СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной деятельности на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательной деятельности на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной деятельности на уроках географии»

Развитие познавательной деятельности на уроках географии. учитель географии МБОУ лицея №6 г.Ессентуки-

Козина Л.А.


Контрольно-измерительные материалы «Творческие задания для оценки и контроля знаний на уроках географии»

Уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением.

Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету. География – интереснейший предмет, позволяющийучащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческийпотенциал. Творческий потенциал – внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии.

Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно – активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру.

Проводя анкетирование учащихся, я определила следующее:  88,9% обучаемых считают, что умеют и с желанием выполняют творческие задания, 68,2 % учащихся вместо стандартного выполнения предложенных заданий стараются выполнять задание необычно. Поэтому  в основу подготовки учебного занятия  были положены принципы занимательности и  система творческих заданий, т.к. они способствуют развитию  личности (таблицы 1, 2).


Таблица 1. Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося.


    Типы творческих заданий

Способствуют развитию, психических свойств

Репродуктивного уровня

рисунок

воображение

сообщение

устная речь, память

чайнворды, кроссворды, ребусы,

мышление, память, внимание

игра “термин-понятия”

память, внимание

Частично-поискового уровня

рассказ с ошибками

внимание, память

составление логических цепочек

внимание, логическое мышление

узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

внимание

Творческий уровень

путешествие

внимание, память, мышление, воображение

решение географических задач

внимание, логическое мышление

составление образца территории

внимание, память, логическое мышление, воображение

социологический опрос

внимание, мышление

свое задание

внимание, память, мышление, воображение


Таблица 2. Классификация творческих задач


Типы творческих задач

Виды творческих задач

По функциям

По дидактическим целям

Конвергентного характера

1-го уровня по овладению теоретическими и практическими знаниями

рисунок, сообщение, чайнворды, кроссворды, ребусы, игры, синквейны

2-го уровня по приобретению необходимых умений и навыков

узнай объект, составление рассказа

Дивергентного характера

3-го уровня по развитию логического мышления

рассказ с ошибками, составление алгоритмизированных логических цепочек

4-го уровня по развитию творческого мышления

выполнение географических задач на моделирование и проектирование, составление образа территории, путешествия по..., сочинение стихотворений

Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – отсутствие связи между теорией и практикой. Дети не могут переложить полученные общие знания на изучение региональных территорий, не способны переходить от общего к частному и наоборот, строить причинно-следственные связи. Не развит навык чтения карт как источника мыслительно-аналитической деятельности. Для решения этих проблем была разработана методика, нацеленная на расширение географического кругозора учащихся, на формирование особого географического мышления  в рамках подготовки к ЕГЭ.

Интерес к предмету нужно поддерживать на каждом уроке, а первый урок в любой параллели должен быть особенным – ярким и необычным. Введение в мир географии - в 6-х классах можно построить ввиде путешествия по земным оболочкам, рассказывая про каждую из них сказку, например:

« Отправился  Иван-царевич в дальнюю дорогу, ключ от Земли отыскать, чтоб достать его  – колодец надо глубокий вырыть. Начал копать Иван – царевич, сначала землю рыть было легко, породы попадались лёгкие, рыхлые, но с глубиной становилось сложнее, так как горные породы становились плотнее и тверже. Что же находится внутри нашей Земли, из каких горных пород она состоит?  Ответит на эти вопросы интереснейшая наука – география!»

После краткого, но красочного описания каждой оболочки, лучше акцентировать внимание на уникальность предмета, изучая который дети откроют для себя много нового и интересного.

В конце урока  каждому ученику дается лист с элементарными вопросами по

всему курсу географии 6-го класса, который надо заполнить, но ответы на вопросы учителем не оцениваются,  в конце года ребятам раздаются  эти же таблицы для диагностики и оценки полученных за год знаний на уроках географии. Дети любят этот урок, они видят свой прогресс и очень этому радуются.

