СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие общей моторики у обучающихся с умственной осталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по Развитию общей моторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Развитие общей моторики у обучающихся с умственной осталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Развитие общей моторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).



Исследования А.Р. Лурия, В.И. Лубовского, А.И. Мещерякова, М.С. Певзнер и др. показали, что у детей с нарушениями интеллекта имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем.

Преобладающий интеллектуальный дефект у обучающихся с нарушениями интеллектуального развития сочетается с нарушениями восприятия речи, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, поведения и моторики.

Исследование двигательной сферы обучающихся с умственной отсталостью показало наличие легкого похудания отдельных мышечных групп и характерные позы конечностей. Часто бывшие парезы у детей школьного возраста проявлялись только в процессе функциональной нагрузки и, главным образом, в качественных особенностях функций соответствующих мышц. Так, активные движения мышц, замедлены, неплавны, напряжены, недифференцированы, истощаемы.

Одной из причин недоразвития моторики исследователями указывается уменьшение силы основных нервных процессов, нарушение их подвижности.

Нарушения основных нервных процессов обусловлены дефектами нервной ткани, а также расстройством крове- и лимфообращения. Все это затрудняет образование новых сложных условно-рефлекторных связей, обеспечивающих произвольные движения.

Умственно отсталым свойственны не столько простые двигательные расстройства, сколько сложные нарушения, связанные с поражением корковых функций, сложные системные нарушения моторики, обусловленные поражением не только двигательного анализатора, но и других, в том числе речевых систем. Недоразвитие моторики появляется в бедности, однообразии, угловатости, неритмичности и замедленности движений, их бесцельности, в общем двигательном беспокойстве, наличии синкинезий, недостаточной способности к тонким и точным движениям, выработке относительно сложных двигательных формул, быстрой смене моторных установок. Элементарные движения относительно более сохранны.

Изучение особенностей моторики умственно отсталых детей показало, что наряду со снижением интеллекта, дети имеют выраженные дефекты локомоторно-статических функций, которые затрудняют организацию игры, манипуляции с предметами. У них задерживается прямостояние, они позже начинают ходить, при этом ходьба у них неустойчива, движения рук плохо координированы, затрудняется осмысление и запоминание.

Глубокие исследования уровня развития двигательных способностей как одного из важных звеньев моторики обучающихся специальной коррекционной школы 8-го вида с целью поиска эффективных способов коррекции нарушений движений показали ряд специфических особенностей в их формировании и позволили установить у таких детей существенное отставание уровня развития двигательных способностей от нормы.

Хуже, чем у здоровых детей, развита у умственно отсталых и кинестетическая чувствительность, вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное опосредование движений.

При исследовании чувства ритма у учащихся специальной коррекционной школы 8-го вида было выявлено, что наилучшие показатели отмечены в возрасте 12 лет, в младшем и старшем школьном возрасте эти показатели ниже.

Изучение способностей умственно отсталых школьников 7-16 лет дифференцировать свои движения при воспроизведении пространственных параметров позволило выявить ряд существенных отклонений в оценке точности их движений, которая фиксировалась по величине их ошибок

Сравнительных анализ результатов, показанных учащимися, свидетельствует о том, что у детей с нарушениями интеллекта имеются значительные нарушения в точности пространственной оценки движений. Наилучший возраст для развития этого показателя - период от 7 до 12 лет. Для типичны движения, выполняемые с переоценкой воспроизводимой амплитуды, для нормальных школьников, наоборот, чаще всего с недооценкой.

Различными авторами выделяются следующие нарушения движений учащихся младших классов специальной коррекционной школы 8-го вида:

- нарушения при ходьбе - сутулость, дискоординация движений рук и ног, топание ногами, шарканье ногами, волочение ног по полу, неритмичность движений, постоянные отклонения от пути по прямой, неодинаковая длина шагов, неодинаковая амплитуда при взмахах руками, носки ног обращены вовнутрь или наружу, вертикальные движения туловищем, отклонения туловища от вертикальной оси. Ходьба на прямых, полусогнутых ногах, вразвалку.

- нарушения при беге - чрезмерный уклон туловища, головы вперед, чрезмерное напряжение рук, мелкие шаги, неритмичность, малая амплитуда движений рук, руки прижаты к туловищу, раскачивание туловища в стороны, дискоординация движений рук и ног. Бег на прямых или полусогнутых ногах.

- нарушения при прыжках - при прыжках с места: отталкивание происходит одной ногой, дискоординация движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, слабый взмах руками, низкий присед, толчок прямыми ногами; прыжки в длину и высоту с разбега: неумение подобрать точное место отталкивания, слабое финальное усилие, дискоординация рук и ног в полете, неумение приземляться, отталкивание прямой ногой.

Также следует отметить недостатки мелкой моторики рук умственно отсталых младших школьников.



Рекомендации по развитию общей моторики у детей:

  1. Физическая зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело и развить крупные мышцы.

  2. Игры с использованием мяча. Его можно катать, бросать и ловить, с ним приседать и наклоняться, выполнять упражнения, сидя на мяче, прыгать на гимнастическом мяче.

  3. Игры со скакалкой и резинкой также помогут в развитии внимательности и координации движений.

  4. Игры на бросание и попадание в цель. Мячи, кольца, игра в городки, дартс и стрелы, бадминтон помогут почувствовать свое тело и развить глазомер.

  5. Занятие танцами, спортивными играми, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — все это способствует укреплению и развитию мышечного аппарата ребенка.

Упражнения на зеркальное копирование движений позволит развить реакцию и научиться чувствовать свое тело в игровой и веселой форме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!