СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи и навыков коммуникации у учащихся начальных классов с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассказывает об опыте работы автора  с учащимися с особыми образовательными потребностями по развитию речи и умению строить коммуникации.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи и навыков коммуникации у учащихся начальных классов с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.»

Развитие речи и навыков коммуникации у учащихся начальных классов с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.

Сергеева Н.В.

КГУ ОШ № 61

г. Алматы

В этой статье речь пойдет об опыте группы учителей начальных классов по формированию навыков коммуникации и развитию речи у детей с особыми образовательными потребностями и низкой мотивацией к обучению на занятиях курса «АБВГДейка», разработанного автором статьи.



Речь – удивительный дар, данный человеку природой. С первых дней своей жизни человек слышит человеческую речь, становясь взрослее он постепенно учится говорить и осваивает навыки общения с себе подобными. Кому-то это дается легко и быстро, а кто-то сталкивается с рядом определенных трудностей.

Одна из целей современного образования: образование для всех (инклюзивное образования)[1]. Все чаще в классах мы встречаем детей с различными образовательными потребностями. Одни усваивают всё быстро и легко, свободно высказывают свои мысли об обучении, легко строят взаимоотношения с одноклассниками. Другие же сталкиваются с рядом трудностей различного характера. Таким детям трудно даются задания по развитию речи: пересказать прослушанный материал или прочитанный текст, ответить на вопрос или сформулировать его, самостоятельно придумать сказку или стихотворение, написать рассказ по иллюстрациям или вопросам. Выступление перед аудиторией вызывает у таких детей страх. Многие их них испытывают проблемы в общении с одноклассниками, потому что не умеют строить коммуникацию, бояться сблизиться. К таким детям нужен особый индивидуальный подход [2], но, к сожалению, учитель не всегда успевает оказать такую помощь в полном объёме и причин тому много.

Обратив внимание на эти проблемы группа наших учителей, работающих с особыми детьми, стала внедрять в учебный процесс (как на уроках, так и во внеурочной деятельности) различные формы и приёмы, позволяющие не только развивать речь и формировать учебные компетенции, но и развивать коммуникативные навыки учащихся. Одним из таких направлений стала для нас разработка курса, который позволил больше внимания уделить именно проблемам коммуникации у учащихся с ООП.

Курс «АБВГДейка» оказывает помощь в процессе адаптации в коллективе и способствует развитию речи. Цель курса: развитие речи учащихся с ООП на основе коммуникативного взаимодействия учащихся через игровые приемы и методы, учебную проектную деятельность. Ребята на простых примерах, с помощью учителя, учатся самостоятельно составлять вопросы, находить ответы на них. С помощью сказок – обучалок, игр со словами, шаблонов – подсказок учатся формулировать ответы на простые и сложные вопросы, учатся рассуждать на заданную тему, сочинять интересные истории со знакомыми героями. Данный курс полезен учащимся с трудностями в построении коммуникации и в развитии познавательных интересов.

Занятия строятся на основе коммуникативного взаимодействия между детьми. В основе деятельности лежит приём «спроси – отвечу, попроси – разберём». Занятия строятся по плану: создание среды психологического комфорта, речевая разминка, игры на построение коммуникации, творческая деятельность, обмен мнениями по презентации работ. Основа занятия - групповая и парная работа.

Развивая навыки устной и письменной речи, мы стараемся раскрыть творческий потенциал ребенка через выполнение заданий творческого характера, вовлечь его в процесс коммуникации (если ребенок понимает, о чём речь и имеет желание высказать свое мнение, поделиться с другими – предоставляем ему такую возможность). Вся деятельность детей на занятии строится через постоянное общение и взаимодействие друг с другом только на принципе добровольности.

Первые шаги были очень сложными, далеко не все участники курса с радостью откликались на предложенные им игры, упражнения. Потому что нужно было обратиться за помощью к другому ребенку – а это очень сложно, для кого-то ещё и страшно. Поэтому все наши занятия начинаются с игр на построение коммуникации и создания коллаборативной (психологически комфортной обстановки) среды. Через простые жизненные ситуации ребята строят общение, развивают речь. В первом классе многие игры и упражнения, взяты из дошкольного образования, так как мотивация наших учащихся ещё не полностью сформирована и им комфортно находиться в дошкольном детстве [3]. У учащихся 2-го класса этот уровень уже повыше, поэтому и игры постепенно усложняются. В процессе работы над темой мы обязательно уделяем внимание развитию речевого аппарата, чёткому произношению звуков и слов, в этом огромную помощь оказывают логопедические упражнения. Предлагая задание на развитие речи, мы обязательно даём учащимся карточки-помогайки с опорными словами и фразами, которые можно использовать. Предлагаем наводящие вопросы. Казалось бы, это обычная деятельность учителя на уроке, но нам необходимо учитывать, что перед нами особые учащиеся и к ним нужен особый подход. Поэтому и наводящие вопросы, и опорные слова и фразы мы продумываем тщательно. Очень внимательно подходим к подборке игр.

Приведём пример. 1 класс. Тема № 27 «Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник». Ожидаемый результат: рассказ о весеннем цветке с указанием названия и использованием слов – признаков (2-3 предложения).

Карточка – помогайка.

Подснежники

Первые цветы

Яркий

Маленький

Белый

Голубой

Нежные лепестки

Мягкие листочки

Примула

Первые весенние цветы - …. У него … , …. и … .

В данном шаблоне есть изображение цветка, чтобы ребенок мог выбрать что ему больше нравится. Название цветка, имена прилагательные, которые он может называть, описывая цветок. А также шаблон для построения предложений. Сначала работа проводится фронтально, каждый цветок показывается учителем и вместе с ним описывается, затем раздаются карточки-помогайки. Учитель просит рассмотреть фото цветов, назвать их. Затем прочитать (читаем вместе с детьми по слогам) слова и фразы. Рассказать о цветке, который понравился. Сначала ребята делают это в паре, а затем объединяются в группы по названию цветка и слушают друг друга. В завершении работы желающие выступают перед всеми.

Каких же результатов мы добились за три года работы над данной темой? Наши учащиеся перестали бояться выходить к доске, принимают активное участие в устной работе на уроке в классе, некоторые из них принимают участие в конкурсе проектов по литературному чтению (пока на этапе внутри класса), общаются с одноклассниками вне уроков. Конечно, есть ребята, у которых шаги к успеху очень маленькие – но для них, это огромное достижение. Есть у нас и трудности, над которыми мы продолжаем работу.



Литература:

  1. Елисеева И.Г., Ерсарина А.К. «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе: метод. Рекомендации» - Алматы: ННПЦ КП, 2019

  2. Елисеева И.Г. «Индивидуализация учебно-воспитательного процесса школьников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе: метод. Рекомендации» - Алматы: ННПЦ РСИО, 2021,

  3. Н. К. Чукарина «Сборник дидактических игр для развития речи ребёнка-дошкольника» Методическое пособие для воспитателей и родителей г. Константиновск, 2019 https://dou14krsk.ru/images/22-23/str-ped/gudina/sbornik_didakticheskih_igr_dlya_razvitiya_rechi_rebyonka-_doshkolnika.pdf




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!