СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие музыкально-творческих способностей у обучающихся в общеобразовательной школе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена исследованию теоретико-методических аспектов проблемы развития музыкально-творческих способностей у обучающихся в общеобразовательной школе.

Просмотр содержимого документа
«Развитие музыкально-творческих способностей у обучающихся в общеобразовательной школе»

УДК 372.87


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Крыжевич Д. В.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия


Науч. руководитель – Рудзик М.Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация: Данная статья посвящена исследованию теоретико-методических аспектов проблемы развития музыкально-творческих способностей у обучающихся в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: общеобразовательная школа; музыкальное образование; музыкально-творческие способности; музыкальная деятельность; развитие творческих способностей у обучающихся.

Abstract: This article is devoted to the study of theoretical and methodological aspects of the problem of the development of musical and creative abilities of students in secondary schools.

Key words: secondary school; musical education; musical and creative abilities; musical activity; development of creative abilities of students.



Ещё с древних времён человечество было озадачено вопросом о том, что есть творчество. Древний христианский богослов и политик Аврелий Августин описывал его, как акт божественной личности по «вызыванию бытия из небытия». На сегодняшний день творчество характеризуется, как личностное качество, которое основывается на потенциальных возможностях каждого человека, на его потребности быть неповторимой индивидуальностью. Каждый нуждается в собственной самореализации даже тогда, когда не осознаёт этого. Творчество не имеет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально, а творческий потенциал человека может быть развит только им самим.

Понятие «творческий потенциал» достаточно сложное и включает в себя такие компоненты, как знания, умения, способности, стремление личности преобразовывать окружающий её мир в различных сферах деятельности. Зачастую оно употребляется в качестве синонима понятий «творческая личность», «одарённая личность». Главная ценность творчества заключается, прежде всего, в самом процессе, при этом его результат также немаловажен.

При различных степенях выраженности творчество может проявляться в любом виде деятельности, ввиду этого в нем выделяется научное, музыкальное, поэтическое, техническое, педагогическое и мн. др. Абрахам Харольд Маслоу говорил о том, что «творчество есть универсальная функция человека, которая ведёт ко всем формам самовыражения» [Цит. по: Абдалина]. Он акцентировал внимание на том, что способность к творчеству присутствует в человеке с рождения и не требует специальных талантов. «Творческие способности, как и любые другие, поддаются развитию, и эффективность данного процесса зависит, как от интенсивности, системности и последовательности, так и от условий их реализации. Это может осуществляться по-разному:

- в процессе социобиологического развития, обучения, тренировок и т.д.

- в процессе мобилизации всех задатков и способностей к творческой деятельности» [Блох, с. 153].

Оба этих пути имеют существенное значение для развития творческого потенциала.

Несмотря на то, что каждый человек предрасположен к творчеству, не все могут считаться творческими личностями. Главным образом, причина состоит в том, что кроме факторов, которые стимулируют творческую деятельность также имеют место быть факты, тормозящие творческие усилия. К их числу относят страх, чрезвычайную самокритичность, низкий уровень образования и интеллектуального развития, а также лень и неумение планировать и организовывать свою деятельность.

Главным образом, под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование в жизненной практике. Тем не менее, творчество базируется на определенных знаниях. Человек может классифицировать, анализировать, сопоставлять, делать выводы только на основе уже имеющейся информации.

Как было частично упомянуто выше, не все люди с хорошим умственным развитием обладают хорошими творческими способностями, но человек с развитыми творческими способностями более способен к обучению. «Способности выступают, как предпосылка усвоения знаний, умений и навыков, отчасти, как результат и критерий уровня обучаемости» [Павлова, с. 137]. Поэтому формирование творческих способностей должно быть системным, иметь определенную структуру.

В педагогике чаще говорят об этапах творчества.

Первым этапом является возникновение творческой ситуации, который в свою очередь можно подразделить на 3 звена:

  1. Столкновение с новым. Для этого звена характерно обнаружение нового, необычного в, казалось бы, обычных, привычных для нас вещах. Здесь формулируются вопросы, возникают творческие затруднения.

  2. Творческая неопределённость. Данное звено подразумевает поиск выхода из сложившейся ситуации.

  3. Звено скрытой работы, характеризующееся скрытой бессознательной деятельности.

Второй этап – эвристический, для него свойственна выработка пути решения проблемы, идеи, замыслы.

Третьим этапом является завершение, где используются средства доказательства правильности и ценности полученного результата и воплощение в разных формах результатов творчества. Каждый этап творчества требует особых проявлений качеств личности [Богоявленская, с. 53].

Перенося процесс творчества в учебную деятельность, мы создаем условия для развития творческих способностей. Так, на первом этапе важно развивать такое качество, как чувство нового. Для второго этапа необходимо другое важное качество творческой личности – интуиция, которая тесно связана с творческим воображением и фантазией. При оценке полученного результата на третьем этапе творческого процесса проявляется самокритичность и упорство в доведении дела до конца.

