СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной деятельности и коммуникативных навыков через организацию дидактических и ролевых игр на базе «Лекотеки» для детей с РАС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной деятельности и коммуникативных навыков через организацию дидактических и ролевых игр на базе «Лекотеки» для детей с РАС»

Р азвитие познавательной деятельности и коммуникативных навыков через организацию дидактических и ролевых игр на базе «Лекотеки» для детей с особыми образовательными потребностями (РАС).   Учитель-дефектолог: Третьякова Е.А.

Р азвитие познавательной деятельности и коммуникативных навыков через организацию дидактических и ролевых игр на базе «Лекотеки» для детей с особыми образовательными потребностями (РАС).

Учитель-дефектолог: Третьякова Е.А.

ЧТО ТАКОЕ ЛЕКОТЕКА? Лекотека  – это специально организованное пространство для коррекции нарушений психофизического развития обучающихся посредствам игровой и предметно – практической деятельности. Само слово «Лекотека»-lekotek (произошло от шведского слова leko – «игрушка» и греческого tek – «хранилище»). Дословный перевод – собрание игрушек.

ЧТО ТАКОЕ ЛЕКОТЕКА?

Лекотека  – это специально организованное пространство для коррекции нарушений психофизического развития обучающихся посредствам игровой и предметно – практической деятельности.

Само слово «Лекотека»-lekotek (произошло от шведского слова leko – «игрушка» и греческого tek – «хранилище»). Дословный перевод – собрание игрушек.

Основной целью  Лекотеки является социализация ребенка , развитие сенсорных навыков, развитие речи, психолого-педагогическая помощь родителям детей с  ОВЗ.

Основной целью Лекотеки является

  • социализация ребенка ,
  • развитие сенсорных навыков,
  • развитие речи,
  • психолого-педагогическая помощь родителям детей с  ОВЗ.

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ЛЕКОТЕКИ выявление уровня актуального развития; подбор адекватных средств общения с ребёнком; развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей со сложностями в адаптации; улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития; формирование предпосылок для обучения ребёнка в образовательном пространстве; формирование зоны ближайшего развития ребёнка с учётом индивидуальных потребностей; вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей внутри семьи ;

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ЛЕКОТЕКИ

  • выявление уровня актуального развития;
  • подбор адекватных средств общения с ребёнком;
  • развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей со сложностями в адаптации;
  • улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития;
  • формирование предпосылок для обучения ребёнка в образовательном пространстве;
  • формирование зоны ближайшего развития ребёнка с учётом индивидуальных потребностей;
  • вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей внутри семьи ;

Достижение цели и задач происходит в условиях индивидуальных и групповых/подгрупповых занятий.         Обучение проходит только в игровой форме, используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Достижение цели и задач происходит в условиях индивидуальных и групповых/подгрупповых занятий.

Обучение проходит только в игровой форме, используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

ИГРА - основной метод Лекотеки. Игра учит:  исследовать закономерности; сравнивать и распознавать; находить признаки сходства и различия; анализировать; обобщать; добиваться поставленной цели.

ИГРА - основной метод Лекотеки.

Игра учит:

  • исследовать закономерности;
  • сравнивать и распознавать;
  • находить признаки сходства и различия;
  • анализировать;
  • обобщать;
  • добиваться поставленной цели.

Игра развивает: зрительную память; моторную память; смысловую память; внимание; наблюдательность; логическое мышление; мелкую и крупную моторику рук; наглядно – образное мышление; зрительное восприятие; цветовосприятие.

Игра развивает:

  • зрительную память;
  • моторную память;
  • смысловую память;
  • внимание;
  • наблюдательность;
  • логическое мышление;
  • мелкую и крупную моторику рук;
  • наглядно – образное мышление;
  • зрительное восприятие;
  • цветовосприятие.

«Чтобы вырасти здоровым ребенком, детям не требуется уметь читать – им требуется уметь играть!» Фред Роджерс . Игрушка  – важнейшая составляющая игры, а также – средство обучения, развлечения и даже средство лечения. Она делает его действия в игре более реальными. Игрушка всегда выполняла психотерапевтическую функцию – помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами.

«Чтобы вырасти здоровым ребенком, детям не требуется уметь читать – им требуется уметь играть!» Фред Роджерс .

