СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие музыкальных способностей

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие музыкальных способностей как процесс  формирования одарённости у детей на уроках музыки

Выступление на педсовете

Просмотр содержимого документа
«Развитие музыкальных способностей»


«Развитие музыкальных способностей как процесс формирования одарённости у детей на уроках музыки».

Выступление на педсовете (март 2017 год) учителя музыки Хакимовой Н.А.

Звучит фрагмент Симфонии №40 В.А. Моцарта ( на экране – слайд №2: портрет композитора и кристалл воды). Под звучащую музыку успокоились те, кто нервничал, расслабились и смотрят заинтересованно те, кто был спокоен. Примерно также воздействует музыка ( помимо нашей воли) на учеников на уроке, где средствами музыки создаётся благоприятная атмосфера для творчества и развития.

Цитата немецкого композитора 17 века говорит о великом значении, предназначении музыки:

« Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я хотел сделать их лучше». ( Г. Ф. Гендель, 17 век ). Лучше , значит добрее, интереснее, умнее, одарённее.


Вторая цитата _ психолога Г. Я. Кудриной говорит о непростом , индивидуальном подходе к ребёнку, ученику , у которого проявляются характеристики одарённого ребёнка.

«Одаренные дети, как хрупкие цветы, требуют бережного отношения к себе, понимания и свободы творчества». (Г. Я.Кудрина)


Под одаренными детьми нами понимаются дети, которые отличаются высокими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной или социальной .

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует много черт, характерных для большинства одаренных детей. Это любознательность, познавательная потребность, сверхчувствительность к проблемам, склонность к задачам дивиргентного типа, высокая концентрация внимания, отличная память, большой словарный запас, спец. интересы и склонности, способность к самооценке, прогнозированию, легкость ассоциирования, продуктивность, гибкость, оригинальность мышления. Психологи дают разные характеристики «одарённости».

Согласно теории Дж. Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик:


  • интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);


  • креативность или творческость (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность);


  • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу, познавательная и исследовательская активность).


  • Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает нам качественное своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок.


«Одаренность определяется врожденными задатками, но сможет ли она развиваться- зависит от окружения.»( Э.Ландау).Эта цитата позволяет говорить о «поле» взаимодействия одаренного ребенка. Оно не ограничивается им самим, ребёнок общается и со сверстниками, и с родителями , и с учителями и др. Какое это будет общение и взаимодействие : дружеское, творческое, интересное или конфликтное и проблематичное?


Цель работы с одарёнными детьми на своих уроках я вижу в выявлении доминирующих способностей у детей; оказание помощи в выборе принципа рациональных путей их личностного развития; обучение навыкам социальной адаптации; предупреждение развития одаренности по скрытому типу.


Разные формы работы с одарёнными детьми позволяют мне работать творчески.Это:

  • Использование тестов, выявляющих общие и доминирующие способности, творчество детей ( представление творческих заданий).

  • Совместная работа по выявлению способностей по результатам школьных мероприятий.

  • Оказание помощи советом, рекомендациями.( пример: как не петь гнусавым голосом? и др.)

  • Расширение знаний по отдельной теме. ( представление докладов , сообщений по разным темам: современная музыка, духовная музыка и др.)

  • Разноуровневый подход в обучении.( пример на изучении темы: «Музыкальная азбука»

  • Отслеживание результатов.( оценки, динамика развития отдельных учеников)


Виды одарённости бывают разные: интеллектуальная, академическая, психомоторная, творческая .Уроки музыки дают возможность творчески подходить к реализации цели общего музыкального образования через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Через разнообразие видов музыки – творческой деятельности развиваются музыкальные способности, постижение которых на данном этапе приобретает деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативой ученика.


Музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека ( это психомоторные, чувственно- эмоциональные и рациональные свойства личности), которые обеспечивают восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки.

В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей.

Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью.


Структура музыкальных способностей :
(Эти компоненты положены в основу диагностики музыкальных способностей)


  1. Эмоциональная отзывчивость на музыку – главный показатель музыкальности (понимается как способность личности к смысловому переживанию содержания музыки. А сама музыка – предмет сотворчества на уровне личности автора.). Слушая музыку и рассуждая о ней обогащается опыт эмоционально- образного восприятия музыки различных эпох и стилей расширяются представления о видах, жанрах муз. искусства, размышления о воздействии музыки на человека, мы вместе с учениками создаём атмосферу полноценного творческого самовыражения. «Познай себя через творчество!»-такой лозунг можно дать нашим урокам музыки. Тембровое, мелодическое, гармоническое, формообразуещее, динамическое темпо- ритмическое чувство – все эти компоненты , их изучение и понимание дают возможность ученику « правильно услышать звуковое письмо из прошлого».



  1. Познавательные музыкальные способности. Это сенсорные ( муз. слух: гармонический, мелодический, динамический, тембровый, чувство ритма), интеллектуальные( муз, мышление, память, воображение) частные ( абсолютный слух, сенсомоторные исполнительские данные).


Развивая эти способности ребята расширяют свои творческие исполнительские возможности. Участие в школьных, районных мероприятиях, праздниках, победы в конкурсах радуют всех нас.


В заключении, я хочу сказать следуещее:


Для развития различных специальных способностей существуют определенные периоды так называемых сензитивных периодах развития способностей в течение которых развитие способностей идет наиболее ускоренными темпами и наиболее успешно Для разных способностей такие периоды различны. Скажем, наиболее ранний сензитивный период, видимо, у музыкальных способностей - до трех лет. Иначе говоря, чтобы у ребенка были развиты музыкальные способности, нужно, чтобы до трех лет он жил в музыкально - богатой среде – вокруг него должна звучать настоящая музыка, ему должны петь песенки (те же колыбельные), он сам должен попробовать спеть что-либо. Есть даже данные, что развитие музыкальных способностей начинается уже в утробе матери - серьезные эксперименты и вполне заслуживающие внимания результаты. В очередной раз были правы древние, считавшие, что будущей матери надо слушать хорошую музыку и смотреть на прекрасные картины природы.

После сензитивного периода, т. е. после трех лет, развитие музыкальных способностей возможно, но уже куда более затруднительно. Именно поэтому по-настоящему одаренные музыканты появляются, как правило, в семьях музыкантов, или уж во всяком случае там, где в семье любят музыку.


Такие сензитивные периоды есть для всех способностей без исключения. Но в таком случае, каков сензитавный период для развития общих способностей, общей одаренности? Опыт показывает, что, начиная с 3 -4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями.


Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа (она ведь всем дала столько, что всего и использовать нельзя), сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя.

Грубо говоря, больше своих задатков они превратили в способности.
Оказывается ключ к одаренности ребенка – высокая познавательная потребность.

Чем ярче она проявляется в ребенке, тем больше вероятность развития высоких способностей.

Давайте же поможем своему ребенку развить способности и вырасти в одаренную личность!






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!