Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9» г.Сафоново Смоленской области
(МБОУ «СОШ № 9» г.Сафоново)
215500 Смоленская область,г.Сафоново, ул. Строитедей, д.22
тел.8(48142)4-34-49, e-mail: school_9safonovo@mail.ru, официальный сайт: www.saf-schooll9.ucoz.ru
ОКПО 25768328, ОГРН 1026700947811ИНН 6726002827, КПП 672601001
"Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся через использование фольклора в преподавании музыки"
Обобщение опыта работы
учителя музыки
МБОУ"СОШ№9"
Левкиной Натальи Валентиновны
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................................3
I. Музыкально-практическая деятельность...............................................4
II. Образовательные технологии...................................................................6
III. Изучение музыкального фольклора на уроках музыки....................7
IV. Изучение музыкального фольклора на занятиях внеурочной деятельности......................................................................................................8
Заключение.................................................................................................9
Материально-техническое обеспечение.....................................................10
Список источников.....................................................................................10
Введение
Я слышу и забываю.
Я вижу и помню долго.
Я делаю и понимаю.
Китайская народная мудрость
Фольклор всегда был действенным средством воспитания национального самосознания и патриотизма. Он даёт возможность обучающимся раскрыть свой творческий потенциал и реализовать свои творческие способности, соприкасаясь с народной культурой и историей. Актуальность данной темы заключается в том, что музыкальный фольклор осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Немецкий композитор и музыкальный педагог XIX века Карл Орф считал: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление. Маленький человек инстинктивно хочет творить, и надо ему помочь». Одно из необходимых условий развития творческих способностей обучающихся – это практическое решение творческих задач, что требует наличия у ребёнка творческого опыта и, в то же время, способствует его приобретению.
Развитие музыкальных творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта, расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры.
Цель: обоснование значимости музыкального фольклора в жизни подрастающего поколения и его влияние на музыкально-творческие способности обучающихся.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. На уроках музыки и на занятиях внеурочной деятельности я большое внимание уделяю творческому развитию обучающихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях, пробуждая постоянную потребность в общении с музыкой, их творческую активность. Импровизационная основа народного творчества даёт исключительные возможности для свободного раскрытия творческой фантазии, способностей детей. Синкретичность произведений фольклора – органическая связь в них пения, игры, декламации, пластики, движения, а также яркая образность музыкально – поэтического языка, доступность для понимания и исполнения – всё это составляет неоценимые педагогические достоинства фольклора и его творческого метода. Такие гармонические сочетания различных видов творческой деятельности открывают большие возможности: переключают внимание обучающихся с одного вида творчества на другой; снимают усталость, психофизические нагрузки; активизируют формы занятий, делают их более продуктивными. Кроме того, дети получают равные возможности для раскрытия своих способностей в том или ином виде творчества, пробуя свои силы.
В обучении музыкальному фольклору большую роль играет наглядность. Она должна выражаться как в слуховых, так и в зрительных впечатлениях. Умение конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения – одно из условий передачи творческого опыта.
Сегодня урок музыки – это урок творчества, урок искусства. Отличительной особенностью при организации творческого процесса в учебной и внеурочной деятельности с использованием фольклорного материала является их интегративность, позволяющая объединить усилия учителя музыки, классных руководителей, педагогов-технологов, учителя ИЗО. Сочетание классных и внеклассных форм занятий, их взаимодействие и взаимопроникновение в процессе обучения школьников музыкальному фольклору помогает добиться гораздо больших успехов в работе, а ученикам полнее и глубже проникнуться народной художественной культурой.
I. Музыкально-практическая деятельность
Фольклорная арттерапия
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Детский фольклор наполнен всевозможными жанрами – это неотъемлемая часть традиционной устной культуры, которая включает с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой – собственное детское творчество. Ребенок активно включается в процесс детского творчества.
Русская народная песня таит в себе большие воспитательные, эстетические и познавательные возможности, через нее ребята знакомятся с жизнью своего народа, с его богатейшими национальными традициями. Исполнение народной песни – это всегда эмоциональное высказывание. С помощью жеста, мимики, сочно произнесенного слова певец создает яркий образ, достигая взаимопонимания со слушателем.
Колыбельные – своим спокойным движением, мягкими переливами звуков мелодии словно ласкают, успокаивают. Ребята с удовольствием исполняют колыбельные, которые им пели родители в раннем возрасте.
Потешки. В них органично соединяются развлекательные и обучающие моменты. Поэтический и музыкальный склад этих песен предельно прост: напев образуется последовательностью одинаковых мелодических попевок в узком диапазоне.
Прибаутки – песенки, напеваемые с целью умственного развития ребенка. В них непременно содержится обучающий элемент.
