СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мотивации к изучению предмета окружающий мир через реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Эколята»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие мотивации к изучению предмета окружающий мир через реализацию  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

 естественнонаучной направленности «Эколята»

Просмотр содержимого документа
«Развитие мотивации к изучению предмета окружающий мир через реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Эколята»»

Развитие мотивации к изучению предмета окружающий мир через реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

естественнонаучной направленности «Эколята»

Котикова Татьяна Леонидовна,

учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 7"

Сегодня на уровне начального общего образования большое внимание уделяется развитию функциональной грамотности, одной из составляющих которой является естественно -научная грамотность. Поэтому работа по дополнительному образованию помогает достигать учащимся планируемых результатов, определённых стандартами начального общего образования, способствует развитию мотивации к изучению предмета окружающий мир.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» с 2019 года реализовывалась в рамках внеурочной деятельности, с 2021 года в рамках мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Цель программы: подготовка и развитие практических умений учащихся в области экологической оценки состояния окружающей среды в целях повышения экологической культуры учащихся, формирование у подростков экологической культуры, активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде.

Задачи программы:

1. Личностные:

-создать условия для воспитания в учащихся лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

2. Метапредметные:

-способствовать развитию у учащихся познавательного интереса; 

-создать условия для развития у учащихся потребности общения с природой;

-создать условия для развития у учащихся эмоционально доброжелательное отношение  к природе, нравственные и эстетические чувства;

-способствовать формированию у учащихся  умения анализировать, проектировать, практиковать; 

-способствовать развитию у учащихся коммуникабельности;

-способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельной работы; 

-способствовать развитию у учащихся навыка публичных выступлений при защите творческих проектов;

3. Предметные (образовательные):

-создать условия для формирования у учащихся навыков экологически грамотного и безопасного поведения;

-создать условия формирования умений и навыков наблюдений за природными объектами; 

-создать условия для формирования у учащихся представление о народных традициях и природных богатствах родного края; 

Для эффективной реализации программы использую различные технологии, но предпочтение отдаю интерактивным. Интерактивные технологии – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника, а также воспитанников друг с другом.

Формы и методы интерактивного обучения, которые я часто использую в своей практике:

- мозговой штурм;

- приём "броуновское движение";

- синтез мыслей;

- активно- ролевая (игровая ) деятельность.

Мозговой штурм - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Мозговой штурм- далеко не новый метод, но он является уникальной формой получения знаний. Для меня, как педагога, этот метод является своеобразной канвой для организации всей образовательной деятельности.

В начале мозгового штурма создаётся банк, предположений, решений. Главная цель — наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся совсем необычными. В начале обсуждения оговаривается главное правило – «Не критикуй!» Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи учащихся явно иссякли. В ходе занятия учащиеся находят подтверждение или опровержение своих идей, предположений. В завершении изучения темы проводится обработка результатов - отбираются самые интересные решения, выдвинутые предположения. Не остаются без внимания и самые практичные и необычные идеи учащихся.

Метод мозгового штурма способствует развитию творческого стиля мышления. Учащиеся отрабатывают умение кратко и четко выражать свои мысли; учатся слушать и слышать друг друга, особо поддерживаю тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей; поддерживаю робкого учащегося, обращая внимание на его идею, учу детей позитивной критике.

Использование мозгового штурма способствует эффективному усвоению материала; осуществлению обратной связи и, главное, позволяет вовлечь в работу практически всех учащихся, что соответствует правилам интерактивного обучения.

Часто использую приём "броуновское движение"- хаотичное передвижение по классу в поиске решения. Данный приём предполагает движение учащихся по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Например, при подведении итога по теме"Осень", 1 класс. Учащиеся делятся на группы (две или три). Раскладываю на столы карточки с изображением природных явлений, поведением животных, овощей и фруктов, одежды и т.д., относящихся к осени и к другим временам года. Каждая группа должна собрать карточки по теме занятия, повторов не должно быть, так как карточки в нескольких экземплярах. Наклеивают их на лист. Когда материал собран, в группе составляют рассказ с опорой на картинки. Затем выступление перед другими участниками группы. Выясняется, что получились приблизительно одинаковые выступления. Другие группы дополняют рассказ первого выступающего, проводится анализ ошибок, если допустили. Если использую картинки в одном экземпляре, то участники других групп дополняют рассказ своими сведениями.

Занятие становится подвижным и здоровьесберегающим. При организации такой работы оговариваю с учащимися правила безопасного передвижения по классу, доброжелательного по отношению к себе и другим - а это условие интерактивного обучения.

