

Третий блок: Сделай — и ты научишься.

Блок №1. «…Послушай - и ты узнаешь…».

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

ВВЕДЕНИЕ.

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной ( диалогической и монологической ) речи.

Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной ( звуковой ), так и семантической ( смысловой ) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов ( восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

Диалогическая ( диалог ) - первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде сменяющих друг друга обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора ( беседы ) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь. В диалоге, наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты - жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Указанные особенности определяют характер речевых высказываний.

Монологическая речь ( монолог ) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации ( Н.А.Головань, А.Г. Зикеев, А.Р.Лурия, Л.А.Долгова и др.).Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется. Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, А.А.Леонтьев особо выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольность и программированность. Обычно "говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и ...весь "монолог" как целое".

Выделяется ряд разновидностей устной монологической речи или "функционально-смысловые" типы (О.А.Нечаева, Л.А.Долгова и др.). В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.

Вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л.А.Пеньевской, Л.П.Федоренко, Т.А.Ладыженской, М.С.Лаврик и др..

Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. В 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка ( А.Н.Гвоздев, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, О.С.Ушакова и др.). В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4-х лет им становятся доступны такие виды монологической речи, как описание ( простое описание предмета ) и повествование, а на седьмом году жизни и короткие рассуждения. Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности к употреблению монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения (Н.А.Головань, М.С.Лаврик, Л.П.Федоренко, И.А.Зимняя и др.). Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи (Л.С. Выготский, А.Р.Лурия, А.К.Маркова и др. ). Исследования ряда авторов показали, что дети старшего дошкольного возраста овладевают навыками планирования монологических высказываний (Л.Р.Голубева, Н.А.Орланова, И.Б.Слита и др.).

Теоретические основы методики формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР

Теоретическую основу этой методики формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи относятся положения из общей возрастной и педагогической психологии.

П.Я. Гальпериным была сформулирована теория поэтапного формирования умственных действий, основанная на том, что организация внешней деятельности детей, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, умений и навыков. Согласно теории П.Я Гальперина, формирование умственных действий проходит в шесть этапов.

Первый этап предполагает создание мотивации у обучаемого.

На втором этапе происходит составление схемы т.е. ориентировочной основы действия.

Третий этап предполагает выполнение реальных действий с использованием схемы.

На четвертом этапе происходит проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий.

На пятом этапе действие сопровождается проговариванием про себя.

Шестой этап предполагает полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде.

К теоретическим основам этой методики относятся работы детских практических психологов Е.Д. Сафроновой, Д.И. Бойкова, С.В. Бойковой. Е.Д.Сафроновой была разработана методика обучения старших дошкольников и младших школьников на основе интеллектуального тренинга.

Е.Д. Сафроновой была разработана методика эйдо-рацио-мнемотехники. Использование данной методики для детей с замедленным развитием помогает им максимально приблизиться по результатам к показателям нормально развивающихся сверстников. Легкая, доступная форма подачи объективно сложного материала достигается благодаря формированию ориентировочной основы и алгоритмизации деятельности. В методике используются приемы рациотехники (логические приемы), мнемотехники (приемы для запоминания) и эйдотехники (образные компоненты).

Особое значение приобретает использование данных приемов при обучении детей построению связных монологический высказываний. Анализ полученных экспериментальных данных позволил установить, что наиболее трудным для детей с общим недоразвитием речи является построение программы речевого высказывания. Дети затрудняются в отборе смысловых элементов высказывания, расположении их в определенной логической последовательности. Снижение слухоречевой памяти препятствует построению связных рассказов и пересказов.

В этой связи использование эйдо-рацио-мнемотехники при обучении детей связной монологической речи представляется нам наиболее эффективным. В нашей методике используются мнемотаблицы, то есть схемы, в которые закладывается различная информация. Каждая ячейка такой таблицы содержит в себе структурный элемент связного высказывания, представленный в графической форме. Таблицы решают специальные, коррекционные задачи и помогают развивать высшие психические функции.

Таким образом, мнемотаблицы призваны:

  • развивать память;

  • развивать умение анализировать, вычленять компоненты, объединять их в группы, в целое, то есть синтезировать по различным признакам;

  • развивать образность и полимодальность восприятия;

  • развивать умение перекодировать информацию;

  • развивать умение составлять последовательные, логичные рассказы.