Наш научно-педагогический интерес направлен на изучение творческих способностей детей в области музыки и способов их развития в процессе общего музыкального образования. Известно, что музыка – это мощнейшее средство воздействия на внутренний, духовный мир ребенка, формирования представлений об основных этических и эстетических категориях. Воспитательные возможности музыкального искусства поистине неограниченны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности, особо концентрируя нравственные переживания человека. Т. о. реализуется сверхзадача школьного музыкального образования – установление широких связей между музыкой и жизнью. Однако, не менее важным является раскрытие и развитие музыкально-творческих способностей обучающихся, обусловливающих качество их взаимодействия с музыкальным искусством.

Ключевой задачей учителя музыки в данном процессе является комплексное развитие нравственно-эстетических чувств ребенка, его воображения, творческих и специальных музыкальных способностей. Проявление творческих способностей обучающихся в музыкальной деятельности сопрягается с оригинальностью восприятия, воспроизведения, интерпретации, импровизации и сочинения музыки, выражением «влученного» (термин К. Станиславского) эмоционального, сознательного и деятельно-практического отношения к ней. Гармоничность музыкального воспитания, системного обучения и развития дарований детей в условиях общеобразовательной школы достигается лишь в том случае, когда на уроках музыки используется все разнообразие видов музыкальной деятельности, каждый из которых имеет свои особенности:

Восприятие музыки существует, как самостоятельный вид деятельности, но, прежде всего, оно предшествует или сопутствует остальным видам музыкальной деятельности. Музыкальное восприятие подразумевает целостное и целенаправленное постижение прекрасного, его личностную оценку, включающую в себя индивидуальность проявлений и субъективную эмоциональность переживаний. Одним из основных проявлений такого сотворческого восприятия произведений является слушание музыки.

Слушание музыки тесно связано с решением следующих задач: знакомство детей с музыкальными произведениями, доступными их восприятию; развитие способности эмоционально-оценочно откликаться на музыкальные произведения, воспитывая тем самым музыкальный вкус; предоставление первоначальных сведений о музыке, знакомство с простейшими средствами музыкальной выразительности; побуждение к запоминанию музыкальных произведений и др., формируя тем самым «музыкальный багаж».

В жизни каждого ребенка огромное значение имеет пение. Голос является первым универсальным музыкальным инструментом, которым овладевает ребенок. Пение – это наиболее доступный исполнительский вид деятельности и, вместе с тем, пение – это сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения. Способность ребенка точно воспроизводить голосом мелодию после первого ее прослушивания говорит о степени сформированности навыка точного интонирования, необходимого для последующей творческой исполнительской интерпретации музыкальных образов.

Большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка играют также музыкально-ритмические движения. Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется выразительная легкая походка, правильная осанка. Работа музыканта-педагога по развитию музыкально-ритмических способностей ребенка ведется по двум направлениям и ориентирована на развитие у детей музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Приобретенные ими музыкально-ритмические навыки создают возможность творческой передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма).

Музыкально-ритмические навыки дети осваивают в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, музыкальных игр, упражнений, при этом требования к работе над этими навыками последовательно усложняются. В ритмических упражнениях, кроме различных игровых движений используются движения, способствующие слуховому восприятию ритма (хлопки, постукивания), а также такие, которые воспринимаются только зрением и мышечными ощущениями (взмахи рук, пластические жесты, движения пальцев). В работе над развитием ритмического слуха необходимо придавать должное значение паузам. Дети должны всегда ощущать равномерную пульсацию, на фоне которой вырисовывается ритм.

Действенным способом развития чувства ритма является узнавание мелодии по одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, которые запечатлены в памяти (воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и сравнивает с другими ритмами, в результате чего он вспоминает ритм знакомой песни в точности совпадающий с только что услышанным ритмом). Овладение навыками многообразного воспроизведения ритмо-формул позволяет обучающимся впоследствии использовать их при варьировании, импровизации и сочинении оригинальных музыкально-ритмических аккомпанементов, пластических этюдов, танцевальных движений к разнохарактерной музыке.

Развитие музыкально-творческих способностей детей также активизируется с помощью такого вида деятельности, как игра на музыкальных инструментах, благодаря которой воспитывается интерес к инструментальному исполнительству в составе ансамбля или оркестра, совершенствуется умение различать тембры инструментов, чувствовать гармонию их звучания, формируются представления о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.

В формировании творческой личности на уроках музыки важную роль играет созданная педагогом среда с «творческой заряженностью». Опираясь на исследовательские труды Януша Корчака, мы утверждаем, что для максимально эффективного развития творческих способностей подходит такая среда, для которой характерно самостоятельное творчество, развитие инициативы и фантазии, моральные ценности, как сдерживающий и дисциплинирующий фактор. Критериями «творческой» образовательной среды Корчак называл следующие положения:

1) учащиеся должны представлять усвоенный материал в виде, отличном от того, в котором они получили его от учителя;

2) учителя не должны исправлять учащихся непосредственно в процессе выполнения творческих заданий.

«Творческая среда может формироваться только при соблюдении необходимых условий. К ним относятся:

  • индивидуальный подход к учащимся;

  • минимизация низкого оценивания работы учащихся (оценка в дневник);

  • поощрение и поддержка со стороны преподавателя во всех творческих проявлениях учащихся» [Педагогические].

