СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие предмета ОБЖ в контексте ФГОС второго поколения.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие предмета ОБЖ в контексте ФГОС второго поколения.»

Развитие предмета ОБЖ в контексте ФГОС второго поколения.

Школьные образовательные стандарты должны стать важнейшим средством нормативного регулирования содержания и результатов общего образования, следует из Закона РФ «Об образовании». Образовательные стандарты первого поколения выполнили своё главное назначение. Благодаря их введению удалось сохранить единое образовательное пространство в стране. Созданы предпосылки для нормализации учебной нагрузки школьника, повышение объективности оценивания их учебных достижений. Школьное образование не потеряло своих важнейших качеств - фундаментальности, системности. И вместе с тем жизнь, практика школы, новые ориентиры развития образования поставили вопрос о совершенствовании школьных стандартов, т.е. создании стандартов второго поколения. Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения – принципиально новый документ, назначение и функции которого беспрецедентны в её истории. По сравнению со стандартами первого поколения предмет и сфера действия стандартов второго поколения значительно расширились и стали захватывать области образовательной практики, которые одновременно с единых системных позиций никогда ранее не нормировались. Иначе говоря, образовательный стандарт сегодня должен не фиксировать состояние образования, достигнутое на предыдущих этапах его развития, а ориентировать образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства. Руководитель Центра «Стандарт» издательства «Просвещение» Л.И.Льняная, отмечая достоинства нового стандарта, указала, что впервые в истории российского образования стандарт имеет силу трёхстороннего договора, заключаемого между семьёй школьника, образовательным учреждением и государством.

Предмет ОБЖ имеется в перечне обязательных предметов в старшей школе базисного учебного плана. Поэтому для организации учебного процесса современному учителю необходимо знать ключевые отличия, существующие в стандартах второго поколения по сравнению с предыдущими.

Для оценки качества образования использовались результаты требований личности, общества и государства. Это составляет первое и существенно важное отличие стандартов второго поколения от своих предшественников.

Сегодня под образовательными результатами понимают «приращение» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Т.о., вторым отличием школьных стандартов нового поколения является их нацеленность на формирование личности.

К числу ключевых отличий также относятся: изменения в структуре – наличие трёх компонентов; форма представления новых стандартов; содержание базисного учебного плана, в котором впервые введена внеурочная деятельность как важная составляющая часть содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьника. Требования к результатам образования теперь делятся на два типа: не подлежащие формализованному итоговому контролю и аттестации и подлежащие проверке и аттестации. Результаты освоения образовательных программ выделены и представлены в стандартах на основе деятельностного подхода к формированию содержания образования и оценки освоения.

Образование российских школьников в области безопасности жизнедеятельности согласно стандарту второго поколения официально признано жизненно необходимым. Количество ЧС, происходящих на территории Российской Федерации, уровень смертности в результате различных несчастных случаев, происшествий однозначно свидетельствует об отсутствии у граждан, в том числе детей, навыков безопасного поведения. В данных статистики смертность от различных несчастных случаев в России самая высокая среди развитых стран, по количеству погибающих в ДТП Россия опять же находится на первом месте. Т.о. госзаказ ставит чёткую цель обучения детей ОБЖ – подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Образовательный процесс в основной школе по новому ФГОС должен быть нацелен на формирование у учащихся культуры безопасного поведения.

С этой целью представляется в стандарте «портрет выпускника основной школы», включающий в себя такие личностные характеристики, как: осознание ценностей жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа. Выпускнику также должны быть присущи: социальная активность с уважением закона и правопорядка, соизмерения своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед Отечеством, семьёй, обществом, толерантность, умение вести конструктивный диалог и достигать взаимопонимания, соблюдение здорового образа жизни.

Одно из важнейших мест в новом стандарте занимает воспитание патриотизма, построенное на развитии интереса к истории, духовным истокам, культуре, традициям своей Родины.

Основное общее образование – вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

Конкретные цели и задачи обучению предмета сформулированы в «Примерной учебной программе по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы».

Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:

  • повышению уровня защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

  • снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

  • формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

  • обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение целей обеспечивается решением учебных задач:

  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Для достижения поставленных целей и успешного решения задач необходимо в практической педагогической деятельности опираться на системно-деятельностный подход, что предусматривает использование самых современных технологий. Необходимым звеном в работе преподавателя-организатора ОБЖ является внеклассная работа по предмету для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности и индивидуальных способностей учащихся.

Анализируя содержание обучения и воспитания в образовательном процессе, цели и задачи, определяемые новым стандартом, прослеживается, что место ОБЖ в основной школе становится интегрирующим и стержневым в формировании умений и навыков выпускника.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!