СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие педагогической мысли и образовательно-этические взгляды эпохи восточного возрождения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие педагогической мысли и образовательно-этические взгляды эпохи восточного возрождения»

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЭПОХИ ВОСТОЧНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

План:

1.     Эпоха культурного подъема (IX-XII вв.).

2.     Начало дидактики в сочинениях Аль-Хорезми (783-850).

3.     Педагогические идеи Абу Наср аль-Фараби (873-950).

4.     Педагогические идеи Беруни (973-1048(50)).

5.     Ибн Сина о воспитании и обучении (980-1037).

6.     Вопросы воспитания и нравственности в «Кабус-намэ».

7.     Развитие педагогической мысли Б.Зарнуджи.

8.     Вопросы воспитания в письменных памятниках культуры тюрков: Благодатное знание» Юсуфа Хос-Хожиба (Баласагуни) (XI в.); «Дары правдивых» А.Югнаки (ХII в.); «Бустан» и «Гулистан» М.Саади (XIII в.).

 

Ключевые слова: культурный подъем, Восточное Возрождение, дидактика аль-Хорезми, Фараби, Беруни, Ибн Сины, Кабус-намэ, Зарнуджи, «Кутабдгу билиг» Юсуфа Хос Хожиба, Югнаки, Саади.

 

 

1. Эпоха культурного подъема (IX-XII вв.)

Период IX-XI вв. – это время бурного развития культуры народов Ближнего Востока и Центральной Азии, культуры в широком понятии, включающем в себя и науку, и общественную мысль и литературу. Причины этого кроются в мощном экономическом подъеме областей Центральной Азии (Хорасан, Хорезм, Мавераннахр) соседних стран, в частности Ирана. Интенсивное развитие производительных сил, наблюдаемое в этот период и в сельском хозяйстве, и в ремесленном производстве, и в градостроительстве, и в торговле, вызвало большие прогрессивные сдвиги в производственных отношениях: в Х в. в Центральной Азии и Иране завершается складывание развитого феодального общества. Это первая причина культурного подъема. Для него были характерны развитые формы феодальной собственности, образование феодальной иерархии, возникновение феодального города. Вторая причина – в Центральной Азии возникают самостоятельные феодальные государства, что положило конец экономической и политической зависимости от халифата. Оба эти фактора (развитие экономики и образование самостоятельной государственности) и обусловили быстрый и мощный подъем культуры народов Центральной Азии, культуры, обладавшей огромным, исторически сложившимся творческим потенциалом и качественной самобытностью.  Подъем культуры в Центральной Азии в упомянутый период прослеживается наиболее четко в области науки. Девятый век. Мухаммад Ибн Мусса ал-Хорезми завершает формирование основ алгебры как самостоятельной математической дисциплины и открывает путь к широкому распространению в Европе десятичной позиционной системы исчисления. В те же годы развивает астрономо-географическое наследие античных мыслителей ферганец Ахмад ибн Мухаммад ал-Фергани; труды его еще в XII в. проникли в латинском переводе в Европу и были хорошо известны Данте, а величины планет и планетных расстояний дожили до Коперника. Тогда же уроженец Мерва Хабаш ал-Хасиб вводит в тригонометрию понятия тангенса и котангенса. Десятый век. Расцветает могучий талант Фараби. Он поразил мир обилием великих дарований. Серьезный