СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие психомоторной активности младших школьников с нарушением зрения на занятиях ритмикой в условиях внедрения ФГОС ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обозначена роль развития психомоторной активности у младших школьников с нарушениями зрения, кратко изложены результаты исследования психомоторной активности у слепых и слабовидящих детей младшего школьного возраста: анализ специальной и общепедагогической литературы по данной тематике, изучение состояния психомоторной активности у младших школьников, определение структуры программы коррекционной работы по развитию общей, мимической, речевой и тонкой произвольной моторики  у слепых и слабовидящих  детей младшего школьного возраста, апробация данной программы, оценка динамики состояния психомоторной активности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие психомоторной активности младших школьников с нарушением зрения на занятиях ритмикой в условиях внедрения ФГОС ОВЗ»

Шишкина Татьяна Юрьевна, учитель – дефектолог (тифлопедагог),

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики «Якшур – Бодьинская школа – интернат», Удмуртская Республика, село Якшур – Бодья.

В статье обозначена роль развития психомоторной активности у младших школьников с нарушениями зрения, кратко изложены результаты исследования психомоторной активности у слепых и слабовидящих детей младшего школьного возраста: анализ специальной и общепедагогической литературы по данной тематике, изучение состояния психомоторной активности у младших школьников, определение структуры программы коррекционной работы по развитию общей, мимической, речевой и тонкой произвольной моторики у слепых и слабовидящих детей младшего школьного возраста, апробация данной программы, оценка динамики состояния психомоторной активности.

Данная работа предназначена для учителей и воспитателей, работающих со слепыми и слабовидящими детьми, для студентов факультета коррекционной педагогики, для родителей детей с нарушениями зрения.


«Развитие психомоторной активности младших школьников

с нарушением зрения на занятиях ритмикой в условиях внедрения ФГОС ОВЗ».

В настоящее время всё более актуальной становится проблема качественного улучшения состояния здоровья подрастающего поколения, как неотъемлемая составляющая активной самостоятельной жизни.

Для слепых и слабовидящих детей эта проблема является более значимой, так как потеря или снижение зрения   значительно снижают количество получаемой информации, качество восприятия окружающего мира, что приводит к  выраженным  отклонениям  в  психическом  развитии  ребенка. 

Так, одной из центральных задач на современном этапе развития образования лиц с ОВЗ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Совершенно очевидно, что недостаточность двигательных средств, несформированность психомоторики в целом, будут негативно сказываться на активности и характере общения и двигательного поведения ребенка, на возможностях осуществления многих видов деятельности, требующих определенного уровня психомоторного развития. Психомоторная недостаточность, будет предопределять искажение процесса становления личности, с указанными недостатками, что требует своевременной их коррекции.

Проблема психомоторной активности в общей психологии и педагогике рассматривалась многими педагогами, психологами, исследователями: Ломов, Лурия, Петровский, Сеченов И.М., Розе Н.А., Марищук, Волков В.В., Озеров В.В. и др.

В специальной педагогике и психологии она изучалась Литваком А.Г., Солнцевой Л.И., Коваленко, ФомичёвойЛ.В..

Однако до настоящего времени недостаточно исследований, раскрывающих особенности психомоторной активности младших школьников с нарушениями зрения.

Роль психомоторики недостаточно оценивается как специалистами школьных учреждений, так и практическими психологами, что ведет к поздней диагностике психомоторных нарушений, недооценке их роли в общей структуре нервно-психических нарушений у детей в период обучения в школе. Это определяет необходимость более тщательного изучения проблемы развития психомоторики у детей c нарушениями зрения младшего школьного возраста, как важнейшего фактора нейропсихологической готовности ребенка к школе и успешного его дальнейшего обучения. Актуальность обозначенных проблем, запросы практики определили целесообразность и необходимость нашего исследования.

Объект исследования: психомоторная активность слепых и слабовидящих младших школьников.

Предмет исследования: особенности психомоторной активности слепых и слабовидящих младших школьников.

Цель исследования: изучение состояния психомоторной активности у слепых и слабовидящих детей младшего школьного возраста и разработка коррекционной программы по развитию психомоторной активности у младших школьников с нарушением зрения.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач.

  1. Изучить общую психолого-педагогическую и специальную литературу по вопросам исследования психомоторной сферы в норме и у слепых и слабовидящих младших школьников.

  2. Подобрать методики исследования психомоторики у младших школьников и разработать методики экспериментального психолого - педагогического исследования психомоторной активности у детей с нарушениями зрения.