Музыкальные считалки – песни, предшествующие игре, основная функция которых – регламентировать ее проведение для установления роли участников игры или их очередности в игре.
Скороговорки – словесные игры детей, основанные на быстром чередовании труднопроизносимых слогов и различных слоговых комбинаций.
В календарный фольклор входят произведения, связанные с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы: солнцу, дождю, ветру, радуге, весне как к живым существам, они таят в себе отзвуки далеких языческих времен, древних традиций.
Приговорки – близки к закличкам, представляют собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.
Музыкально-ритмические движения
Способность чувствовать выразительность музыкального ритма и точно ее воспроизводить лежит в основе музыкальной отзывчивости на музыку. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки ребенок овладевает двигательными навыками и умениями, приобретает опыт творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения, развивает внимание, волю, память, подвижность мыслительных процессов, творческое воображение, способность к импровизации в движении под музыку.
В песенном фольклоре существует немало жанров, исполнение которых связано с пластикой танца: хороводные, игровые, плясовые песни, у которых свой ритмический рисунок, а ритм является характерным признаком национального своеобразия танца. Танец воспринимается как действие, развитие которого диктует свои требования к лексике. Красота его выражается в гармонии движений.
Инструментальное музицирование и импровизация
Музицирование – занятие творческое и эмоциональное, всех объединяет увлеченность. В шумовом оркестре музыка создается в процессе активной коллективной работы. Дети учатся согласовывать свои действия на основе сотрудничества, вырабатывается собранность. Процесс создания музыки радует и раскрепощает; развивает слуховую память и восприятие, слух и внимание, мелкую моторику и скорость реакции, фантазию и наблюдательность к внешнему миру, творческое начало.
Способность и умение импровизировать еще одно условие творческого развития ребенка. Импровизация – особая форма художественного мышления. Успешность обучения музыкальной импровизации заключается в предварительном формировании умения фантазировать, придумывать, изменять, комбинировать в речевых и двигательных упражнениях. В процессе занятий на материале русского музыкального фольклора у обучающихся формируется особое отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу, которое создает фундамент для творчества, вырабатываются навыки взаимодействия, обеспечивающие коллективно-распределительный характер элементарной импровизации.
Проблемно – поисковой деятельность
Создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления, познанию и творческой активности учащихся, дает возможность ученикам с разными уровнями развития реализовывать свои способности, затрачивая накопившуюся энергию с положительным эффектом.
II. Образовательные технологии
Фольклор в учебно-воспитательном процессе выступает как средство для гармонического развития детей. Для стимулирования творческой деятельности, для глубокого восприятия музыкальных произведений устного народного творчества на уроках, во внеурочной и кружковой работе с обучающими в рамках реализации требований ФГОС использую в работе современные педагогические технологии.
Технологии развития процессов восприятия
Развитию творческого восприятия фольклора способствуют: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие школьников, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование. Как результат: побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности: музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.
Технологии арттерапевтического воздействия музыки
Формирование целенаправленных действий при создании комфортной обстановки, системный подход в развитии координации движений под музыку, вокально-хоровых навыков способствует нормализации основных функций организма – дыхания, артериального давления, сердечного ритма, оздоровление голосового аппарата.
Технологии игрового обучения
Музыкально-творческая игра требует активной мысли, направленной на восприятие содержания произведения. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремление активно реализовать себя в игровых действиях. Игровой фольклор обогащает внутренний мир ребенка, подчеркивает красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
Игровая деятельность способствует
развитию творческой индивидуальности;
эмоциональному развитию;
побуждению и стимулированию к учебной деятельности;
воспитанию эстетических, патриотических чувств;
развитию музыкальных способностей;
развитию духовной сферы;
развитию самостоятельности, физического развития.
III. Изучение музыкального фольклора на уроках музыки
Реализация духовного и творческого потенциала ребенка возможна только в коллективе и проявляется лишь в непосредственном общении человека с окружающими его людьми. Общение проявляется в речи. С помощью различных интонаций, вложенных в слово, человек выражает свои чувства, усиливает значение и смысл произносимого. Развитые чувства делают жизнь эмоционально богаче и разнообразнее, стимулируют духовный рост человека.
Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта.
По программе по предмету "Музыка" для I–IV классов общеобразовательных учреждений, авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская я систематизировала темы, на которых я использую фольклорный материал.
2 класс:
Колыбельные – исполнение тех, которые детям пели родители.
Народные инструменты – изучение истории народных инструментов, рисование.
Плясовые наигрыши – слушание музыки, рисование.
«Разыграй песню» – «Выходили красны-девицы», «Как у наших у ворот» и т.д.