естествовед и сладкозвучный музыкант, а главное – крупнейший философ, гуманист, мечтавший в своих трактатах об идеальном обществе, свободном от насилия и зла. Фараби достиг таких успехов в развитии рациональных сторон учения Аристотеля, что еще при жизни обрел почетное прозвание – второй Аристотель. Фарабиево утверждение вечности мира, подхваченное испано-арабскими философами, способствовало развитию материалистических идей на западе халифата, за Гибралтаром – уже в Европе. И его книги в XII в. сменили арабский язык на латинский, а еще через столетие стали любимым чтением английского философа Роджера Бэкона (XIII в.). А рядом на столе Бэкона лежали также в латинском переводе книги Ибн Сины. «Шейх – глава ученых» - так называли Ибн Сину его современники. Гениальный врач и величайший гуманист древности, уроженец Бухары, коллега Беруни по работе в Хорезме, Ибн Сина был и на Востоке, и в Европе на протяжении всего средневековья едва ли не самым известным восточным врачом и философом – перипатетиком прогрессивного направления (перипатетики – последователи философии Аристотеля, кроме философии занимались еще точными науками). «Эра Бузджани» - называют вторую половину Х века. Великий математик из Хорасана Абу-л-Вафа ал-Бузджани завершает создание плоской тригонометрии и заложил основы тригонометрии сферы. Из античных математиков он особое внимание уделял трудам «отца геометрии» - Евклида. Хорезмский математик Абу Наср Мансур ибн Ирак перевел с греческого на арабский «сферики» Менелая, доказал теорему синусов для сферического треугольника, воспитатель Абу Райхана Беруни. Уроженец Ходженда Абу Махмуд Хамид ибн ал-Хидр ал-Ходженди – выдающийся математик и астроном, одним из первых в мире установил и аргументировал непостоянство величин долготы апогея Солнца и наклонения эклиптики к экватору, сконструировал новый тип секстанта (подземный – «секстант Фахри»), который стал главным инструментом Улугбека. Среднеазиатская медицина была представлена в этот период Абу Сахлем ал-Масихи, одним из учителей Ибн Сины и другом Беруни. Хорезмийцем Абу Абдаллахом ал-Хорезми была создана одна из первых на Востоке энциклопедий наук «Ключи наук», а два десятилетия спустя его земляк Абу Райхан Беруни первым на Востоке изготовил сферическое географическое изображение Земли – земной глобус. Изучая историю науки Востока этого периода, мы часто встречаем на страницах средневековых книг уважительное сравнение – «второй Гиппарх», «второй Гален», «Второй Аристотель», «второй Евклид», «второй Птолемей» и т.д. и т.п. И тут же мы видим, что все эти вторые во многих вопросах ушли дальше первых. Ученые-рационалисты без оглядки на догматы «священных писаний» старались объяснить законы природы. Сторонники реакции обвиняли рационалистов в ереси. Среди самых прогрессивных умов того времени трудно найти хотя бы одного атеиста. Все они веровали, хотя веровали по-разному: одни полностью признавали не только бога, но и «земные» атрибуты религии (ритуал, истинность божественного происхождения писаний и т.п.); другие если и сомневались или игнорировали писания и пророков, но хранили веру в далекого от земной религиозной суеты бога-творца, бога-перводвигателя вселенной и мудрого распорядителя, не мешающего природе развиваться по собственным ее законам.

