СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие православного мировоззрения в процессе преподавания предмета «Обществознание».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Статья о развитии православного мировоззрения учащихся в рамках курса обществознания. О возможнстях и ораниченях содержания учебника в контексте данной задачи.

Просмотр содержимого документа
«Развитие православного мировоззрения в процессе преподавания предмета «Обществознание».»

Никитина А.В.

Учитель истории и обществознания ФКОУ В(С) Ш №1 УФСИН РФ.

Развитие православного мировоззрения в процессе преподавания предмета «Обществознание».

Двадцать лет назад мало кто мог предположить, что именно Православная Церковь станет едва ли ни единственной силой, способной удержать культурный баланс в российском обществе.

Психология толпы, которая понимала действительность в духе примитивной религиозности, от псевдорелигиозного социализма очень легко могла перейти к пониманию действительности в примитивном духе национально-религиозного экстремизма. Лозунги «Мир хижинам – война дворцам» и «Грабь награбленное» без затруднений перетекают в лозунг «Россия для русских».

Идеи либеральной интеллигенции оказались несостоятельными не по своему содержанию, а потому, что их носители не смогли их внятно выразить и нести за них ответственность.

Православная церковь оставалась единственной нравственно устойчивой силой, сохранившей непосредственную связь с народом, имеющей политическую волю и способной говорить с людьми на понятном языке. В этих условиях церковь, как в лице приходских священников, так и в лице высших иерархов, помимо нравственной проповеди структурировала и политическое сознание граждан переводя национально-патриотические идеи в цивилизованное русло, и постепенно изменяя тип связи между людьми, где преобладание материального единства уступает место духовному и сознание толпы постепенно переходит в сознание публики, общины, гражданского общества.

В этой связи следует отметить, что, начиная со времени христианизации Руси, церковь была не только хранительницей предания, но и связующим звеном между культурами и внутренней опорой, позволяющей обществу устоять в, казалось бы, совершенно безнадежной ситуации. «Древняя Русь возжигает пламя своей культуры… от священного огня Византии», (1) - пишет П.Флоренский, объясняя нам две основные идеи русского духа: идею духовной ценности мирской жизни (идея Воплощения) и идею абсолютности Божественного (образ Троицы), объединенные всенародным соборным сознанием в целостную ткань культуры. И эта традиция не прервалась даже в период семидесятилетней революционной эпохи, и она поддерживалась не только церковью: наши советские учителя, возможно неверующие, возможно, сомневающиеся, объясняли нам миссию преподобного Сергия Радонежского, идею Троицы Андрея Рублева и их историческое значение для русской нации и государства.

Поиск нравственного идеала, поиск общественного идеала – актуальное состояние, требующее размышления. На пространстве нашего культурного, национального и государственного развития в разных стадиях этногенеза много раз менялся наш поведенческий стереотип и национальный идеал. Но, независимо от того, каким был этот идеал в официальных доктринах и на какие нравственные принципы он опирался в конкретный период времени, церковь всегда находила в себе силы давать примеры подвижнического служения, верности вечным истинам и абсолютным нравственным образцам.

Молодые люди, только начинающие свою профессиональную карьеру, через несколько лет примут на себя ответственность за все, что происходит. Каждое поколение неизбежно должно решить для себя проблему выбора пути и поиска нравственного идеала. Можно искать его в настоящей жизни, можно, опираясь на абстракции и воображение, строить идеальные модели, можно обратиться к прошлому и найти там достойные образцы.

Нравственный выбор как волевой поступок личности в сторону добра или зла должен опираться на социальные нормы, на основе которых формируются ценности. Но мы находимся в огромном информационном поле и в таких условиях, когда любая система ценностей признается относительной. Это ведет к хаосу и глобальному разобщению. Человек не может определить, где ложь, где истина, утрачиваются внутренние опоры. И в таких условиях необходимо обращаться к деятельности, творческому опыту и философской позиции таких социальных институтов, которые опираются на непрерывную традицию напряженной духовной жизни.

Важно, что мы можем обратиться не только к текстам Священного Писания, житийной литературе, трудам религиозных философов и педагогов прошлого. Прямо сейчас Церковь ведет открытый диалог с другими социальными институтами, общественными группами и разъясняет свою позицию по самым серьезным вопросам развития личности и общества. Вот, например, выдержка из выступления Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью 24 мая 2009 года: « Бог создал человека, даровав ему Свой образ, а неотъемлемой частью этого образа является нравственное чувство… Нравственность – это способность отличить добро от зла посредством внутренней сигнальной системы. У нас есть такая сигнальная система – это голос нашей совести… люди, живущие в разных культурных средах и даже в разные эпохи, имеют одно и то же понимание добра и зла… Мы должны по совести определять, что такое хорошо, а что такое плохо. Но помимо нравственного чувства должно быть…мировоззрение, некий набор идей. Откуда же этот набор должен появиться?.. Есть такое понятие: предание, традиция..Когда мы говорим о..христианском предании, которое идет от Господа Иисуса Христа, мы говорим о вечных и неизменных ценностях, которые сохраняются в предании и последовательно передаются каждому последующему поколению. Это ценности, проистекающие из нравственной природы человека и обогащенные человеческим опытом. Если мы отрицаем традицию как носителя этого критерия ценностной истины, то мы становимся абсолютно разоруженными перед огромным потоком информации, нам трудно отсеивать правду ото лжи, разбираться в том, что происходит».(2)

