СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие научных взглядов на проблему ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие научных взглядов на проблему ЗПР»

Развитие научных взглядов на проблему ЗПР Подготовили студентки Группы ЗФ-406-317-5-1 Никитченко Т.Г., Варлакова С.В.

Развитие научных взглядов на проблему ЗПР

Подготовили студентки

Группы ЗФ-406-317-5-1

Никитченко Т.Г., Варлакова С.В.

Наиболее отчетливо проблемы этой категории детей стали просматриваться с начала ХХ века. Касаясь истории данного вопроса, следует отметить описание А. Бине и Т. Симоном (1911г.) группы

Наиболее отчетливо проблемы этой категории детей стали просматриваться с начала ХХ века.

Касаясь истории данного вопроса, следует отметить описание А. Бине и Т. Симоном (1911г.) группы "псевдоненормальных" учащихся

Сюда были включены

- "отсталые в педагогическом отношении"

-сома­тически больные дети .

Обращает внимание исследование Ж. Филиппа и П. Бонкура (1911г.), в котором авторы выделили среди неуспевающих школьников группу

Обращает внимание исследование Ж. Филиппа и П. Бонкура (1911г.),

в котором авторы выделили среди неуспевающих школьников

группу "субнормальных учеников", сюда вошли дети со "смягченными формами" умственной отсталости и психическим инфан­тилизмом, низкая обучаемость которых носила временный характер. Авторы называли эту группу детей временно ненормальными.

Изучая педагогические аспекты работы с этими детьми, в част­ности проблему их неуспеваемости, Л. Файрфилд (1917г.) отметил значительную эффективность педагогического воздействия в работе с некоторыми из них. Автор назвал эту группу

Изучая педагогические аспекты работы с этими детьми, в част­ности проблему их неуспеваемости, Л. Файрфилд (1917г.) отметил значительную эффективность педагогического воздействия в работе с некоторыми из них. Автор назвал эту группу "дети пограничной чер­ты" и отнес к ним:

  • пограничных с нормой умственно отсталых со слабовыраженным, но стойким интеллектуальным дефектом;
  • детей, запаздывающих в развитии
  • соматически ослабленных;
  • детей с неустойчивым темпераментом;
  • с поражением отдельных анализато­ров (дефектами слуха, зрения и др.);
  • педагогически запущенных.

Пользуясь для отбора тестовыми методиками, автор подчеркивал и необходимость длительного индивидуального наблюдения этих категорий детей.

Большое внимание вопросам клинической дифференциации неуспе­вающих школьников уделяли и отечественные исследователи. Например, в 1920 году П. И. Растегаев поддержал точку зре­ния, предложенную Ж. Филиппом и П. Бонкуром, и подчеркнул важ­ность организации специального обучения и воспитания. Это, по его мнению, могло бы послужить предупреждению развития у них асоци­ального поведения. В 1925г. И. Борисов выделил группу детей

Большое внимание вопросам клинической дифференциации неуспе­вающих школьников уделяли и отечественные исследователи.

Например, в 1920 году П. И. Растегаев поддержал точку зре­ния, предложенную Ж. Филиппом и П. Бонкуром, и подчеркнул важ­ность организации специального обучения и воспитания. Это, по его мнению, могло бы послужить предупреждению развития у них асоци­ального поведения.

В 1925г. И. Борисов выделил группу детей "с пониженным общим развитием", отграничивающихся от педагогической запущенности и олигофрении. По его данным, число таких детей с возрастом посте­пенно уменьшалось

Е. М. Захарьян и М. А. Голозко (1928г.), сопоставив психофи­зическое состояние 150

Е. М. Захарьян и М. А. Голозко (1928г.), сопоставив психофи­зическое состояние 150 "трудных" и неуспевающих в учебе детей с аналогичными данными контрольной группы здоровых, дисциплиниро­ванных и хорошо успевающих сверстников, выявили у первых

-явления физической незрелости,

-плохое общее развитие,

-узость интересов,

-слабую память, заторможенность психических процессов,

-недоразви­тие "этических эмоций",

-пониженный психический тонус,

у некоторых из них - беспечность, эгоцентризм, чрезмерную двига­тельную активность.

С.И. Федоров (1936г.) среди 500 неуспевающих школьников выделил детей с задержкой развития, отличающихся слабым здоровьем и физи­ческой незрелостью. Автор разработал оригинальные методы оценки ряда сторон интеллекта: восприятия, памяти, внимания, комбинаторно-конструктивных способностей, способности к систематизации, ло­гики. Сравнение с данными обследования нормально развитых сверс­тников выявляло степень их задержки развития на 1-2 года. С.И. Федоров отметил, что при задержке развития характер снижения интеллектуального уровня отличается от такового при оли­гофрении. В частности, было установлено, что при олигофрении от­носительно лучше развита механическая память и хуже - способность к систематизации и логика. При задержке развития, несмотря на не­которое недоразвитие исследуемых психических свойств, общий уро­вень выше, чем при олигофрении, и более сохранны самые сложные функции (абстрактное мышление).