Общим для всех ученых рационалистического лагеря было то, что все они боролись за отмену диктата религии в области науки, за свободу научного поиска от всех ограничений, включая религиозные, за отделение науки от религии.

Многие исследователи истории Востока предлагают для рассматриваемого периода такие определения: среднеазиатское Возрождение, ирано-среднеазиатское Возрождение, средне-восточное Возрождение. Возникает вопрос – что кроется во всех этих определениях под понятием Возрождения. Ренессанс западноевропейского типа нам хорошо известен. Одна характеристика принадлежит И.М.Муминову, который подчеркнул, что «эпоха Ренессанса в странах Западной Европы началась со второй половины XV в., когда усиливается королевская власть, начали зарождаться и развиваться буржуазные отношения, происходили великие крестьянские восстания, наносившие удар за ударом по крепостническим средневековым отношениям, росли ремесла, торговля, появился печатный станок, совершились великие географические открытия – Америки, морского пути в Индию и т.п.». При этом И.М.Муминов замечает, что даже в XV в. в Средней Азии «не наблюдалось еще зарождения и развития капитализма» (Муминов И.М. Об исторических условиях эпохи Тимуридов// Общественные науки в Узбекистане. – 1969.- № 8-9. – С.8-10). Русский и советский востоковед Н.И.Конрад пишет, что Возрождение в Европе связано с зарождением капитализма: «Ренессанс – промежуточная эпоха: между средневековьем, как последней эпохой в истории народностей, и новым временем, как первой эпохой в истории наций, или эпоха перехода от средневековья к новому времени». Н.И.Конрад дает и другое определение Возрождения, уже с иным историческим содержанием: «Эпоха Возрождения – это один из этапов истории древних народов, имевших в прошлом свою древность и свое средневековье. Эпоха Возрождения у них особая историческая полоса, лежащая на грани между ранним и поздним средневековьем, т.е. один из этапов феодального периода» (Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения// Запад и Восток. – М., 1966). Это второе определение может быть приложено к подъему культурного движения в Центральной Азии в IX-XI вв. Швейцарский востоковед А.Мец посвятил истории халифата в IX-X вв. фундаментальное исследование «Мусульманский Ренессанс» (1922). Отечественные современные ученые по истории педагогики К.Хошимов, С.Нишанова, А.Зунунов в своих учебниках по истории педагогики этот период называют эпохой Восточного Возрождения. Х.Ибрагимов дает определение «Восточный Ренессанс», а Ш.Абдуллаева характеризует эту эпоху как «Золотой Ренессанс». Н.И.Конрад писал, что это период перехода феодализма на новый, городской этап своей истории, период роста городов, переноса в город центра тяжести всех видов деятельности феодального общества. Город прежде всего был центром грамотности. Потребности феодального города в грамотных людях, необходимых для всех сфер феодальной надстройки (идеология, право, администрация и др.) и средоточие в городах «цвета» феодального общества обусловили развитие в городе образования. Средневековое образование, как известно, зиждилось прежде всего на комплексе гуманитарных и теологических дисциплин. Отсюда – развитие в городе педагогических и исследовательских лингвистических, литературоведческих, исторических, юридических и теософских традиций. Город требовал врачей и фармакологов, предоставляя большие возможности для развития медицины и фармакологии, которое было невозможным без развития естественных наук (ботаника, зоология, минералогия, химия). В науках нуждались и ремесленное производство (выработка бумаги, стекла, красителей, сплавов, кож, ювелирное дело и др.). Развитие строительной техники и архитектуры имело связь с математикой. И двор (правителя) окружен поэтами, музыкантами, учеными. Это было нормой, а не прихотью правителей. Все это обусловило роль города и как основной арены деятельности интеллигенции, а как очага, порождающего интеллигенцию. Бухара, Самарканд, Мерв, а также главные города Хорезма – Гургандж и Кят – в исторически короткое время превратились в крупнейшие культурные центры средневековой Центральной Азии. Основным источником существования ученых и литераторов в период феодального средневековья был двор феодала, его казна. Материальная независимость – явление в то время крайне редкое. Интеллигенция была служивой и получала при дворе определенное жалованье, средства на бумагу, инструменты, экспедиции и т.п. Образование самостоятельных крупных государств (Саманидское, позднее Газневидское), и удельных княжеств (Гурган, Хорезм, Кятский, Хорезм Гурганджский) прекратило эмиграцию ученых за пределы Центральной Азии. Таким образом, независимость Центральной Азии привела к прекращению оттока не только материальных, но и духовных ценностей, что значительно стимулировало развитие в ней науки и культуры.

 

2. Начало дидактики в сочинениях Аль-Хорезми (783-850).

Ученые-энциклопедисты эпохи Восточного Возрождения (IX-XII вв.)  были не только учеными-исследователями, но и учеными-учителями, у каждого были ученики и последователи. Создавая свои труды, они хорошо понимали, что их научные сочинения будут использоваться и как учебные пособия. Почти в каждом трактате содержатся педагогические идеи, нравственные наставления, советы о применении знаний на практике.

Педагогические идеи мыслителей ученых-энциклопедистов разбросаны по многим их произведениям. При этом в центре внимания – проблема человека и его воспитания, цель и средства воспитания, его содержание и методы научного образования, как ведущего фактора формирования личности, принципы и методы обучения, взаимоотношения учителя и ученика.

Аль-Хорезми (Мухаммад ибн Муса) 783-850 гг. Сведений о жизни и деятельности сохранилось очень мало. В его трудах мы находим начало дидактики. По форме, по методике изложения отдельных трудов Аль-Хорезми мы можем говорить о дидактическом подходе к изложению основ отдельных наук, это самое раннее обращение к педагогике, как к науке. Почти все сочинения Аль-Хорезми были первыми в отраслях наук, которым они посвящены. Во многих случаях Аль-Хорезми обращается к читателю как учащемуся со словами: «Если ты хочешь узнать …», «Делай так». Такой прием используется в сочинениях «Краткая книга об исчислении алгебры и алмукабалы», «Книга об индийском счете», «Зидж» и др.

 

 

3. Педагогические идеи Абу Наср аль-Фараби (873-950).