  3. Экспериментально исследовать состояние психомоторики у слепых и слабовидящих детей.

  4. Разработать программу коррекционной работы по развитию психомоторной активности у детей младшего школьного возраста со зрительной недостаточностью.

  5. Доказать эффективность программы коррекционной работы по развитию психомоторной активности у слепых и слабовидящих детей с нарушением зрения средствами ритмики.

Гипотеза: нарушение зрения детей младшего школьного возраста оказывает негативное влияние на их психомоторную активность. Использование программы коррекционной работы позволит развить психомоторную активность у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.

Методы исследования:

- анализ и обобщение психолого- педагогической и специальной литературы по проблеме исследования,

- психолого - педагогический эксперимент,

- количественная и качественная обработка материала.

Опытно- экспериментальной базой исследования выступала Государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики «Якшур - Бодьинская школа – интернат» села Якшур – Бодья Удмуртской Республики.

В ходе экспериментальной работы цель и задачи исследования были достигнуты. Так, теоретический анализ исследований по изучаемой теме позволил раскрыть содержание понятия «активность», которая рассматривается как динамическое условие деятельности и свойство личности, определяющее возможность собственного движения, деятельности и развития, в конечном счете. Были рассмотрены особенности психомоторной активности в младшем школьном возрасте и своеобразие психомоторной активности в условиях зрительной недостаточности.

Анализ специальной и общепедагогической литературы позволил обозначить структуру психомоторной активности, включающую общую, мимическую, речевую и тонкую произвольную моторику.

Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития психомоторной активности как для нормально видящих детей, так и для детей с нарушениями зрения.

Изучение состояния психомоторной активности было реализовано с помощью целевой программы психолого - педагогического обследования детей младшего школьного возраста со зрительными нарушениями.

В психолого - педагогическом обследовании приняли участие 13 младших школьников с нарушениями зрения: 5 слепых и 8 слабовидящих. Возраст детей составляет 7-8 лет.

Среди слепых младших школьников 3 человека - тотально слепые, 1 человек со светоощущением и 1 человек c остаточным зрением.

Острота зрения у слабовидящих младших школьников колеблется от 0,06 до 0,6 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции.

Клинические формы нарушений младших школьников представлены: тотальная отслойка сетчатки – 1 человек, атрофия зрительного нерва – 2 человека, частичная атрофия зрительного нерва – 1 человек, нистагм – 5 человек, косоглазие – 5 человек, амблиопия – 7 человек, миопия – 3 человека, гиперметропия - 5 человек, астигматизм – 3 человека, катаракта -2 человека, афакия – 1 человек, ретинопатия недоношенных 5 стадия – 3 человека.

Сопутcтвующие заболевания в группе испытуемых: нарушение осанки, плоскостопие, ожирение, кариес, атопический дерматит, энурез. Дети с синдромом двигательной гиперактивности в обследовании не участвовали.

Контрольную группу мы взяли из 40 нормально видящих и нормально развивающихся детей, которые обучались в массовой школе.

Методики по исследованию психомоторной активности мы адаптировали для младших школьников с нарушением зрения через стимульный материал, через способы его предъявления, через проведение инструктирования и пробного этапа, который свидетельствовал бы о понимании инструкции детьми

Программа психолого-педагогического исследования была представлена четырьмя сериями заданий.

Первая серия включала шесть заданий, направленных на изучение выраженности наиболее значимых параметров произвольной общей моторики: координация, одновременность, скорость, отчётливость. Характеризовался темп, тонус, объём движений.

Вторая серия заданий включала восемь заданий, направленных на выявление состояния мимической моторики: умение произвольно двигать бровями, глазами, губами, щеками, реализовывать двигательные программы. Даётся общая характеристика мимики: живая, вялая, напряжённая, спокойная, отсутствие мимики – амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика.

Третья серия изучала состояния речевой моторики и была представлена восемью заданиями, где выявлялись умения удерживать артикуляционные уклады, переключать их, удерживать двигательные программы и т.д.

Четвёртая серия изучала ручную моторику детей и была представлена десятью заданиями, которые определяли умения совершать пальцами различные двигательные упражнения, умения выполнять действия с бумагой по образцу, а также определить возможность согласовывать движения обоих рук и одновременно выполнять движения двумя руками.

