СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие остаточного слуха слабослышащих обучающихся"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cлуховое восприятие является одним из компонентов речевой деятельности глухого, оказывающим существенное влияниена формирование его речи.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие остаточного слуха слабослышащих обучающихся"»

РАЗВИТИЕ ОСТАТОЧНОГО СЛУХА СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С 1969 года в Научно-исследовательском институте дефекто­логии проводилось комплексное медико-педагогическое исследова­ние, направленное на изучение возможности развития восприятия речи на слух глухими разных возрастов — дошкольниками, школь­никами и взрослыми.

Результаты, полученные в экспериментальной группе школь­ников и взрослых, показали, что глухие после длительной слу­ховой тренировки оказались в состоянии воспринимать на слух (при исключении зрения) с помощью звукоусиливающей аппарату­ры не только слова и фразы, использовавшиеся в процессе тре­нировки, но и часть незнакомых по звучанию слов, которые не входили в материал тренировочных упражнений.

Развитие слухового восприятия глу­хих — процесс очень длительный, связанный со значительными трудностями. Он включает ряд этапов, первым из которых явля­ется восприятие слов как речевого сигнала. Постепенно слуховое восприятие глухих становится все более точным: сначала они учатся воспринимать ритмический рисунок слов, затем отдельные звуки, по которым эти слова узнаются.

Основные задачи:

- изучение максимальных возможностей развития слухового восприятия глухих детей в условиях школьного обучения;

- создание в условиях школы единой системы работы по раз­витию слухового восприятия глухих детей;

- выяснение возможности восприятия глухими учащимися уст­ной речи на слух с помощью слуховых аппаратов различного ти­па в условиях интенсивной слуховой тренировки;

- формирование у глухих школьников новой слухо-зрительной основы восприятия устной речи на базе развития остаточного слуха.

Решение вышеперечисленных задач направлено на совершен­ствование учебно-воспитательного процесса в школах для глухих детей, а также на создание наиболее благоприятных условий общения глухих со слышащими, что является одним из важных условий их социальной адаптации.

Развитие слухового восприятия глухих школьников осущест­вляется двумя путями: путем слухо-зрительного восприятия уст­ной речи и путем восприятия устной речи только на слух.

Для слухо-зрительного восприятия детям предлагается весь ре­чевой материал, тематически связанный с содержанием уроков, которое определяется требованиям соответствующего раздела про­граммы.

Учитывая положительную роль специальных упражнений в раз­витии различных физиологических анализаторов, в частности в развитии слухового анализатора, в систему обучения глухих школь­ников введены специальные тренировочные упражнения по развитию слухового восприятия.

Эти упражнения предусматривают восприятие глухими только на слух, исключая зрение, определен­ного речевого материала и проводится как на специальных ин­дивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и коррекции произношения, так и в ходе уроков. На уроках упраж­нения такого рода носят непродолжительный характер, по своему содержанию они связаны с темой урока и являются его органи­ческой частью.

Слуховое восприятие является одним из компонентов речевой деятельности глухого, оказывающим суще­ственное влияние на формирование его речи, необходимо отобрать для слуховой тренировки такой материал, который, с одной стороны, входил бы органически в процесс обучения глу­хих детей, а с другой — являлся бы средством развития их слу­ховой функции.

Тренировка слухового анализатора школьников осуществляется на специальных индивидуальных занятиях как с помощью различных звукоусиливающих аппаратов (коллектив­ного и индивидуального пользования), так и без них—при вос­приятии речевого материала у ушной раковины (без экрана).

Оптимальная степень усиления звука на аппаратах опреде­ляется педагогами в процессе занятий индивидуально для каж­дого ученика, исходя из состояния его слуховой функции.

В ходе уроков весь учебный материал предлагается учащим­ся для слухо-зрительного восприятия и лишь небольшая часть его — для восприятия только на слух. Тренировка остаточной слуховой функции начинается с обу­чения учащихся различать две фразы сначала при слухо-зрительном восприятии, а затем только на слух.