Теоретические основы методики формирования связной монологической речи включают современные положения из логопедии, относящиеся к формированию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Основу методики составили работы В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой.


С какими проблемами вам приходилось сталкиваться? (работа с залом)

Существующие проблемы речи современных детей:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

- бедность речи, недостаточный словарный запас.

- употребление нелитературных слов и выражений.

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- плохая дикция.

Среди родителей в последние годы весьма популярны мифы, связанные с речевым развитием ребенка. Предлагаю их прокомментировать.

МИФ 1. ЕСЛИ У РОДИТЕЛЕЙ ЕСТЬ РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ (НАПРИМЕР, КАРТАВОСТЬ), МАЛЫШ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЭТО УНАСЛЕДУЕТ.

Наследуется не речевой дефект, а анатомическая предрасположенность к нему (короткая подъязычная связка, массивный язык, укороченное мягкое нёбо и проч.)

МИФ 2. К ЛОГОПЕДУ НУЖНО ВЕСТИ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ С ЯВНЫМИ РЕЧЕВЫМИ ПРОБЛЕМАМИ

Речь не выправляется сама, так как формируется на основе постоянного активного общения. Если, несмотря на постоянные занятия, малыш в 2 года молчит, в 3 года он не научился выстраивать фразы, в 4 года не может сформулировать простые просьбы, пользуется жестами, до неузнаваемости коверкает слова (медведь – тиметь, бегемот – гидоп, обезьянка – мизяка), в 5 лет не может понятно рассказать о своих переживаниях, речь неразборчивая, нечеткая, проглатывает части слов (самолет – малет, виноград – наград, велосипед – сипед), неверно согласовывает слова (пять стулов, много деревов), неправильно употребляет предлоги (кошка вылезла под стола, ложка упала от стола), это говорит о задержке речевого развития – необходимо обратиться к логопеду!

МИФ 3. С МАЛЕНЬКИМ ГОВОРИТЬ БЕССМЫСЛЕННО, ОН «НЕ ПОЙМЕТ», А В САДИКЕ «ВСЕМУ НАУЧАТ».

Безусловно, существуют дошкольные учреждения с заботливыми, образованными, любящими детей воспитателями, прекрасными специалистами. В таких садиках действительно научат многому! Но каждый родитель для своего ребенка всегда останется главным воспитателем – человеком, на которого малыш равняется.


МИФ 4. КОМПЬЮТЕР – АДЕКВАТНАЯ ЗАМЕНА РОДИТЕЛЬСКОМУ ОБЩЕНИЮ.

Чтобы ребенок нормально развивался, родителям начиная с первых месяцев необходимо вслушиваться в его голосовые проявления, улыбаться, радоваться в ответ, реагировать, повторяя его лепет, а значит, общаться. Новорожденному мало рассказывать что-либо или читать книжки. Необходимо формировать у малыша желание, а затем потребность делиться мыслями, выражать свои просьбы, умение слушать и слышать собеседника, а затем себя. Ни одна компьютерная программа не заменит живого общения.

Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка?

Как вы думаете, почему детям трудно дается запоминание стихотворений и правил, и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов и мультфильмов, рекламы?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором – действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребенка.

ИГРА 1. Тренировка визуализации запоминаемых слов.

Пример со шмелем.

Слово можно увидеть. Вот, к примеру, ШМЕЛЬ.

Закройте глаза и попытайтесь представить себе живого шмеля. Сосредоточьтесь, не торопитесь и постарайтесь представить его так ясно, как будто видите его на самом деле.

Этого шмеля можно увидеть по-разному:

- Вы думаете о шмеле, стараетесь его представить, но не видите его четко. Перед глазами просто какое-то пятно. Вроде бы шмель, а может, и нет.

- Можно увидеть шмеля как на фотографии или как на картинке.

- А этот шмель в вашем воображении оживет. Вы видите, как он летает, садится на цветы. ДА ОН ЖИВОЙ!

