План-конспект занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения»
Подготовила Филонович Анна Дмитриевна
Тема: «Ателье. Профессия — швея»
Возрастная адресованность: Старшая группа (5-6 лет).
Программные задачи: Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, зимняя), по принадлежности (мужская, женская, детская). Обогащать знания детей о свойствах материалов из которых сшита одежда, закрепить названия тканей (ситец, шелк, шерсть, мех). Закреплять, названия профессий людей, которые изготавливают одежду (швея, закройщик, модельер).
Материал и оборудование: Схема перечня одежды; Картинки: ателье, профессий (модельер, швея, закройщик), инструментов швеи из загадок (напёрсток, иголка с ниткой, утюг, ножницы, ткань, швейная машина); Картинки к дидактической игре «Разложи одежду по сезону»; Эскиз девочки и мальчика для рисования; Карандаши, фломастеры, мелки.
Ход занятия:
Вводная часть:
В: Ребята, посмотрите на картинку (картинка вывешена на доске), как одним словом можно сказать, что на них изображено?
Д: Одежда.
В: А как вы думаете, где берут одежду?
Д: В магазине покупают, мамы шьют, в ателье шьют, на фабрике.
В: Кто знает что делают в ателье?
Д: Шьют одежду на заказ.
Основная часть:
В: Посмотрите все на картинку (на доске вывешена картинка ателье) - это ателье.
Как вы думаете, люди каких профессий работают в ателье?
Д: Ответы детей.
В: Что делают модельер, закройщик, швея, гладильщица? (Также все картинки данных профессий, будут вывешены на доске).
Д: Ответы детей. (Если же воспитанники будут в замешательстве, педагог лично объясняет данные профессии).
В: Модельер – придумывает модели одежды. Закройщик – разрезает ткань, кроит одежду. Швея – соединят детали одежды с помощью иглы и нитки на швейной машинке. (В параллели рассказа педагога о профессиях, он вывешивает картинки профессий). Все профессии: швея, закройщик, модельер тесно связаны между собой и заняты на одном производстве.
В: Какими инструментами пользуется швея? Давайте я вам загадаю загадки об их. (Картинки отгадок будут вывешены на доске).
На пальце одном,
Ведерко вверх дном.
Д: Напёрсток.
Напёрсток — колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках и для проталкивания иглы сквозь толстый материал.
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну.
Д: Иголка с ниткой.
По одежде он плывет
Как горячий пароход.
Стало все белье на диво,
Очень гладким и красивым!
Для белья надежный друг,
Электрический…
Д: Утюг.
Режем мы и вырезаем,
Маме шить мы помогаем.
Д: Ножницы.
Тут и там,
Везде есть я, и такая разная.
Из меня одежку шьют,
На диван обивку вьют,
Угадали кто такая?
Д: Ткань.
На поляне шерстяной пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной,
Выползает стёжка.
Д: Это швейная машина.
В: Правильно, молодцы ребята.
Игра «Разложи одежду по сезону»:
На доске выставляется 2 картинки с разными сезонами: зима, лето. Возле доски стоит коробочка с картинками на которых изображена одежда, летнего или зимнего типа. Нужно назвать одежду и для кого она предназначена (Это платье для девочки, его носят летом – оно летнее т.д.).
В: Хорошо вы знаете одежду по сезонам, но у меня для вас есть ещё одна интересная игра, которая называется «Четвертый лишний». Нужно назвать лишний предмет и объяснить почему. Вы слушаете внимательно и слово, которое лишнее, называете:
Рубашка, брюки, ботинки, свитер;
Пальто, куртка, шуба, платье;
Панамка, шапка, колготки, кепка;
Сандали, боты, ботинки, юбка;
Свитер, гольф, рубашка, майка.
В: Всё верно, молодцы. Ребята, мы уже с вами устали, давайте отдохнём. Встали около своих стульчиков.
Физкультминутка
Мамам дружно помогаем,
Ходьба на месте.
Сами в тазике стираем,
Наклоны, имитируем полоскание.
И рубашки, и носочки.
Выпрямились, загибаем пальцы на руке.
Для сыночка и для дочки.
Повороты право-влево.
Через двор протянем ловко,
Протягиваем руки в стороны.
Для одежды три веревки.
Тоже протягиваем руки в стороны.
Светит солнышко-ромашка,
Протянуть руки вверх.
Скоро высохнут рубашки.
Покачать руками одежду.
(При надобности можно повторить пару раз).
В: Вот мы и отдохнули, садитесь на свои стульчики обратно.
Речевая игра:
В: Скажите, одежда, специально сшитая для женщин, какая?
Д: Женская одежда.
В: А для мужчин?
Д: Мужская одежда.
В: Одежда, которую носят дети..
Д: Детская одежда.
В: Из чего шьют одежду?
Д: Из ткани.
В: Что нужно для того, чтобы сшить одежду?
Д: Иголка, ножницы, швейная машинка.
В: Молодцы, дети. Вы правильно ответили на все мои вопросы.
Речевая игра:
В: Ребята, а давайте подумаем:
Кофта из шерсти, какая…
Д: Шерстяная.
Шуба из меха, какая…
Д: Меховая.
Платье из ситца, какое…
Д: Ситцевое.
Майк из льна, какая…
Д: Льняная.
Дети рисуют на заготовленных шаблонах:
В: Ну вот, теперь мы с вами точно готовы. Проходите за свои рабочие места. И так, у всех вас есть фигурка мальчика или девочки. Вам нужно нарисовать наряд, в котором вы пройдете на свой выпускной.
В: Ребята, давайте закроем глазки и каждый представит, свой наряд для выпускного бала. Который у вас будет по окончанию старшей группы. Все представили свой наряд? Готовы? Открывайте глаза и приступайте к работе.
В: Я думаю, что у каждого из вас будет свой неповторимый наряд. Чем наряднее будет ваша одежда, тем больше радости и счастья она принесёт. Оказываю помощь детям (Совет, напоминание, уточняющий вопрос, наводящие вопросы, напоминаю детям, чтобы не забыли дополнить свою работу вспомогательными деталями: (Пуговицы, карманы, пояс, галстук и т.д.).
В: Ой ребята, какие красивые платья и костюмы мы с вами сделали. А кто хочет рассказать про наряд, который он нарисовал? Выходит ребёнок к педагогу и рассказывает про нарисованный наряд. Про цвет, детали, размер и т.д. Выходят 3-4 человека.
Итог занятия:
Возвращаемся в игровую зону. Опрос детей проходит в игровой форме с помощью мяча.
В : Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Перечислите профессии, которые относятся к пошиву одежды?
Какими инструментами пользуется швея?
Какая бывает одежда по сезону? А по принадлежности?
Ребят, что нового вы узнали на занятии?
Вы сегодня вели себя активно, мне это очень понравилось. Спасибо за занятие.