Жизнь и научно-просветительская деятельность. Фараби родился в 870 г. в Фарабе (в настоящее время Южный Казахстан) в семье знатного тюркского военачальника. О его жизненном пути известно очень мало. Жил он в Шаше (Ташкент), учился в Бухаре. Большую часть жизни провел в городах арабского халифата (Багдад, Каир, Дамаск). Преследуемый за прогрессивные идеи, вынужден покинуть Багдад, последние годы жизни провел в Дамаске. Похоронен в Дамаске. В Багдаде приступил к изучению различных отраслей средневековой науки и языков. Современники писали о нем. что знал более 70-ти языков (арабский, персидский, греческий, латынь, сирийский и др.). До увлечения науками Фараби был судьей.

Мыслитель-энциклопедист средневекового Востока проводил исследования по различным отраслям науки: философии, математики, алхимии, логики, астрономии, медицины, музыки. Еще при жизни получил название «второй учитель» (второй после Аристотеля) за популяризацию идей Аристотеля.

Педагогические взгляды. Впервые в арабоязычном мире создал стройную систему учения о душе и разработал оригинальную психологическую терминологию. Педагогику не выделяет в самостоятельную науку, вместе с этикой проблемы обучения и воспитания рассматривает в составе политической (гражданской) науки. Фараби дает определение таким педагогическим понятиям, как «обучение», «воспитание», «воспитание», «похвала», «порицание», «убеждение», «принуждение», «счастье», «знания», «умения», «навыки», «привычки» и т.д.

Умственное воспитание. Задачи обучения. Обучение – это основа не только интеллектуального, но и духовного развития в целом, в том числе и нравственного. Обучением могут быть охвачены как отдельные лица, так и население городов и даже народы.

Основная педагогическая концепция Фараби. Создание идеального общества во главе с добродетельным правителем. Науки постигаются через обучение, а добродетель приобретается при помощи воспитания. Цель воспитания – формирование всесторонне развитой личности, которая обладает высокими достоинствами и  добродетелями: интеллектуальными: мудрость, разум, сообразительность, острота ума, понятливость; этическими: умеренность, храбрость, смелость, щедрость, справедливость, мораль, чистота, правдивость, отвечающими требованиям и задачам добродетельного идеального города. Главные категории нравственности по Фараби: храбрость, мудрость, щедрость, правдивость, справедливость, трудолюбие, рассудительность, общительность, дружелюбие, воздержание, умеренность и т.д. Руководитель (правитель) добродетельного города должен гармонически соединять в себе 12 разных качеств: 1) быть здоровым, 2) деликатным, проницательным, 3) разумным, 4) хорошим оратором (красноречивым), 5) заинтересованным в знаниях (стремление к знаниям, учебе), 6) морально чистым (избегать азартных игр), 7) любящим правду, справедливость и истину,         8)  знающим себе цену, совестливым (уметь постоять за свою честь), 9) не имеющим страсти к богатству (не быть стяжателем), 10) быть человечным (гуманным), 11) решительным, непоколебимым, смелым, храбрым и отважным, 12) воздержанным в еде, напитках, общении с женщинами. Задачи обучения: создание образованного добродетельного человека. Предметы (науки) обучения: арабская филология, история, Коран, предания пророков (хадисы), естественные (философские) науки: математика, медицина, астрономия, механика, метафизика, логика и т.д. Принципы, методы и формы обучения по Фараби: практическая направленность обучения, связь с жизнью; преемственность научного знания (научный метод познания); логичность и последовательность; научность, наглядность, системность (наблюдение и опыт). Методы и способы рассуждения: доказательный, диалектический (т.е. дискуссии), софистический (ставящий противника в заблуждение), риторический, поэтический. Методы обучения: опытно-наглядные, упражнения-повторения, индукции и дедукции, метод абстракционизма и др. Функции учителя, по мнению «Аристотеля Востока», аналогичны функциям мудрого руководителя государства: сохранять в памяти все, что видит и слышит; обладать проницательным и прозорливым умом выразительной речью, не только любить занятия наукой, но и передавать знания своим ученикам; воздерживаться от спиртных напитков, любить правду, ненавидеть ложь, дорожить честью, быть справедливым и т.д.

Труды Фараби. Создано более 160 произведений, до нас дошли 40: «Источники философии», «Трактат разума», «Что нужно изучать до изучения философии?», «Субстанция», «Трактат о государстве», «О разуме и науке», «Добродетельный город», «Основы мудрости», «Вводный трактат в логику», «О классификации наук», «О достижении счастья», «О гражданской политике», «О значении (слова) разума» и др.

