Развитие научных взглядов на проблему ЗПР
Подготовили студентки
Группы ЗФ-406-317-5-1
Никитченко Т.Г., Варлакова С.В.
Наиболее отчетливо проблемы этой категории детей стали просматриваться с начала ХХ века.
Касаясь истории данного вопроса, следует отметить описание А. Бине и Т. Симоном (1911г.) группы "псевдоненормальных" учащихся
Сюда были включены
- "отсталые в педагогическом отношении"
-соматически больные дети .
Обращает внимание исследование Ж. Филиппа и П. Бонкура (1911г.),
в котором авторы выделили среди неуспевающих школьников
группу "субнормальных учеников", сюда вошли дети со "смягченными формами" умственной отсталости и психическим инфантилизмом, низкая обучаемость которых носила временный характер. Авторы называли эту группу детей временно ненормальными.
Изучая педагогические аспекты работы с этими детьми, в частности проблему их неуспеваемости, Л. Файрфилд (1917г.) отметил значительную эффективность педагогического воздействия в работе с некоторыми из них. Автор назвал эту группу "дети пограничной черты" и отнес к ним:
- пограничных с нормой умственно отсталых со слабовыраженным, но стойким интеллектуальным дефектом;
- детей, запаздывающих в развитии
- соматически ослабленных;
- детей с неустойчивым темпераментом;
- с поражением отдельных анализаторов (дефектами слуха, зрения и др.);
- педагогически запущенных.
Пользуясь для отбора тестовыми методиками, автор подчеркивал и необходимость длительного индивидуального наблюдения этих категорий детей.
Большое внимание вопросам клинической дифференциации неуспевающих школьников уделяли и отечественные исследователи.
Например, в 1920 году П. И. Растегаев поддержал точку зрения, предложенную Ж. Филиппом и П. Бонкуром, и подчеркнул важность организации специального обучения и воспитания. Это, по его мнению, могло бы послужить предупреждению развития у них асоциального поведения.
В 1925г. И. Борисов выделил группу детей "с пониженным общим развитием", отграничивающихся от педагогической запущенности и олигофрении. По его данным, число таких детей с возрастом постепенно уменьшалось
Е. М. Захарьян и М. А. Голозко (1928г.), сопоставив психофизическое состояние 150 "трудных" и неуспевающих в учебе детей с аналогичными данными контрольной группы здоровых, дисциплинированных и хорошо успевающих сверстников, выявили у первых
-явления физической незрелости,
-плохое общее развитие,
-узость интересов,
-слабую память, заторможенность психических процессов,
-недоразвитие "этических эмоций",
-пониженный психический тонус,
у некоторых из них - беспечность, эгоцентризм, чрезмерную двигательную активность.
С.И. Федоров (1936г.) среди 500 неуспевающих школьников выделил детей с задержкой развития, отличающихся слабым здоровьем и физической незрелостью. Автор разработал оригинальные методы оценки ряда сторон интеллекта: восприятия, памяти, внимания, комбинаторно-конструктивных способностей, способности к систематизации, логики. Сравнение с данными обследования нормально развитых сверстников выявляло степень их задержки развития на 1-2 года.
С.И. Федоров отметил, что при задержке развития характер снижения интеллектуального уровня отличается от такового при олигофрении. В частности, было установлено, что при олигофрении относительно лучше развита механическая память и хуже - способность к систематизации и логика. При задержке развития, несмотря на некоторое недоразвитие исследуемых психических свойств, общий уровень выше, чем при олигофрении, и более сохранны самые сложные функции (абстрактное мышление).
Н. И. Озерецкий (1938г.) установил, что при замедленном темпе развития потенциальные возможности значительно выше, чем при олигофрении, и их реализация зависит от правильной организации педагогической и воспитательной работы с детьми.
Одним из наиболее значительных в этой области, считается монографическое исследование А.Штрауса и Л.Летинен (A.Strauss, L. Lehtinen,1947). В ней описывались важнейшие особенности детей с минимальными повреждениями мозга. В числе этих особенностей прежде всего назывались: стойкие трудности в учении (если эти дети обучаются в обычной школе), не вполне адекватное поведение и при этом во многих случаях достаточно высокие сохранные интеллектуальные возможности.
Не будет преувеличением утверждать, что в нашей отечественной психологии теоретической основой определения уровня умственного развития и, значит, отграничения различных форм задержки развития от олигофрении является учение Л. С. Выготского о наличии у ребенка двух зон развития.
Первая - актуальная зона – уровень. Для ее выявления используются задачи, требующие самостоятельного решения.
Вторая - зона ближайшего развития. Она характеризуется теми психическими функциями и способностями, которые к моменту исследования находятся в процессе созревания. Выявление зоны ближайшего развития проводится при решении ребенком задач в сотрудничестве с экспериментатором.
Восприимчивость к помощи и способность к логическому переносу приобретенного опыта на решение аналогичных задач служат показателем умственных возможностей ребенка. Именно определение этих двух уровней дает качественную динамическую характеристику психического развития ребенка и имеет прогностическое значение.
Позже это положение получит детальное развитие в ряде исследований
М. С. Певзнер, 1966г., 1970-1972г.г.;
Э. Хейсерман, 1964г.;
3. И. Калмыкова, 1970г.;
Т. В. Егорова, 1971г., где умение использовать помощь взрослого правомерно расценивается как один из диагностических приемов определения уровня умственного развития ребенка.