Игрушка  – важнейшая составляющая игры, а также – средство обучения, развлечения и даже средство лечения. Она делает его действия в игре более реальными.

Игрушка всегда выполняла психотерапевтическую функцию – помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами.

Структура игрового занятия в Лекотеке с детьми с РАС

Включает следующие этапы:

1. Приветствие.

2. Разогрев.

В качестве разогревов подходят любые игры и игровые действия, которые приносят детям радость и стимулируют их к дальнейшей работе, например:

– дефектолог надувает мыльные пузыри, а дети смотрят на них и ловят;

– дефектолог берет в руки плюшевую собаку и бегает за детьми, имитируя лай собаки и щекоча игрушкой каждого из детей;

3. Формирование нового навыка.

Дефектолог предлагает детям игры, направленные на обучение новому навыку или навыку, находящемуся в стадии формирования.

4. Время свободной игры, релаксация.

В зависимости от предпочтений детей и интенсивности занятия, детям предоставляется либо свободное игровое время, в течение которого они играют самостоятельно (чаще всего поодиночке), выбирая интересный игровой материал, либо время релаксации.

5. Закрепление предыдущих навыков.

Дефектолог предлагает детям игру, направленную на закрепление сформированного на более ранних этапах навыка.

6. Уборка игрового материала.

7. Прощание  (до следующего занятия).

Дидактические игры Это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.                 Дидактическая игра  представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры

Это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.           

     Дидактическая игра  представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.  В. А. Сухомлинский. Дидактические игры традиционно подразделяются на три группы: — игры с предметами и игрушками , включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки; — настольно-печатные игры,  устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино; — словесные  .

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. В. А. Сухомлинский.

Дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

игры с предметами и игрушками , включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;

настольно-печатные игры,  устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;

словесные  .

Предметные игры Основаны на непосредственном восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.   Основные игровые действия: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д.  Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом и формой. При ознакомлении детей с природой в подобных играх  используют природный  материал (семена растений, листья, камушки,  разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.) – что вызывает у детей живой  интерес и активное желание играть.

Предметные игры

Основаны на непосредственном восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.   Основные игровые действия: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом и формой. При ознакомлении детей с природой в подобных играх  используют природный  материал (семена растений, листья, камушки,  разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.) – что вызывает у детей живой  интерес и активное желание играть.

Настольно-печатные игры   Направлены на уточнение представ­лений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыс­лительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, клас­сификацию и др.). Развивают речевые навыки, математические способности, логику, внимание, навыки самоконтроля.  Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов: 1. Парные картинки. 2. Лото. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домаш­ние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обога­щают словарь. 3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. 4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изо­браженный предмет или сюжет делится на несколько частей. Иг­ры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточ­нение представлений, соотношение между целым и частью. 5. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориента­цию, умение предвидеть результат действия.

Настольно-печатные игры

  Направлены на уточнение представ­лений

об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыс­лительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, клас­сификацию и др.).

Развивают речевые навыки, математические способности, логику, внимание, навыки самоконтроля. 

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

1. Парные картинки.

2. Лото. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домаш­ние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обога­щают словарь.

3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе.

4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изо­браженный предмет или сюжет делится на несколько частей. Иг­ры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточ­нение представлений, соотношение между целым и частью.

5. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориента­цию, умение предвидеть результат действия.

Словесные игры

  Это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они   построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. 

Условно словесные игры делят на 4 группы .

1.  игры , с помощью которых формируют умение выделять существенные  (главные)  признаки. предметов,  явлений«Продуктовый магазин»«Когда это бывает?»«Где был Петя?»  

2.  игры , используемые для  развития  у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные  умозаключения«Похож - не похож»«Угадай, что где растет?»  

3.  Игры , с помощью которых  развивается  умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам:  «Кому что нужно?»«Назови три предмета»«Назови одним словом» .

4.  игры на развитие внимания , сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора  «Испорченный телефон»«Краски»«Летает - не летает»«Белого и черного не называть» .

Сюжетно-  ролевая игра Высшая форма развития игры ребенка. Именно в процессе таких игр ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра у ребенка в детстве, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т. д. Именно в сюжетно-ролевой игре приобретает ребенок очень важный и разнообразный социальный опыт.

Сюжетно- ролевая игра

Высшая форма развития игры ребенка. Именно в процессе таких игр ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра у ребенка в детстве, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т. д. Именно в сюжетно-ролевой игре приобретает ребенок очень важный и разнообразный социальный опыт.

