СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мотивации учения у обучающихся 1 класса через использование дидактических игр на уроках математики

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие мотивации учения у обучающихся 1 класса через использование дидактических игр на уроках математики»

Статья на тему: Развитие мотивации учения у обучающихся 1 класса через использование дидактических игр на уроках математики

Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. В настоящее время наше общество требует от школы повышения качества обучения и воспитания.

Проблема формирования мотивации учения лежит на «стыке» обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.

Рассматривать данный вопрос в настоящее время необходимо. Не смотря на многообразие методов формирования мотивации учения младших школьников, используемых педагогами в начальной школе, мотивировать ребенка на учение необходимо интересными методами.

Формирование учебной мотивации является самостоятельной задачей школьного обучения, не менее важной и ответственной, чем приобретение детьми системы знаний, умений и навыков. Однако, в настоящее время в психолого-педагогической литературе отсутствуют интересные детям методы формирования учебной мотивации. Необходимо осуществить поиск таких методов. Данная проблема и обуславливает актуальность данной работы.

Формирование мотивации - это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию школьника.

Такие ученые как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, определяли мотивацию учебной деятельности как совокупность внешних (характер учебной деятельности, соперничество, влияние общества) и внутренних факторов (целеполагание, интерес, эмоции: негативные, положительные, отрицательные).

По мнению Марковой А.К. мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.

Учителю важно выяснить, почему именно ученик не хочет учиться, какие стороны мотивации у него не сформированы, в каком случае он не хочет учиться, а где мы, взрослые, не научили его так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению появилась.

Для изучения мотивации учения в первом классе нами было проведено исследование по методике «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга .

Диагностика проводилась на базе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - гимназия №39 имени Фридриха Шиллера г. Орла

В исследовании приняли участие 26 младших школьников.

Цель данной методики: изучение уровня и видов школьной учебной мотивации у первоклассников.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

22 декабря 2021 года в 1 классе проведено исследование «Изучение мотивации обучения у младших школьников».

Время: с 9:00 до 9:20

Методика проведена с 26 младшими школьниками. При обработке результатов, был использован ключ, представленный в методике.

На основании проведенной диагностики мы видим, что нормальный уровень мотивации преобладает у 9 младших школьников (35%), высокий - у 27%, очень высокий - у 23%, сниженный - у 15%, с низким уровнем мотивации учащихся нет.

Таким образом, у младших школьников 1 класса преобладает нормальный уровень мотивации и выше; у большинства детей - позиционный мотив. Это означает, что дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Однако, у 4 младших школьников 1 класса уровень учебной мотивации - сниженный. А значит необходимо разработать комплекс дидактических игр для повышения учебной мотивации у данных школьников.

Мотивация - это процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.

В классификации видов учебных мотивов у младших школьников можно выделить «внутренние» и «внешние» мотивы учения. Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, а также мотивы «к достижению успеха» и «избеганию неудачи». Учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них - ведущие, другие второстепенные.

Различные виды мотивации легко реализовать через дидактическую игру, которая положительно влияет на младших школьников и является неотъемлемой часть их жизни.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

Отличительными чертами дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода.

Дидактические игры - это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Для изучения мотивации учения в первом классе была выбрана методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга. Целью данной методики является изучение уровня и видов школьной учебной мотивации у первоклассников.

На основании проведенной диагностики мы видим, что нормальный уровень мотивации преобладает у 9 младших школьников (35%), высокий - у 27%, очень высокий - у 23%, сниженный - у 15%, с низким уровнем мотивации учащихся нет.

Таким образом, у младших школьников 1 класса преобладает нормальный уровень мотивации и выше; у большинства детей - позиционный мотив. Это означает, что дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!