Развитие речи через использование образовательных технологий и приемов
Подготовила: Ревенко Г. А.
2024г.
Актуальность
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей школьников.
В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.
Понятие «игровые технологии речевого развития» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются технологии речевого развития. Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии:
Основная цель Исходя, из этого была поставлена цель: создание максимально благоприятных условий для речевого развития детей посредством игровых технологий и приемов
Для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами используются следующие инновационные технологии:
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Оно происходит с помощью:
• опорных схем,
• мнемотаблиц,
• пиктограмм,
• предметных картинок.
Данная технологи включает в себя использование мнемотаблиц - схем служащим дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Они учатся составлению творческих рассказов, пересказу художественной литературы, построению самостоятельных связных высказываний, отгадыванию и загадыванию загадок, заучиванию стихов. На мнемокарточках изображены живые объекты, предметы, явления, а также символы. Символы максимально приближены к речевому материалу.
Метод проектов
Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений, так как затрагивает все сфера развития личности ребенка, в т.ч. и речевое развитие.
Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта: альбома рисунков,
рассказов, выставки поделок и т. п.
Технология исследовательской деятельности
На занятиях по экспериментальной и исследовательской деятельности ребенок начинает рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения. Понятийный словарь ребенка, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта.
Происходит формирование и закрепление грамматической речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными и предлогами; формирование синтаксических конструкций и падежных форм.
Например, опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Если поместить большое количество льдинок в воду, можно наблюдать, как они сталкиваются, трещат и крошатся, что напоминает явление ледохода. Смоделированная ситуация позволит ребенку в дальнейшем
ярко и подробно описать приход весны.
«Авторский стул»
Суть заключается в том, что ребёнок свою творческую работу может прочитать или рассказать (в зависимости от задания) не стоя перед детьми , а сидя на удобном стуле, который ставится недалеко от детей. Ребёнок находится лицом к детям, только он не стоит, а сидит. Можно поставить кресло или удобный стульчик. Ребёнок в данный момент – автор, и он имеет право присесть перед своими слушателями. Почему бы и нет?
Интеллект - карты
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Формирование речи у школьников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Пособие «Коврик примирения»
Цель: Учить детей разрешать конфликтные ситуации с помощью бесед и переговоров, находить причину конфликта, анализировать свои поступки. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Пособие «Коврик примирения» способствует дифференцированию противоположных эмоций переживаний: дружелюбие и враждебности.
Коврик находится в доступном для детей месте и по мере необходимости им пользуются. Садятся на коврик и обсуждают возникшие проблемы, ссоры. Дети мириться произносят «мерилку».
Актуальность применения данного пособия: Если дети поссорились, я предлагаю использовать в работе « Коврик примирения», ведь необходимо, чтобы дети до сна вновь стали друзьями. Ребенок должен засыпать в спокойном состоянии. Такой коврик любой педагог может смастерить сам из самых разных материалов: ткани, плюша, меха, картона, линолеума и т.д. который можно расстелить в укромном месте, где можно поговорить с поссорившимися детьми, выяснить все разногласия и предложить помириться вот на таком «волшебном коврике».. Он очень помогает мне в работе с детьми, хочется, чтобы и другие мои коллеги использовали данное пособие для ребят.
Скрайбинг от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы. Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит параллельно с докладом говорящего.
Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком.
Скраибинг бывает ручной и компьютерный.
Это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал.
Инструменты для скрайбинга: • фломастер, маркер, ручка, карандаши, мел •бумага, блокнот (скетчбук), • флипчарт, • доска для рисования.
Для скрайбинга необходима •разбор отдельных сюжетов и совместное составление опорных символов и знаков. •обсуждение содержания текста, отдельных фраз, разбор трудных слов. •картинки к трудным словам составляются совместно, дети сами ищут смысл этих слов, а затем придумывают к ним картинку в схеме
« Добро пожаловать в мир логики и воображения»!.
Друдлы – это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить. Название представляет собой винегрет из 3-х английских слов:«doodle» (каракули,«drawing» (рисунок, «riddle» (загадка).Техника стала известна в 1950 году, благодаря Леонарду Стерну и Роджеру Прайсу. Он был автор – юморист и использовал друдлы в качестве развлечения для публики.
Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.
Игра «Придумай и нарисуй друдл». Предложите ребёнку нарисовать друдл, придумать название, но вам не говорить. А вы постарайтесь отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.
При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок мы решили использовать карты Проппа.
Изучая методическую литературу по развитию у детей связной речи, я заинтересовалась книгой Дж. Родари «Грамматика фантазии». В ней автор отметил методику фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием карт Проппа. Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей.
Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:
• Ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений;
• Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее применять ее при сочинении сказок;
• Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление;
• Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь;
• Карты Проппа оказывают бесценную помощь в сенсорном развитии детей, потому что их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы
Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками
Результаты
Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игровых технологий и приемов дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.