 

4. Педагогические идеи Беруни (973-1048(50)).

Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад Беруни (в Европе – Ал барон (Ал-Берун)) – великий ученый энциклопедист, мыслитель и гуманист родился в 973 г. в окрестностях г. Кят – древняя столица Хорезма, где правили хорезмшахи древней династии Иракидов. Беруни (Х в.) рос и воспитывался в доме Абу Наср ибн Ирака – известного ученого-историка и двоюродного брата хорезмского шаха династии Иракидов. Он уже в детские годы освоил весь круг предметов, составлявших основу традиционного мусульманского образования (Коран, арабский язык и грамматика, адаб (этика), риторика, логика, философия, история, астрономия, математика, фикх (мусульманское право), сборник хадисов). А греческому и латинскому языкам его обучал старый фармацевт ромейц (т.е. римлянин), житель Византии, бывший рабом и смотрителем шарабханы (аптеки) у Абу Насра. От него Беруни получил уроки ботаники и фармакологии. Знал сирийский, древнееврейский, персидский, арабский, санскрит. Уже в 16 лет ведет астрономические наблюдения. В 20 лет определяет величину наклонения плоскости эклектики к экватору, наблюдает за солнечными затмениями. В 21 год (994 г.) строит глобус диаметром 5 метров из картона. При пожаре глобус сгорел. 995 г. гибель династии Ираклидов. Беруни бежит в Рей (Тегеран). В 998-999 переезжает в Гурган – при дворе правителя Кабуси. В 1004 г. по приглашению нового хорезмшаха Али ибн Ма’муна возвращается в Хорезм в Гургандж (новую столицу). 1005 г. встречается с Ибн Синой. 1010-1017 гг. советник хорезмшаха и возглавляет научный центр «Академию Ма’муна» Ученые занимаются астрономией, математикой, составляют календари, астрономические таблицы. 1017 г. после гибели хорезмшаха Ма’муна и захвата Хорезма Султаном Махмудом Газнийским переезжает в Газну (Афганистан), много путешествует, совершает поездку в Индию. Умер в Газне в 1048 г.

Труды Беруни. Более 150. До нас дошли 31 произведение: «Хронология», «Памятники минувших поколений», «Геодезия», «Наука о звездах», «Индия», «Канон Масуда», «Минералогия», «Сайдана», «Фармакогнезия».

Педагогические взгляды. У него не было трудов, посвященных проблемам воспитания и обучения. Но в своих трудах он уделял внимание вопросам воспитания и обучения. Цель воспитания – всестороннее развитие личности, особое значение придавал умственному, нравственному, трудовому, семейному  воспитанию. Обучение должно быть последовательным, наглядным, целенаправленным и приводится по определенной системе. Знание облагораживает человека, а передача своих знаний другим приносит истинное счастье. Сам процесс приобретения знаний он считал большим трудом, требующим много сил, времени и терпения. Цель нравственного воспитания – подготовка такого человека, который должен жить не только для себя, но и для других людей. Воспитание должно формировать в людях такие качества, как гуманность, истинная дружба, верность, честь и достоинство, твердая воля и характер, любовь к труду и навыки творческого труда. О науке: освободить народ от невежества и нищеты можно с помощью науки, распространения знания в обществе. Этика ученого: быть достойным, служить примером для других.  Требования к ученому: научная честность, быть аккуратным в ссылках на труды предшественников, всегда отмечать заимствованные данные. Дидактические принципы и методы: эксперимент; вооружение учащихся научными фактами; научная практика; опыт и наблюдение; наглядность, последовательность и систематичность; активизация и развитие интереса к учебе; повторение и сообщение; катехизическая беседа; доступность обучения (от близкого к отдаленному; от известного к менее известному; от легкого к трудному и др.).

Трудовое воспитание. Должно носить ремесленный характер; ремеслу (профессии) надо обучать всех детей: из семьи богатых и бедных. Детям необходимо привить трудовые навыки и воспитать любовь и привычку к труду.

Семейное воспитание. Семья, по Беруни, первичная «клеточка», из которой развивалось общество. Задача семьи – воспитать в детях чувство любви к своему народу и Родине, чувство уважения к другим народам. Воспитание детей в семье – основная обязанность всех родителей: глава государства, высокопоставленный чиновник или простой народ. Был против физических наказаний.

