СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие педагогической науки в мире во второй половине xix-xx в.в. педагогическое наследие к.д.ушинского.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие педагогической науки в мире во второй половине xix-xx в.в. педагогическое наследие к.д.ушинского.»

Тема 10. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В МИРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-XX В.В. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ К.Д.УШИНСКОГО.

План:

1.     Педагогическое учение Ф.А.В.Дистервега (XIX в.).

2.     Педагогическое наследие К.Д.Ушинского.

3.     Реформаторская педагогика конца XIX – начала ХХ вв.

 

Ключевые слова: Ф.Дистервег, К.Д.Ушинский, реформаторская педагогика.

 

1. Педагогическое учение Ф.А.В.Дистервега (XIX в.).

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) – немецкий педагог-демократ. Общественно-политические взгляды: 1. Горячее сочувствие бедствующему народу. 2. Протест против религиозной нетерпимости, опеки церкви над школой. 3. Разделение утопических иллюзий о путях совершенствования существующего строя. 4. Идеалистический взгляд на природу человека. Цель воспитания: развитие самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии сделаться распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни. Задачи воспитания: развитие умственных сил человека; пробуждение и развитие духовных потребностей человека; образование характера. Принципы воспитания: 1. Природосообразность: учет трех ступеней в развитии природы ребенка: господства ощущений (до 9 лет), памяти (с 9 до 14 лет), разума (от 14 лет). 2. Культуросообразность: учет всей современной культуры, времени. 3. Опора на самостоятельную деятельность ребенка. Концепция развивающего обучения: 1. Обучение призвано развивать силы ума: внимание, речь, память, воображение, мышление. 2. В начальной школе формальная цель обучения (развитие умственных сил). 3. В средней школе вооружение учащихся разносторонними глубокими научными знаниями. 4. Методы обучения влияют на тип личности. 5. Творческое преподавание сопряжено с исключительным удовлетворением. Дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика и др. Путь в профессию учителя: 1. Собственные педагогические наблюдения в школе при семинарии.      2. Регулярное чтение педагогической литературы. 3. Педагогический кружок, участие в педагогических дискуссиях. 4. Педагогическое исследование и творчество. 5. Изучение руководств по психологии. 6. «Развлекаясь, поучайся». 7. Педагогическая практика. Из требований к учителю: 1. «Плохой учитель приносит вред не только своим ученикам, … но и всему обществу…, тормозит его подъем». 2. Человек не может воспитывать посредством заимствованных словесных оборотов, чужих взглядов, внешних приемов. 3. Воспитывать можно только знаниями, ставшими нашим «я», нашими убеждениями. 4. «Будь сам воспитан в широком смысле слова, … стремись к самосовершенствованию». 5. Стремись обрести дар свободно излагать свои мысли. 6. Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить. 7. Хороший учитель в совершенстве владеет своим предметом, любит свою профессию и детей. 8. «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием…». Труды А.Дистервега: 1. Руководство к образованию немецких учителей.      2. Воспитывающее обучение – обучающее воспитание. 3. Основа обучения в современной школе. 4. О самосознании учителя.5. Об учительском образовании.

2. Педагогическое наследие К.Д.Ушинского.

Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского (1824-1870). Константин Дмитриевич Ушинский родился в Туле в небогатой дворянской семье, детство провел близ г. Новгорода-Северского Черниговской губернии в небольшом имени родителей. Окончив гимназию, поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 г., а через 2 года,  в возрасте 22 лет был назначен о.и. профессора камеральных наук (цикл административных и экономических наук) в Ярославском юридическом лицее. Камеральные науки во второй половине XIX в. в России включали общее понятие о гражданском праве, основы политэкономии, науки о финансах, элементы истории и философии. В эти годы он продолжает серьезные занятия наукой. Все дни расписаны по минутам: в 4 часа – встает, с 5 до 8 – готовится к магистерскому экзамену (который сдал в 1846 г.), потом уроки, после обеда – «читать для ума», писать в журнал, готовиться к урокам и только в воскресенье подъем в 6 часов. На сон 6-7 часов. С 1846 г. он читает курс камеральных наук в Ярославском юридическом лицее. Уже в первой своей лекции говорит о свободе личности, о создании правового государства, в котором не будет произвола и насилия. Демократическая часть лицеистов восторженно принимает лекции своего профессора. Администрацию лицея стала настораживать эта популярность, основанная на идеях свободомыслия. В лицей пришел новый директор и стал заменять ряд преподавателей надежными людьми. Ушинскому предложили уйти. В 1849 г. он уволен из числа профессоров за свои прогрессивные убеждения. Ушинский в тяжелом положении вынужден служить мелким чиновником в Министерстве внутренних дел в Петербурге (хотя хотел быть на педагогической работе). В 1851 г. женитьба на подруге детства Надежде Дорошенко. В эти годы пишет научные статьи в журналы, переводы с английского, рефераты, материалы для иностранных журналов. В 1855-1859 гг. Ушинский работает в Гатчинском сиротском институте в качестве преподавателя словесности, а позже – инспектором классов (помощник начальника по учебной работе в средних учебных заведениях в России до 1918 г.). Здесь он провел большие преобразования в учебной работе, улучшил постановку обучения и воспитания. В эти годы пишет статьи, в которых видны его идеи о народности воспитания и преподавании родного языка. Имя Ушинского становится известным среди педагогов. В 1859 г. Ушинский был назначен инспектором классов в Смольном институте благородных девиц. За три года он провел реорганизацию учебно-воспитательной работы. Вот его нововведения: уменьшение срока пребывания с 9 до 7 лет; уравнивание объема знаний в «благородном» и «неблагородном» отделениях; введение отпусков девиц на каникулы к родителям; введение двухлетнего педагогического класса. Главными предметами сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, проводились опыты на уроках биологии и физики. В качестве преподавателей пригласил видных педагогов-методистов. В эти годы им составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861). Летом 1862 г. он был уволен из Смольного института за свободомыслие и политическую неблагонадежность. Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение Ушинского, направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. Эту командировку Ушинский справедливо рассматривал как замаскированную ссылку. Пять лет прожил он в Швейцарии, познакомился и подружился с Н.И.Пироговым, то же отстраненным от педагогической работы в Киевском учебном округе. Ушинскому приходится много ездить (Швейцария, Франция, Германия), что не идет на пользу его здоровью. В эти годы он составил проект развития народного просвещения в России, самые знаменитые его работы: «Родное слово» (1864) – книги для начальной школы, «Педагогическая антропология» («Человек как предмет воспитания») 1 и 2 тома вышли в 1868-1869 гг. Находясь за границей и вернувшись на Родину, он много пишет и публикует свои работы, т.е. продолжает активно влиять на общественное, педагогическое, способствовать развитию школы. Осенью 1870 г. вместе с младшими сыновьями Ушинский отправился в Крым для лечения, по дороге простыл. Он скончался в Одессе 22.12.1870 г. в возрасте около 47 лет. Гроб с телом был перевезен в Киев и захоронен под каштаном возле Выдубицкого монастыря.

Педагогическая теория Ушинского. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» – капитальный труд в двух томах (I – в 1868 г., II – 1869 г.), работа осталась незавершенной. Антропологию Ушинский понимал широко, как совокупность ряда наук: анатомии, физиологии и патологии человека, психологии, логики, истории, филологии, истории воспитания и др. В книге он исследовал физиологические стороны организма человека и обусловленные им психические явления. Этот анализ понадобился ему для того, чтобы в самой человеческой природе отыскать средства и резервы воспитания, которые он считал громадными. Ушинский отмечал, что человек, его деятельность настолько многогранны, что никакая наука не в состоянии раскрыть эту проблему полностью, поэтому различные науки изучают отдельные стороны личности и сущности человека. Важен целостный взгляд, обнимающий физическую и психическую стороны человеческой природы. Педагогическая антропология призвана осуществить эту задачу целостного рассмотрения человека, т.е. педагогическая деятельность требует многосторонних знаний о предмете воспитания. Ушинский утверждал, «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна узнать его также во всех отношениях».

Проблема народности воспитания в педагогике Ушинского. В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Идея народности раскрыта им в работах «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» и др. Ушинский предложил свой взгляд на сущность воспитания и образования, обосновав его идеей народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Он критиковал реакционную немецкую педагогику того времени, на которую ориентировался царизм. Нецелесообразно механически переносить эту педагогику на русскую почву. Ушинский подчеркивал, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к Родине. Лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, поэтому в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык. Основанное на народности воспитание должно приучать проявлять патриотизм всегда, повсеместно, при исполнении гражданами своего общественного долга. Воспитание патриотизма призвано развивать у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Ушинский выдвинул требование, чтобы дело народности образования было представлено самому народу. В тесной связи с народностью он ставит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. «Родной язык – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Когда исчезает народный язык – народа нет более!».

Цели и средства нравственного воспитания. Цель воспитания (по Ушинскому): целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Под этим он понимал физическое, умственное и нравственное воспитание. Нравственное воспитание должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развивать у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга. Педагог должен проявлять к детям разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности. Нравственность у Ушинского соединяется с религией.

Средства нравственного воспитания (по Ушинскому): 1) обучение,  2) личный пример учителя, 3) убеждение, 4) умелое обращение с учащимися (педагогический такт), 5) меры предупреждения,  6) поощрения и взыскания.

Труд и его воспитательное значение. Ушинский считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. Труд необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека. Умственный труд. «Учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли». Учить играя, можно только маленьких детей. Умственный труд тяжел, писал Ушинский, быстро утомляет непривычного. Надо детей  приучать к этому тяжелому труду постепенно, не перегружая их непосильными заданиями.

Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания. Что такое педагогика – наука или искусство? Этот вопрос Ушинский поднимает в ряде своих работ. Определив, что предмет воспитания – это человек, он, исходя из этого, рассматривает и содержание педагогической науки. Педагогика – это наука, но наука особенная. Педагогика как наука.В педагогической  антропологии» отвергая кабинетное построение педагогической теории, он предостерегал от эмпиризма в педагогике. Он считал, что недостаточно основываться только на личном опыте. Он требовал единства теории и практики. Педагогическая теория без практики подобна знахарству в медицине.

