СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья «Развитие познавательной активности младших школьников  на уроках математики»

Стремительно изменяется жизнь, так же быстро меняются взгляды и представления детей, появляются новые причины потери у них интереса к знаниям. Решаться эта проблема должна не за счёт дополнительной нагрузки на школьников, а путём обогащения учебного процесса интересным содержанием, новыми формами и приёмами обучения. При этом важное значение приобретает развитие у младших школьников интереса к учению. Именно в начальных классах у детей развивается познавательная активность.

Просмотр содержимого документа
««Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики»»

«Развитие познавательной активности младших школьников

на уроках математики»


Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

Каждая эпоха в силу своих особенностей предлагала свои пути решения. Наше время – это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к математике, заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения.

А школьное математическое образование развивает воображение и интуицию, формирует навыки логического и алгоритмического мышления, способствует овладению универсальным математическим языком, знаниями, необходимыми для существования в современном мире. (Фундаментальное ядро). Поэтому эта проблема и сегодня остаётся крайне актуальной.

Стремительно изменяется жизнь, так же быстро меняются взгляды и представления детей, появляются новые причины потери у них интереса к знаниям. Решаться эта проблема должна не за счёт дополнительной нагрузки на школьников, а путём обогащения учебного процесса интересным содержанием, новыми формами и приёмами обучения. При этом важное значение приобретает развитие у младших школьников интереса к учению. Именно в начальных классах у детей развивается познавательная активность.

Противоречия:

- между необходимостью развития познавательной активности (творческая, исполнительская) и недостаточно высоким уровнем познавательной активности (нулевой, ситуативный) младших школьников на уроках математики;

- между необходимостью использования информационных ресурсов и отсутствие системности по их использованию;

- между необходимостью применения современных образовательных технологий и отсутствие знаний, которые необходимы для развития познавательной активности.

Проблема заключается в необходимости развить познавательную активность младших школьников на уроках математики.

Развитие познавательной активности младших школьников – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики, поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом прогрессе и поэтому актуальность существующей проблемы определила выбор темы данной работы.

Тема: Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики.

Цель: разработать систему наиболее эффективных методов и приёмов, с помощью которых учитель может развивать познавательную активность учащихся на уроках математики

Задачи:

- изучить нормативные документы, методическую литературу по формированию развития познавательной активности младших школьников на уроках математики;

  • Использовать наиболее эффективные современный технологии

формирования позновательной активности обучающихся на уроках математики.

- Разработать содержание дидактического обеспечения процесса развития познавательной активности младших школьников на уроках математики.

Содержание.

Понятие «познавательная активность» и ее сущность.

Познавательная активность – избирательная направленность личности на  предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.  Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению.  Познавательная активность носит поисковый характер. Под её влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательная активность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания.

Познавательная активность - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Её действие очень сильно. Под влиянием познавательной  активности учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.  Познавательная активность выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”

Уровни познавательной активности.

Г.И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую и творческую активность, тем самым предлагая методическое основание для активизации познавательной деятельности учащихся. В репродуктивно-подражательной активности - собственная активность ученика в учебной деятельности недостаточна. В поисково-исполнительской - ученик уже самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи. В творческой активности - учебная задача, и способы ее решения предлагаются самим учеником.

Т.И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их не по методам обучения, а по образцу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на первом уровне познавательней активности, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня говорит само за себя; уже имея некоторые знания, необходимо научиться трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень ПА характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ.

Степень включенности учащегося в процесс обучения.

Нулевая активность

Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.

Ситуативная активность.

Активность учащегося проявляется лишь в определённых учебных ситуациях (интересное содержание урока, приёмы обучения и пр.); определяется в основном эмоциональным восприятием.

Исполнительная активность.

Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приёмами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе её решения.

Творческая активность.

Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для решения.

Для развития познавательной активности младших школьников на уроках математики необходимо использовать наиболее эффективные современные технологии обучения.

Г. Селевко предлагает следующую классификацию педагогических технологий:

- на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса: Педагогика сотрудничества; Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса:Технология перспективного обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова); Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов); Технология программированного обучения; Технология индивидуализации обучения ( И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков); Коллективный способ обучения; Групповые технологии; Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

- на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала: Укрупнение дидактических единиц УДЕ (П.М. Эрдниев); Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин); Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, М.А. Чошанов); Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева.

