СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие одаренности учащихся начальных классов средствами школьного учебника (в условиях реализации ФГОС НОО).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрен вопрос подготовки педагога к развитию одаренности учащихся начальных классов  средствами школьного учебника (в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования).

Просмотр содержимого документа
«Развитие одаренности учащихся начальных классов средствами школьного учебника (в условиях реализации ФГОС НОО).»

Развитие одаренности учащихся начальных классов средствами школьного учебника (в условиях реализации ФГОС НОО)


Баранова Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Аннотация. В статье рассмотрен вопрос подготовки педагога к развитию одаренности учащихся начальных классов средствами школьного учебника (в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования).

Ключевые слова: развитие одаренности учащихся начальных классов, средства школьного учебника, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, инструментальный аспект поведения одаренного ребенка, индивидуальный стиль деятельности, особый тип организации знаний, высокая структурированность, свернутость знаний в соответствующей предметной области, мотивационный аспект поведения одаренного ребенка.



Процессы глобализации, информатизации, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышения качества профессиональной подготовки современного учителя. Особенно это важно в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Главной ценностью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие ученика.

Одним из важных направлений новых образовательных стандартов является организация работы с одаренными детьми: создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей. Современный учитель должен владеть профессиональными знаниями и умениями, соответствующими уровню современной психолого-педагогической науки, исследующей особенности одаренных детей; применять в практической деятельности инновационные технологии, методики обучения.

В процессе повышения квалификации при изучении раздела дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Развитие одаренности учащихся средствами учебника (в условиях реализации ФГОС начального общего образования) знакомим учителя с психолого-педагогическими основами развития одаренных детей. Изучая научные работы: Дж.С. Рензулли, Дж. Гилфорда, Н.С. Лейтеса, Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова, В.Н.Дружинина, А.М. Матюшкина, А.И. Савенкова, Д.В. Ушакова, А.В. Хуторского, Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого и др. рассматриваем признаки одаренности детей, которые проявляются в реальной деятельности ребенка. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть представлен: быстрым освоением деятельности и высокой успешностью ее выполнения; использованием и изобретением новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижением новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, сформированностью качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности; особым типом организации знаний: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Своеобразный тип обучаемости, проявляющийся, как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету и др.), определенным формам собственной активности (познавательной, художественно-выразительной и др.); повышенная познавательная потребность; интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело; предпочтение парадоксальной, противоречивой информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Однако нужно отметить, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Инструментальные и особенно мотивационные признаки вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста.

В процессе изучения спецкурса знакомим учителя с видами одаренности, критериями их определения. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие: вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики; степень сформированности; форма проявлений; широта проявлений в различных видах деятельности; особенности возрастного развития. Так, например, в познавательной деятельности можно выделить интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук и др.); в художественно - эстетической деятельности - изобразительную, музыкальную, литературно-поэтическую и др.; в коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность; в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям. Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы. Приняв за основу критерий: «степень сформированности одаренности», можно дифференцировать: актуальную и потенциальную одаренность. Используя критерий «форма проявления», можно охарактеризовать: явную и скрытую одаренности; применяя критерий «широта проявлений в различных видах деятельности», можно выделить: общую и специальную одаренность. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (математика, поэзия, общение, спорт и др.). Учитывая критерий «особенности возрастного развития», можно дифференцировать: раннюю и позднюю одаренность.

Одним из важных элементов спецкурса является процесс изучения учителями диагностического материала по выявлению одаренных детей. При этом следует отметить, что выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Данный процесс включает постепенный, поэтапный поиск одаренных детей. Неправомерно осуществлять идентификацию одаренного ребенка на основе единой (единственной) оценки (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития). К сожалению, в школьной практике достаточно часто ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности ребенка является психолого-педагогический мониторинг, который должен отвечать целому ряду требований: комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением ребенка в разных ситуациях); анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам; экспертная оценка продукта деятельности детей; выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития; многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка и др. Диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности; использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности; анализ реальных достижений детей в различных предметных олимпиадах, творческих конкурсах и т.п.; применение экологически валидных методов психодиагностики, имеющих дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей и др.