С.И. Федоров (1936г.) среди 500 неуспевающих школьников выделил детей с задержкой развития, отличающихся слабым здоровьем и физи­ческой незрелостью. Автор разработал оригинальные методы оценки ряда сторон интеллекта: восприятия, памяти, внимания, комбинаторно-конструктивных способностей, способности к систематизации, ло­гики. Сравнение с данными обследования нормально развитых сверс­тников выявляло степень их задержки развития на 1-2 года.

С.И. Федоров отметил, что при задержке развития характер снижения интеллектуального уровня отличается от такового при оли­гофрении. В частности, было установлено, что при олигофрении от­носительно лучше развита механическая память и хуже - способность к систематизации и логика. При задержке развития, несмотря на не­которое недоразвитие исследуемых психических свойств, общий уро­вень выше, чем при олигофрении, и более сохранны самые сложные функции (абстрактное мышление).

Н. И. Озерецкий (1938г.) установил, что при замедленном тем­пе развития потенциальные возможности значительно выше, чем при олигофрении, и их реализация зависит от правильной организации педагогической и воспитательной работы с детьми. Одним из наиболее значительных в этой области, считается мо­нографическое исследование А.Штрауса и Л.Летинен (A.Strauss, L. Lehtinen,1947). В ней описывались важнейшие особенности детей с минимальными повреждениями мозга. В числе этих особенностей преж­де всего назывались: стойкие трудности в учении (если эти дети обучаются в обычной школе), не вполне адекватное поведение и при этом во многих случаях достаточно высокие сохранные интеллекту­альные возможности.

Н. И. Озерецкий (1938г.) установил, что при замедленном тем­пе развития потенциальные возможности значительно выше, чем при олигофрении, и их реализация зависит от правильной организации педагогической и воспитательной работы с детьми.

Одним из наиболее значительных в этой области, считается мо­нографическое исследование А.Штрауса и Л.Летинен (A.Strauss, L. Lehtinen,1947). В ней описывались важнейшие особенности детей с минимальными повреждениями мозга. В числе этих особенностей преж­де всего назывались: стойкие трудности в учении (если эти дети обучаются в обычной школе), не вполне адекватное поведение и при этом во многих случаях достаточно высокие сохранные интеллекту­альные возможности.

Не будет преувеличением утверждать, что в нашей отечествен­ной психологии теоретической основой определения уровня умствен­ного развития и, значит, отграничения различных форм задержки развития от олигофрении является учение Л. С. Выготского о нали­чии у ребенка двух зон развития. Первая - актуальная зона – уровень. Для ее выявления используются задачи, требующие самостоятельного решения. Вторая - зона ближайшего развития. Она характеризуется теми психическими функциями и способностями, которые к моменту иссле­дования находятся в процессе созревания. Выявление зоны ближайше­го развития проводится при решении ребенком задач в сотрудничест­ве с экспериментатором. Восприимчивость к помощи и способность к логическому переносу приобретенного опыта на решение аналогичных задач служат показа­телем умственных возможностей ребенка. Именно определение этих двух уровней дает качественную динамическую характеристику психи­ческого развития ребенка и имеет прогностическое значение.

Не будет преувеличением утверждать, что в нашей отечествен­ной психологии теоретической основой определения уровня умствен­ного развития и, значит, отграничения различных форм задержки развития от олигофрении является учение Л. С. Выготского о нали­чии у ребенка двух зон развития.

Первая - актуальная зона – уровень. Для ее выявления используются задачи, требующие самостоятельного решения.

Вторая - зона ближайшего развития. Она характеризуется теми психическими функциями и способностями, которые к моменту иссле­дования находятся в процессе созревания. Выявление зоны ближайше­го развития проводится при решении ребенком задач в сотрудничест­ве с экспериментатором.

Восприимчивость к помощи и способность к логическому переносу приобретенного опыта на решение аналогичных задач служат показа­телем умственных возможностей ребенка. Именно определение этих двух уровней дает качественную динамическую характеристику психи­ческого развития ребенка и имеет прогностическое значение.