Теперь нужно представить семь слов. Не забывайте ответить, как вы их видите: Ничего не вижу.Какое-то пятно.Как на картинке. Как наяву.

БАБОЧКА

ОЗЕРО

ДЕРЕВО

ЛЕСТНИЦА

ОБЛАКО

ЛЕС

ДОМ

Вспомните слова, которые вы представили, или нарисуйте их.

ИГРА 2. Тактильные, обонятельные соощущения при запоминании слов.

Пример с книгой и подушкой.

Слова можно не только видеть. Их можно слышать, нюхать, пробовать на вкус трогать. Вспомните шмеля… Его можно и видеть, и слышать. Слышите, ЖУЖЖИТ?

Вот вам три слова. Постарайтесь услышать слова:

КОЛОКОЛЬЧИК

МАШИНА

ВАЗА

Cлово можно потрогать, например, слово ПОДУШКА. Чувствуете, какое оно мягкое?

ПОТРОГАЙ слова:

КОЛЕСО

СТАКАН

ШАРФ

Некоторые слова легко понюхать или попробовать на вкус.

ЛИМОН – кисло, правда?

А как прекрасно пахнет слово РОЗА?

Понюхайте или попробуйте на вкус слова:

СОЛЕНЫЙ ОГУРЧИК

ЛЕС

ПЕЧЕНЬЕ

ДОЖДЬ

А теперь вспомните все слова, которые слышали, трогая, нюхая или пробуя на вкус в этой игре.

Напомню вам, первое слово: колокольчик.

ИГРА 3. Запоминание слов методом придумывания рассказа.

Вы уже поняли, что слова можно увидеть, услышать, потрогать, почувствовать их на вкус и запах. Это поможет вам запоминать самые разные слова. А для того, чтобы запомнить их ПО ПОРЯДКУ, нужно представить себе, что слова – это персонажи какой-то истории.

Посмотрите, как это делаю я.

Запоминайте слова вместе со мной.

Вот слова, которые нужно запомнить:

ВЕРБЛЮД

ЖУРНАЛ

ВЕТЕР

ГВОЗДИКА

НОЧЬ

ШЛЯПА

“Я вижу, как идет ВЕРБЛЮД. Он находит ЖУРНАЛ и начинает его рассматривать. ВЕТЕР переворачивает страницу, а там нарисована ГВОЗДИКА. Начинает темнеть, и наступает НОЧЬ. Верблюд укладывается спать и ему снится ШЛЯПА”.

Когда вам нужно вспомнить слова, вы закроете глаза и “просмотрите” этот фильм, слова вспомнятся по порядку сами собой.

Придумайте свой собственный фильм.

Запомните вот эти слова:

ЛИСТ

КОЛЬЦО

ДОМ

ШМЕЛЬ

КОСТЕР

ЯБЛОКО

ПАЛЬМА

ЗЕРКАЛО

ТЕЛЕВИЗОР

БАНТ

Скажите, что вы почувствовали, когда вспоминали эти слова?

Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?

Наглядное моделирование

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный.

Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;

  • формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);

  • формирование лексико-грамматических категорий;

  • формирование связной речи;

  • профилактика дисграфии и дислексии.

На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования. В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

Рассмотрим на конкретных примерах использование наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи.

Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление

  • зрительную и слуховую память

  • зрительное и слуховое внимание

  • воображение

Основа обучения – развитие творческого познания.

Человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживаются зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов при пересказе помогает лучше и быстрее запомнить текст. Для пересказа сказки или рассказа можно составить мнемотаблицу.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, то есть текст, зашифрованный значками.

Если правильно научиться работать с таблицей, можно значительно уменьшить время на выполнение задания.

Система работы по обучению детей моделированию на занятиях по речевому развитию.

Сначала при чтении текста мы выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей какой- то значок – символ. Если текст небольшой, но его трудно запомнить, можно придумать символы на каждое слово или словосочетание. В результате, после этого можно легко и быстро пересказать текст с опорой на символы.

В таблице можно изобразить главных героев сказки или рассказа, явления природы, какие – либо действия, то есть можно нарисовать всё то, что вы посчитаете нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было вам хорошо понятно.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Занятия в младшей или средней группах состоит из нескольких этапов:

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?»