Следует отметить, что одной из важных задач спецкурса является ознакомление учителей с возможностями развития одаренных детей через организацию целенаправленной работы с учебным материалом современных учебников для начальных классов. Учебник – главное средство обучения в школе. Только воплотившись в конкретный учебник, педагогические идеи и содержание образования смогут найти осуществление в учебном процессе. Учебник представляет собой основную форму отражения, воплощения, фиксации содержания образования на уровне учебного материала. Под учебным материалом понимается дидактическая конструкция, заключающая в себе проект деятельности преподавания и деятельности учения в единстве их содержательных и процессуальных характеристик. В учебниках они находят отражение в различных его структурных элементах: различные виды текстов, аппарат организации усвоения, иллюстративный материал, аппарат ориентировки.

Анализ учебного материала, представленного в содержании современных школьных учебников позволил определить следующие требования к их проектированию: цели, содержание и методы изучения учебного материала должны способствовать познавательному развитию, воспитанию личностных качеств учащихся: инициатива, целеустремленность, самоконтроль, критичность, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний, широта умственного кругозора и др.; учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся, так как у одаренных детей индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме. В учебниках должны найти отражение следующие подходы по отбору содержания учебного материала, такие как: углубление, обогащение, проблематизация. Например, углубление – подход, который эффективен по отношению к детям, имеющим особый интерес к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, областей знания. Практика обучения одаренных детей позволяет отметить ряд положительных результатов при использовании данного подхода в обучении: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и др.

Обогащение – подход, ориентированный на качественно иное содержание обучения, с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Данный подход обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации; погружение учащихся в исследовательские проекты.

Проблематизация - предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Это возможно при условии программирования учебником продуктивной самостоятельной деятельности учащихся. Вопросы-задания, упражнения учебника должны быть построены таким образом, чтобы целенаправленно и эффективно формировали у школьников интерес и рациональные способы работы, чтобы ставили учащихся в необходимость повторного обращения к материалам текстов, тем самым способствуя творческому восприятию и пониманию прочитанного.

В организации учебником самостоятельной работы возможна и необходима большая изобретательность. Чем оригинальнее форма вопросов-заданий, упражнений, чем больше они ориентируют на творческую работу, на преодоление посильных трудностей, чем привлекательнее они для учащихся, тем эффективнее плоды самостоятельной работы. Поэтому самостоятельные работы должны носить продуктивный характер (т.е. быть творческими, исследовательскими, поисково-познавательными, проблемны-ми, частично-поисковыми).

При организации такой самостоятельной деятельности могут быть использованы вопросы-задания с неполными или избыточными данными, включающие учащихся в проблемные ситуации, в ситуации коллизий, когда они должны высказывать свои предположения, доказывать их, отстаивать собственное мнение. В этом случае проявляется многогранность психической деятельности: актуализируется не только интеллектуальная деятельность по применению знаний, но и эмоционально-волевая и мотивационная сферы.

Вопросы-задания должны систематически требовать от учащихся применения знаний не только в знакомых, но и в новых, нестандартных ситуациях, т.е. включать более и менее сложные мыслительные задачи. Для того чтобы сформировать у учащихся умение осуществлять творческую деятельность, вопросы-задания должны быть направлены на обучение детей рефлексии, т.е. умениям обращаться к своему внутреннему миру, к своему опыту – мышления, деятельности, переживаний и т.д. Ибо рефлексия есть основная, сущностная составляющая творческой деятельности.

Кроме этого, вопросы-задания, упражнения могут быть связаны с развитием следующих специфических личностных качеств: воображения, т.е. способности создавать новые и восстанавливать чувственные и мыслительные образы; фантазии - умение создавать образы, характеризующиеся особой силой и необычностью; образного мышления - как актуальной для индивида совокупности переживаний, суждений, вкусов, взглядов, идеалов, идей и теорий, благодаря которым человек приобретает особое, эмоционально-образное знание об искусстве и окружающем мире, получая возможность выразить своё отношение к ним.

Итак, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования проблеме подготовки педагога к развитию одаренных детей уделяется особое внимание. Одним из путей решения данной проблемы является использование средств учебника по развитию познавательных способностей и личностных качеств одаренных детей.

Литература:

1. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Холодная М.А. и др. - 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003. 95 с.

2. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие. М.: Академия, 2000. 232 с.

3. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и диагностика способностей. М., 1991. С. 7-21.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!