РАЗВИТИЕ ОСТАТОЧНОГО СЛУХА СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С 1969 года в Научно-исследовательском институте дефектологии проводилось комплексное медико-педагогическое исследование, направленное на изучение возможности развития восприятия речи на слух глухими разных возрастов — дошкольниками, школьниками и взрослыми.
Результаты, полученные в экспериментальной группе школьников и взрослых, показали, что глухие после длительной слуховой тренировки оказались в состоянии воспринимать на слух (при исключении зрения) с помощью звукоусиливающей аппаратуры не только слова и фразы, использовавшиеся в процессе тренировки, но и часть незнакомых по звучанию слов, которые не входили в материал тренировочных упражнений.
Развитие слухового восприятия глухих — процесс очень длительный, связанный со значительными трудностями. Он включает ряд этапов, первым из которых является восприятие слов как речевого сигнала. Постепенно слуховое восприятие глухих становится все более точным: сначала они учатся воспринимать ритмический рисунок слов, затем отдельные звуки, по которым эти слова узнаются.
Основные задачи:
- изучение максимальных возможностей развития слухового восприятия глухих детей в условиях школьного обучения;
- создание в условиях школы единой системы работы по развитию слухового восприятия глухих детей;
- выяснение возможности восприятия глухими учащимися устной речи на слух с помощью слуховых аппаратов различного типа в условиях интенсивной слуховой тренировки;
- формирование у глухих школьников новой слухо-зрительной основы восприятия устной речи на базе развития остаточного слуха.
Решение вышеперечисленных задач направлено на совершенствование учебно-воспитательного процесса в школах для глухих детей, а также на создание наиболее благоприятных условий общения глухих со слышащими, что является одним из важных условий их социальной адаптации.
Развитие слухового восприятия глухих школьников осуществляется двумя путями: путем слухо-зрительного восприятия устной речи и путем восприятия устной речи только на слух.
Для слухо-зрительного восприятия детям предлагается весь речевой материал, тематически связанный с содержанием уроков, которое определяется требованиям соответствующего раздела программы.
Учитывая положительную роль специальных упражнений в развитии различных физиологических анализаторов, в частности в развитии слухового анализатора, в систему обучения глухих школьников введены специальные тренировочные упражнения по развитию слухового восприятия.
Эти упражнения предусматривают восприятие глухими только на слух, исключая зрение, определенного речевого материала и проводится как на специальных индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и коррекции произношения, так и в ходе уроков. На уроках упражнения такого рода носят непродолжительный характер, по своему содержанию они связаны с темой урока и являются его органической частью.
Слуховое восприятие является одним из компонентов речевой деятельности глухого, оказывающим существенное влияние на формирование его речи, необходимо отобрать для слуховой тренировки такой материал, который, с одной стороны, входил бы органически в процесс обучения глухих детей, а с другой — являлся бы средством развития их слуховой функции.
Тренировка слухового анализатора школьников осуществляется на специальных индивидуальных занятиях как с помощью различных звукоусиливающих аппаратов (коллективного и индивидуального пользования), так и без них—при восприятии речевого материала у ушной раковины (без экрана).
Оптимальная степень усиления звука на аппаратах определяется педагогами в процессе занятий индивидуально для каждого ученика, исходя из состояния его слуховой функции.
В ходе уроков весь учебный материал предлагается учащимся для слухо-зрительного восприятия и лишь небольшая часть его — для восприятия только на слух. Тренировка остаточной слуховой функции начинается с обучения учащихся различать две фразы сначала при слухо-зрительном восприятии, а затем только на слух.
В процессе занятий по развитию слухового восприятия школьников определяется количество слов во фразе (слогов в слове), узнавание знакомых по звучанию слов в сочетаниях со словами, которые не использовались в процессе слуховой тренировки, а также определение на слух не знакомых по звучанию слов в сочетании со словами, которые входили в состав тренировочных упражнений.
Работа по развитию остаточной слуховой функции глухих позволяет максимально облегчить восприятие речи на слух на первоначальном этапе и постепенное усложнение задания на последующих этапах. Ученики довольно быстро переходят к восприятию на слух речевого материала разного характера: фраз, слов, слогов, звуков, а это, в свою очередь, создает условия для наиболее эффективного развития их слуховой функции.
Успехи глухих школьников в восприятии на слух устной речи оценивается путем проведения ряда проверочных работ, с помощью которых выясняется объем речевого материала, усвоенного учащимися на слух за год, и качество его усвоения. Особое значение придается изучению возможности восприятия глухими на слух слов, не включенных в тренировочные упражнения, т. е. незнакомых по звучанию.
Оно является одним из наиболее важных, так как возможность звучания слов свидетельствует об уровне развития собственно слуховой функции глухого.
Как правило, глухие школьники в течение года усваивают на слух не менее 60 фраз. При этом процент правильного восприятия на слух фраз в среднем составляет 90—100%.
Как правило, глухие дети, с которыми до школы не проводилась специальная работа по развитию слуховой функции, воспринимают слово, предъявляемое на слух, как недифференцированный сигнал. В лучшем случае они называют отдельные звуки, которые часто даже не входили в состав воспринимаемого слова. Часто дети лишь ощущают звучание. Некоторые из них в ответ на предъявляемое слово произносят совершенно другое слово, например мама, папа или свое имя.
Развивающаяся способность воспринимать речь на слух позволяет глухим школьникам успешно использовать индивидуальные слуховые аппараты в помощь зрительному восприятию речи. Это оказывается возможным при определенной системе слуховых занятий с последовательным переключением учащихся со стационарной звукоусиливающей аппаратуры и тренажеров на индивидуальные слуховые аппараты.
Система работы по развитию слухового восприятия в школах для глухих детей.
В основу этой системы можно положить следующие принципы:
-развитие слухового восприятия должно послужить базой для создания слухо-зрительной основы формирования у глухих детей устной речи, прежде всего в ее коммуникативной функции. Оно должно осуществляться в ходе всего учебно-воспитательного процесса;
-речевой материал, предлагаемый учащимся для восприятия на слух, должен органически входить в содержание урока или занятия;
-одним из основных условий развития слухового восприятия глухих является восприятие ими предлагаемого речевого материала только на слух, исключая зрение;
-упражнения по восприятию речи только на слух следует проводить как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.
Как уже было сказано, упражнения, направленные на развитие способности воспринимать речь с помощью слуха, на фронтальных занятиях непродолжительны. Речевой материал этих упражнений органически входит в содержание занятия. В этих условиях ситуативность, предметность действий, мотивация заданий в ходе урока, а также постоянное подкрепление зрительного восприятия слуховым значительно облегчают восприятие устной речи.
Важную роль в развитии слуховой функции глухих играют индивидуальные занятия. На этих занятиях предлагаемый речевой материал в основном воспринимается школьниками только на слух.
Работа по развитию слухового восприятия глухих школьников должна быть организована таким образом, чтобы в значительной мере исключить возможность механической тренировки. Следует стремиться к тому, чтобы учащиеся осознанно выполняли предлагаемые им на слух задания, чтобы в ходе занятий они овладевали грамотной и внятной речью, умением пользоваться ею в различных ситуациях. Кроме того, надо учить школьников распознавать на слух речевой материал вне ситуации, а иногда и вопреки имеющейся ситуации.
Существенную помощь школе в развитии слухового восприятия учащихся может и должна оказывать семья.