 

5. Ибн Сина о воспитании и обучении (980-1037).

Абу Али аль Хусаин Абдуллах Ибн аль Хасан Али Ибн Сино (в Европе – Авиценна) родился в селе Афшана под Бухарой в семье финансового чиновники. Переезд в Бухару, отец на службе у эмира. В 5 лет отдали в начальный мактаб (дабристан), проучился до 10 лет, усвоил Коран, грамматику, стилистику и поэтику арабского языка и др. дисциплины дабристана. Удивил всех разносторонними способностями. Дальнейшее образование получал у частных учителей. Крупный ученый Абу Абдуллах ан-Натили занимался с ним логикой, философией, математикой и фикхом (мусульманское право). Ибн Сино в 16 лет превзошел своего учителя и стал заниматься самостоятельно.

Цель воспитания по Ибн Сине. Воспитание совершенного, т.е. полноценного человека. Процесс воспитания рассматривал как единый, включающий умственное, физическое, эстетическое, правовое воспитание, а также обучение ремеслу (трудовое). С 16 лет изучает труды врачей древности Гиппократа, Галена и врача Ближнего Востока Абу Бакра ар-Рози. Стремился к универсализму и в 18 лет стал настоящим ученым-энциклопедистом. 1002 г. – переезд в Хорезм (Бухара была завоевана Караханидами), знакомство с Беруни, работа при дворе хорезмшаха Ма’муна, в Академии Ма’муна. 1017 г. захват Хорезма Махмудом Газневи. Ибн Сино отказывается ехать в Газну к Газневи и переехал в Хорасан. Скитания на чужбине, переезд из одного города в другой (Джурджан, Рей (Тегеран), Исфахан, Хамадан). Умер в 1037 г. в Хамадане (Западный Иран).

Научное наследие. Написано около 276 трудов по различным отраслям науки. Многие труды до нас не дошли. Крупные произведения: «Канон врачебной науки» в 5-ти томах, переведен на латинский и до XVII в. служил учеником медицины в Европе. Другие труды: «Книга исцеления» («Китоб аш-Шифо»), «Книга знания» («Донишнома»), «Книга спасения», «Книга справедливости» в 20-ти томах. Много работ по психологии, логике, этике, минералогии и др. Обучение и воспитание следует проводить коллективно (он против индивидуального обучения дома). Совместное обучение вызывает желание соревноваться, не отставать друг от друга, предупреждает скуку и лень; учась вместе, дети начинают дружить, уважать друг друга, помогать в учебе. Программа обучения до 14 лет: Коран, арабский язык, грамматика, стихосложение, назидательные нравоучения, физическое воспитание, начатки ремесла. Дидактические принципы по Ибн Сино: не сразу привязывать ребенка к книге; упражнения нормированные и посильные, коллективные в сочетании с физическими упражнениями; учитывать склонности ребенка, в обучении идти от легкого к трудному; наглядность, доступность, учет индивидуальных особенностей. Методы обучения: систематическое и последовательное изложение материала; логически стройные рассуждения; связь теории с практикой; следование от общего к частному; личные наблюдения учащихся; эксперимент, практика и др. Содержание воспитания, образования и обучения: умственное воспитание; физическое оздоровление; эстетическое воспитание; нравственное воспитание; трудовое воспитание (обучение ремеслу).

Требования к учителю: быть сдержанным в обращении с детьми; применять разнообразные методы и формы работы с детьми; учитывать их индивидуальные особенности; заинтересовывать занятиями; мысли учителя должны быть доступны ученикам; слово сопровождать мимикой и жестом.

Трудовое воспитание – в идеальном государстве у справедливого правителя все должны быть заняты общественно полезным трудом; обучение ремеслу. Эстетическое воспитание – высоко оценивал роль музыки. Первоначальный этап – народная колыбельная песня, которую поет мать. Физическое воспитание – главное условие сохранения здоровья. Разработал вопросы ухода за младенцем, режим кормления, купания, закаливания. Требования к кормилице: добрый, уравновешенный характер, физическое и психическое здоровье. Физические упражнения: малые и большие; сильные и слабые, быстрые и медленные.