Магазин Строители Сюжетно-ролевая игра Больница Парикмахерская

Магазин

Строители

Сюжетно-ролевая игра

Больница

Парикмахерская

Способствуют активизации тактильной чувствительности кистей и пальцев рук.

Способствуют активизации тактильной чувствительности кистей и пальцев рук.

Пальчиковые гимнастики с прищепками Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице. В этом упражнении — ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов. «Лиса» Хитрая плутовка, Рыжая головка, Ротик открывает, Зайчиков пугает.  Поочерёдно покусывая прищепкой фаланги каждого пальчика сопровождаются действия словами: Наша мамочка устала, Всю одежду постирала. Милой маме помогу, Все прищепки соберу. Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе.

Пальчиковые гимнастики с прищепками

Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.

В этом упражнении — ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов.

«Лиса»

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Ротик открывает,

Зайчиков пугает.

Поочерёдно покусывая прищепкой фаланги каждого пальчика сопровождаются действия словами:

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала.

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе.

Игры с прищепками Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи. Игра «Ёжик». Даём ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребёнок прикрепляет к спинке ежика прищепки. Игра «Цветок». Даём ребёнку вырезанные из цветного картона кружки. Ребёнок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу. Игра «Солнышко». Даём ребёнку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Ребенок выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.

Игры с прищепками

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Игра «Ёжик». Даём ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребёнок прикрепляет к спинке ежика прищепки.

Игра «Цветок». Даём ребёнку вырезанные из цветного картона кружки. Ребёнок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу.

Игра «Солнышко». Даём ребёнку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Ребенок выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.

Пирамидки из разноцветных колец.

Наблюдая за тем, каким образом ребенок манипулирует игрушкой, насколько точно он надевает кольца на стержень, можно выяснить особенности развития моторики ребенка. Различение ребенком цвета, величины, количества предметов можно с помощью следующих инструкций:

♦ «надень на стержень зеленое кольцо...»;

♦ «собери пирамидку, чтобы внизу было самое большое, а наверху самое маленькое кольцо...»;

♦ «положи сначала маленькое кольцо, потом побольше..., и самое большое кольцо...»;

♦ «дай мне три кольца...»;

♦ «покажи третье, четвертое кольца пирамиды».

  Нормально развитые дети к 5 годам прекрасно справляются с поставленными задачами. Дети с аномалиями развития страдают нарушениями моторики. Им трудно сразу надеть кольцо на стержень пирамиды, иногда наблюдаются тремор или гиперкинезы. Часто такие дети не способны соотнести величину колец при собирании пирамидки, поэтому выбирают кольца в хаотичном порядке. Дети с глубокой умственной отсталостью не воспринимают слова специалиста, выполняя неадекватные действия с предметами, быстро отвлекаются на посторонние вещи.

Дидактические игры с цветными крышками. Дидактические задачи: Закрепить представление детей о основных цветах спектра, развивать мелкую моторику рук, усидчивость и внимание. Выполняя задания, дети играют, откручивают и закручивают крышки и в тоже время, учатся различать цвета, называть их, группировать предметы по цвету, чередовать.

Дидактические игры с цветными крышками.

Дидактические задачи:

Закрепить представление детей о основных цветах спектра, развивать мелкую моторику рук, усидчивость и внимание.

Выполняя задания, дети играют, откручивают и закручивают крышки и в тоже время, учатся различать цвета, называть их, группировать предметы по цвету, чередовать.

Доски с вкладышами  Доски с вкладышами, выполненными в форме различных геометрических фигур. Эта методика используется с целью характеристики деятельности ребенка, а также умения соотносить предметы по форме, сравнивать их. В процессе проведения методики исследуется также уровень развития мелкой моторики пальцев рук.  Детям с аномалиями развития трудно понять цель этого задания, поэтому нередко он хаотично переставляет фигурки – вкладыши. Только после многочисленных показов способа действия некоторые из детей способны выполнить задание. Вместо геометрических фигур нужно вложить в прорези вкладыши известных ребенку животных. Это облегчает задачу, и дети лучше справляются с ней. Глубоко умственно отсталые дети не способны понять инструкцию к этому заданию.