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения): Игровые технологии; Проблемное обучение; Технология проектного обучения; Интерактивные технологии; Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) ; Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).

Для решения проблемы развития познавательной активности на уроках математики я буду использовать следующие педагогические технологии.

В первую очередь это конечно игровые технологии. Математика- один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Если спросить у детей, любят ли они сказки, они ответят «да». Сказка вызывает у детей радость, внимание, интерес. На таких уроках царит хорошее настроение, а это залог хорошей работы. Сказки при изучении математики можно использовать так: герои испытывают трудности, а учащиеся им помогают. Дети отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, ребусы и т.д. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала.

Назови соседей числа”. Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Игра “ Старик Хоттабыч”. Однажды в реке нашли старинный сосуд, на котором были начертаны таинственные слова: “ В этот сосуд заключён могущественный джин Гасан Абдурахман ибн Хоттаб за то, что тысячу лет назад он не смог выполнить задание повелителя джинов Аль - Манфара”. Задания: Найдите “ лишнее” число. Выпишите чётные, нечётные числа. Составьте равенства и неравенства. Увеличьте числа на2. Уменьшите числа на 2.

Из кувшина вышел вдруг
Добрый джин – наш старый друг. 
Кто решит всё без подсказки, 
Тех возьмёт с собою в сказку.

Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20. 

Игра "Решето"  Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в "решете". 

Проблемное обучение. Огромное значение для развития познавательной активности имеют проблемные задачи.

1. Задачи с несформулированным вопросом.

Пример. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.

2. Задачи с недостающими данными.

Пример.  Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет между пешеходами через 2 часа?

Учащимся задаются вопросы: Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи? Чего не хватает? Что нужно добавить? Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить? А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных? Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?

Компьютерные технологии.

- математические презентации, применение ЦОР, тесты (для тематического контроля), различные мультимедийные программы, и т.д.

Технология развития критического мышления.

Приём “Верю-не верю”. Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Например: Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”? Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

«Ромашка вопросов». Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

Формы реализации здоровьесберегающих технологий:

физкультминутки

пальчиковую, оздоровительную, дыхательную гимнастику

Например, гимнастика для глаз.

1) вертикальные движения глаз вверх – вниз; 
2) горизонтальное вправо – влево; 
3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 
5) по периметру класса расположены плакаты с  начерченными  произвольными кривыми (спираль, окружность, ломаная); предлагается глазами «нарисовать» одну из понравившихся фигур несколько раз в одном, а затем в другом направлении.




ересованность учащихся в изучении предмета, следовательно, будет повышаться и качество знаний по предмету, а также  обеспечивает:

-      экономию времени при объяснении нового материала;

-      представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

-      воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

-      дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;

-      постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

ересованность учащихся в изучении предмета, следовательно, будет повышаться и качество знаний по предмету, а также  обеспечивает:

-      экономию времени при объяснении нового материала;

-      представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

-      воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

-      дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;

-      постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

Таким образом, можно сказать, что применение информационных технологий на уроках повышает заинтересованность учащихся в изучении предмета, следовательно, будет повышаться и качество знаний по предмету, а также  обеспечивает:

-      экономию времени при объяснении нового материала;

-      представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

-      воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

-      дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;

-      постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

Таким образом, можно сказать, что применение информационных технологий на уроках повышает заинтересованность учащихся в изучении предмета, следовательно, будет повышаться и качество знаний по предмету, а также  обеспечивает:

-      экономию времени при объяснении нового материала;

-      представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

-      воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

-      дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;

-      постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

Заключение.

Использование современных педагогических технологий в познавательном процессе позволяет развивать основные мыслительные операции учащихся, а также стимулирует работу над математическим содержанием. Учащиеся с большим удовольствием выполняют задания, предложенные в нетрадиционном варианте. Различные виды занимательности целесообразно использовать на всех этапах урока в зависимости от ее дидактической направленности: при проведении устного счета, при подготовке к изучению и при изучении нового материала, при закреплении и повторении ранее пройденного материала. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.













Список литературы.


  1. http://festival.1september.ru/

  2. http://www.moluch.ru/

  3. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 2010.

  4. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации

  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!