Дидактика Ушинского. Дидактического взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал строить обучение на основе учета возрастных этапов развития и психических особенностей детей. Говоря о памяти и заучивании, он советовал частым повторением укреплять память ученика. Обучение должно быть построено на принципах посильности и последовательности. Ушинский большое значение придавал принципу наглядности. Много внимания он уделил принципу осмысливания, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. Он подробно разработал методику повторения учебного материала. Процесс обучения Ушинский делит на две стадии: первая: дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Первая стадия имеет три ступени: 1) восприятие предмета или явления; 2) под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления; 3) разъяснение учителя, приведение понятий в систему; вторая стадия: обобщение и закрепление полученных знаний.

Учебные книги Ушинского. Ушинский составил две учебные книги для начального обучения: «Родное слово» - первоначальное обучение, начиная с букваря, русский язык; «Детский мир» - для 3,4 класса – сведения по естествознанию и географии. «Родное слово» выдержало 150 изданий. В ней статьи о деревьях, животных, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки.

Значение Ушинского в развитии педагогики и школы. Ушинский – великий русский педагог, основоположник народной школы в России, создатель глубокой, стройной педагогической системы. Он – «учитель русских учителей», разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии. Большое влияние оказал на передовых педагогов других народов (Грузия, Армения, Казахстан, Туркестан). Ушинский своей деятельностью повысил образовательный уровень народной начальной школы; обогатил ее учебными книгами «Детский мир» и «Родное слово»; расширил и обогатил педагогику новыми приемами, методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег; ценной является его идея о связи школы с жизнью; в России  учреждены стипендии его имени, учреждена медаль имени Ушинского, которой награждают за выдающиеся педагогические труды и заслуги в области воспитания и образования.

 

3. Реформаторская педагогика конца XIX – начала ХХ вв.

Основные направления в «педагогике реформы»: 1. Движение сторонников трудовой школы. 2. Педагогика действия. 3. За художественное воспитание. 4. Движение за индивидуальную педагогику. 5. Педагогика «гражданского воспитания». Социально-экономические факторы «педагогики реформы»: 1. Оснащение промышленности сложной дорогостоящей техникой. 2. Потребность крупной буржуазии в командных кадрах с отличной естественно-математической (а не только гуманитарной) подготовкой. 3. Потребность в квалифицированных рабочих.

Педагогические теории Георга Кершенштейнера (1854-1932) – немецкий педагог. 1. Школа должна удовлетворять две потребности детей: воспринимать и творить. 2. Учить надо как посредством слов, книг, так и посредством практического опыта. 3. Ручной труд для большинства детей – поле плодотворного их развития. 4. «Не книга – носитель культуры, но работа …, выводящая детей из состояния сна и вялости». 5. Основные методы обучения в школе труда: самостоятельные работы в лаборатории по физике, химии, практические занятия в мастерских по обработке металла, дерева, живых уголках, рисовальных классах, огородах. 6. «Дух общности» в школе работы, его социальное значение. Труды: «Школа будущего – школа работы».

Педагогическая концепция Джона Дьюи  (1859-1952) – американский педагог-психолог. 1. Ребенку присущи 4 основных влечения: к общению, к исследованию, к конструированию, к художественному выявлению себя.       2. Упражняя эти природные ресурсы, мы развиваем ребенка. 3. Методы развития: самостоятельное создание детьми орудий труда, использование этих орудий для изготовления предметов, практические работы, экспериментальные опыты, экскурсии, рисунки, отчеты о приобретенных сведениях как средство общения.  4. Центр тяжести в школе действия переносится с учителя, учебника на активную работу самого ребенка. Труды: «Школа и общество».

Вильгельм Лай  (1862-1926) – немецкий педагог. Основные положения работы Вильгельма Лая  «Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры»: 1. Статистические данные о пагубном влиянии сложившейся практики преподавания на растущего человека. 2. В преподавании «слишком мало жизни, активной деятельности».          3. Пассивно-воспринимающее обучение должно быть заменено наблюдательно-изобразительным, словесная школа – школой действия. 4. Схема педагогического процесса: организация впечатлений             восприятие, наблюдение           умственная переработка           воплощение знания в определенную форму, действие. Методы формализации знаний: практические и творческие работы, опыты, инсценирование, иллюстрирование, лепка, игры, пение, музицирование, спорт, танцы. Труды: «Школа действия».

 

Вопросы и задания для самоконтроля и обсуждения:

1. Назовите основные дидактические правила развивающего обучения по А.Дистервегу.

2. Каков вклад К.Д.Ушинского в разработку теории и практики воспитания, обучения и образования?

3. Каково влияние идей К.Д.Ушинского на развитие педагогической мысли Узбекистана?

4. В чем основная суть идей реформаторской педагогики конца XIX -  начала ХХ вв.?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!