Заслуга Ибн Сино. Дал определение отдельным наукам и выяснил их значение в человеческом обществе; выступал за демократизацию образования и просвещения (т.е. равенство всех в получении образования); призывал молодежь к светскому и научному знанию; указал на преимущества коллективного обучения перед индивидуально-домашним; разработал теорию физического воспитания и др.

 

6. Вопросы воспитания и нравственности в «Кабус-намэ».

«Кабус-намэ» (Книга советов) – этико-дидактическое произведение XI в. Его автор Кайкавус написал ее для воспитания своего сына Гиланшаха. Предполагается, что «Кабус-намэ» написана под влиянием появившегося в то же время «Поучения Владимира Мономаха детям» и произведения Насыри Хосрова «Саодат-намэ» («Книга о счастье»). Книга (44 главы и 56 рассказов) содержит поучения и советы для разных жизненных ситуаций, описана картина феодального быта. «Кабус-намэ» – книга о восточно-рыцарском феодальном воспитании. Он советует стремиться к знаниям, решающее значение в формировании личности имеет наследственность, исходя из которого, надо определять содержание образования и воспитания. Не довольствуясь знатным происхождением надо стремиться к знаниям и образованности. Простому народу – лучше овладеть ремеслом. Кайкавус рекомендует беспрекословно почитать мать, волю отца; долг отца дать сыну удачное имя, долголетие, богатство и т.д.; допускает телесные наказания, но советует это осуществлять через учителя, чтобы не вызывать в сердце сына злобу на себя.

 

7. Развитие педагогической мысли Б.Зарнуджи.

Бурханиддин Зарнуджи (1150 - ?). Получил юридическое образование в медресе Маргелана и там же преподавал. Главный труд – учебник педагогики «Наставления учащемуся на пути обучения». Он считал, что наук две: законоведение (наука о вере) и медицина (наука о теле). Идеализирует ученых и советует ученикам преклоняться перед учителем. Дифференцирует, т.е. делит, знания для простых людей и для избранного меньшинства. Обучение по Зарнуджи: начинать уроки в среду (в этот день был сотворен мир). Материал на уроках должен быть усвоен при двукратном повторении. Учебный материал должен быть понятным, доступным для понимания и усвоения; учителю надо заботиться о запоминании учащимися материала; тексты необходимо комментировать, повторение должно быть эффективным.

 

8. Вопросы воспитания в письменных памятниках культуры тюрков: Благодатное знание» Юсуфа Хос-Хожиба (Баласагуни) (XI в.); «Дары правдивых» А.Югнаки (ХII в.); «Бустан» и «Гулистан» М.Саади (XIII в.).

Юсуф Хос Хожиб (Баласагуни) (1021 - ?) известен дидактической поэмой «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») (1070 г.), которая дошла до нас в полном виде. В поэме создает утопическую теорию идеального государства, где управление должно быть разумным и справедливым; советует правителям быть справедливыми, не допускать произвола и беззакония; ценит трудовой народ (земледельцев, скотоводов, ремесленников) как производителя всех благ на земле. В поэме «Кутадгу билиг» говорится о том, что человек приобретает совершенство в обществе при общении с другими людьми и в общественно-полезном труде. В поэме 4 героя: правитель (символ справедливости), визирь (символ счастья), сын визиря (символ рассудка), отшельник (посвятил себя богу и не способен вести борьбу за справедливость). В поэме говорится о роли знаний в жизни человека, о счастье, о хороших и плохих поступках в жизни человека, много пишет о вопросах семьи и брака, воспитании детей. Злой от природы человек не поддается воспитанию (ошибочный взгляд). Высокие нравственные достоинства прививаются хорошим воспитанием. Все главы поэмы призывают к овладению знаниями. Но это относится к привилегированным классам, а простой народ, считает он, вообще не склонен к приобретению знаний.