Доски с вкладышами

Доски с вкладышами, выполненными в форме различных геометрических фигур. Эта методика используется с целью характеристики деятельности ребенка, а также умения соотносить предметы по форме, сравнивать их. В процессе проведения методики исследуется также уровень развития мелкой моторики пальцев рук.

Детям с аномалиями развития трудно понять цель этого задания, поэтому нередко он хаотично переставляет фигурки – вкладыши. Только после многочисленных показов способа действия некоторые из детей способны выполнить задание. Вместо геометрических фигур нужно вложить в прорези вкладыши известных ребенку животных. Это облегчает задачу, и дети лучше справляются с ней. Глубоко умственно отсталые дети не способны понять инструкцию к этому заданию.

Разноцветные брусочки и палочки . Эта методика позволяет исследовать характер деятельности детей, способность к анализу, синтезу, умение сравнивать, а также особенности памяти. Задача ребенка — по образцу построить такую же фигуру. Дошкольник с аномалиями развития очень пассивен в процессе работы, невнимателен, поэтому нуждается в постоянной стимуляции деятельности со стороны специалиста. Самокритичность такого ребенка снижена, он не в состоянии сравнить образец с результатами своего труда. Глубоко умственно отсталые дошкольники не в состоянии понять стоящую перед ними задачу.

Разноцветные брусочки и палочки .

Эта методика позволяет исследовать характер деятельности детей, способность к анализу, синтезу, умение сравнивать, а также особенности памяти. Задача ребенка — по образцу построить такую же фигуру. Дошкольник с аномалиями развития очень пассивен в процессе работы, невнимателен, поэтому нуждается в постоянной стимуляции деятельности со стороны специалиста. Самокритичность такого ребенка снижена, он не в состоянии сравнить образец с результатами своего труда. Глубоко умственно отсталые дошкольники не в состоянии понять стоящую перед ними задачу.

Игра «Собери бусы» Цель: Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку. Оборудование. Цветные веревочки и колечки основных цветов. Словарь.   Бусы, веревка, кукла, синий, красный,зеленый, желтый. Ход игры. Дефектолог вносит кукол, которые собираются на праздник. Детям объясняют, что куклам нужны украшения — бусы. Дефектолог показывает бусы, надевает (примеряет) куклам по очереди, но всем их не хватает. Что делать? Куклы огорчены. Дефектолог приносит коробку с колечками и веревочками. Детям предлагается задание: на веревочку собрать колечки такого же цвета (красная веревочка — красные колечки, синяя веревочка — синие колечки и т. д.). Концы веревок соединяет дефектолог. Разноцветные бусы надевают на кукол. Они радуются и пляшут.

Игра «Собери бусы»

Цель: Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.

Оборудование. Цветные веревочки и колечки основных цветов.

Словарь.   Бусы, веревка, кукла, синий, красный,зеленый, желтый.

Ход игры.

Дефектолог вносит кукол, которые собираются на праздник. Детям объясняют, что куклам нужны украшения — бусы. Дефектолог показывает бусы, надевает (примеряет) куклам по очереди, но всем их не хватает. Что делать? Куклы огорчены. Дефектолог приносит коробку с колечками и веревочками. Детям предлагается задание: на веревочку собрать колечки такого же цвета (красная веревочка — красные колечки, синяя веревочка — синие колечки и т. д.). Концы веревок соединяет дефектолог. Разноцветные бусы надевают на кукол. Они радуются и пляшут.

Стол для работы с песком и водой Засыпаем в пластиковую корзину высушенные каштаны (крупные бусины, фасоль, рис, небольшие шишки...) Затем прячим в наполнитель небольшую игрушку и просим ребенка  достать ее.

Стол для работы с песком и водой

Засыпаем в пластиковую корзину высушенные каштаны (крупные бусины, фасоль, рис, небольшие шишки...) Затем прячим в наполнитель небольшую игрушку и просим ребенка  достать ее.

Настольно—печатные игры

Настольно—печатные игры

Дидактическая игра  «Кто чем питается?» Дидактические задачи:   познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук. Ход игры: На стол выкладываем коробочки картинкой вниз. Дети в порядке очереди берут коробок с картинкой, отвечают на вопрос «Кто это? — Кошка. Чем питается?» (Открывают коробок). — Молоком и т. д. Когда дети усвоят кто чем питается, усложним задание рассоединим верхнюю часть коробки от нижней дети будут подбирать картинку.

