СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие пионерского движения "Истоки" в МБОУ "СОШ № 7 им. В.И. Медведева.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие пионерского движения "Истоки" в МБОУ "СОШ № 7 им. В.И. Медведева.»

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  2. средняя общеобразовательная школа имени В.И. Медведева

г. Троицк Челябинской области

      1. Вид работы: исследовательский проект по краеведению

Тема работы: «Развитие пионерского движения «Истоки» в МБОУ «СОШ №7 им. В.И. Медведева»»













Выполнила: Голубых Анастасия 7А класс

Научный руководитель: Усманова Любовь Леонидовна







2023г.

Оглавление

Введение стр.3

Основная часть стр.4 - 13

Глава I. История зарождения и развития пионерии стр.4

Глава II. Пионерская символика 7

Глава III. Деятельность пионерской организации в стр. 9

МБОУ «СОШ №7 им. В.И. Медведева

Заключение стр.14

Список использованной литературы стр.15

Приложения стр.16



























Введение

Многие из нас, детей нового поколения, не знают о том, что существовала пионерская организация имени В.И. Ленина, что, конечно, очень печально, поскольку, я считаю, что не следует забывать историю своей страны.

Работая над этой темой, я заметила, с какой теплотой и ностальгией «бывшие пионеры» рассказывали мне о себе и своих одноклассниках. Слушая их, понимаешь, что пионерия была главным составляющим их школьной жизни.

В пору пионерии дети жили в другом обществе, с другими ценностями. Теперь наступило другое время. Началась совершенно другая эпоха. Сама история - необратима. Пионерия осталась в истории, осталась частью биографии миллионов людей, является неотъемлемой частью советской истории, которую необходимо помнить нам, детям XXI века. Именно в этом и состоит актуальность моего проекта.

Цель моего проекта: изучение истории пионерского движения, поиск ответов на волнующий меня вопрос: «Кто такие пионеры и как развивалась пионерская организация в школе №7 им. В.И. Медведева».

Данная цель достигается решением следующих задач:

         - собрать информацию о детском движении в рамках: МБОУ «СОШ №7 им В.И. Медведева»

         - провести интервьюирование учеников школы по волнующей меня теме.

          Объект исследования – процесс развития детского движения в г. Троицк МБОУ «СОШ №7 им В.И. Медведева»


В процессе работы были использованы методы исследования: изучение фотографий, опрос, анкетирование, беседа, поиск информации в архивах школьного историко – краеведческого музея.   

Гипотеза исследования: если молодое поколение будет знать историю пионерского движения, если  будем придерживаться активной гражданской позиции, то наше общество будет духовно и нравственно богаче.




























Основная часть


Глава I. История зарождения и развития пионерии


В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака. 21 января 1924 года решением Центрального комитета комсомола пионерской организации было присвоено имя Владимира Ильича Ленина. Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.

Пионерская организация СССР была массовой. В пионеры принимали в 3 классе. Прием в пионеры проходил в два потока: самых лучших учеников (отличников и ударников учебы, активистов) принимали 22 апреля, в день рождения В.И. Ленина, в торжественной обстановке. Оставшуюся часть учеников принимали на праздничной линейке 19 мая. Формально прием осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950-1980-х фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945-х по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью «Тимур и его команда».

Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. В 1970 году во Всемирной пионерской организации насчитывалось свыше 118 тысяч дружин, объединявших 23 миллиона пионеров. За время существования Всесоюзной пионерской организации в ее рядах побывало более 210 миллионов человек.

Для пионеров в СССР были построены пионерские лагеря – места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров – дома творчества детей. Издавалась газета – «Пионерская правда».

Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье – это всесоюзные: «Артек» и «Океан», всероссийский лагерь «Орленок» и республиканский лагерь «Молодая гвардия».

У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница». Сейчас в Российской Федерации пионерами себя называют около пяти миллионов человек в возрасте от 10 до 50 лет.

















Глава II. Пионерская символика


Пионерское знамя - главный коллективный символ пионерской организации, символ чести и сплоченности пионеров, их верности пионерским традициям, идеям Пионерства. Пионерское знамя красного цвета.

Знамя пионерской организации представляет собой прямоугольное полотнище размером 100см x 80см, обрамленное бахромой. На лицевой стороне в центре помещена эмблема пионерской организации, над которой вышит призыв "К борьбе за Родину, Добро и Справедливость будь готов!". Пионерское знамя крепится на древке. Размер древка знамени 2м 20см вместе с наконечником.

Пионерский флаг - символ чести и сплоченности пионеров, он является знаком принадлежности пионеров к конкретному отряду. Отрядный флаг - полотнище красного цвета прямоугольной формы размером 45x60см. На лицевой стороне эмблема пионерской организации. Высота древка флага 1м 50см.

