Визитная карточка Голубева Елена Викторовна МБДОУ детский сад «Радуга» г.Урень Нижегородской области воспитатель I квалификационной категории Педагогический стаж: 8 лет
«Что главное в садике?» - спросят друзья, А понапрасну б слова не тратили: Пусть создан был садик для наших детей,
Но начинается он с воспитателя!
Тема : «Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через экспериментирование»
Условия формирования личного вклада в развитие образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач:
- предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
- предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- Изучила и проанализировала работы О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
- Изучила и проанализировала работы О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
Научно- исследовательские условия
Методические условия
- Опыт работы по данной теме в МБДОУ д/с «Радуга»г. Урень Наличие методической литературы по данной теме в ДОУ Обобщение опыта работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников в условиях ДОУ».
- Опыт работы по данной теме в МБДОУ д/с «Радуга»г. Урень
- Наличие методической литературы по данной теме в ДОУ
- Обобщение опыта работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников в условиях ДОУ».
- Наличие условий для работы с детьми в ДОУ РППС по познавательно – исследовательской деятельности Участие в районной инновационной площадке по проблеме «Разработка и совершенствование адаптированной программы по развитию познавательно – исследовательская деятельность дошкольников «Как? Почему? Зачем? Откуда?». Выступления на педагогических советах в МБДОУ д/с «Радуга» г. Урень
- Наличие условий для работы с детьми в ДОУ
- РППС по познавательно – исследовательской деятельности
- Участие в районной инновационной площадке по проблеме «Разработка и совершенствование адаптированной программы по развитию познавательно – исследовательская деятельность дошкольников «Как? Почему? Зачем? Откуда?».
- Выступления на педагогических советах в МБДОУ д/с «Радуга» г. Урень
Организационно-
педагогические условия
Научно – исследовательские условия
формирования личного вклада:
- Теория деятельности, которая выступает ведущим фактором развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
- Становление познавательных интересов (Г.И. Щукина, Н.К. Постникова,
- Е.В. Боякова, М.Л. Семенова);
- Отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой;
- Возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир);
- Становление познавательных интересов (Г.И. Щукина, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова);
- Методические рекомендации и разработки педагогов ДОО.
Теоретическое обоснование
личного вклада педагога в развитие образования
Понятие «исследовательская деятельность» разных авторов :
Автор
исследовательская деятельность – это…
Н.Ф. Добрынин
процесс, связанный с избирательной направленностью внимания человека
И.Ф. Харламов
побуждения к деятельности
Л.А. Гордон
единство эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека
М.Г. Морозов
А.Г. Ковалев
эмоционально-познавательное отношение человека к миру, с мотивированным состоянием познавательного характера
Р.С. Немов
специфическое отношение личности к объекту, вызванным сознанием его личной значимости и эмоциональной привлекательности
Н. Лысенко рассматривает поисково-исследовательскую деятельность как
организованную педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения.
Актуальность личного вклада в развитие образования
Проблема:
Большой интерес
детей
Отсутствие типовых образовательных программ
Слабые познавательные действия
Организация РППС ДОО
Противоречия
Затруднения родителей при организации исследовательской детской деятельности
6
Цели и задачи педагогической деятельности
Цель: развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через экспериментирование.
Задачи:
- Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию деятельности путём экспериментирования, коллекционирования, и другие формы работы.
- Создать условия для развития познавательно – исследовательской деятельности.
- Развивать коммуникативные способности у дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
- Организовать работу с родителями по привлечению их к познавательно-исследовательской деятельности в детском саду.
Ведущая педагогическая идея
Гипотеза: Развитие познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментальной деятельности будет эффективней если:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Вовлекать родителей в совместную познавательно – исследовательскую деятельность.
Деятельностный аспект работы по развитию познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментальной деятельности.
1.Подготовительный этап
Воспитатели
Родители
Дети
- Изучение литературы по теме.
- Разработка перспективного
плана работы
с детьми.
- Оформить в группе мини – лабораторию;
- Продумать проблемные ситуации для мотивации детей к экспериментированию ;
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
- Консультации.
- Участие в создании развивающей предметно-пространственной среды.
- Проведение диагностики уровня овладения способами поисково- экспериментальной деятельности, с целью выявления интереса в предпочтениях с использованием методики «Выбор деятельности» Л. Н. Прохоровой.
Тематика опытов по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе ДОО.
1. Подготовительный этап
Фрагмент плана работы по развитию познавательной активности воспитанников младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через экспериментирование
Тематический период
Тема ПИД
День знаний
Месяц
Недели
Осень
«Солнце»
«Семена и плоды»
1 неделя
Сентябрь
Сентябрь- Октябрь
«Песок»
1. Опыт: Солнце высушивает предметы»
2 неделя
Цель: выявить способность солнца нагревать предметы.
3 неделя
1. Опыт: У кого какие детки?
Цель: Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка).
4 неделя
1. Опыт: «Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели».
1.Опыт: «Из чего состоит песок. Рассматривание песчинок»
Цель: узнать из чего состоит песок (Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу)
5 неделя
1. Опыт: «Зачем им крылышки?
Цель: умение выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений; закрепить знания о том, что из семян вырастают растения.
1.Опыт «Сухой – мокрый».