Занятия для старших дошкольников можно построить по другому принципу:

Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.

Этап 2. Каждая часть кодируется (на начальном этапе – с помощью воспитателя, позднее дети самостоятельно кодируют информацию, причём символы они придумывают сами, давая волю своей фантазии).

Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы (ребёнок самостоятельно выбирает цвета карандашей, а может рисовать одним цветом).

Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.

Наши корифеи педагоги мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

  • Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

  • Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

  • Глухов В. П. – блоками-квадратами,

  • Большева Т. В. – коллажем,

  • Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Следует еще раз напомнить, что она основывается на том, что мозг человека гораздо проще "опирается" на образы, и именно по ним запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом, проще. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Поэтому – тем эффективным крючком, способным зацепить знания и удержать их в памяти и является мнемотехника. 

Блок №2. «… Посмотри - и ты поймешь…»

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».

Обратите внимание на выставочную зону и материалы, предложенные нашими коллегами. Эти практические материалы будут для нас опорой. Итак, рассмотрим приемы мнемотехники.

Приемы мнемотехники: мнемодорожка.

Мнемодорожка – схема, в которую заложена обучающая информация, но не в большом количестве. Используется на первых порах обучения.

Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

Поставив перед собой цель — ознакомить детей с характерными особенностями времен года, мыт учим детей рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки и мнемотаблицы через составление сюжетной сказки (с помощью педагога).

Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.

А сейчас я предлагаю расшифровать зашифрованные пословицы

  «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

 

7

 

 

 

 

 

1

 

 

  «Под лежачий камень вода не течёт»

  Под

 

 

 

 


  «Любишь кататься, люби и саночки возить»

  

 

 

«Яблоко от яблони недалеко катится»

  

 

 

 

 

 

 

Прием мнемотехники: мнемотаблицы

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинали работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.

Я их использую для:

  • обогащения словарного запаса,

  • при обучении составлению рассказов,

  • при пересказах художественной литературы,

  • при отгадывании и загадывании загадок,

  • при заучивании стихов,

  • при знакомстве с цифрами, буквами.

Мнемотаблица – схема, в которую заложена обучающая информация в большем размере, чем в мнемодорожке.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Отгадывание сказок по таблице

Задание №1. Угадайте название сказки, по предложенным мнемотаблицам

Нужно назвать сказку, и рассказать её содержание.

Репка

Теремок

Волк и семеро козлят

Блок № 3 «...Сделай - и ты научишься!»

1. Зашифровать стихотворение "Зимняя прогулка"

2. Расшифровать загадку.

«Загадка (лук)»

3. Составить рассказ по мнемотаблице "Зима"

Рассказ «Зима».

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

4. Графическая схема сказки "Колобок" ( 9 квадратов) последовательность.

5. Сказочные истории пальцами.

3. Пушок.

У девочки на даче жил щеночек. Его звали Пушок (1).

Однажды Пушок пошёл гулять (2).

Он зашёл в сарай, цыплята стали хлопать крылышками и пищать (3).

Пушок испугался и убежал (4).

Навстречу щеночку шли гуси (5).

Гуси вытянули шею и зашипели (6).

Пушок испугался и убежал (7).

А во дворе гулял большой кот (8).

Он посмотрел на Пушка и зашипел (9).

Пушок испугался и убежал домой (10).

Девочка погладила Пушка (11).

И налила в блюдце молока. И Пушок стал лакать молоко язычком (12).

1 – лаем

2 – или идем по комнате ногами чтобы было слышно

3 – шлепаем руками по бедрам, пищим

4, 7, 10 - быстро бежим

5 – складываем пальцы щепотью (клюв), смыкаем и размыкаем пальцы, приговаривая «га-га»

6 – вытягиваем руки и шею вверх, шипим

8 – выполняем подражательные движения, мяукаем

9 – шипим

11 – поглаживаем себя

12 – подражательные движения руками сложить миску (вытягиваем язычок, пьём молоко).

6. Подведение итогов игры.

Благодарим за активное участие в проведении семинара-практикума.

Мнемодорожка

- каждый из участников рисует на листе бумаги значок-символ, все листы склеиваются и комментируются.


Желаю успехов в воспитании детей!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!