СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности обучающихся через использование элементов ТРКМ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности обучающихся через использование элементов ТРКМ»

Автор: Видманова Галина Леонидовна,

зам. директора по УВР,

ГБПОУ АО «СТЭлС»



Развитие познавательной активности обучающихся через использование элементов технологии критического мышления на уроках теоретического обучения.


Современная педагогика предлагает огромное разнообразие технологий, благодаря которым обучающиеся могут быть вовлечены в активный познавательный процесс. Знание образовательных возможностей технологий, позволяет преподавателю выбрать наиболее подходящую.

Одной из технологий является технология развития критического мышления (ТРКМ), разработанная американскими педагогами еще в восьмидесятые годы 20 века.

Критическое мышление – тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

При использовании приемов технологии критического мышления, главным является не получение какого-то объема знаний, а умение работать с полученной информацией, находить наилучший способ усвоить данную информацию, находить в ней смысл и применять на практике (не получить знание в «готовом» виде, а «добыть» самому, в режиме диалога, путем совместного поиска решения, осмыслив прочитанное, ответив на вопросы или сформулировав их).

Базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – рефлексия».

Вызов

Осмысление содержания

Рефлексия

Задачи

-актуализировать имеющиеся знания;

- пробудить интерес к теме урока;

- помочь обучающимся определить направление изучения темы

- помочь обучающимся активно воспринимать изучаемый материал;

- помочь классифицировать информацию по категориям знаний

- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и дать собственную оценку процессу;

- побудить к дальнейшему расширению информационного поля


Вот некоторые приемы ТРКМ наиболее часто применяемые на уроках физики, электротехники:

  1. Конспект          

Очень немногие обучающиеся умеют грамотно и рационально составлять конспект. Воспринимая информацию (на слух или зрительно), необходимо быстро обработать ее, вычленить главное и записать в сжатом виде, при это не потеряв смысла, чтобы в последствии читая конспект, восстановить важную информацию в полном объеме.


      Можно выделить следующие формы конспектирования, проводимого по тексту:

1.       Линейное конспектирование в форме развернутого тезисного плана.

2.       Построение кластера (другой формы схемы) с текстовыми вставками.

3.       Построение табличной формы конспекта, например, в вопросно-ответной форме.

4.    Построение конспекта на основе опорных сигналов.

 Опорные сигналы (ОС) – это оригинальная обработка текста, при которой содержание материала кодируется с помощью знаков: ключевых слов, рисунков; символов; схем.  


  1.  «Маркировочная таблица». В ней три колонки: знаю, узнал, хочу узнать (ЗХУ), применяется для работы с текстом в течение урока. В таблицу записываются сведения, понятия, факты словами, не цитируя учебник.




«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»




  1. «Инсерт» - еще один прием работы с текстом. Во время чтения абзацы и предложения помечаются значками:

«V»- уже знал;

«+» - новое для меня (интересное, неожиданное);

«-» - думал иначе (противоречит моему представлению);

«?» - не понял, есть вопрос (хочу узнать больше)


При большом объеме информации можно предложить обучающимся систематизировать информацию в таблицу в столбцы («V»; «+»; «-»; «?»).

  1. "Верные и неверные высказывания"

Метод может быть применен либо на стадии вызова, когда необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, либо на стадии рефлексии при повторении материала. Обучающиеся выбирают верные высказывания индивидуально, либо работают в парах, отмечая выбранные ими высказывания на листочках или на доске. Ответы озвучиваются обучающими, задаются уточняющие вопросы.

Выберите среди предложенных верные и неверные высказывания:

1.Работа электрических машин основана на явления электромагнитной индукции и возникновения электромагнитных сил.

2. Все электрические машины обладают свойством обратимости.

3.Электрические машины служат только для превращения механической энергии в электрическую.

4. Радиус ротора асинхронного двигателя делается достаточно большим для увеличения вращательного момента.

5. Перемена направления вращения асинхронного двигателя достигается взаимным переключением каких-либо двух линейных проводов электрической сети, питающей двигатель.

6. Для увеличения магнитной индукции обмотки машин размещаются на ферромагнитных телах (сталь, чугун).

7. Чем больше мощность асинхронного двигателя, тем большее скольжение он имеет.

8. Трехфазный реостат, присоединенный к контактным кольцам асинхронного двигателя при помощи скользящих контактов (щеток), служит для пуска двигателя в ход.


  1. «Толстый и тонкий вопросы»

Этот прием хорошо работает при организации взаимоопроса. Обучающиеся формулируют вопросы, знают ответ на вопрос, готовы задавать свои вопросы при обсуждении материала.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых» и тонких вопросов.

Перед выполнением задания поясняю, что ответов на «толстые» может быть несколько, а на «тонкие» - только один.


«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто...?

Что...?

Когда...?

Может...?

Будет...?

Мог ли...?

Как звали...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Дайте объяснение, почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем разница...?

Предположите, что будет, если...?

Что, если... ?



  1. Синквейн (прием технологии критического мышления через чтение и письмо)

  • 1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • 2 строка—два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • 3 строка—образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.

  • 4 строка—фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • 5 строка—одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Например:

Молекула.
Маленькая, невидимая

Движется, отталкивается, притягивается

Молекула состоит из атомов

Частица


Трансформатор

Повышающий, понижающий

Преобразует, согласует, трансформирует

Статический электромагнитный аппарат

Устройство



  1. Диаманта

Диаманта – стихотворение из семи строк, причем в первой и последней называются понятия с противоположным значением:

Первая строка: тема (существительное)

Вторая строка: определение (2 прилагательных)

Третья строка: действие (3 причастия)

Четвертая строка: ассоциация (4 существительных)

Пятая строка: действие (3 причастия- здесь начинается переход к противоположной теме)

Шестая строка: определение (2 прилагательных)

Седьмая строка: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

Например:

Вселенная

необъятная, бесконечная

расширяющаяся, сжимающаяся, поглощающая

галактика, звезда, материя, дискретность

взаимодействующая, притягивающаяся, отталкивающаяся

невидимая, элементарная

частица




  1. Кластер- прием, графического размещения информации. Применяется как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

     Рисуем модель Солнечной системы. В центре доски или тетради необходимо написать ключевое слово или тезис. Вокруг, как планеты, слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. У планет свои спутники и т.д. Планеты и спутники соединены прямыми линиями и устанавливают логические связи.




Например:


Человек, обладающий критическим мышлением, легко формулирует вопросы, ставит четкие задачи и цели, разрабатывает оптимальные пути для их достижения.

Список литературы:

  1. С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.

  2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб.: КАРО, 2009.

  3. Даутова О. Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О. А., Казачкова Т. Б. Крылова О.Н. Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб.: КАРО, 2015.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!