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Дидактические задачи:   познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Ход игры:

На стол выкладываем коробочки картинкой вниз. Дети в порядке очереди берут коробок с картинкой, отвечают на вопрос «Кто это? — Кошка. Чем питается?» (Открывают коробок). — Молоком и т. д. Когда дети усвоят кто чем питается, усложним задание рассоединим верхнюю часть коробки от нижней дети будут подбирать картинку.

 Ладушки   Цель : Формирование эмоционального контакта со взрослым. Ход игры: (проводится индивидуально или с небольшой группой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: повторяя 2—3 раза.

Ладушки

Цель : Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры:

(проводится индивидуально или с небольшой группой детей).

Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: повторяя 2—3 раза.

Хоровод с куклой Цель: Продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле. Оборудование: Кукла средних размеров. Ход игры: (проводится с подгруппой из 2—3 детей). Дефектолог приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Дефектолог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Дефектолог ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из детей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию (например, «Веселая дудочка» М. Красева). Вариант 2. Игра проводится с мишкой и т п.

Хоровод с куклой

Цель: Продолжать формировать эмоциональный

контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Оборудование: Кукла средних размеров.

Ход игры: (проводится с подгруппой из 2—3 детей). Дефектолог

приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого

ребенка по голове. Дефектолог просит по очереди подержать куклу

за руку. Кукла предлагает потанцевать. Дефектолог ставит детей

в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из детей и

вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость,

веселье и напевая простую детскую мелодию (например, «Веселая

дудочка» М. Красева).

Вариант 2. Игра проводится с мишкой и т п.

КОЛЬЦЕБРОС Цель: развитие координации движений, развитие ловкости, глазомера, скорости реакции и настойчивости. Правила игры: набросить кольца с установленного расстояния на вертикальный или горизонтальный стержень так, чтобы кольца оказались надетыми на сам стержень. Задачи: научить детей набрасывать кольца в цель на расстоянии; стимулировать двигательную активность; формировать волю ребенка; научить детей сохранять равновесие в игре; развивать мелкую моторику рук; закрепляем основные цвета (красный, синий, зеленый); воспитывать дружеские взаимоотношения и интерес к игре.

КОЛЬЦЕБРОС

Цель: развитие координации движений, развитие ловкости, глазомера, скорости реакции и настойчивости.

Правила игры: набросить кольца с установленного расстояния на вертикальный или горизонтальный стержень так, чтобы кольца оказались надетыми на сам стержень.

Задачи:

  • научить детей набрасывать кольца в цель на расстоянии;
  • стимулировать двигательную активность;
  • формировать волю ребенка;
  • научить детей сохранять равновесие в игре;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • закрепляем основные цвета (красный, синий, зеленый);
  • воспитывать дружеские взаимоотношения и интерес к игре.

«Островок» Для формирования механизма переноса центра тяжести тела с одной ноги на другую, удержания равновесия на одной ноге, развития ориентировки в пространстве, сосредоточения внимания на движении по маршруту, изображенному на полу, коррекции сенсорного развития (различение цветов) используется развивающий коврик «Островок».

«Островок»

Для формирования механизма переноса центра тяжести тела с одной ноги на другую, удержания равновесия на одной ноге, развития ориентировки в пространстве, сосредоточения внимания на движении по маршруту, изображенному на полу, коррекции сенсорного развития (различение цветов) используется развивающий коврик «Островок».

Требования к игрушкам Гигиенические: Игрушка должна быть безопасна с точки зрения устройства, материала, окраски; Прочная; Легко подвергается гигиенической обработке.

Требования к игрушкам Гигиенические:

  • Игрушка должна быть безопасна с точки зрения устройства, материала, окраски;
  • Прочная;
  • Легко подвергается гигиенической обработке.

Педагогические требования к игрушкам : Игрушка должна содействовать развитию ребенка (Крупская); Игрушка должна расширять кругозор, увлекать образом современной действительности (Флерина); Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям (Флерина); Игрушка должна радовать содержанием и привлекать формой; Игрушка должна побуждать к совместным играм; Игрушка должна вызывать эмоциональное отношение и воспитывать художественный вкус.

Педагогические требования к игрушкам :

  • Игрушка должна содействовать развитию ребенка (Крупская);
  • Игрушка должна расширять кругозор, увлекать образом современной действительности (Флерина);
  • Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям (Флерина);
  • Игрушка должна радовать содержанием и привлекать формой;
  • Игрушка должна побуждать к совместным играм;
  • Игрушка должна вызывать эмоциональное отношение и воспитывать художественный вкус.

