СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Развитие познавательной активности учащихся с интеллектуальным нарушением на уроках цветоводства средствами индивидуализации учебного процесса»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся с нарушением интеллектуального развития, характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. В процессе обучения....

Просмотр содержимого документа
«« Развитие познавательной активности учащихся с интеллектуальным нарушением на уроках цветоводства средствами индивидуализации учебного процесса»»















ДОКЛАД


« Развитие познавательной активности учащихся с интеллектуальным нарушением на уроках цветоводства средствами индивидуализации учебного процесса»
















Подготовил учитель труда

М.Л.Калинина






2018г

Для учащихся с нарушениями интеллектуального развития, характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. В процессе обучения школьникам часто преподносится готовый материал, который они должны запомнить, таким образом, происходит формальное «механическое» усвоение материала.
Для того чтобы избежать подобной ситуации, необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач .
На моих уроках ученики учатся рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию, повышать познавательную активность , включаться в творческую деятельность. Наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, росту успеваемости и самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.
Для формирования познавательной активности к учебному материалу и активизации мыслительной деятельности, я использую разнообразные методы и приемы обучения цветоводству и декоративному садоводству, показываю наглядный материал, технические средства обучения.
Опираясь на педагогические исследования, можно выделить основные условия, способствующие познавательной активизации учащихся с нарушениями интеллекта. Это:
оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения; доступное, эмоциональное, опирающееся на личный опыт ребенка преподнесение материала и создание условий для его сознательного восприятия; индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, оказание им различных видов помощи (словесной, наглядно-практической);
введение дидактического приема сравнения по различным параметрам цветковых растений и древесных пород;
проблемные ситуации (распознавание противоречий, решение элементарных логических задач);
использование вспомогательных средств при работе с таблицами и ориентировании по ним; выполнение опытов и практических работ до и после объяснения нового материала;
увеличение доли самостоятельных работ;
осуществление межпредметных связей;
использование дидактических игр и элементов занимательности; включение новых знаний в систему ранее сформированных. Рассмотрим некоторые из этих условий.
Активность учащихся на уроке во многом зависит от того, как я преподношу учебный материал и как он организует учебную деятельность школьников. Немаловажное значение в формировании отношения к учебной деятельности оказывают содержание изучаемого материала, степень его новизны. Эмоциональный, яркий словесный материал всегда вызывает интерес у учащихся на уроках. При проведении беседы я формируют так вопросы, чтобы они будили мысль ученика, развивали его познавательную активность. Необходимо, чтобы при ответе на вопрос ученик анализировал имеющуюся информацию, обобщал, сравнивал, сопоставлял, делал выводы.
Одним из приемов этой работы является создание «проблемных ситуаций» и технологических задач, которые требуют от учащихся анализа материала и самостоятельного нахождения ответа.
Фрагмент урока «Парковые стили» в 9 А и Б классах.
Сообщение темы урока.
Вернёмся к парку. Вы уже знаете, что парк - это земельный участок с естественными или искусственными насаждениями, с дорожками, тропинками, водоёмами, с присутствием архитектурных сооружений. В зависимости от того, как располагаются эти дороги, тропинки, как размещаются насаждения, от присутствия архитектурных сооружений, парки приобретают различный стиль. Тема сегодняшнего урока: «Парковые стили».
Словарная работа.
Табличка с определением на доске:
Стиль – разновидность художественного оформления.
- Что такое стиль?
На моих уроках цветоводства могут предлагаться: задачи, требующие проведения вычислительных операций (определение расстояний при разбивке клумб, использование масштаба при вычерчивании чертежа цветника); задачи, связанные с ориентировкой в пространстве (выбрать место для разбивки клумб); задания, требующие интерпретации полученных фактов. Решение технологических задач и «проблемных ситуаций» способствует активному усвоению предметного курса, формирует общеучебные и специальные навыки, позволяет использовать полученные знания на практике. Этот вид работы способствует формированию самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, способности доводить до конца начатое дело. При выполнении заданий данного вида ученики должны использовать знания, полученные при изучении других предметов (математики, естествознания, рисования и т. д.)
Большую роль в формировании познавательной активности может играть практическая деятельность учащихся. Известно, что учащиеся сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо проще в их памяти удерживаются доказательства, а также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в процессе практических упражнений. В процессе изучения материала по цветоводству и декоративному садоводству используются разнообразные виды практических работ: уход за цветочными растениями, пикировка цветочной рассады, перевалка комнатных растений, посадка саженцев древесных пород, выполнение схематических зарисовок, составление несложных планов, чтение чертежей и таблиц, моделирование, заполнение схем и таблиц (обобщающие, сравнительные, требующие классификации объектов). Упражнение «Высадка цветочной рассады» .
В обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью большое значение имеет наглядность. Представления о строении цветковых растений, элементах цветочного оформления у детей с нарушениями интеллекта, как правило, нуждаются в уточнении, чему способствует установление прочной связи между образом предмета, его признаками и словесными обозначениями. Лексический материал, имеющийся в активном словаре учащихся специальной (коррекционной) школы, расширяется при непосредственном ознакомлении с образцами (натуральными и нарисованными).
Использование наглядности призвано повысить восприятие учебного материала, его конкретность, эмоциональность и прочность усвоения знаний. Систематическое привлечение разнообразных наглядных средств на уроках развивает воображение, наблюдательность, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к предмету. Применение наглядных пособий в сочетании со словами учителя и работой с учебником обогащает представления учащихся, делает изучение материала доступнее, интереснее, повышает активность школьников на уроке.
В работе с учащимися используются различные виды наглядности: натуральные предметы (коллекции почв, растений, плодов, насекомых), объемные пособия (макеты, модели), картины, схемы, простейшие диаграммы, географические карты (дети должны знать местоположение страны изучаемого растения).
Наглядный материал необходимо использовать не только на этапе объяснения, но и при проверке и закреплении знаний, что способствует не только повышению качества ответов, но и совершенствованию знаний и умений.
Интерес к предмету и предложенным заданиям пробуждается и поддерживается не только внешней формой подачи материала, но также и его содержанием. Включение в урок занимательного материала делает процесс обучения более привлекательным для школьников, развивает любознательность, корригирует мышление, формирует умение сравнивать и сопоставлять. По своему содержанию занимательные задания могут быть самыми разнообразными: занимательные по характеру содержания (вопросы о классификации цветковых растений; вопросы по строению растений и т.д.) и занимательные по характеру построения (ребусы, криптограммы, кроссворды и т. п.)
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у учащихся с интеллектуальными нарушениями учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, позволяет многократно и разнообразно повторить изученный материал. Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, пробуждают интерес к предмету, развивают память и внимание и т. д. На уроках цветоводства и декоративного садоводства используются игры на знание карты, по регулярному уходу за комнатными растениями, «игры-путешествия», игры на классификацию цветковых растений, выделение «лишнего» и т. д. Дидактическая игра «Магазин «Цветы».
Дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание учащегося приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать ими в изменившейся ситуации. Использование игр на уроке даёт возможность длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Внимание к особенностям детей необходимо на разных этапах урока. Так, одним детям достаточно получить инструкционную карту, другим требуется объяснение с опорой на технологическую карту, а третьим нужен неоднократный показ.
С целью расширения объема внимания, формирования сосредоточенности использую специальные упражнения, которые не требуют большого умственного напряжения.
Например, упражнение: выберите все карточки с однолетниками и положите их справа.
Выберите карточки с многолетними цветковыми растениями и положите их слева.
Перечислите виды однолетних цветковых растений.
Назовите виды многолетников.

Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки?
Коррекционные упражнения включаются в организационный момент, так как эти упражнения сразу включают ребят в активную познавательную деятельность и создают мотивационную обстановку на уроке. Для этого изготовлено достаточное количество карточек по различным темам. Карточки типа: какой предмет на этом рисунке «лишний». Сравнить объекты. Сравнивая объекты, воспитанники устанавливают признаки их различия и сходства, осуществляя, необходимую аналитическую деятельность. Учащимся I группы – карточки, II группа – карточка
первые несколько букв названия комнатного растения (нефро - лепис); III группа – карточка.
Таким образом, используемые карточки на сравнение требуют от детей не просто воспроизведения знаний, а анализа, сравнения, проведения учебного исследования, что делает процесс обучения более интересным, способствует развитию восприятия, логического мышления.
Программа по профессионально – трудовому обучению построена концентрически, с естественным усложнением от одного класса к другому технических сведений и практических умений и навыков, трудовых приемов. Возникает необходимость поддерживать интерес к этим усложнениям, поэтому я применяю различные виды инструктажа: словесные, письменные, графические и их сочетания. В качестве педагогического средства стимуляции к повышению речевой активности и ее упорядочения на уроке я использую следующие приемы:
побуждение воспитанников к самостоятельным высказываниям о проделанной работе;
обсуждение образца предстоящей работы;
· планирование предстоящей работы и запись порядка операций;
взаимное инструктирование воспитанников и взаимная проверка работы;
· обсуждение готовой работы;
обучение умению написать к готовому заданию краткую аннотацию.

В 5 – 6 классах воспитанники ориентируются в задании и планируют предстоящую работу в коллективной беседе, а в старших классах я предлагаю им делать анализ образца индивидуально по специально разработанному плану.
Например, составить связный рассказ по таблице «Строение розового куста».
Какое цветковое растение изучаем?
- Место выращивания. (растение открытого или закрытого грунта)-
Длительность жизненного цикла. (однолетнее, многолетнее, двулетнее) растение.
Используя на уроках «Цветоводства и декоративного садоводства» методы перечисленных познавательных активностей, могу сказать, что дети с огромным интересом посещают мои уроки.











с естественным усложнением от одного класса к другому технических сведений и практических умений и навыков, трудовых приемов. Возникает необходимость поддерживать интерес к этим усложнениям, поэтому я применяю различные виды инструктажа: словесные, письменные, графические и их сочетания. В качестве педагогического средства стимуляции к повышению речевой активности и ее упорядочения на уроке я использую следующие приемы:
побуждение воспитанников к самостоятельным высказываниям о проделанной работе;
обсуждение образца предстоящей работы;
· планирование предстоящей работы и запись порядка операций;
взаимное инструктирование воспитанников и взаимная проверка работы;
· обсуждение готовой работы;
обучение умению написать к готовому заданию краткую аннотацию.

В 5 – 6 классах воспитанники ориентируются в задании и планируют предстоящую работу в коллективной беседе, а в старших классах я предлагаю им делать анализ образца индивидуально по специально разработанному плану.
Например, составить связный рассказ по таблице «Строение розового куста».
Какое цветковое растение изучаем?
- Место выращивания. (растение открытого или закрытого грунта)-
Длительность жизненного цикла. (однолетнее, многолетнее, двулетнее) растение.
Используя на уроках «Цветоводства и декоративного садоводства» методы перечисленных познавательных активностей, могу сказать , что дети с огромным интересом посещают мои уроки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!