Позже это положение получит детальное развитие в ряде иссле­дований М. С. Певзнер, 1966г., 1970-1972г.г.; Э. Хейсерман, 1964г.; 3. И. Калмыкова, 1970г.; Т. В. Егорова, 1971г., где умение использовать помощь взрослого правомерно расценивается как один из диагностических приемов определения уровня умственно­го развития ребенка. Особо следует отметить психологические исследования детей с ЗПР, проводившиеся в Институте дефектологии АПН СССР под руко­водством В. И. Лубовского и в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР под руководством Н. А. Менчинской. Эти иссле­дования прежде всего отмечают, что дети с ЗПР имеют свои специфи­ческие особенности развития (Т. А. Власова, 1971г.; В. И. Лубовский, 1971г.; Н. А. Никашина, 1972г.) и в этом смысле представляют собой определенную категорию детей с проблемами в развитии. Поэ­тому утверждение о том, что эти дети занимают промежуточное поло­жение между нормально развивающимися детьми и олигофренами, по-видимому, не достаточно правомерно. С этой точкой зрения нель­зя не согласиться. Певзнер Мария Семёновна (14 апреля 1901 - 3 августа 1989)

Позже это положение получит детальное развитие в ряде иссле­дований

М. С. Певзнер, 1966г., 1970-1972г.г.;

Э. Хейсерман, 1964г.;

3. И. Калмыкова, 1970г.;

Т. В. Егорова, 1971г., где умение использовать помощь взрослого правомерно расценивается как один из диагностических приемов определения уровня умственно­го развития ребенка.

Особо следует отметить психологические исследования детей с ЗПР, проводившиеся в Институте дефектологии АПН СССР под руко­водством В. И. Лубовского и в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР под руководством Н. А. Менчинской. Эти иссле­дования прежде всего отмечают, что дети с ЗПР имеют свои специфи­ческие особенности развития (Т. А. Власова, 1971г.; В. И. Лубовский, 1971г.; Н. А. Никашина, 1972г.) и в этом смысле представляют собой определенную категорию детей с проблемами в развитии. Поэ­тому утверждение о том, что эти дети занимают промежуточное поло­жение между нормально развивающимися детьми и олигофренами, по-видимому, не достаточно правомерно. С этой точкой зрения нель­зя не согласиться.

Певзнер Мария Семёновна

(14 апреля 1901 - 3 августа 1989)

Проведенные В.И.Лубовским (1966 г.,1971-1972г.г.) исследова­ния высшей нервной деятельности детей с ЗПР показали, что особен­ности их психических процессов в значительной мере связаны с по­вышенной иррадиацией -возбуждения, -ослаблением внутреннего тормо­жения -выраженными проявлениями инертности нервных процессов. Т.В.Егорова (1971- 1972г.г.) экспериментально установила у детей с ЗПР -нестойкость внимания, -пониженную работоспособность, -недостаточную продуктивность памяти, особенно в условиях увеличе­ния нагрузки,  -слабое развитие опосредованного произвольного запоминания, -ограниченность словаря, -неполноценность понятий -низкий уровень практических языковых обобщений.  В сравнении с олигофренами у этих детей обнаружена -более высокая продук­тивность произвольного запоминания и мышления при самостоятельном выполнении экспериментальных заданий - большие потенциальные воз­можности, которые реализуются благодаря использованию помощи.

Проведенные В.И.Лубовским (1966 г.,1971-1972г.г.) исследова­ния высшей нервной деятельности детей с ЗПР показали, что особен­ности их психических процессов в значительной мере связаны с по­вышенной иррадиацией

-возбуждения,

-ослаблением внутреннего тормо­жения

-выраженными проявлениями инертности нервных процессов.

Т.В.Егорова (1971- 1972г.г.) экспериментально установила у детей с ЗПР

-нестойкость внимания,

-пониженную работоспособность,

-недостаточную продуктивность памяти, особенно в условиях увеличе­ния нагрузки,

-слабое развитие опосредованного произвольного запоминания,

-ограниченность словаря,

-неполноценность понятий

-низкий уровень практических языковых обобщений.

В сравнении с олигофренами у этих детей обнаружена

-более высокая продук­тивность произвольного запоминания и мышления при самостоятельном выполнении экспериментальных заданий

- большие потенциальные воз­можности, которые реализуются благодаря использованию помощи.

Характеризуя другие интеллектуальные функции, Н. А. Менчинс­кая (1971г.) указывает, что

Характеризуя другие интеллектуальные функции, Н. А. Менчинс­кая (1971г.) указывает, что "недостатки памяти... неразрывно свя­заны с недостатками в развитии их мышления". Аналогичная зависи­мость установлена относительно внимания: "...внимание является вторичным явлением, его нельзя считать первопричиной возникнове­ния трудности в учении, оно само обусловлено тем, что ученик в силу особенностей своего мышления не вовлечен в активную учебную работу, ему трудно участвовать в ней" Она подчеркивает, что развитие интуитивно-практического мыш­ления этих детей значительно выше словесно-логического, а нарушения познавательной активности неразрывно связаны с мотивационной сферой.