Ахмад Югнаки (XII в.) – место рождения не установлено. Мировоззрение основывается на религиозных взглядах, выступал за науку, знания, просвещение, боролся против невежества. В отличие от Юсуфа Хос Хажиба он в своей поэме «Дары правдивых» («Хибатул хакоик») пишет, что овладение знаниями имеет огромное значение прежде всего для неимущих. Педагогические взгляды воплощают черты о нравственности, нормах и правилах поведения простого человека. По Югнаки «Ученый человек дороже динара, а неуч дешевле фрукта». Он верил, что просвещенный правитель создаст благополучие для своего народа и в этом заключается оторванность его взглядов от социально-экономических условий общества. Ходжа Ахмад Яссави (1103-1166) – один из основоположников суфизма (тасаввуф). Жил в г. Яссы (в настоящее время г. Туркестан, Южный Казахстан). Глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. Главный труд – религиозно-философский трактат «Диван-и-Хикмет» («Книга о мудрости»), где излагает в свете догматов ислама основные нормы жизни человека (только в служении богу и великом терпении можно обрести вечный покой). «Хикметы» Яссави написаны на кипчакском диалекте и сегодня их читают без перевода. Духовное становление человека невозможно без самоотдачи, до готовности пожертвовать жизнью. Последние годы провел аскетически в подземелье. При жизни к нему стекались поклонники и паломники.

В XIV в. по указанию А.Темура в честь Ахмада Яссави  был построен дворец-мавзолей «Хазрат султон» - шедевр средневековой архитектуры (длина 65,5 м, ширина 45,5 м и высота 37,5 м, свыше 30-ти помещений). Мавзолей около современного г. Туркестан (Казахстан). Включен в список архитектурных сооружений, охраняемых ЮНЕСКО. 1993 г. в мусульманском мире был объявлен годом великого мыслителя и поэта Ахмада Яссави. Мавзолей и его могила, место паломничества центральноазиатских мусульман. Считается, что троекратное посещение могилы  и мавзолея «Хазрат-султон» равно одному посещению святынь Мекки и Медины.

Муслиходдин Саади (1184-1291), родился в Ширазе, окончил знаменитое медресе Низамийа в Багдаде, долго путешествовал, в возрасте 71 года вернулся в Шираз и стал учить детей.  В возрасте 70 лет написал знаменитые сборники стихов и рассказов «Бустан» («Плодовый сад») и «Гулистон («Цветник роз»)», которые обогатили литературу и педагогическую мысль восточных народов.

Вопросы воспитания в «Гулистане» и «Бустане». Саади выдвигал идею равенства всех людей, воспитания у молодежи сочувствия и уважения ко всем народам. Идеи равенства, справедливости, гуманности можно осуществить, воздействуя на царя. Отводил решающую роль воспитанию в формировании личности, критиковал идеи о том, что умственные способности передаются по наследству. Умственное воспитание по Саади – овладение знаниями, применение их на практике, развитие умственных способностей. Требовал связи знания с жизнью и практикой, необходимо овладеть ремеслом. Нравственное воспитание по Саади – требовал воспитывать человека гуманиста, патриота, мужественного, честного, доброго, скромного, но обладающего чувством собственного достоинства.

Саади об учителе – в воспитании определяющая роль принадлежит школе и учителю. Описывает два типа учителя – злого (авторитарного) и доброго (демократичного). Первый – суровый, бесчеловечный, мучил невинных детей, не разрешал им пошалить и высказать свои мысли, подавлял самостоятельность и волю. Другой учитель – добрый, благородный, мягкосердечный; говорит очень мало, зато умеет слушать детей, никогда их не обижает. Но учитель не должен потворствовать детям во всем, требовать от них серьезного отношения к учению.

 

Вопросы и задания для самоконтроля и обсуждения:

1. Назовите основные причины (факторы) культурного подъема в Центральной Азии в IX-XI вв. 

2. Охарактеризуйте суть педагогической концепции Фараби.

3. Какими качествами должен обладать совершенный человек (по Фараби)?

4. Как определял цель воспитания Беруни?

5. Какие требования Беруни предъявляет к ученому?

6. Дайте анализ дидактическим принципам и методам по Беруни. Что из них сегодня актуально, что уже не актуально?

7. В чем видит задачу семьи Беруни?

8. Какое содержание воспитания, образования и обучения предложил Ибн Сина?

9. Требования к учителю (по мнению Ибн Сины).

10. Какие рекомендации по воспитанию дает «Кабус-намэ»?

11. Что говорится о роли знаний в дидактической поэме «Кутадгу билиг» Юсуфа ХосХожиба?

12. Какие педагогические идеи выдвигал в своих произведениях М.Саади?

13. Что говорит А.Яссави о духовном становлении человека?

14. Составьте эссе на тему: «Педагогические идеи мыслителей эпохи Восточного Возрождения» (Фараби, Беруни, Ибн Сина – на выбор одного из них).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!