Методика внесения  новой игрушки  Не надо вносить все игрушки, иначе пропадет интерес. Можно внести игрушку на занятие (сюрпризный момент), на праздник, а можно поставить на видное место до прихода детей. Представляя собой образную игрушку, учитель проявляет свое положительное отношение к ней. При внесении моторных игрушек, необходимо раскрыть их значение, способы действия с ними. Любую игрушку нельзя отделить от игры, дети осваивают игрушку в игре, принимают ее в свой мир.

Методика внесения новой игрушки

Не надо вносить все игрушки, иначе пропадет интерес. Можно внести игрушку на занятие (сюрпризный момент), на праздник, а можно поставить на видное место до прихода детей. Представляя собой образную игрушку, учитель проявляет свое положительное отношение к ней. При внесении моторных игрушек, необходимо раскрыть их значение, способы действия с ними. Любую игрушку нельзя отделить от игры, дети осваивают игрушку в игре, принимают ее в свой мир.

Рекомендации для педагога Следует помнить, что педагог должен занять равноправную позицию с ребёнком:  устанавливать контакт «глаза в глаза»; играть с ребёнком на полу, на диване, то есть там, где ему удобнее; Учитывая особенность детей с ОВЗ, педагог должен уметь договариваться с ребёнком (система поощрений, чёткие инструкции);  следует делать перерывы, так как этим детям трудно находиться в одной позе и в одном месте; использовать для игр наиболее продуктивное время; не перегружать (они быстро устают).

Рекомендации для педагога

Следует помнить, что педагог должен занять равноправную позицию с ребёнком:

  • устанавливать контакт «глаза в глаза»;
  • играть с ребёнком на полу, на диване, то есть там, где ему удобнее;
  • Учитывая особенность детей с ОВЗ, педагог должен уметь договариваться с ребёнком (система поощрений, чёткие инструкции);
  • следует делать перерывы, так как этим детям трудно находиться в одной позе и в одном месте;
  • использовать для игр наиболее продуктивное время;
  • не перегружать (они быстро устают).

Рекомендации для родителей Через игру ребенок постигает мир, поэтому детские игрушки, окружающие ребенка должны соответствовать возрастной категории, в которой он находится. С каждым годом игровая деятельность должна усложняться, только с таким условием она будет интересна и полезна для ребенка. Игрушка должна быть понятна, универсальна и безопасна. При этом каждая новая игрушка должна приносить в жизнь ребенка какие-то новые знания, формируя учебные или психологические навыки, расширяя словарный запас, позволяя придумывать новые сюжеты.

Рекомендации для родителей

Через игру ребенок постигает мир, поэтому детские игрушки, окружающие ребенка должны соответствовать возрастной категории, в которой он находится. С каждым годом игровая деятельность должна усложняться, только с таким условием она будет интересна и полезна для ребенка. Игрушка должна быть понятна, универсальна и безопасна. При этом каждая новая игрушка должна приносить в жизнь ребенка какие-то новые знания, формируя учебные или психологические навыки, расширяя словарный запас, позволяя придумывать новые сюжеты.

Хранение игрушек Особенности хранения игрушек обусловлены необходимостью обеспечить: доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими; общий порядок в расположении игрушек, сохранение привлекательности каждой; сохранение самими детьми порядка в «игрушечном хозяйстве», аккуратное  обращение с игрушками.

Хранение игрушек

Особенности хранения игрушек обусловлены необходимостью обеспечить:

  • доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими;
  • общий порядок в расположении игрушек,
  • сохранение привлекательности каждой;
  • сохранение самими детьми порядка в «игрушечном хозяйстве», аккуратное

обращение с игрушками.

Таким образом игра, как развитие познавательной деятельности и коммуникативных навыков является не только средством коррекции дефектов развития детей с ОВЗ, но служит почвой для успешного овладения детьми первоначальными учебными, трудовыми навыками и адаптацией в социуме.

Таким образом игра, как развитие познавательной деятельности и коммуникативных навыков является не только средством коррекции дефектов развития детей с ОВЗ, но служит почвой для успешного овладения детьми первоначальными учебными, трудовыми навыками и адаптацией в социуме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!