СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ. Методическая разработка занятия для волонтеров.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из направлений в подготовке волонтеров связано с формированием навыков аргументации и контраргументации. В работе волонтеров важное место занимает умение отстоять свою точку зрения, умение противостоять оппоненту.

 

Цель: повышение коммуникативной компетентности участников, формирование навыков аргументации, развитие навыков работы в команде.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ. Методическая разработка занятия для волонтеров.»











РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ


УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ



Методическая разработка занятия для волонтеров





Заведующая отделением

Дрелинг А.В.








2023 г.

Тема: Развитие навыков уверенного поведения


Одно из направлений в подготовке волонтеров связано с формированием навыков аргументации и контраргументации. В работе волонтеров важное место занимает умение отстоять свою точку зрения, умение противостоять оппоненту.


Цель: повышение коммуникативной компетентности участников, формирование навыков аргументации, развитие навыков работы в команде.


Ход занятия:


  • Разминочное упражнение «Капуста».

Актуализация мотивации на работу по профилактике может быть осуществлена в ходе упражнения «Какова твоя цель в том, чтобы заниматься первичной профилактикой», это упражнение ещё называют «Капустой».

Суть упражнения, выполняемого в парах, заключается в том, чтобы помочь человеку осознать истинные мотивы занятий профилактикой путем последовательного задавание вопроса: «Какова твоя цель в том, чтобы…?»


Например, человек говорит:

- Моя цель волонтерской работы в том, чтобы помогать людям.

- А какова твоя цель в том, чтобы помогать людям?

- Чтобы люди чувствовали себя более счастливыми.

- А какова твоя цель в том, чтобы люди чувствовали себя счастливыми?

- Тогда я тоже буду чувствовать себя более счастливым.

После того, как к словам отвечающего уже нельзя задать вопрос: «Какова твоя цель в том, чтобы…», формулируется окончательный ответ. В нашем примере он выглядит следующим образом: «Я занимаюсь волонтерской работой, чтобы чувствовать себя более счастливым», в результате, мы приходим к очень важному выводу: работая для других, мы работаем и помогаем в первую очередь себе самому.


  • Мозговой штурм «Последствия отказа от употребления ПАВ».

Оборудование: лист ватмана, маркеры.

В режиме мозгового штурма перечисляются позитивные и негативные последствия отказа от приема ПАВ. Варианты ответов фиксируются на листе ватмана, например:


Позитивные последствия отказа Негативные последствия отказа


Сохраню здоровье Стану белой вороной

Буду сильным Буду немодным

Избегу неприятностей с законом Подвергнусь насмешкам

И другие и другие


Важно, чтобы было больше найдено преимуществ отказа.


В результате обсуждения полученных данных можно поразмышлять над тем, как мы делаем выбор, как можем объяснить это окружающим, аргументировать свою позицию.


  • Мини-лекция «Способы аргументации».

Оборудование: ручки и блокноты для участников.

Ведущий перечисляет и кратко описывает основные методы аргументации собственной позиции:

    1. Метод положительных ответов;

    2. Метод апелляции к авторитету;

    3. Метод расчленения аргументов оппонента;

    4. Метод «салями».

Подробное описание методов аргументации см. в Приложении №1.

Полученные знания предлагается закрепить в ролевой игре.


  • Ролевая игра «Волк и семеро козлят».

Оборудование: карточки с названием ролей: «Козленок», «Коза», «Волк» по количеству участников, стулья.

Участникам раздаются карточки с названиями ролей. «Козлятам» предлагается организовать пространство – сесть рядом в «доме». Остальные участники по очереди подходят к дому и просят, чтобы «козлята» их пустили. «Козлятам» неизвестна роль просящего – их задача решить: пускать участника или не пускать в «дом». Если «козлята» ошибаются, то один из них выходит из игры. Этот момент можно драматизировать: пустили «волка», он выбирает и «съедает» «козленка», не пустили «козу, «козленок» «погибает» от голода.

При обсуждении упражнения делается акцент на стратегиях поведения участников, на мере личной и групповой ответственности за принятое решение, на применении способов аргументации.


Одним из альтернативных вариантов закрепления навыков аргументации может быть проведение ролевой игры «Три товарища» (Приложение №2).


  • Рефлексия с мячом и обратная связь.

Оборудование: мяч.

Участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч любому участнику и просит высказать свое мнение о занятии в целом:

  • Что понравилось в занятии;

  • Что вызвало затруднения при выполнении заданий;

  • Пожелания ведущему и участникам занятия.

