Развитие речи детей 4-5 лет.
Подготовила учитель-логопед Н.А.Устинова
Что такое речь???
Компоненты речи
Родителям в первую очередь необходимо обратить внимание на:
- Правильное произношение всех звуков, кроме (Р,РЬ,Л,ЛЬ)
- Умение различать звуки речи на слух
- Словарный запас
- Сформированность грамматического строя речи
- Связную речь
- Речевую коммуникацию
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает внимание к речи окружающих. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семейное и общественное воспитание.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
К 5 годам активный словарь ребенка увеличивается до 2500-3000 слов. В речи детей этого возраста есть все части речи. Появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений. Называют дополнительные цвета (голубой, оранжевый), материал, из которого сделаны предметы (железный замок). Начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы). Применяют обобщающие слова (мебель, одежда, животные…).
ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ
В этом возрасте значительно улучшается произношение звуков. Полностью исчезает смягченное произношение согласных звуков. В норме к 5 годам ребенок должен произносить шипящие звуки (Ш,Щ,Ж) правильно.
Слоговая структура может иногда быть нарушена в сложных и малознакомых словах (водолаз, сковорода, полотенце).
К 5 годам ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подбирать слова на заданный звук. Т.е. звук становится единицей речи для ребенка. Он готов к
звуковому анализу слов.
В этом возрасте дети, подражая взрослым, могут воспроизводить различные интонации: понижать и повышать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоциональное отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов.
Формирование грамматического строя речи
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Речевая коммуникация
- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
- уметь слушать и понимать речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета.
Связная речь???
ЭТО…….
Не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
В речи дети используют в основном простые распространенные предложения. Но все чаще появляются более сложные в речи предложения. В этом возрасте допустимы некоторые ошибки в согласовании слов в предложениях, в структуре предложений.
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи.
Однако многие дети все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать прочитанный текст, составить описательный рассказ .
К 5 годам дети должны уметь:
Отвечать на вопросы и уметь задавать их
Составлять описательные рассказы из 5-7 предложений
Рассказывать знакомые сказки и рассказы
"Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться ее сокровищами" Е.И. Тихеева
*Экскурсии в лес, в зоопарк, на выставки, в музеи.
* Посещение театров, праздников, спортивных мероприятий.
- Беседы . Не забывайте, что решающее значение для развития речи ребенка имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые объекты: магазины, больницы, школы и т.д. Рассказывайте, кто там работает, для чего эти учреждения. В парках, в лесу говорите о явлениях природы, животных…
- Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком – делайте его
предложения
распространенными.
*Чтение сказок, стихов, потешек.
Выбор литературы должен соответствовать возрасту и уровню развития ребенка, близок его жизненному опыту.
Объясняйте значение незнакомых слов ребенку.
* Игры с ребенком хорошо развивают речь. В игре он не только пассивный слушатель, но ему приходится активно пользоваться речью.
При общении с ребенком во время занятий, прогулок, чтения литературы не забывайте показывать детям свой интерес к совместной деятельности!
Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь пока он не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
.
Помогите своему ребенку овладеть всем богатством русского языка. Сделайте его речь чистой, правильной и красивой.