Синтез мыслей - метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги. Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему. Пока учащиеся следующей группы дорисовывают, нарисовавшим даю дополнительное задание по этой же теме.

При использовании данного метода происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это помогает формировать участнику взаимодействия собственное мнение, отношение, отрабатывать навыки поведения в той или иной ситуации, создавать систему своих ценностей. Более того, поскольку знания не даются в готовом виде, активно стимулируется их самостоятельный поиск всеми участниками запланированного общения. Обучаемый является полноправным участником психологически грамотно организованного процесса восприятия. Именно его опыт становится основным источником познания. Чувствуя свою успешность, интеллектуальную состоятельность, учащийся не только приобретает новые знания и умения, но и интенсивно развивает навыки познавательной деятельности, формирует интеллектуальные запросы, интересы, приобретает коммуникативные навыки, это является главными принципами интерактивного обучения.

Наибольшим успехом пользуется у моих учащихся активно-ролевая (игровая) деятельность. Сначала я предложила сценарий, затем учащиеся сами по его подобию составляли текст на другие темы. Например, экологическая ролевая игра "Осторожно, пластиковые бутылки!"

Судья: слушается дело о пластиковых бутылках. Их очень много на планете. Они виноваты в том, что везде разбросаны.

Слово предоставляется Человеку.

Человек: дело было весной, когда растаял почти весь снег. Я шла по тропинке тополиного лесочка, задумалась и в ногах запуталась пластиковая бутылка, я чуть не упала. Я знала, что нужно смотреть под ноги, но не ожидала что пластиковая бутылка окажется на тропинке.

Судья: слово свидетелю.

Свидетель: действительно, мы прогуливались по лесочку. Знали, что нужно аккуратно ходить. Но споткнулись о пластиковую бутылку и чуть не упали.

Судья: слово предоставляется прокурору.

Прокурор: люди просто гуляли, дышали свежим воздухом. Если бы упали, могли бы получить травму. Я настаиваю на том, чтобы пластиковая бутылка была строго наказана!

Судья: слово предоставляется адвокату.

Адвокат: бутылку обвинили в том, что она лежала, никому не мешала. И сама она не могла там оказаться, так как не умеет ходить или летать. После проведения адвокатского расследования я узнал, что бутылку бросил на то место другой человек. Прошу оправдать пластиковую бутылку!

Судья: слово предоставляется пластиковой бутылке.

Пластиковая бутылка: меня изготовили на заводе, потом наполнили шипучей сладкой жидкостью и привезли в магазин. Затем я оказалась в сумке человека. Когда выпили шипучую сладкую жидкость, меня выбросили на улицу. Я лежала спокойно на земле. И вдруг на меня наступил человек, потом пнул. Если бы меня отнесли в мусорный контейнер, этого не случилось бы. Я никому не желала зла.

Судья: Суд заслушал все выступления и делает выводы:

1. Человек знал, что нужно ходить по лесу аккуратно.

2. При обнаружении пластиковой бутылки в ненадлежащем месте нужно поднять её и убрать в контейнер.

3. Кроме того, Суд выяснил, что пластиковая бутылка оказалась там непреднамеренно, не имела злого умысла.

4. Руководствуясь положением об использовании вторсырья, Суд поясняет, что пластиковую бутылку можно использовать для изготовления полезных вещей.

5. Поручаю Прокурору проследить за тем, чтобы участники процесса создали банк идей по использованию пластиковых бутылок и проконтролировать исполнение решения Суда!

Кто за то, чтобы пластиковую бутылку оправдать?

Кто за то, чтобы пластиковую бутылку наказать?

(Голосование)

Судья: Суд признает пластиковую бутылку невиновной!

После игры провёлся "мозговой штурм", где было предложено учащимися множество вариантов повторного использования пластиковых бутылок и совместно принято решение изготовить карандашницы. На следующем занятии это было реализовано.

Активно- ролевая (игровая ) деятельность даёт возможность проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер, что соответствует принципам интерактивного обучения.

Конечно же мы не только проводим занятия в классе со мной, учителем. Мы сотрудничаем с КДЦ "Творчество", с библиотекой. Сотрудники проводят экологические мероприятия, которые учащимся очень интересны.

Участвуем в конкурсах муниципального и регионального уровня. Имеем высокие результаты. И родители вовлечены, с желанием помогают детям, показывают пример активной жизненной позиции.

Таким образом, реализация программы дополнительного образования "Эколята" способствует повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого обучающегося, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!