СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие нелинейного мышления у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нелинейное мышление — это способность выходить за рамки линейного, последовательного мышления и видеть связи и ассоциации, которые неочевидны на первый взгляд. Развитие нелинейного мышления позволяет приходить к оригинальным идеям, находить новые подходы к решению задач и вносить инновации в различные области жизни.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие нелинейного мышления у младших школьников"»

Что такое нелинейное мышление

Нелинейное мышление — это способность выходить за рамки линейного, последовательного мышления и видеть связи и ассоциации, которые неочевидны на первый взгляд. Развитие нелинейного мышления позволяет приходить к оригинальным идеям, находить новые подходы к решению задач и вносить инновации в различные области жизни.


Характеристики нелинейного мышления:

Беглость — способность к генерированию большого числа идей. 

Оригинальность — способность предлагать нестандартные идеи.

Гибкость — способность продуцировать идеи, относящиеся к различным категориям.

Мыслить нестандартно может научиться любой. Для этого необязательно быть талантливым или одаренным. Более того, каждый человек рождается с этой способностью. Просто, когда мы растем и развиваемся, то получаем жизненный опыт, который формирует в голове шаблоны, паттерны поведения. Например, суп мы едим ложкой, а не вилкой. И нам не нужно каждый раз об этом думать. Эти шаблоны значительно упрощают нашу жизнь, но приводят к последствиям. Одно из них — мышление становится не таким гибким.

Почему мыслить креативно — полезно

Креативное мышление учит ребенка одному из важнейших навыков успешного человека: подмечать проблемы вокруг, конвертировать их в задачи и уметь их решать. Именно это будет отличать высококлассного специалиста от рядового сотрудника. И не только в творческих профессиях. Даже пилоты самолета, которые всегда работают по инструкции, в аварийной ситуации должны уметь действовать креативно. Или врач, чей пациент находится в критической ситуации: чтобы спасти чью-то жизнь, он должен мгновенно принять правильное решение. 

Ребенок с развитым креативным мышлением имеет больший потенциал, становится более уверенным, открыт вызовам, не боится выражать свое мнение.



Упражнения для развития креативного мышления 

Беглость

1. Задаем определенное количество идей для решения конкретной задачи.

 Пример: На столе стоит стакан. Трогать его нельзя. Придумайте не менее десяти способов, как из него удалить воду.

2. Ставим таймер на 10-15 минут и пишем максимальное количество способов решения конкретной задачи. 

Пример: Напишите любые варианты использования обыкновенной канцелярской скрепки. Это упражнение — тест, который в США проводили для проверки уровня креативности детей раннего возраста. Школьники начального звена легко находили 40-50 способов, а в отдельных случаях и больше сотни. Дети средней школы справлялись с этой задачей в три раза хуже, а в старших классах варианты можно было пересчитать по пальцам. 

Оригинальность

В качестве инструмента подойдет метод фокальных объектов.

  1. Придумываем предмет, который хотим улучшить. Например, кастрюлю. 

  2. Выбираем ряд случайных объектов — например, котенок и ластик — и пишем их свойства. Чем больше, тем лучше.

  3. Присоединяем их свойства к исходному объекту, развиваем полученные варианты путем ассоциаций. 

  4. И вот уже готовы идеи новой кастрюли. Например, мяукающая кастрюля — прообраз мультиварки или гибкая кастрюля — идея посуды из силикона. 

Гибкость

Для развития гибкости нужно расширять кругозор, насмотренность. Люди не создают идеи из воздуха — информация берется из той картины мира, которая на данный момент есть в голове. Поэтому так важно посещать музеи, выставки, путешествовать, читать книги, общаться с разными людьми и так далее. Детям очень полезно будет почитать фантастику, где есть масса идей, которые могут реализоваться уже в ближайшем будущем. 

Ассоциативное мышление

Помимо беглости, оригинальности и гибкости, для развития креативности полезно развивать ассоциативное мышление. Во-первых, на ассоциациях рождаются идеи. Во-вторых, дети очень любят игры в ассоциации. Вот несколько упражнений на эту тему: 

1. «Цепочка ассоциаций».

Выбираем любое слово или словосочетание и начинаем строить цепочку ассоциаций. Например, «банк» — работа, отпуск, предвкушение, радость.

2. «Неправильная цепочка ассоциаций». 

Выбираем два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе — ее концом. Задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например, исходные слова «собака» и «машина». Цепочка: «собака — лай — прохожий — тротуар — дорога— машина».

Эти упражнения покажут, как у вас обстоят дела с характеристиками креативного мышления. Например, чем длиннее цепочка, тем лучше беглость. Если играете в команде с ребенком, можно оценить оригинальность ваших ассоциаций (если повторяются у обоих — неоригинально, если у кого-то одного — браво). И чем больше будет категорий, по которым можно распределить ваши ассоциации, тем лучше развита гибкость.

С помощью этих несложных занятий можно развить креативное нелинейное мышление не только у детей. Взрослым это даже полезнее. Ведь, чем старше мы становимся, тем более шаблонно мыслим. Развивайте нелинейное,нестандартное мышление всей семьей — это отличный вариант досуга, который не только учит, но и сближает.



Предлагаю вашему вниманию упражнение, которое нам на мастер классе представил Куликов

Максим Николаевич


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!