Выполнение каждого задания оценивалось по трёхбалльной шкале. Баллы, полученные в процессе обследования, суммировались, на их основании нами определялся индивидуальный и средний коэффициент сформированности показателя психомоторной активности. Так определялась ступень сформированности психомоторной активности (по развитию общей, мимической, речевой и тонкой моторики) испытуемых.

Проведённый констатирующий эксперимент позволил нам определить состояние психомоторной активности младших школьников с нарушениями зрения. При анализе результатов исследования выяснилось, что слепые младшие школьники показали более низкие результаты по всем показателям психомоторной активности, чем нормально видящие и слабовидящие испытуемые. Наглядно это можно увидеть из диаграммы1.

Слабовидящие младшие школьники практически по всем показателям также отстают от нормально видящих испытуемых (исключение составляет произвольная мимическая моторика, где у слабовидящих и нормально видящих получились одинаковые средние баллы). Особенно у младших школьников с нарушениями зрения страдает общая моторика.

При проведении анализа полученных результатов была выявлена тенденция: чем глубже нарушение зрения, тем ниже уровень психомоторной активности.

Таблица 1. Уровни психомоторной активности

младших школьников с нарушением зрения (%)

Уровни психомоторной активности

Испытуемые

Нормально видящие

Слабовидящие

Слепые

I уровень–

низкий

-

-

80

II уровень–

ниже среднего

-

12,5

-

III уровень –

средний

12,5

25

20

IV уровень –

выше среднего

20

25

-

V уровень -

высокий

67,5

37,5

-

Из таблицы 1 видно, что подавляющее большинство слепых младших школьников (80%) показали результаты низкого уровня оценки психомоторной активности, что существенно отличается от результатов нормально видящих детей. У группы слабовидящих младших школьников результаты не сбалансированы: имеются четыре уровня развития психомоторики: высокий (V), выше среднего (IV), средний (III) и ниже среднего(II).

Анализ психолого - педагогической и специальной литературы и результаты проведённого констатирующего эксперимента показали необходимость создания программы коррекционной работы, направленной на развитие психомоторной активности у младших школьников с нарушениями зрения.

В связи с этим былаопределена структура программы коррекционной работы по развитию психомоторной активности детей с нарушениями зрения младшего школьного возраста:

  1. Направление работы.

  2. Формы работы по коррекции

  3. Условия успешности коррекции

  4. Содержание работы по коррекции

  5. Методы и методические приёмы

Характеристика основных компонентов программы:

1.Направление работы: коррекция собственно психомоторных недостатков активности слепых и слабовидящих младших школьников, т.е. коррекция мимической, речевой, мелкой и общей моторики.

  1. Формы работы по коррекции.

Организационной формой выступали групповые и индивидуальные коррекционные занятия по ритмике.

3.Условия успешности коррекции.

В качестве условий успешности коррекции недостатков в психомоторной сфере мы выделили:

1)Создание психологически безопасной образовательной среды, положительной мотивации и состояние успешности

2) Создание коррекционно- развивающей среды:

3)Соблюдение принципов работы со слепыми и слабовидящими детьми.

4.Содержание работы по коррекции

Изучение и учёт качественного своеобразия психомоторной активности у слепых и слабовидящих создаёт основу для определения дифференцированного содержания программы коррекционной работы, основанной на средствах ритмики т.е. с помощью движения (танцевальные и ритмические упражнения, различные музыкально-ритмические и речевые игры, ритмические эстафеты) и музыки.

Работа по развитию психомоторной активности у младших школьников с нарушениями зрения осуществлялась целенаправленно, комплексно и поэтапно. При планировании коррекционной работы мы учитывали основные структурные показатели психомоторной активности.

5.Методы и методические приемы,

В работе с данными категориями детей использовались все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.

Занятия по ритмике проходили, во второй половине дня 1 раз в неделю. Результаты реализации разработанной нами коррекционной программы по развитию психомоторной активности закреплялись на танцевальном кружке, который проходил 2 раза в неделю.

Таким образом, нами была апробирована программа коррекционной работы по развитию психомоторной активности, которая была направлена на развитие общей, мимической, речевой и тонкой произвольной моторики у слепых и слабовидящих младших школьников.

Для оценки динамики состояния психомоторной активности был проведён контрольный эксперимент, который показал, что занятия по ритмике и танцевальные занятия способствовали коррекции у младших школьников с нарушениями зрения недостатков двигательной активности и собственно показателей психомоторной активности.(Диаграмма 2 и 3.)