Географическая викторина «Заработай балл»– неотъемлемый и любимый учениками атрибут каждого занятия, помогающий быстро включить ребят в деловой ритм, расширить географический кругозор, создать непринужденную атмосферу через элемент игры. За каждый правильный ответ учитель ставит балл и записывает его в тетрадь. Этот балл ребенок может использовать для повышения оценки за любой письменный и устный ответ, суммируя его с полученной оценкой (прибавлять нельзя только к «2»). Баллы, как поощрение можно ставит за активную работу на уроке, за хороший логический вывод и т. д.

Варианты заданий:

           1 тип

- Страна, в которой расположено озеро Балатон.
-Высочайший в мире водопад.
-Страна с самой большой береговой линией.
-Материк, который пересекают все меридианы.

         2 тип

Что это такое?
- Эрги, гамады
- Самум, баргузин
- Вади, крики
- эндемики, эпифиты

       3 тип

Какие столицы здесь зашифрованы? Из слова удалены одинаковые гласные, а оставшиеся согласные переставлены.
- РНК (Анкара)
- ДКРЖТ (Джакарта)
- БКЛМ (Коломбо)

В рамках викторины можно показывать ребусы, шарады, кроссворды, логические цепочки – все, что вызывает интерес и делает урок нескучным. Еще одно развивающее задание –  составление «синквейнов», выступает как симбиоз географии и русского языка и  способствует развитию речи, творческих способностей и расширению географического кругозора.

Например:

                    _____________                                            1 существительное
        ___________  _________                                        2 глагола
___________ _________ ____________                        3 прилагательных
__________ ___________ __________ ____________  Предложение

Примеры «синквейнов», составленных на уроках:

                         Машиностроение
      Механизирует       Автоматизирует
Трудоемкое   Наукоемкое    Металлоемкое
Машиностроение технически вооружает экономику.

                        Европа
             Торгует        Диктует
Многоликая  Прогрессивная    Культурная
Европа – историческая колыбель цивилизации.

                                                     Индия
                                       Восхищает   Завораживает
                               Многонациональная Контрастная Сказочная
                                  Индия – страна глубоких противоречий.

«Логическая цепочка» – упражнение, которое получается, как правило, в сильных классах и проводится как закрепление темы. Учитель говорит первое предложение: «Индия расположена на полуострове Индостан и занимает удобное ЭГП. Любой ученик продолжает: «ЭГП Индии удобно, так как страна омывается водами Индийского океана, что способствует развитию внешне-экономических связей и торговле с соседними странами. Следующий ученик начинает свою фразу с последних слов своего одноклассника: «Соседями Индии являются….». Начало ответа каждого ученика – это конец фразы предыдущего. Упражнение сложно тем, что нужно хорошо знать тему, поэтому учитель должен выступать как связующее звено, если вдруг «цепочка» разрывается и кто-то затрудняется в формулировке материала.

Для развития навыков концентрации внимания используются нестандартные тесты. Например, на обобщающем уроке по теме: «Межотраслевые комплексы» предлагается тест - « Угадай, что я за зверь, и построй меня скорей».

Необычное задание вызывает интерес у ребят, и они с удовольствием строят фигуры. Для учителя «плюсы» такой формы тестирования заключаются в быстроте проверки и выявлении пробелов в знаниях ребят, так как вопросы составлены блоками по пройденным темам. Для построения этого теста надо взять лист из тетради в клеточку и посередине листа поставить точку. Читая первый вопрос, ученик выбирает ответ № 2 и рисует «Горизонтально вправо» 2 клетки, во 2-м вопросе он выбирает ответ № 1 и продолжает от конца первого отрезка рисовать «Вверх» одну клетку и т. д. Получается собака на поводке (Варианты тестов прилагаются).

Воспитание творческой личности невозможно без развития воображения. Для этого используются различные игровые ситуации и географическое лото, уроки-путешествия и интегрированные театрализованные уроки (н-р, урок-суд «Кто виновен в гибели Арала?»), творческие работы и проекты, отчеты экспедиций. Активное включение информационных средств обучения помогает смоделировать различные ситуации и проследить динамику развития того или иного явления.