Упражнение продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого из участников.





Приложение 1

Методы аргументации


Метод положительных ответов Сократа. Ход решения проблемы или задачи прослеживается минимальными шагами, которые формулируются как вопрос. Задача доказывающего не просто изложить ход своих рассуждений, а на каждом шаге достичь понимания и согласия партнеров. Соглашаясь с каждым шагом доказательства, оппоненты постепенно приходят вместе с доказывающим к тем же выводам.

Каждый новый шаг он должен начинать словами: «Согласны ли вы с тем, что...». Если кто-то из членов группы окажется не согласен, доказывающий должен изменить величину своего логического шага, вернув­шись несколько назад, но не спорить и не критико­вать несогласного.

Метод перелицовки — это постепенное подве­дение собеседника к противоположным выводам пу­тем поэтапного прослеживания решения проблемы вместе с ним.

Принципиально важно в этом методе то, что мы не навязываем партнеру своей логики, предоставля­ем ему возможность самому увидеть противоречие в своих рассуждениях и готовы признать собственную ошибку, если таковая имеется. Необходимо постро­ить работу так, чтобы у партнера не было ощущения «потери лица» при обнаружении ошибки.

В методе перелицовки особенно полезно использовать наглядные средства доказательства.

Метод расчленений — разделение аргументов партнера на верные, сомнительные и ошибочные с последовательной их проработкой. Для данного метода очень важно вначале согласиться с тем аргумен­том партнера, который действительно не вызывает у нас возражений или с которым мы готовы согла­ситься по крайней мере при некоторых условиях. Это дает партнеру возможность понять, что его услыша­ли, говорят с ним «на одном языке» и готовы пози­тивно с ним сотрудничать. Выражая сомнение в сле­дующем аргументе партнера, мы даем ему понять, что не собираемся возражать только ради возражений и что готовы трезво оценивать весомость его аргу­ментов. Здесь важно, чтобы отвечающий не вносил своих собственных аргументов, а работал только с предъявленными. Это помогает партнеру понять, что его слышат, его мнение уважают, но выполнить его просьбу по какой-то причине не представляется воз­можным. Эту причину мы раскрываем, отвечая на третий, аргумент партнера.

Метод двусторонней аргументации предполагает указание как преимуществ, так и слабых сторон пред­лагаемого вами решения. Этот метод рассчитан на интеллектуального собеседника.

Метод аналогий — доказательство путем сравнения с уже извест­ным и не подлежащим сомнениям фактом или фактами.

Метод «Салями» — постепенное подведение собеседника к пол­ному согласию с вами путем получения его согласия сначала в глав­ном, а затем в необходимых для полного согласия частностях.

Метод замедления темпа — умышленно медленное проговаривание слабых мест в аргументации партнера.

Метод классической риторики — соглашение с высказываниями партнера с последующим внезапным опровержением всех его по­строений с помощью одного сильного аргумента — применяется в случаях излишней агрессивности партнера.




Приложение 2


Ролевая игра «Три друга»


«...Три друга приехали на турбазу, чтобы хорошо отдохнуть после учебной недели, покататься на лыжах. Вечером один из них предложил двум другим расслабиться в баре, выпив вина или водки».


Задача участникам ролевой игры:


Один из ребят должен постараться уговорить выпить, задача других отказать­ся. Взаимодействие происходит в течение 10-15 минут, после чего остальные уча­стники группы выделяют то в поведении участников ролевой игры, что помогало и мешало им отстаивать свою позицию.

Затем все вместе ребята составляют:


  • список способов убеждения, которые часто используются для того, чтобы кого-то заставить что-то сделать.

Как правило это:

- Лесть.

- Факты и логические рассуждения.

- Ссылка на авторитет.

- Обещание наград или наказаний.

- Настаивание.

- Вызывание чувства вины и т.д.


  • список методов сопротивления давлению:

- Веские контраргументы.

- Уверенность в себе.

- Решительность в голосе.

- Хладнокровие.

- Спокойное объяснение причин отказа.

- Уход из ситуации.

- Подумать: почему человек заставляет вас сделать что-то, чего вы не хотите? Что вы получите, если поддадитесь давлению: выигрыш в чем-то или негативные последствия? Насколько можно верить при­водимым им аргументам? Совпадают ли ваши желания с желаниями другого?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!