Поэтому в курсе обществознания, который призван быть интегративным, но пока, к сожалению, не является таковым, темы православного мировоззрения, роли Православной Церкви в российской истории, религии как явления культуры и социального института, отношения Православной Церкви к важнейшими проблемам современного общества могли бы быть связующим звеном, которое позволит содержательно сблизить различные части этого курса и придать ему органичную целостность.

Курс обществознания рассчитан на 96 часов и включает в себя темы, которые затрагивают понятийный аппарат шести дисциплин гуманитарного и социального циклов. Учебники и пособия, созданные для преподавания этого курса, имеют явную тенденцию к одной из этих наук. Например, учебник под редакцией Кравченко освещает более подробно политологические и социологические аспекты. Пытаясь преодолеть это, к составлению пособий привлекают специалистов разных областей, но каждый из них отвечает за свой раздел, решается задача разнообразия содержания, но при этом утрачивается единство стиля и четкость структуры. Но самое главное – это отсутствие четкой логической, идеологической и эмоциональной связи между различными частями курса.

Самый содержательный из этих учебников составлен большой группой философов и педагогов под редакцией академика Л.Н.Боголюбова. Он представляет собой достаточно интересную книгу для чтения, которая рассчитана, в сущности, на человека уже достаточно подготовленного и развитого в области гуманитарного знания. Эта книга опирается в основной своей части на идеологию гуманизма и эпохи Просвещения. Связано это с тем, что авторы более глубоко и тонко разбираются в этом, а вовсе не с тем, что они отрицают ценности христианской философии. Например, в главе «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность», характеризуя философию и общественные науки в Новое и Новейшее время, отмечают, что христианство принесло новые идеи: « Прежде всего, изменился взгляд на человека. Если в философии древних он был одним из созданий наряду с другими, то в Средние века человек – главное творение Бога, он бесконечно ценнее любого другого творения. Христианство, исходя из идеи первородного греха человека и его будущего спасения, стало рассматривать добродетельную жизнь как путь к этому спасению».(3). Далее очень коротко упоминается философия Августина, Фомы Аквинского и так же коротко Реформация, гуманисты, просветители, социалисты-утописты и марксизм. То есть, казалось бы, в равной мере представлены все основные течения. Однако вопросы становления личности и общества, становления культуры, понятий деятельности, свободы, воли, познания и сознания трактуются преимущественно с прогрессистских и просветительских позиций. В последней версии учебника тема религии специально не выделена. Она растворена в других темах и разбита на отдельные части. Можно по разному относиться к подобному подходу. Можно критиковать постмодернистский плюрализм авторов и упрекать их в отсутствии четкой позиции. Но можно использовать их признание достижений христианской философии, положительной ценности христианской нравственности и уважительное отношение к традиционным культурам.

Представленный ниже календарно-тематический план лишь в общих чертах отражает содержание упомянутого учебного пособия и, по меньшей мере, четырнадцать из сорока трех уроков позволяют знакомить студентов с ценностями православной культуры и содействовать формированию православного мировоззрения. В данном случае глубина и серьезность подхода будет зависеть как от особенностей образования, интересов и мировоззрения преподавателя, так и от состава конкретной студенческой группы. И здесь нужно будет учитывать не только конфессиональную принадлежность, но также особенности художественного вкуса, интересы, интеллектуальный уровень.

Разумеется, задачи, направленные на развитие нравственных чувств и качеств личности, на осознание и принятие идей, ценностей и традиций православной культуры и содержание образования, связанное с решением этих задач ни в коей мере не должны противопоставляться тем разделам, которые нацелены на развитие политической и правовой культуры, экономического мышления. Наоборот, способствуя процессу преодоления рационалистического, прогрессистского подхода к осмыслению истории, возможно, мы сможем способствовать поиску принципиально новых способов решения проблем цивилизационного кризиса. Тем более, что и в Новое время, в эпоху наиболее острого противостояния религии и науки из - под пера рационалистически мыслящих ученых появлялись подобные идеи: «Как культурные системы хозяйства, религия, искусство, наука и как внешняя организация общества в союзе семьи, общества, церкви, государства возникли из живой связи человеческой души, так они и не могут быть поняты иначе, как из того же источника». (В. Дильтей). (4).

