Контрольно-измерительные материалы «Творческие задания для оценки и контроля знаний на уроках географии» Уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением. Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету. География – интереснейший предмет, позволяющийучащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческийпотенциал. Творческий потенциал – внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии. Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно – активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру. Проводя анкетирование учащихся, я определила следующее: 88,9% обучаемых считают, что умеют и с желанием выполняют творческие задания, 68,2 % учащихся вместо стандартного выполнения предложенных заданий стараются выполнять задание необычно. Поэтому в основу подготовки учебного занятия были положены принципы занимательности и система творческих заданий, т.к. они способствуют развитию личности (таблицы 1, 2). Таблица 1. Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося. Типы творческих заданий | Способствуют развитию, психических свойств | Репродуктивного уровня | рисунок | воображение | сообщение | устная речь, память | чайнворды, кроссворды, ребусы, | мышление, память, внимание | игра “термин-понятия” | память, внимание | Частично-поискового уровня | рассказ с ошибками | внимание, память | составление логических цепочек | внимание, логическое мышление | узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию) | внимание | Творческий уровень | путешествие | внимание, память, мышление, воображение | решение географических задач | внимание, логическое мышление | составление образца территории | внимание, память, логическое мышление, воображение | социологический опрос | внимание, мышление | свое задание | внимание, память, мышление, воображение | Таблица 2. Классификация творческих задач Типы творческих задач | Виды творческих задач | По функциям | По дидактическим целям | Конвергентного характера | 1-го уровня по овладению теоретическими и практическими знаниями | рисунок, сообщение, чайнворды, кроссворды, ребусы, игры, синквейны | 2-го уровня по приобретению необходимых умений и навыков | узнай объект, составление рассказа | Дивергентного характера | 3-го уровня по развитию логического мышления | рассказ с ошибками, составление алгоритмизированных логических цепочек | 4-го уровня по развитию творческого мышления | выполнение географических задач на моделирование и проектирование, составление образа территории, путешествия по..., сочинение стихотворений | Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – отсутствие связи между теорией и практикой. Дети не могут переложить полученные общие знания на изучение региональных территорий, не способны переходить от общего к частному и наоборот, строить причинно-следственные связи. Не развит навык чтения карт как источника мыслительно-аналитической деятельности. Для решения этих проблем была разработана методика, нацеленная на расширение географического кругозора учащихся, на формирование особого географического мышления в рамках подготовки к ЕГЭ. Интерес к предмету нужно поддерживать на каждом уроке, а первый урок в любой параллели должен быть особенным – ярким и необычным. Введение в мир географии - в 6-х классах можно построить ввиде путешествия по земным оболочкам, рассказывая про каждую из них сказку, например: « Отправился Иван-царевич в дальнюю дорогу, ключ от Земли отыскать, чтоб достать его – колодец надо глубокий вырыть. Начал копать Иван – царевич, сначала землю рыть было легко, породы попадались лёгкие, рыхлые, но с глубиной становилось сложнее, так как горные породы становились плотнее и тверже. Что же находится внутри нашей Земли, из каких горных пород она состоит? Ответит на эти вопросы интереснейшая наука – география!» После краткого, но красочного описания каждой оболочки, лучше акцентировать внимание на уникальность предмета, изучая который дети откроют для себя много нового и интересного. В конце урока каждому ученику дается лист с элементарными вопросами по всему курсу географии 6-го класса, который надо заполнить, но ответы на вопросы учителем не оцениваются, в конце года ребятам раздаются эти же таблицы для диагностики и оценки полученных за год знаний на уроках географии. Дети любят этот урок, они видят свой прогресс и очень этому радуются. Географическая викторина «Заработай балл»– неотъемлемый и любимый учениками атрибут каждого занятия, помогающий быстро включить ребят в деловой ритм, расширить географический кругозор, создать непринужденную атмосферу через элемент игры. За каждый правильный ответ учитель ставит балл и записывает его в тетрадь. Этот балл ребенок может использовать для повышения оценки за любой письменный и устный ответ, суммируя его с полученной оценкой (прибавлять нельзя только к «2»). Баллы, как поощрение можно ставит за активную работу на уроке, за хороший логический вывод и т. д. Варианты заданий: 1 тип - Страна, в которой расположено озеро Балатон. -Высочайший в мире водопад. -Страна с самой большой береговой линией. -Материк, который пересекают все меридианы. 2 тип Что это такое? - Эрги, гамады - Самум, баргузин - Вади, крики - эндемики, эпифиты 3 тип Какие столицы здесь зашифрованы? Из слова удалены одинаковые гласные, а оставшиеся согласные переставлены. - РНК (Анкара) - ДКРЖТ (Джакарта) - БКЛМ (Коломбо) В рамках викторины можно показывать ребусы, шарады, кроссворды, логические цепочки – все, что вызывает интерес и делает урок нескучным. Еще одно развивающее задание – составление «синквейнов», выступает как симбиоз географии и русского языка и способствует развитию речи, творческих способностей и расширению географического кругозора. Например: _____________ 1 существительное ___________ _________ 2 глагола ___________ _________ ____________ 3 прилагательных __________ ___________ __________ ____________ Предложение Примеры «синквейнов», составленных на уроках: Машиностроение Механизирует Автоматизирует Трудоемкое Наукоемкое Металлоемкое Машиностроение технически вооружает экономику. Европа Торгует Диктует Многоликая Прогрессивная Культурная Европа – историческая колыбель цивилизации. Индия Восхищает Завораживает