СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речевого дыхания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевое дыхание  - это способность контролировать и управлять дыханием для эффективной и изящной речи. Оно является основным элементим высказывания..

Просмотр содержимого документа
«Развитие речевого дыхания.»

Тема: «Развитие речевого дыхания. Упражнения на развитие дыхания»

Подготовила-

Педагог дополнительного образования: Корякина В.Б.

Населенный пункт

Речевое дыхание - это способность контролировать и управлять дыханием для эффективной и изящной речи. Оно является основным элементом высказывания и определяет ритм и интонацию речи. Развитие речевого дыхания влияет на то, как будет говорить ребенок и правильность его звукопроизношения. При речи, контролируемое дыхание помогает говорящему выдержать интонацию, изменять громкость и скорость речи, а также поддерживать резонанс голоса. Кроме того, речевое дыхание помогает поддерживать связь слов в предложении, а также контролировать время для перехода от одного слова к другому. Игры на развитие речевого дыхания помогают научиться более эффективно контролировать свое дыхание, управлять речью и делать ее более выразительной и убедительной. В каждой программе по тренировке  речи присутствуют упражнения на развитие правильного дыхания у детей.

Особенности правильного дыхания

Выделяют следующие особенности правильного дыхания:

  • дыхание должно быть носовым, то есть вдох производится через нос;

  • выдох осуществляется через рот, плавно и равномерно;

  • После каждого выдоха делаются паузы в 2-3 секунды;

  • частота и глубина дыхания должны соответствовать потребностям организма: при покое – 12-16 раз в минуту, а при физической активности – до 40 раз за минуту;

  • при правильном дыхании не должно возникать шумных звуков или свистения.

Количество слов на выдохе зависит от возраста ребенка. В 2-3 года нормой считается 2-3 слова на выдохе, а в возрасте до 7 лет около 6 слов. На диагностике логопед обращает внимание на то, как дышит ребенок во время разговора, в какие моменты он делает паузы, какой вдох и выдох.

Иногда дети делают выдох воздуха через нос. Если ребенок не до конца понял, что от него требуется, попробуйте закрыть носовые ходы пальцами. А, также, объясните, что губы при выдохе не должны быть сильно сжаты и напряжены. 

Особенности развития речевого дыхания у дошкольников

Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста – ключевой процесс при формировании  связной и понятной речи. В развитии речевого дыхания в этом возрасте есть определенные особенности:

  • низкий уровень мускулатуры. Неформированность мышечных структур речевого аппарата у детей такого возраста требует регулярных упражнений на речевое и обычное дыхание;

  • недостаточное контролирование глубины и ритма дыхания. Ребенок может забывать поддерживать дыхание в нужных моментах во время разговора или неверно оценивать глубину дыхания;

  • плохое сопряжение дыхания с другими элементами произношения слов. Для обеспечения равномерности речи необходимо правильно сочетать дыхание с фонемами;

  • отсутствие ритмичности речи. Ребенок может произносить слова с неправильным тоном, что затрудняет понимание высказывания.

Для улучшения качества речи можно проводить специальные упражнения на развитие речевого дыхания, которые будут включать в себя дыхательную гимнастику, игры с музыкой, занятия логоритмики (различение ритма), чтение и повторение стихотворений.

Как правильно проводить дыхательные упражнения

Развитие правильного дыхания у детей - важная составляющая коррекционной работы с детьми. Результат будет лучше, если заниматься не только с логопедом, но и закреплять результаты с родителями дома.
Не стоит забывать, что любые упражнения - нагрузка для ребенка. Основные рекомендации:

  • Проводите упражнения либо до приема пищи, либо после еды выждав 1,5-2 часа;

  • Помещение, где вы планируете заниматься, должна хорошо проветриваться;

  • Занятии не должны быть длительными. Достаточно 5-10 минут в день. Для достижения результата важно заниматься ежедневно.

  • Контролируйте правильность дыхания у ребенка. В процессе дыхания не должны подниматься плечи, а мышцы лица и живота не должны быть напряжены; Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

Развитие речевого дыхания у детей требует регулярных тренировок. Чтобы увеличить длительность выдоха и его силу можно использовать такие игры:

  • «нюхание цветов». Вдохните воздух носом и удержите дыхание, а затем выполните полный выдох;

  • «задувание свечей». Задувать свечи любят многие дети. Поэтому стоит использовать это в обучающих целях. Делайте глубокий вдох носом и сильный выдох ртом;

  • «одуванчики». Это отличное упражнение можно делать во время прогулки на свежем воздухе. Сдувать парашютики с одуванчиков очень забавно и детям нравится;

  • «кораблики». Кораблики из бумаги опустите в таз  водой и вместе с ребенком передвигайте их, дуя на них.

Есть и другие подобные игры, например, с собранными листочками на столе. Для развития речевого дыхания у дошкольников можно использовать упражнение, в которых движения объединены с голосовым материалом. Например, «дровосек». Ребенок стоит, расставив ноги, а ладони соединяет в замок. На вдохе руки нужно поднять вверх, а на выдохе наклониться и проговорить «эх».

Развивающая игра: «Дыхательный тренажер».

- Дуть плавно, не надувая щек, не поднимая плечи и слегка вытянув губы вперед;

- Выдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко;

- Выдыхать длительно и плавно;

- Между упражнениями необходимы перерывы, что бы выровнять темп дыхания;

- Не играть сразу после приема пищи;

- Упражнение проводится в хорошо проветриваемом помещении.

Как играть?

Игра: «Добрый ветерок».

Ребенок выбирает один из элементов, прикрепляет его. Придумывает игровую ситуацию, в которой нужно помочь персонажу достичь цели (доплыть, дойти и долететь). Делаем глубокий вдох через нос (живот при этом немного надувается), а затем сразу же произвести свободный, плавный выдох.

Игра: «Заборчик». Подуть на закрепленный элемент напряженно, сомкнув зубы. Губы при этом сложены трубочкой и направляют дыхание.

Игра: «Мельница». Вспомнить как вертится мельница от дуновения ветра. Предложить ребенку подуть как можно дольше на закрепленный элемент, как на мельницу.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!