Цель: Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения
Цель: установить, что сухой песок сыпучий, легко сыпется и рассыпается на песчинки; мокрый песок не сыпется, он лепится. Сухой песок светлый, а мокрый темный
1.Опыт:
(дети выясняют, почему семена клена вырастают далеко от родного дерева. Ветер помогает «крылышкам» перенести семечко на большие расстояния).
«Какой песок тяжелее? »
Цель: определение, какой песок легче, какой тяжелее.
1. Подготовительный этап
Развивающая предметно-пространственная среда
2. Практический этап
Родители
Воспитатели
Дети
- Мастер - класс на педагогическом совете по теме.
- Фотовыставка «Лаборатория Почемучек» (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.)
собрании: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- Участие в конкурсе «Хочу все знать»,
- Участие в развлечении «Путешествие в мир опытов и экспериментов»
- Фотовыставка «По секрету всему свету»
- Консультации: «Опытно-экспериментальная деятельность детей», «Ребенок - исследователь в детском саду», «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.»
- Анкетирование «Детское экспериментирование в семье.»
- Проведение НОД, наблюдений, бесед, опытов.
- Активные участники ООД.
- Создание проекта «Семена и плоды»
- Совместная экспериментальная
деятельность со взрослыми.
- Самостоятельная экспериментальная
деятельность.
2. Практический этап
Совместная экспериментальная
деятельность
Самостоятельная экспериментальная
деятельность.
Наблюдения
2. Практический этап
Родительское собрание «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Анкетирование «Детское экспериментирование в семье»
Мастер - класс на педагогическом совете
3. Обобщающий этап
- Опытов
- Бесед
- Наблюдений
- Исследований
- Представление опыта работы на педсовете в ДОУ
- Публикации по теме на интернет-сайтах
- Участие в конкурсах ДОУ
- Участие в развлечениях ДОУ
- Помощь в создании РППС группы по познавательно – исследовательской деятельности
- Повышение компетентности по развитию исследовательской деятельности у детей
- Проведение опытов
- Участие в проектной деятельности
- Целевые наблюдения
- Поиск самостоятельных решений проблем
Результативность
профессиональной педагогической деятельности
12
3. Обобщающий этап
Результативность работы по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
Отношение детей к экспериментальной деятельности
Диаграмма уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
(Середина года)
Диаграмма уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
(Начало года)
Вывод: Результаты исследования показали, что экспериментальная деятельность на начало года занимала четвёртое место среди видов деятельности. Уже к середине года интерес у дошкольников к экспериментированию, по сравнению с начальным уровнем, повысился (данный вид деятельности по результатам повторной диагностики поднялся с четвёртого места на второе). Таким образом, целенаправленная организация детского экспериментирования в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует повышению интереса дошкольников к данному виду деятельности..
12
3. Обобщающий этап
Создание РППС
Материалы для исследования
и проведения опытов
Книги, энциклопедии, иллюстрации для поиска информации
12
3. Обобщающий этап
«Снег и его свойства».
«Следы на снегу».
«Цветной снеговик»
«Свойства хвоинок».
«Бумага: её свойства»
«Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды»
В результате работы :
У детей формируются :
- Умение анализировать
- Умение выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
- Устойчивый интерес к экспериментальной деятельности
- Уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок.
У родителей:
Приобрели опыт по развитию познавательной активности детей.
Повысился интерес к совместной деятельности дома.
Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны
Разработан и внедрен в практику перспективный план работы по развитию познавательной активности воспитанников младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через экспериментирование
Создан комплекс конспектов ООД, бесед, наблюдений по развитию познавательной активности воспитанников младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через экспериментирование
Созданы картотеки опытов и экспериментов по возрасту по познавательно – исследовательской деятельности .
Создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Уровень ДОУ
- Конкурс педагогических проектов ДОО : «Огород на окне».
- Презентация на педагогическом совете на тему: «Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
- Выступление на педсовете: Особенности использования ПИД в работе с детьми дошкольного возраста
- Мастер - класс на педагогическом совете по теме: «Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
- Смотр-конкурс «Лучший центр исследовательской деятельности »
Муниципальный уровень
- Участие в районном конкурсе «Воспитатель года»
- Конкурс лэпбуков
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Всероссийский уровень
Публикации на сайте МБДОУ детского сада «Радуга» :
- Доклад родительского собрания «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через экспериментирование»
- Публикации на международном сайте «МААМ.ру»: Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности «Платье для куклы Наташи».
- Публикации на международном сайте «Дошколенок.ру»: Конспект наблюдения на прогулке за осенним деревом березой.
- Участие в конкурсе «Космические дали», «Лэпбук в условиях реализации ФГОС»,
- Участие в интернет-конкурсе методических разработок «ДА – Danone!»
Литература
1 . ФЗ от 29.12.2012 № 273 (в ред. 21.07.2014) «Об образовании в РФ»
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» (рег. в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
3.О.В.Дыбина. Ознакомление дошкольников с предметным миром. Издательство: Педагогическое общество России. 2007.
4. О.В.Дыбина. Что было до. Издательство «Сфера,» 2004
5. О.В.Дыбина Творим Измеряем Преобразуем. Творческий центр Москва 2002
6. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. Проектная деятельность дошкольников Издательство Мозаика- Синтез, Москва 2015
7. Е.Е.Крашенинников, О.Л.Холодова. Развитие познавательных способностей дошкольников Издательство Мозаика- Синтез, Москва 2015
8. Е.В.Марудова. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. - Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2016
12
Спасибо за внимание !