Многонациональная Контрастная Сказочная Индия – страна глубоких противоречий. «Логическая цепочка» – упражнение, которое получается, как правило, в сильных классах и проводится как закрепление темы. Учитель говорит первое предложение: «Индия расположена на полуострове Индостан и занимает удобное ЭГП. Любой ученик продолжает: «ЭГП Индии удобно, так как страна омывается водами Индийского океана, что способствует развитию внешне-экономических связей и торговле с соседними странами. Следующий ученик начинает свою фразу с последних слов своего одноклассника: «Соседями Индии являются….». Начало ответа каждого ученика – это конец фразы предыдущего. Упражнение сложно тем, что нужно хорошо знать тему, поэтому учитель должен выступать как связующее звено, если вдруг «цепочка» разрывается и кто-то затрудняется в формулировке материала. Для развития навыков концентрации внимания используются нестандартные тесты. Например, на обобщающем уроке по теме: «Межотраслевые комплексы» предлагается тест - « Угадай, что я за зверь, и построй меня скорей». Необычное задание вызывает интерес у ребят, и они с удовольствием строят фигуры. Для учителя «плюсы» такой формы тестирования заключаются в быстроте проверки и выявлении пробелов в знаниях ребят, так как вопросы составлены блоками по пройденным темам. Для построения этого теста надо взять лист из тетради в клеточку и посередине листа поставить точку. Читая первый вопрос, ученик выбирает ответ № 2 и рисует «Горизонтально вправо» 2 клетки, во 2-м вопросе он выбирает ответ № 1 и продолжает от конца первого отрезка рисовать «Вверх» одну клетку и т. д. Получается собака на поводке (Варианты тестов прилагаются). Воспитание творческой личности невозможно без развития воображения. Для этого используются различные игровые ситуации и географическое лото, уроки-путешествия и интегрированные театрализованные уроки (н-р, урок-суд «Кто виновен в гибели Арала?»), творческие работы и проекты, отчеты экспедиций. Активное включение информационных средств обучения помогает смоделировать различные ситуации и проследить динамику развития того или иного явления. Антропогенное влияние коренным образом изменяет лик Земли, поэтому экологическое воспитание в современных условиях становится приоритетным. Важными приемом формирования экологической культуры на уроках географии являются работа с фактами, составление экологического паспорта природного объекта (при изучении природных зон, регионов России, своей местности), исследовательские задания на маршруте экологической тропы, изучение природных процессов с использование цитат, афоризмов, стихов из литературных источников. Все они оказывают благотворное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту родной земли, учат бережно относиться к ней, а следовательно, служат целям патриотического воспитания. Знания рождают мировоззрение, поэтому самым важным для учителя и наставника является воспитание географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим взглядом на жизнь. Вариант тестов: «Угадай, что я за зверь и построй меня скорей» Вариант № 1 1. Горизонтально вправо Какой из ученых был основоположником экономической географии? 1) Докучаев 2)Баранский 3) Ломоносов. 2. Вверх Численность населения в России в настоящее время: 1) 140 млн. человек 2) 156 млн. человек3) 125 млн. человек 3. Вправо Оценка места страны на экономической карте по отношению к основным районам и центрам экономики – это характеристика: 1) Физико – географического положения; 2) Экономико – географического положения; 3) Геополитического положения. 4. Вверх Как называется наука о народонаселении и его воспроизводстве: 1) Социология 2) Этнография 3) Демография 5. Вправо Разница между числом родившихся и числом умерших за определенный промежуток времени называется: 1) Естественным приростом; 2) Воспроизводством; 3) Механическим приростом. 6. Вниз В последние годы естественный прирост в России: 1) Положительный 2) Нулевой 3) Отрицательный 7. Вправо Перемещение населения в пределах одной страны называется: 1) Депортацией 2) Миграцией 3) Эмиграцией 8. Вправо Какой населенный пункт в России называют городом? 1) Населенный пункт с численностью 35 тысяч человек, 85 % которого занято в промышленности и торговле; 2) Населенный пункт с численностью 12 тысяч человек, 85 % которого занято в промышленности и торговле. 9. Вверх Какое население преобладает в России, по половому признаку? 1) Женское 2) Мужское 10. Вправо Какое управление экономикой считается более эффективным? 1) Путем определения лишь приоритетных направлений развития хозяйства с предоставлением экономической самостоятельности предприятиям. 2) Путем централизованного управления, с помощью жестких пятилетних планов. 11. Вниз Отрасли, создающие материальные ценности образуют: 1) Непроизводственную сферу; 2) Инфраструктуру; 3) Производственную сферу. 12. Далее вниз: Компоненты природы, которые влияют на деятельность человека, но непосредственно в производстве не участвуют: 1) Топливные ресурсы; 2) Природные ресурсы; 3) Природные условия. 13. Влево Производство какой продукции преобладает в структуре экономики России? 1) Продукция класса « В» 2) Продукция класса «А». 14. Вверх Какой путь развития экономики страны является более перспективным? 1) Экстенсивный 2) Интенсивный 15. Влево Какой межотраслевой комплекс составляет основу научно – технического прогресса ? 1) Топливно – энергетический; 2) Транспортный; 3) Машиностроительный. 16. Вниз Объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции называется: 1) Специализацией; 2) Кооперированием; 3) Комбинированием. 17. Влево Ведущим фактором в размещении отраслей тяжёлого машиностроения является их ориентация: 1) На научную базу; 2) На металлургическую базу; 3) На трудовые ресурсы. 18. Вверх Главным фактором размещения автомобильной промышленности является её ориентация: 1) На потребителя 2) На развитую транспортную сеть 3) На научную базу. 19. Вверх Наиболее крупные автомобильные заводы находятся: 1) В центральной России 2) В центральной России и Поволжье 3) В центральной России и Сибири. 20. Влево Внутри машиностроительного комплекса более высокими темпами развивается машиностроение: 1) Трудоёмкое 2) Металлоемкое. |