Возможности использования литературы, способствующей развитию православного мировоззрения при подготовке отдельных тем курса.

Начиная с первого раздела курса, мы имеем возможность обращаться к ценностям христианской философии и раскрывать ее достоинства по сравнению с представлениями как более ранних, так и более поздних философских систем. Например, в теме «Философия и общественные науки»:

  • Достоинства и слабые места античной культуры. Кризис античной философии и морали привел к падению античной цивилизации. Идеи славы и мощи империи и достижения личной славы, идеи социального государства как цель и смысл жизни человека оказались недостаточными.

  • Но именно греко-римская культура сделала человека того времени способным к восприятию, пониманию и принятию идей христианства, христианского понимания сущности человека, цели и смысла жизни человека.

  • Христианский взгляд на человека и историю. Августин Блаженный «Учение о Божьем Граде и Граде Земном».

  • Константин Философ:

  • Обличение Патриарха Иоанна VII иконоборца;

  • Спор с сарацинами о христианской вере и христианском законе, Святой Троице, непорочном зачатии, о заповедях непротивления злу насилием и «нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих»;

  • Из истории русской философской мысли:

  • Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати».

  • Митрополит Филофей: «Москва – Третий Рим».

  • В.Соловьев – философия всеединства.

  • Н.Бердяев «Русская идея» и др.

В теме «Сущность человека как проблема философии»:

  • Понятие философской антропологии;

  • Философия И.Канта: человек познающий, человек нравственный, человек, стремящийся к совершенству путем воспитания;.

  • Православная трактовка сущности человека: три состояния человека в учении о спасении. Обновленное состояние человека как цель православного воспитания.

В теме «Исторический процесс»

  • Роль народа в историческом процессе. Понятие народа русского историка В.Ключевского: «Этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, воспитание общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов».

  • Понятие литургического сознания;

  • Исторические эпохи, « в делах которых весь народ принимал участие и благодаря этому почувствовал себя цельным, делающим общее дело» (В. Ключевский).

  • Роль Церкви в ключевые исторические моменты:

  • Возрождение нации после монголо-татарского нашествия (миссия преподобного Сергия Радонежского и Андрея Рублева, создание Образа Троицы как творческий подвиг как воплощение в созданной иконе идеи единосущности и нераздельности и как решающий фактор духовного возрождения народа.)

  • Смутное Время, война с Речью Посполитой. Защита Смоленска, Троице-Сергиевой лавры, подвиг патриарха Гермогена, народное ополчение.

  • Деятельность патриарха Филарета Романова как соправителя государя;

  • Война 1812 года. Смоленская икона Божьей матери Одигитрия.

  • Церковь в годы революции и диктатуры. Новомученики. Семья императора Николая II.

  • Церковь в годы Великой Отечественной войны;

  • Исторические личности: Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков, А.Суворов.

В теме «Свобода в деятельности человека»

  • Категория свободы и ее трактовка в эпоху античности, средние века, в новое и новейшее время.

  • Трактовки понимания свободы в античности, предложенные Ф. Ницше. Попытка Ницше вернуть мораль сильных духом, приведшая в своем логическом завершении к идеологии и практике фашизма.

  • А.Камю: «Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека». Миф о Сизифе: «Делай, что должно, и будь, что будет» как способность противопоставить свою волю року судьбы и остаться свободным внутренне. То есть, в данном случае свобода – это возможность борьбы, осуществления индивидуальной воли, стремящейся к цели».

  • Свобода как осознанная необходимость в трактовке сторонников абсолютного предопределения.

  • Трактовка свободы во Всеобщей декларации прав человека: ограничения свободы правомерны только в том случае, если это имеет целью обеспечить признание и уважение прав других, то есть в духе правового сознания. Политические свободы, проблема соизмерения личной свободы со свободой других людей.

  • Свобода и ответственность. Ответственность как сознание готовности человека следовать социальным нормам.

  • Свобода и нравственный выбор. Нравственный выбор как волевой поступок личности в сторону добра или зла. Нормы, на основе которых формируются ценности. Борьба ценностей в информационном поле в условиях философии постмодерна, когда ни одна система ценностей не признается истинной. Это ведет к хаосу и глобальному разобщению. Человек не может определить, где ложь, а где истина.

Таким образом, учитель общественных и гуманитарных дисциплин имеет широкие возможности для развития православного мировоззрения в рамках своего предмета. Темы, входящие в содержание курса обществознания, позволяют построить урок так, что многие вопросы, связанные с ценностями православной культуры, будут освещены должным образом и зададут вектор развития национальной идентичности учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!