Наталья Александровна Менчинская  ( 1905 — 1984 ) 

Эти же закономерности выявлены и в исследованиях 3. И. Калмы­ковой (1971г.) и В. И. Зыковой (1971г.). Таким образом, приведен­ные психологические исследования детей с ЗПР подчеркивают несфор­мированность и недостаточность мыслительных операций. Дефекты не­которых других познавательных процессов рассматриваются авторами как вторичные. К. С. Лебединская (1975г.) считает, что в структуре интеллек­туальной недостаточности детей с ЗПР преобладают нарушения восп­риятия, памяти, внимания, темпа психических процессов, различные корковые расстройства, в то время как слабость функции обобщения выражена меньше. Г. Е. Сухарева (1965г.), Т. А. Власова, М. С. Певзнер (1973г.), Т. А. Власова и К.С. Лебединская (1975г.), В.В. Ковалев (1975г.) также подчеркивают заметные нарушения дея­тельности этой категории детей. Н. А. Менчинская (1971г.) отмеча­ет мотивационные нарушения. ЗИНАИДА ИЛЬИНИЧНА КАЛМЫКОВА

Эти же закономерности выявлены и в исследованиях 3. И. Калмы­ковой (1971г.) и В. И. Зыковой (1971г.). Таким образом, приведен­ные психологические исследования детей с ЗПР подчеркивают несфор­мированность и недостаточность мыслительных операций. Дефекты не­которых других познавательных процессов рассматриваются авторами как вторичные.

К. С. Лебединская (1975г.) считает, что в структуре интеллек­туальной недостаточности детей с ЗПР преобладают нарушения восп­риятия, памяти, внимания, темпа психических процессов, различные корковые расстройства, в то время как слабость функции обобщения выражена меньше. Г. Е. Сухарева (1965г.), Т. А. Власова, М. С. Певзнер (1973г.), Т. А. Власова и К.С. Лебединская (1975г.), В.В. Ковалев (1975г.) также подчеркивают заметные нарушения дея­тельности этой категории детей. Н. А. Менчинская (1971г.) отмеча­ет мотивационные нарушения.

ЗИНАИДА ИЛЬИНИЧНА КАЛМЫКОВА

Проведенное в 80-е годы в НИИ дефектологии АПН СССР М.Г. Рей­дибойм многолетнее наблюдение 95 младших школьников со стойкой неуспеваемостью показало, что их интеллектуальные расстройства имеют различный характер и находятся в определенной зависимости от церебрально-органической формы ЗПР. У детей с психопатоподоб­ным состоянием и органическим инфантилизмом страдает темп и нап­ряженность психических процессов, отмечается нестойкое внимание, выраженная истощаемость и пресыщаемость, сниженная работоспособность и продуктивность. Заметное место занимают и нарушения памя­ти (страдает не только механическая, но и более сложные формы па­мяти).

Наряду с перечисленными расстройствами интеллектуальной дея­тельности выявляется и низкий уровень развития собственно мысли­тельных операций (обобщения, затруднения в установлении причин­но-следственных связей).

Как отмечает автор этих исследований, у подавляющего боль­шинства детей с ЗПР обнаруживаются различной степени выраженности черты органического психического инфантилизма. Это свидетельству­ет о том, что у детей, в отличие от взрослых, наряду с астенией частым проявлением энцефалопатии является инфантилизм.

Л. С. Выготский указывал, что формирование аномальных детей возможно благодаря изменению межфункциональных связей, обусловливающих компенсацию (сглажива­ние) дефекта и формирование личностных качеств. Поэтому структура личности на разных этапах развития не одинакова. Д. Е. Мелехов (1972г.) подчеркивает, что к оценке степени ком­пенсации в психиатрии следует подходить не только с клинических, но и социальных позиций. Многочисленные клинико-психологические отечественные и зару­бежные исследования, проводившиеся в последние десятилетия, со всей очевидностью указывают на необходимость создания адекватных условий обучения и воспитания для детей со стойкой неуспевае­мостью.  

Л. С. Выготский указывал, что формирование аномальных детей возможно благодаря изменению межфункциональных связей, обусловливающих компенсацию (сглажива­ние) дефекта и формирование личностных качеств. Поэтому структура личности на разных этапах развития не одинакова.

Д. Е. Мелехов (1972г.) подчеркивает, что к оценке степени ком­пенсации в психиатрии следует подходить не только с клинических, но и социальных позиций.

Многочисленные клинико-психологические отечественные и зару­бежные исследования, проводившиеся в последние десятилетия, со всей очевидностью указывают на необходимость создания адекватных условий обучения и воспитания для детей со стойкой неуспевае­мостью.

 

Спасибо за внимание!!!! Данная презентация подготовлена с использованием интернет- ресурсов

Спасибо за внимание!!!!

Данная презентация подготовлена с использованием интернет- ресурсов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!