СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы на уроках родного (русского) языка". (Из опыта преподавания)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы на уроках родного (русского) языка". (Из опыта преподавания)»

"Развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы на уроках родного (русского) языка".

(Из опыта преподавания)

Вопрос о преподавании родных языков (в том числе русского) стал необыкновенно актуален в последние годы. Это связано с принятием ряда поправок в Федеральный Закон об Образовании в Российской Федерации, принятием ряда постановлений.

Согласно приказу №632 Минпросвещения от 22 ноября 2019 года «О внесении в федеральный перечень учебников, реализуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» определены учебные издания, с которыми могут работать учителя и обучающиеся 5-9 классов. Разработаны примерные рабочие программы.

Одной из основных целей курса разработчики программы назвали - развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Почему я обратила внимание именно на эту цель? Дело в том, что «Русский родной язык» абсолютно новый, еще не вошедший «в рутину» учебный предмет. В наших с вами силах сделать его увлекательным, интересным, отличающимся по своей структуре от урока русского языка, более эмоциональным, ведь мы говорим о родном слове, в котором отражается культурная страничка нашей истории, сама история. Поэтому считаю правильным, что воспитание уважения к слову в изучаемом курсе предстает через систему исследовательских и проектных заданий. Во-первых, это отвечает требованиям ФГОС, в котором программа развития универсальных учебных действий должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности (ФГОС ООО, п. 18.2.1). Во-вторых, это причастность к созданию чего-то нового, авторского, возможность сообщить, новые сведения, информацию одноклассникам, т.е. выступить в роли учителя, вдохновляет учеников, увлекает. Работа перестает быть, как уже говорилось выше, «рутинной».

При выполнении проектов в полной мере развивается речевая культура - это не просто умение говорить и писать правильно в соответствии с нормами литературного языка, но и формирование коммуникативной компетенции.

Если посмотреть содержание примерной рабочей программы курса «Родной русский язык», то мы увидим целый раздел «Примерные темы проектных и исследовательских работ» для каждого класса. Более того в учебнике «Родной русский язык» практически к каждой теме урока предлагается выполнить исследовательский проект. Например, в учебнике для 5 класса только в блоке «Язык и культура» размещено шесть заданий проектно-исследовательского характера.

Одной из глобальных рекомендаций авторов курса по организации контроля достижения планируемых результатов является ориентированность именно на проектно-исследовательскую деятельность. Поэтому в 2019-2020 учебном году учащиеся нашей школы завершали курс обучения «Русскому родному языку» в виде проектов. В 5-м классе это был цикл проектов «Тайна имени»; в 6-м «Имена числительные в русских поговорках и пословицах»; в 7-м «Этикет приветствия в русском и иностранных языках»; в 8-м «Заимствованные слова в современном русском языке».

Сегодня я хотела бы рассказать вам об исследовательском проекте «Тайна имени». Это действительно увлекательная тема, так как при погружении в нее у «исследователей» возникает много вопросов и предположений.

На первом этапе при подготовке проекта ребята определили цели, задачи проекта, а также выявили проблемные вопросы, на которые им предстоит ответить (Влияет ли имя человека на его судьбу? Как называется наука, изучающая имена собственные? Что обозначает ваше имя?). Этот этап проходил под тщательным контролем со стороны учителя, так как очень важно не только верно определить цель, но и понять по какому пути следует двигаться дальше.

На втором этапе, в ходе обсуждения учитель и учащиеся определили источники необходимой информации, установили форму оценивания итогов проекта, способ предоставления результатов. Важно, чтобы ученики принимали активное участие в обсуждении, так они чувствуют себя авторами, создателями нового источника информации.

Следующий этап работы – разработка проекта. Учащиеся осуществляли планомерную работу с необходимой литературой, проводили анкетирование среди родителей и одноклассников, составляли таблицу результатов, обобщали полученную информацию, делали выводы.

Результаты работ были представлены в заранее обговоренной форме – презентация с устной защитой.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам выступить в роли учащихся на учебном занятии.

-Задумывались вы, как имя влияет на человека?

-А знаете ли вы, что означают ваши имена?

Предлагаю провести фоносемантический анализ имени. Каждое слово, которое мы произносим, имеет две стороны воздействия. С одной стороны, мы воспринимаем слово по его смысловому символическому значению, обозначающему какой-нибудь объект или процесс, с другой стороны, слово - это набор звуков, который может вызывать у человека определенную ассоциативную эмоционально-психологическую реакцию. Вот эта вторая реакция на слова и является фоносемантическим их значением. Советский ученый, доктор филологических наук А.П. Журавлёв установил фоносемантическое значение каждого звука русской речи по 25 критериям оценки (хороший - плохой, красивый - отталкивающий, радостный - печальный и т.д.).

(фоносемантический анализ имени)

А сейчас я попрошу каждого из вас закрыть глаза, расслабиться и представить сове имя. Какое оно? Большое или маленькое? Какого оно цвета? Оно светлое или темное, яркое или нежное? Может, вы видите его в виде фигуры, животного, образа. Может, вы услышите звук вашего имени. А может, почувствуете вкус и запах... Побудьте немного со своим именем. А теперь возвращаемся назад... Откройте глаза.

Давайте нарисуем свое имя. Для этого возьмите бумагу, карандаши, фломастеры и изобразите то, что увидели. Если не удалось что-то представить, то просто начинайте рисовать, посмотрим, что получится. Рисуйте так, как вы можете. Сейчас нам важно, чтобы каждый выразил на бумаге то, что он хочет (звучит музыка).

(в зависимости от оставшегося времени проводится ОБСУЖДЕНИЕ рисунков).

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволяет достичь положительных результатов.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, становятся более уверенными на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы.

Учебник «Русского родного языка» - это прекрасная возможность постичь родной язык, родную историю. Свое родное.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!