С отрядным флагом выходят на отрядные и дружинные линейки. При построении флаговый занимает место на правом фланге первого звена. На марше - идет впереди отряда, непосредственно за вожатым и председателем Совета отряда.

Отрядный флаг вручается вновь созданному отряду Советом дружины, вожатым. Флаг принимает флаговый данного отряда, который избирается на сборе.

Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей знамени общегосударственного флага. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом.

Пионерский значок был вторым по значению после пионерского галстука. Пионерский значок - символ, подчеркивающий принадлежность к пионерской организации. Вручается вместе с галстуком при приеме в организацию. Пионер носит значок на левой стороне груди. Пионерский значок имеет круглую форму и выглядит следующим образом: на голубом фоне открытая книга, пятиконечная звезда со словами девиза "Всегда готов", три языка пламени, по краю значка расположены слова пионерского призыва "К борьбе за Родину, Добро и Справедливость будь готов!".

Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы.

Символы-действия

Пионерский салют - пионерское приветствие, символ пионерской готовности к активному творческому действию.

В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие предметы, и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась стена с пионерскими символами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах выпускались и вывешивались дружинные и отрядные стенгазеты.

Пионерская форма в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой – красным галстуком и пионерским значком.

Существовало Торжественное обещание пионера Советского Союза, которое пионер должен был знать наизусть. Клятва звучала так:

«Я (Имя, Фамилия) вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза».




Глава III. Деятельность пионерской организации в МБОУ «СОШ №7 им. В.И. Медведева

Патриотическое воспитание молодежи всегда было приоритетным,

как никогда актуально оно и сегодня. Проанализировав информацию из школьного музея, я выяснила, что в нашей школе № 7 19 мая 1999 года была возрождена пионерская организация «Истоки». С новым уставом, новыми призывами, измененной клятвой. Она жила интересной жизнью, действовала и плодотворно работала.

Первыми пионерами стали ребята пятых классов. Свою деятельность они начали именно с тимуровской работы: не оставляли без внимания

Престарелых и больных людей, ветеранов войны и труда, помогали им справиться с домашней работой, часто навещали. Постепенно организация разрасталась, так как у ребят появлялось желание стать членами большой и дружной семьи, где на виду дела и поступки каждого, где помогут и поймут, выслушают и посоветуют, не дадут в обиду, где никогда не бывает скучно, ведь каждый день наполнен делами, выполнением поручений, интересными мероприятиями. Пионеры сохранили пионерское знамя, горны, барабаны, сборы, костры, сдачу рапортов, отчетов,

торжественную клятву. Решение ребят оставить галстук красного цвета, удивило даже учителей, которые предлагали разные варианты. По крупицам были собраны страницы пионерской летописи, страны, области, города. Собраны ксерокопии местных газет, юбилейных лет о пионерии. Воспитательная работа с пионерами велась по следующим направлениям:

Тимуровское Патриотическое Поисковое

Интернациональное







Тимуровское движение самое активное (более 60 пионеров) -оказывалась помощь нуждающемся, одиноким, престарелым людям. Помощь не только физическая, но и моральная - поздравления с праздниками, днем рождения.

Патриотическое движение - сбор информации о знаменитых земляках, учениках нашей школы.

Поисковое движение - поиск информации о ветеранах ВОВ, участниках локальных воин.

Интернациональное движение - переписка и встречи с друзьями, создание странички в школьном сайте.

Совместно с педагогическим коллективом школы в течение почти 10 лет вели целенаправленную работу по воспитанию детей на принципах патриотизма, интернационализма, коллективизма, социальной справедливости и гражданственности, создавая условия для их духовного, культурного и физического развития. Воспитание гражданина - патриота своего Отечества, любящего Родину, свой родной край, своих земляков - именно это являлось основой тимуровского движения. В нашем школьном объединении были хорошо развиты нравственные, коллективистские качества, четко работали органы детского самоуправления. Юные пионеры и подростки имели возможность выбора сферы деятельности и общения. Они ставили перед собой следующие задачи:

  1. Делать добрые дела, дарить радость людям, помогать нуждающимся.

  2. Проводить сборы и слеты отрядов в памятных местах, связанных с героическим прошлым и настоящим г. Троицка, принимать здесь же новых членов в свою организацию.

3. Создавать условия для укрепления организации, работать на принципах творческого содружества старших и младших членов организации.

  1. Осуществлять контакты и укреплять связи с другими детскими и подростковыми организациями.

  2. Поддерживать одарённых детей.


Главная идея пионерства и тимуровского движения – забота.