По нашему мнению, созданная на занятиях музыкой такого рода среда непосредственно влияет на уровень развития креативности у школьников путем активизации воображения в процессе передачи музыкального содержания произведения. При этом, в ходе уроков музыки в общеобразовательной школе учителю необходимо проявлять заинтересованность в результатах деятельности каждого учащегося, уметь вовремя организовывать и направлять работу в «правильное русло», а также акцентировать внимание на ценности каждого ученика, как творческой единицы в совместной работе.

Так как учащиеся разных классов отличаются друг от друга своими психологическими характеристиками, уровнем развития, воспитанием и творческим потенциалом, педагогическую деятельность на уроках музыки в школе необходимо осуществлять не только по предложенной образовательной программе, но и с учетом свойств творческой среды.

Детское творчество на уроках музыки представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики. Оно предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.

Стремление учителя уделять на уроках большое внимание развитию творческих способностей обучающихся в различных видах деятельности позволяет сделать музыку достоянием их личного опыта. Кроме того, совместное музицирование – игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки и т.д. – прекрасно решает многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни, а творческий ребенок проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся терпению, выдержке, взаимопониманию и уважению.

Творчество детей на уроках музыки понимается, как умение и желание ребенка сделать что-то по-своему, индивидуально, оригинально. «Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь», – эти магические слова распахивают перед ним невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями. Активизация творческой деятельности, тесно связанная с проблемностью в обучении, требует нового подхода к методическому наполнению урока музыки.

Одним из методов решения этой задачи является сюжетность как принцип построения урока музыки. Термин “сюжет” означает последовательное и связное описание событий. Применительно к уроку музыки он подразумевает логически выверенный и выстроенный ход урока с наличием сюжетного действия, которое объединяет и подчиняет себе все элементы урока, его тематический материал. Сюжетный принцип построения позволяет учесть психологические особенности обучающихся, например, у детей младшего возраста – неустойчивость внимания, необходимость смены эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, моторная активность, склонность к непосредственному переживанию, стремление конкретизировать музыкальные впечатления, потребность к самовыражению в самых разнообразных формах. Эмоционально-выразительная активность, любознательность, интерес к новому, синтетичность восприятия позволяет каждому ребенку раскрыться в сюжетном уроке.

Востребованы также возможность разнообразия форм работы и видов музыкальной деятельности, переключение внимания с одного задания на другое, быстрая смена заданий, чередование материала по уровню сложности, включение двигательных упражнений. Главное, чтобы обучающиеся, незаметно для себя, постоянно были заняты музицированием, выказывая инициативу, увлеченность и желание проявлять себя в творчестве.

Помимо уроков музыки дети могут развивать свои творческие музыкальные способности и во внеурочное время. Школьная музыкальная жизнь может быть насыщена различными творческими мероприятиями, приуроченными тому или иному событию, наполнена работой детских объединений, кружков, хоровых коллективов, вокальных и инструментальных ансамблей, музыкальных театров, что даёт детям дополнительный ресурс для развития и реализации своих креативных способностей.

Помимо всего прочего, музыкальная деятельность вне уроков является эффективным средством воспитания эстетического вкуса и фантазии; помогает понять детям роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает организующее и дисциплинирующее воздействие. Следует отметить, что крайне важно обеспечивать взаимосвязь уроков музыки с занятиями во внеурочной деятельности, так как это благотворно сказывается на развитии детей.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема развития способностей вызывала огромный интерес во все времена. Наукой и практикой доказано, что детский возраст даёт прекрасные возможности для развития творческих музыкальных способностей. И от того, насколько полноценно используются эти возможности, во многом зависит будущая реализация своего творческого потенциала взрослым человеком.

Изучив психолого-педагогическую, методическую и музыковедческую литературу по заявленной проблеме, а также успешный педагогический опыт ее разрешения, мы убедились, что развитие творческих способностей детей является актуальной задачей для современной музыкально-образовательной практики. Основываясь на современных концепциях творческого развития личности, богатейших научных и практических материалах, мы пришли к заключению, что для успешного развития музыкально-творческих способностей детей необходимо создавать определенные психолого-педагогические условия, к которым следует отнести: тёплую дружелюбную атмосферу в детском коллективе; свободу в выборе деятельно­сти; не­навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых; придание музыкальным занятиям характера творческого процесса; создание обстановки, опережающей развитие детей.

На наш взгляд, развитие творческих способностей школьников в процессе музыкальной деятельности будет эффективным в том случае, если оно будет представлять собой целостный и целеустремленный процесс, в ходе которого решается множество частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели общего музыкального образования.


Литература:

  1. Блох О. А. Психология и педагогика музыкального творчества: учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2012. 232 с.

  2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 122 с.

  3. Павлова Е. В. Музыкальное образование как необходимый аспект развития личности ребенка // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. М.:ˎНаукаˎ 2015. С. 135-139.

  4. Педагогические условия развития творческих способностей на уроках музыки в общеобразовательной школе. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-na-urokah-muziki-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-3513888.html (дата обращения: 17.11.2021).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!