Введение в материал
- Прошлый урок был посвящён изучению общества, рассматривали отношения в которых находится человек, природа и общество.
- Древнегреческие философы Платон и Аристотель считали, что общество движется по определённым ступеням в рамках замкнутого цикла.
- Французские Просветители предполагали, что история –непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
- Многие религиозные деятели считали, что регресс преобладает во многих сферах жизни общества.
- Обществоведы делают выводы о противоречивости прогресса.
Введение в материал
- Кто из них прав?
- Как и по каким законам развивается человечество?
Развитие общества
Урок 5.
ФГОС 8 класс
Предположите
- О чём мы будем говорить на уроке?
- Какие вопросы могут возникнуть в ходе работы?
План урока:
- Изменчивость и стабильность.
- Реформы и реформаторы.
- Развитие человечества в XXI веке.
- Глобальные проблемы современности.
Проблемные вопросы:
- Можно ли считать революции «локомотивами» истории?
- В чём состоят глобальные проблемы человечества?
Изменчивость и стабильность.
- Изучая историю мы убеждаемся, что общество постоянно развивается.
- Работая с п.1 §4 выявите источники развития общества.
- Учёные обществоведы, задумываясь о способах преобразования общества, выделяют две формы
Изменчивость и стабильность.
- Последователи учения К.Маркса утверждают, что решающую роль в изменении жизни и развития общества играют социальные революции.
Изменчивость и стабильность.
- Коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя;
- Форма перехода от одной общественно-экономической формации к другой
Изучите и прокомментируйте схему:
Формы преобразования общества
Изменчивость
Стабильност ь
Социальные революции
Эволюционное развитие
Группы заинтересованные в утверждении новых порядков
Социальные силы, олицетворяющие уходящий экономический строй
Постепенность изменений
конфликт
Преемственность в развитии различных сторон общества
Изменчивость и стабильность.
- Выводы:
- Передовой класс свергает реакционный строй, берёт власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества..
- Нельзя отрицать и постепенный, эволюционный характер многих изменений в обществе. Подобное явление наблюдается и в природе.
Изменчивость и стабильность.
- Можно ли проводить прямые аналогии между обществом и природой?
- Можно ли применить к обществу положение о неотвратимости изменений?
- Согласны ли вы с утверждением, что революции являются «локомотивами» истории?
- Вспомните, что такое - закон ускорения истории?
Изменчивость и стабильность.
- Изучив материал рубрики «Мнения» на стр29, приведите свои аргументы «за» и «против» положения о том, что процесс ускорения общественного развития является благом
Реформы и реформаторы.
- Вторая форма сознательного преобразования общества – реформа.
- Реформа – преобразование, вводимое законодательным путём
- Работая в парах с п.2 §4, определите основные цели реформ.
Реформы и реформаторы.
Укрепление и обновление государственных основ
Улучшение уровня жизни населения
Изменение уклада жизни общества
Реформы и реформаторы.
- В прошлом году по всемирной истории мы изучали преобразования в католической церкви. Вспомните, как назывался этот процесс? Кто явился основоположником? В какой стране процесс начался? И к чему привёл?
- Используя свои знания назовите известные вам реформы и реформаторов.
Реформатор –п. А. Столыпин
- Аграрная реформа
- Реформа местного самоуправления
- Всеобщее начальное образование.
- И другие.
- Однако, реформы не имели широкой социальной поддержки.
Реформатор –п. А. Столыпин
- «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»
- Крестьяне не поддержали его, так как были разочарованы сохранением земли за помещиками.
- Дворянство видело в нём разрушителя вековых устоев.
- В Думе возмутились его попыткой ввести политические права – бессословные земства.
- Революционные силы видели в нём «душителя революции»
Реформы и реформаторы.
- Работая в группах, выявите отличительные признаки реформ от революций.
Реформы и реформаторы.
Мягкий характер воздействия на общественные отношения
Проводятся «сверху» – по решению властей
Проводятся по определённому плану
Развитие человечества в XXI веке.
- Глобализация – процесс сближения и роста взаимосвязи наций и государств мира, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических и культурных стандартов.
- Глобализация затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, международные отношения, социальную сферу, культуру, безопасность и т.д.
- Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди всё глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан с многими тысячами других людей во всех концах Земли.
- Приведите примеры, демонстрирующие многообразие связей современного мира.
Глобальные связи.
- Общение с друзьями – мобильная связь, интернет.
- Создание мировой сети магазинов (Metro, Ikea и др.).
- Доставка товаров из каталогов по миру.
- Оплата товаров и услуг электронными картами.
- Прямая трансляция культурно-массового мероприятия.
- Обмен валюты в любом государстве.
- Работая с п.3 §4, приведите примеры проявления глобальных связей.
Основные направления глоализации:
- Деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру.
- Глобализация финансовых рынков.
- Международная экономическая интеграция.
- Информационная революция.
Развитие человечества в XXI веке.
- Тейяр де Шарден утверждал: «Для человека нет будущего…вне его объединения с другими людьми»
- Сегодня параллельно разрастается движение антиглобалистов.
- Работа в группах.
- Группа приводит аргументы , что глобализация –благо.
- Группа приводит аргументы, что глобализация- зло.
Положительные и отрицательные последствия глобализации.
+
-
- Снижение издержек производства.
- Рост прибыли.
- Появления возможностей для дальнейшего роста производства и его развития.
- Концентрация усилий на разработке новых передовых технологий.
- Возможность пользоваться плодами НТР для стран, не способных вести собственные научно-технические исследования.
- Учёт интересов государства в политике.
- Приобщение человечества к достижениям мировой культуры.
- Насаждение единого стандарта потребления.
- Препятствование развитию отечественного производства.
- Отрицание экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран.
- Навязывание определённого образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.
- Появление глобальных проблем.
Глобальные проблемы современности.
- В чём вы видите особенность глобальных проблем по сравнению со всеми другими?
- Общемировой характер.
- Угроза выживанию человечества.
- Затрагивают все народы и государства.
- Требуют неотложных и эффективных совместных действий
- Являются следствием социально- экономических кризисов.
Глобальные проблемы современности.
- Работая в группах с п.4 §4 и с дополнительным материалом, приведите примеры глобальных проблем
- Группа – исследует и анализирует экологические глобальные проблемы.
- Группа – исследует и анализирует политические глобальные проблемы.
- Группа – исследует и анализирует социальные глобальные проблемы.
- Группа – исследует и анализирует экономические глобальные проблемы.
рефлексия
Рефлексия
- Сегодня часто звучат призывы к отказу от некоторых достижений нтп. Соответствуют ли эти призывы концепции устойчивого развития?
- Выступая на научной конференции, учёный-эколог заявил: « Пора осознавать, что человечество идёт к концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены .» Согласны ли вы с этим мнением?
- Прокомментируйте высказывание: «Предыдущие поколения всегда были озабочены будущим, но мы являемся первыми, от решения которых зависит, будет ли Земля, наследуемая нашими детьми, обитаема».
Домашнее задание
- Прочитать и ответить на вопросы §4
- Написать эссе на тему: « Мы изменили своё окружение так радикально , что теперь должны изменить самих себя, чтобы жить в новом окружении» Н.Винер