бескорыстная забота о людях, об улучшении окружающей жизни, о своей Родине, природе, обо всём мире. Это забота и о самом себе, собственном человеческом достоинстве.

Пионерская организация состояла из 103 пионеров, из них в тимуровский отряд входит 61 человек. На отрядных пионерских сборах ребята сами выбирали поручения, которые успешно выполняют в течение года.

В нашем микрорайоне проживали 24 ветерана ВОВ.

Пионеры постоянно ходили к ним домой, помогали в силу своих возможностей, поздравляли с Днем рождения, с Днем Победы, с Днем пожилого человека, с Новым годом. Они приходили в каждый дом с поздравлением (обязательно зачитывали его вслух) с цветами, подарками. На 9 мая - подарок обязательно. Это поделки, сделанные своими руками: теплые вещи (варежки, носки), конфеты, продуктовые наборы.

На празднике, посвященном юбилею Победы, был дан концерт и организована традиционная «Солдатская каша», а в качестве подарка - видеокассеты с их интервью на память им и их детям и внукам. Позже был смонтирован фильм «Троичане в военные годы» с участием ветеранов, проживающих в нашем микрорайоне. Этот фильм мы часто используем на уроках истории, уроках Мужества, классных часах.

При помощи анкетирования был составлен список ветеранов, в котором указан день рождения каждого, отмечалось, в чём он нуждается.

На уроках литературы в старших классах в 2008 году ребята написали благодарственные письма «Ветерану от потомков», в которых ребята описывали события войны с участием каждого ветерана. Благодарность за мирное небо над головой и ярко выраженное восхищение подвигами воинов - освободителей были в каждом письме. Эти письма были отправлены по почте за месяц до празднования Дня Победы.

За активную тимуровскую и поисковую работу в 2002г. пионерской дружине «Истоки» Совет Ветеранов города присвоил имя Героя Советского Союза знаменитого снайпера, Медведева Виктора Ивановича. Поисковая группа ребят в Совете Ветеранов узнала о том, что в нашем городе проживает одинокая вдова Героя Советского Союза. И вновь взялись за дело тимуровцы. Ольга Георгиевна встретила пионеров радушно, так как у нее нет родственников и ограничен круг общения. Она помогла восстановить летопись жизни ее мужа, передала на хранение в музей много фотографий. Более 4 -х лет раз в месяц (чаще не могли, так как она проживала далеко от микрорайона школы), ребята обязательно посещали ее. Пионеры и взрослые мыли пол, делали генеральную уборку квартиры. Ольга Георгиевна всегда была рада помощи.

На основе собранного материала о Герое Советского Союза Медведеве В.И. была оформлена работа на Всероссийский конкурс «Отечество». Дети стали лауреатами XI Всероссийского конкурса, туристско-краеведческого движения «Отечество», секция «Военная история» (награждены дипломом II степени 2003г)

Приняли участие в областной конкурсной акции по оказанию помощи ветеранам и пожилым людям «Никто не забыт», стали дипломантами данного конкурса (дипломом III степени, в номинации «Вахта памяти», посвященной 60-летию Победы ,2005г).

Пионеры - участники Всероссийского конкурса «Человек в истории

России» также стали дипломантами (диплом III степени областного тура,

посвященного 40-летию со дня объединения ветеранских организаций Челябинской области, 2007г)

Главная задача, которая решалась педагогом и пионерами, - сделать всё для того, чтобы память о погибших во время Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане, Чечне была жива.. Ребята знают не только выпускников своей школы, участвовавших в боевых действиях, но и многих троичан, прошедших нелёгкий путь солдата. Организовывались конкурсы на лучшие работы, посвящённые участникам боевых действий, ребята собирали интересный материал, готовили презентации и фильмы, лекторские группы - частые гости в младших классах. Внимание, прежде всего, акцентировалось на том, что без знания истории своей страны, без памяти о прошлом нельзя достойно жить в настоящем, нельзя говорить о любви к Родине.



















































Заключение

Итак, на основе проведенной работы я сделала выводы.

Пионеры внесли немалый вклад в развитие нашей школы. Я считаю, что пионерское движение – это светлая страница истории нашей страны.

Сегодня наше государство пытается организовать школьников в единую деятельность в Российском Движении Школьников. Делается многое для воспитания патриота своей страны.

Я думаю, что главное для детской организации - научить подростка жить именно в обществе, в коллективе, чтобы в дальнейшем он не потерялся как личность. Именно на этом построены идеи Пионерии: нужно, чтобы радость приносили не только общие успехи, но и постепенный рост каждого, его вклад в общее дело.

Подтвердилась моя гипотеза о том, что наше общество будет духовно и нравственно богаче, если молодое поколение будет знать историю пионерского движения, если  будем придерживаться активной гражданской позиции.






























12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!