«Музыка в народном стиле» – слушание, сравнение.
«Сочини песенку» – импровизация.
«Проводы зимы» – использование элементов народного праздника, разучивание масленичных песен.
«Встреча весны» – изучение истории календарного праздника, использование элементов народного праздника, изготовление птиц, рисование, разучивание веснянок.
3 класс:
Былины – слушаем, исполняем.
Опера «Снегурочка» – беседа о Леле, Берендееве царстве. Слушаем музыку, разучиваем песни, рисуем.
«Масленица» – изучение истории календарного праздника, использование элементов народного праздника, рисование, разучивание обрядовых песен.
4 класс:
«Ты запой мне эту песню» – слушаем народные песни, рассуждаем.
«Как сложили песню» – слушаем народные песни, рассуждаем, сравниваем.
«Звучащие картины» – развиваем образное мышление, рисуем.
«Ты откуда, русская, зародилась музыка?» – изучаем историю и культуру русского народа, слушаем музыку.
«Ярмарочное гуляние» – инсценировка, слушание народных мелодий.
Музыкальные инструменты России– изучение инструментов народного оркестра.
Народные праздники – изучение традиций летних календарных праздников.
IV. Изучение музыкального фольклора
на занятиях внеурочной деятельности
Обучение музыкальному фольклору строится на таких известных дидактических принципах как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия образного мышления и творческой инициативы, комплексное основание материала, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения. Непосредственность, впечатлительность, эмоциональное восприятие окружающего мира – качества, которые являются благодатной почвой для развития детского творческого воображения и фантазии на занятиях внеурочной деятельности общекультурного направления.
«Домисолька», темы, на которых я использую фольклорный материал:
Звуки нашего настроения – сравниваем музыкальные и речевые интонации, определяем их сходство и различия.
Музыкально – дидактические игры– «Угадай на чем играю», «Цвет настроения» и т.д.
«Я хочу увидеть музыку» – способность детей не только слышать, но и «видеть» музыку – этому способствует воображение.
«Краски лета в музыке и живописи» – слушаем, рисуем, рассуждаем, сравниваем.
Хороводы – «Звонарь», «Веселые музыканты» и т.д.
Музыкальные игры и движение под музыку.
«Ложкари»
Инструментальная музыка является важной частью русской национальной культуры. Не случайно народные инструменты часто упоминаются в сказках, былинах, пословицах, поговорках и особенно в песнях.
На занятиях мы отрабатываем различные способы игры на ложках, импровизируем под русские народные песни, знакомимся с разнообразием жанров и стилей в русском песенном фольклоре и народным костюмом, ввожу в ансамбль ложкарей несложные для освоения инструменты: бубен, трещотки.
Занятия с применением музыкальных инструментов дает правильное представление о традиционной музыкальной культуре своего народа; разнообразит музыкально-фольклорную работу, повышает интерес детей к занятиям; украшает концертные программы; помогает регулировать темп исполнения: задавать, удерживать нужный темп, а при необходимости и сдвигать его; облегчает освоение сложных ритмов некоторых напевов. Народная инструментальная культура тесно связана с пением, хореографией, обрядом, игрой. На занятиях мы с детьми ищем новые формы претворения народно-инструментальной музыки как в повседневной, репетиционной работе, так и в сценическом воплощении.
Заключение
Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Вплетая в свою работу произведения музыкального фольклора я стараюсь создать необычную, неформальную обстановку, способствующую раскрепощению, непринужденному поведению – основу для продуктивного творческого развития обучающихся. Считаю, обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной. Именно фольклорная музыка, базирующаяся на лучших образцах народных культур – первейший акт самовыражения и творчества человека.
Занятия фольклором способствуют общему творческому развитию личности, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Познавательно-поисковая практика детского творчества ценно тем, что позволяет открывать что-то новое, неизвестное в мире музыки.
Материально-техническое обеспечение
Для обеспечения успешной работы создана материально-техническая база. На занятиях мы используем технические средства обучения: ПК, музыкальный центр, комплект звуковоспроизводящей аппаратуры, аудиозаписи, баян, а так же народные музыкальные инструменты: ложки, бубен, трещотки.
Список источников
Чистов К.В. Народные традиции и фольклор/К.В.Чистов. – Л.: Наука, 1986.
Ямпольский И.М. Импровизация. Музыкальная энциклопедия/И.М.Ямпольский. – Т.2. М., 1974.
Долгушин С.Л. Музыкально-импровизаторское творчество как основа развития художественно-образного мышления ребенка: К проблеме научно- экспериментальных исследований/С.ЛДолгушин.: Омск: АДМЭВ, 1999.
Карл Орф – Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org /Карл Орф.