Антропогенное влияние коренным образом изменяет лик Земли, поэтому экологическое воспитание в современных условиях становится приоритетным. Важными приемом формирования экологической культуры на уроках географии являются работа с фактами, составление экологического паспорта природного объекта (при изучении природных зон, регионов России, своей местности), исследовательские задания на маршруте экологической тропы, изучение природных процессов с использование цитат, афоризмов, стихов из литературных источников. Все они оказывают благотворное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту родной земли, учат бережно относиться к ней, а следовательно, служат целям патриотического воспитания.

Знания рождают мировоззрение, поэтому самым важным для учителя и наставника является воспитание географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим взглядом на жизнь.

Вариант тестов:

«Угадай, что я за зверь и построй меня скорей»

Вариант № 1

1. Горизонтально вправо

    Какой из ученых был основоположником экономической географии?

1)      Докучаев 2)Баранский 3) Ломоносов.

2. Вверх

    Численность населения в России в настоящее время:

1)  140 млн. человек 2) 156 млн. человек3) 125 млн. человек

3.  Вправо

    Оценка места страны на экономической карте по отношению к основным районам и 

    центрам экономики – это характеристика:

1)      Физико – географического положения;

2)      Экономико – географического положения;

3)      Геополитического положения.

4. Вверх

    Как называется наука о народонаселении и его воспроизводстве:

1)      Социология

2)      Этнография

3)      Демография

5. Вправо

    Разница между числом родившихся и числом умерших за определенный промежуток

    времени называется:

    1) Естественным приростом;

    2) Воспроизводством;

    3) Механическим приростом.

6. Вниз

    В последние годы естественный прирост в России:

    1) Положительный

    2) Нулевой

    3) Отрицательный

7. Вправо

    Перемещение населения в пределах одной страны называется:

1)      Депортацией

2)      Миграцией

3)      Эмиграцией

8. Вправо

    Какой населенный пункт в России называют городом?

1)      Населенный пункт с  численностью 35 тысяч человек, 85 % которого занято в 

      промышленности и торговле;

2)  Населенный пункт с  численностью 12 тысяч человек, 85 % которого занято в 

      промышленности и торговле.

9. Вверх

    Какое население преобладает в России, по половому признаку?

1)      Женское

2)      Мужское

  10. Вправо

    Какое управление экономикой считается более эффективным?

1)      Путем определения лишь приоритетных направлений развития хозяйства с предоставлением экономической самостоятельности предприятиям.

2)      Путем централизованного управления, с помощью жестких  пятилетних планов.

11. Вниз

     Отрасли, создающие материальные ценности образуют:

1)      Непроизводственную сферу;

2)      Инфраструктуру;

3)      Производственную сферу.

12. Далее вниз:

      Компоненты природы, которые влияют на деятельность человека, но непосредственно

      в производстве не участвуют:

      1) Топливные ресурсы;

      2) Природные ресурсы;

      3) Природные условия.

13. Влево

      Производство какой продукции преобладает в структуре экономики России?

1)      Продукция класса « В»

2)      Продукция класса «А».

14. Вверх

      Какой путь развития экономики страны является более перспективным?

1)      Экстенсивный

2)      Интенсивный

15. Влево

      Какой межотраслевой комплекс составляет основу научно – технического прогресса ?

1)      Топливно – энергетический;

2)      Транспортный;

3)      Машиностроительный.

16. Вниз

      Объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции

       называется:

1)      Специализацией;

2)      Кооперированием;

3)      Комбинированием.

17. Влево

      Ведущим фактором в размещении отраслей тяжёлого машиностроения является их  

      ориентация:

1)      На научную базу;

2)      На металлургическую базу;

3)      На трудовые ресурсы.

18. Вверх

      Главным фактором размещения автомобильной промышленности является её

     ориентация:

1)      На потребителя

2)      На  развитую транспортную сеть

3)      На научную базу.

19. Вверх

      Наиболее крупные автомобильные заводы находятся:

1)      В центральной России

2)      В центральной России и Поволжье

3)      В центральной России и Сибири.

20. Влево

     Внутри машиностроительного комплекса более высокими темпами развивается

     машиностроение:

1)      Трудоёмкое

2)      Металлоемкое.



 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!