Особо следует отметить психологические исследования детей с ЗПР, проводившиеся в Институте дефектологии АПН СССР под руководством В. И. Лубовского и в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР под руководством Н. А. Менчинской. Эти исследования прежде всего отмечают, что дети с ЗПР имеют свои специфические особенности развития (Т. А. Власова, 1971г.; В. И. Лубовский, 1971г.; Н. А. Никашина, 1972г.) и в этом смысле представляют собой определенную категорию детей с проблемами в развитии. Поэтому утверждение о том, что эти дети занимают промежуточное положение между нормально развивающимися детьми и олигофренами, по-видимому, не достаточно правомерно. С этой точкой зрения нельзя не согласиться.
Певзнер Мария Семёновна
(14 апреля 1901 - 3 августа 1989)
Проведенные В.И.Лубовским (1966 г.,1971-1972г.г.) исследования высшей нервной деятельности детей с ЗПР показали, что особенности их психических процессов в значительной мере связаны с повышенной иррадиацией
-возбуждения,
-ослаблением внутреннего торможения
-выраженными проявлениями инертности нервных процессов.
Т.В.Егорова (1971- 1972г.г.) экспериментально установила у детей с ЗПР
-нестойкость внимания,
-пониженную работоспособность,
-недостаточную продуктивность памяти, особенно в условиях увеличения нагрузки,
-слабое развитие опосредованного произвольного запоминания,
-ограниченность словаря,
-неполноценность понятий
-низкий уровень практических языковых обобщений.
В сравнении с олигофренами у этих детей обнаружена
-более высокая продуктивность произвольного запоминания и мышления при самостоятельном выполнении экспериментальных заданий
- большие потенциальные возможности, которые реализуются благодаря использованию помощи.
Характеризуя другие интеллектуальные функции, Н. А. Менчинская (1971г.) указывает, что "недостатки памяти... неразрывно связаны с недостатками в развитии их мышления". Аналогичная зависимость установлена относительно внимания: "...внимание является вторичным явлением, его нельзя считать первопричиной возникновения трудности в учении, оно само обусловлено тем, что ученик в силу особенностей своего мышления не вовлечен в активную учебную работу, ему трудно участвовать в ней" Она подчеркивает, что развитие интуитивно-практического мышления этих детей значительно выше словесно-логического, а нарушения познавательной активности неразрывно связаны с мотивационной сферой.
Наталья Александровна Менчинская ( 1905 — 1984 )
Эти же закономерности выявлены и в исследованиях 3. И. Калмыковой (1971г.) и В. И. Зыковой (1971г.). Таким образом, приведенные психологические исследования детей с ЗПР подчеркивают несформированность и недостаточность мыслительных операций. Дефекты некоторых других познавательных процессов рассматриваются авторами как вторичные.
К. С. Лебединская (1975г.) считает, что в структуре интеллектуальной недостаточности детей с ЗПР преобладают нарушения восприятия, памяти, внимания, темпа психических процессов, различные корковые расстройства, в то время как слабость функции обобщения выражена меньше. Г. Е. Сухарева (1965г.), Т. А. Власова, М. С. Певзнер (1973г.), Т. А. Власова и К.С. Лебединская (1975г.), В.В. Ковалев (1975г.) также подчеркивают заметные нарушения деятельности этой категории детей. Н. А. Менчинская (1971г.) отмечает мотивационные нарушения.
ЗИНАИДА ИЛЬИНИЧНА КАЛМЫКОВА
Проведенное в 80-е годы в НИИ дефектологии АПН СССР М.Г. Рейдибойм многолетнее наблюдение 95 младших школьников со стойкой неуспеваемостью показало, что их интеллектуальные расстройства имеют различный характер и находятся в определенной зависимости от церебрально-органической формы ЗПР. У детей с психопатоподобным состоянием и органическим инфантилизмом страдает темп и напряженность психических процессов, отмечается нестойкое внимание, выраженная истощаемость и пресыщаемость, сниженная работоспособность и продуктивность. Заметное место занимают и нарушения памяти (страдает не только механическая, но и более сложные формы памяти).
Наряду с перечисленными расстройствами интеллектуальной деятельности выявляется и низкий уровень развития собственно мыслительных операций (обобщения, затруднения в установлении причинно-следственных связей).
Как отмечает автор этих исследований, у подавляющего большинства детей с ЗПР обнаруживаются различной степени выраженности черты органического психического инфантилизма. Это свидетельствует о том, что у детей, в отличие от взрослых, наряду с астенией частым проявлением энцефалопатии является инфантилизм.
Л. С. Выготский указывал, что формирование аномальных детей возможно благодаря изменению межфункциональных связей, обусловливающих компенсацию (сглаживание) дефекта и формирование личностных качеств. Поэтому структура личности на разных этапах развития не одинакова.
Д. Е. Мелехов (1972г.) подчеркивает, что к оценке степени компенсации в психиатрии следует подходить не только с клинических, но и социальных позиций.
Многочисленные клинико-психологические отечественные и зарубежные исследования, проводившиеся в последние десятилетия, со всей очевидностью указывают на необходимость создания адекватных условий обучения и воспитания для детей со стойкой неуспеваемостью.
Спасибо за внимание!!!!
Данная презентация подготовлена с использованием интернет- ресурсов