В процессе занятий по развитию слухового восприятия школь­ников определяется количество слов во фразе (слогов в слове), узнавание знакомых по звучанию слов в сочетаниях со словами, которые не использовались в процессе слуховой трени­ровки, а также определение на слух не знакомых по звучанию слов в сочетании со словами, которые входили в состав трени­ровочных упражнений.

Работа по развитию остаточной слуховой функции глухих поз­воляет максимально облегчить восприятие речи на слух на перво­начальном этапе и постепенное усложнение задания на последую­щих этапах. Ученики довольно быстро переходят к восприятию на слух речевого материала разного характера: фраз, слов, слогов, звуков, а это, в свою очередь, создает условия для наиболее эффективного развития их слуховой функции.

Успехи глухих школьников в восприятии на слух устной ре­чи оценивается путем проведения ряда проверочных работ, с по­мощью которых выясняется объем речевого материала, усвоенного учащимися на слух за год, и качество его усвоения. Особое значение придается изучению возможности восприятия глухими на слух слов, не включенных в тренировочные упражнения, т. е. незнакомых по звучанию.

Оно является одним из наиболее важных, так как возможность звучания слов свидетельствует об уровне развития собственно слуховой функ­ции глухого.

Как правило, глухие школьники в течение года усваивают на слух не менее 60 фраз. При этом процент правильного восприятия на слух фраз в среднем составляет 90—100%.

Как правило, глухие дети, с которыми до школы не проводилась специальная работа по развитию слуховой функции, воспринима­ют слово, предъявляемое на слух, как недифференцированный сигнал. В лучшем случае они называют отдельные звуки, которые часто даже не входили в состав воспринимаемого слова. Часто дети лишь ощущают звучание. Некоторые из них в ответ на предъяв­ляемое слово произносят совершенно другое слово, например мама, папа или свое имя.

Развивающаяся способность воспринимать речь на слух позво­ляет глухим школьникам успешно использовать индивидуальные слуховые аппараты в помощь зрительному восприятию речи. Это оказывается возможным при определенной системе слуховых заня­тий с последовательным переключением учащихся со стационар­ной звукоусиливающей аппаратуры и тренажеров на индивидуальные слуховые аппараты.

Система работы по развитию слухового восприятия в школах для глухих детей.

В основу этой системы можно положить следующие принципы:

-развитие слухового восприятия должно послужить базой для создания слухо-зрительной основы формирования у глухих детей устной речи, прежде всего в ее коммуникативной функции. Оно должно осуществляться в ходе всего учебно-воспитательного про­цесса;

-речевой материал, предлагаемый учащимся для восприятия на слух, должен органически входить в содержание урока или за­нятия;

-одним из основных условий развития слухового восприятия глу­хих является восприятие ими предлагаемого речевого материала только на слух, исключая зрение;

-упражнения по восприятию речи только на слух следует про­водить как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.

Как уже было сказано, упражнения, направленные на разви­тие способности воспринимать речь с помощью слуха, на фрон­тальных занятиях непродолжительны. Речевой материал этих уп­ражнений органически входит в содержание занятия. В этих усло­виях ситуативность, предметность действий, мотивация заданий в ходе урока, а также постоянное подкрепление зрительного вос­приятия слуховым значительно облегчают восприятие устной речи.

Важную роль в развитии слуховой функции глухих играют индивидуальные занятия. На этих занятиях предлагаемый речевой материал в основном воспринимается школьниками только на слух.

Работа по развитию слухового восприятия глухих школьни­ков должна быть организована таким образом, чтобы в значи­тельной мере исключить возможность механической тренировки. Следует стремиться к тому, чтобы учащиеся осознанно выполня­ли предлагаемые им на слух задания, чтобы в ходе занятий они овладевали грамотной и внятной речью, умением пользоваться ею в различных ситуациях. Кроме того, надо учить школьников рас­познавать на слух речевой материал вне ситуации, а иногда и вопреки имеющейся ситуации.

Существенную помощь школе в развитии слухового восприя­тия учащихся может и должна оказывать семья.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!