Проведённое экспериментальное воздействие способствовало тому, что у слабовидящих младших школьников уровень сбалансированности психомоторной активности стал выше, т.е. слабовидящие испытуемые достигли двух уровней: высокого и выше среднего, причём преобладающим стал -V (высокий) уровень. У слепых младших школьников преобладающим уровнем развития психомоторной активности стал III(средний) уровень. (Таблица 3.)

Таблица 3. Уровни психомоторной активности

младших школьников с нарушением зрения (%)

Уровни психомоторной активности

Испытуемые

нормально видящие

Слабовидящие

Слепые

До

После

До

После

I уровень - низкий

-

-

-

80

-

II уровень – ниже среднего

-

12,5

-

-

20

III уровень – средний

12,5

25

-

20

60

IV уровень – выше среднего

67,5

25

25

-

20

V уровень - высокий

20

37,5

75

-

-

Таким образом, результаты проведённого исследования подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы о том, что нарушение зрения детей младшего школьного возраста оказывает негативное влияние на их психомоторную активность. Использование программы коррекционной работы позволило развить психомоторную активность у детей младшего школьного возраста со зрительной недостаточностью. Данное исследование показало с одной стороны эффективность предложенной нами работы, а с другой стороны - необходимость продолжения коррекционной работы по программе развития психомоторной активности.

Список использованной литературы.

1 Азарян А.Р. Методика формирования правильной ходьбы и манеры движений у школьников с нарушением зрения // ФВ детей с нарушением зрения 2004-№5-с. 10-14

2. Азарян А. Р. Применение специальных приспособлений в обучении слепых и слабовидящихдетей ходьбе в различных условиях.// Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детскомсаду и начальной школе.— 2003. № 4. - С. 39 -45.

3. Азарян Р. Н. Теоретические основы и система внеклассной работы по физическому воспитанию слепых и слабовидящих школьников: Автореф.дис.докт. пед.наук., М. 1990.-44 с.

4. Гуревич М.О., Озерецкий М.И. Психомоторика. М., 1930. 103с.

5. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие./С.П.

6. Евсеев - М. : Советский спорт, 2004 - 240 с.

7. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие. обучение и воспитание детей с нарушениями зрения М-2000.

8. Ильин ЕЛ. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. СПб., 2003. 384 с.

9. Ильин ЕЛ. Психомоторика. Л., 1976. 78 с.

10. Кручинин В.А. Ритмика в специальной школе: метод. рекомендации- Горький, 1990.

11. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих- СПб., 1998.

12. Маллаев Д.Н. Игры для слепых и слабовидящих.- М., 2001.

13. Матвеев В.Ф. психические нарушения при дефектах зрения и слуха.-М.: медецина, 1987.

14. Мишин М.Л., Смирнова И.А., Ванюшина О.Б. зрительно-двигательно-пространственная ориентировка (ЗДПО). тестирование и развитие у детей с косоглазием и амблиопией //

Физическое воспитание детей с нарушением зрения.- 2004-№5.-С. 47-7С. .

15. Озеров В.П., Волков В.В. Развитие психомоторных способностей у школьников // Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста. Кишинев, 1979. 30 с.

16. Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах III-IV видов: учебно- метод. пособие/Т.Б.Тимофеева и др.- Ростов на Дону: Феникс, 2010. -317с.

17. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

18. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениемзрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999

19. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения.-М.: ГороД, 1998.-262 с.

20. Ростомавшвили Л.Н. адаптивное физическое воспитание. авторская программа по лечебной физкультуре для детей с тяжелой зрительной патологией (нач. школа): учебно-методическое пособие/СПбГАФК им. П.Ф. Лезгафта.- СПб, 1997.

21. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением: Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей./Л.Н. Ростомашвили - СПб., 2001 - 35с.

22. Смуров Т.С. Двигательная активность в жизнедеятельности детей с патологией зрения./Т.С. Смуров - М.: Просвещение, 2005 - 262 с.

23. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста: Автореф. дис... докт. псих. наук. М., 1978. -43 с.

24. Солнцева,  Л.И.  Теоретические  и  практические  проблемы  современной  тифлопсихологии  и  тифлопедагогики  /  Л.И.  Солнцева  //  Специальная  психология.  –  2006.  –  №  2.  –  С.  4-25. 

25. Толмачев Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих./ Р.А. Толмачев - М.: Советский спорт, 2004 - 108 с.

26. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский

спорт, 2003. — 464 с,














Скачать

© 2023 113 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!