СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Роль интерьера в произведении. Каморка Герасима

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1. Создать в сознании учащихся образ Герасима  как типичного представителя русского национального характера, показать сложность и богатство его внутреннего мира.

2. Обучение составлению характеристики главных героев через анализ портретных зарисовок, описание интерьера и художественных средств выразительности.

3. Формировать навыки вдумчивого и осмысленного чтенияхудожественного произведения, навык оформления монологического ответа.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Роль интерьера в произведении. Каморка Герасима»

Литература

5 класс

Тема. Развитие речи. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Роль интерьера в произведении. Каморка Герасима

Цель: 1. Создать в сознании учащихся образ Герасима как типичного представителя русского национального характера, показать сложность и богатство его внутреннего мира.

2. Обучение составлению характеристики главных героев через анализ портретных зарисовок, описание интерьера и художественных средств выразительности.

3. Формировать навыки вдумчивого и осмысленного чтенияхудожественного произведения, навык оформления монологического ответа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие гостей, эмоциональный настрой(Дарим улыбку друзьям).

  1. Определение целей урока.

А) Для того, чтобы понять произведение, нужно научиться искусству медленного и вдумчивого чтения.

Как говорил А.С.Пушкин :«Чтение – ничто, осмысленное чтение – кое – что, осмысленное и прочувственное чтение – нечто таинственное».

- Как вы понимаете эти слова?(мы должны не просто читать любую книгу, а думать над тем, что мы читаем, тогда нам раскроются удивительные тайны произведения).

Б) На доске разобранная снежинка.

- Можем ли мы с вами определить, глядя на эти геометрические части, что это за предмет?

- А что нам нужно сделать? (собрать ее)

- Давайте подумаем: если бы вы хотели выразить своё мнение о человеке, на какие стороны его жизнии качества обратили бы внимание?

(Ответы учеников – лучи снежинки:

  • его характер

  • отношение к людям

  • отношение к работе

  • внутренний мир

  • внешний облик

  • среда обитания

Всё это что составляет? (– образ главного героя рассказа И.С.Тургенева «Муму» Герасима, которому мы сегодня на уроке и уделим внимание, дадим характеристику, собирая снежинку.

  1. Основная часть

Поскольку Герасим ничего не может о себе рассказать, представление о нём будет складываться из сравнения его с окружающими.

И.С.Тургенев : «…он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве..»

- С чем сравнивает Герасима автор? (с деревом на плодородной земле)

-Какое средство выразительности он использует?(сравнение).

Мы ещё встретимся со сравнением, а какие ещё средства выразительности использует в тексте Тургенев для описания Герасима?

Эпитеты: могучий, славный, самый исправный, самый замечательный.(слайд4)

- Можем ли мы сформировать отношение автора к герою, благодаря эпитетам, которые он использует, описывая его?(да)

-Как Тургенев относится к Герасиму? ПЕРВЫЙ ЛЕПЕСТОК

-Как Герасим жил и работал в деревне?(Работал за четверых, проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, торжественная важность в работе)

(Считался едва ли не самым тягловым мужиком)(слайд5)

  1. Словарная работа

Тягловый – Тягло – крестьянская повинность, которую платили крестьяне своим помещикам. Единицей этой повинности являлась семья. Герасим жил (один, без семьи) бобылём и справлялся с тяглом один(работал за четверых)

-Какой, исходя из этого, была сила Герасима?(богатырская, русский богатырь)

Тургенев говорит о его работе, как «неистомной». Какой смысл вкладывает он в это слово? (Герасим не знает усталости, работает с утра до вечера, крестьянский труд ему по – сердцу, он его любит и он не даёт ему скучать)ВТОРОЙ ЛЕПЕСТОК

-Но вот его жизнь нарушается. Что происходит?(он переезжает в город)

- Как говорит об этом автор?(барыня взяла его в город)

- Она обладает такой силой, что смогла так обойтись с богатырём?(нет, просто она помещица, а Герасим крепостной, и она вправе делать с ним что хочет)

-Обратите внимание на глаголы, которые использует Тургенев:

  • Взяла

  • Привезли

  • Купили

  • Сшили

  • Определили

О чём они говорят?(Герасим не решает свою судьбу, за него это решает хозяин).

-Чем для Герасима, по мнению барыни, был переезд в Москву?(повышением по службе, ведь дворницкая работа легче крестьянской)

-Давайте сопоставим «тяжкий крестьянский труд» с работой «по новой должности» («…в полчаса у него всё было готово, потому что дел у него было немного…»)

-А как сам Герасим относился к переменам в своей жизни?

И опять нам на помощь приходит автор(ведь Герасим не мог говорить) («…скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык , которого только что взяли с нивы…»; швырял метлу и лопату…. Бросался лицом на землю и лежал неподвижно….как пойманный зверь…)

-Что должен чувствовать пойманный зверь?(страх, ужас неизвестности, невыносимая тоска по былой жизни, лишение возможности общаться с людьми)ТРЕТИЙ ЛЕПЕСТОК

4а. Физминутка

Ещё одно сравнение Герасима – с гусем(степенный, надменный, высокомерный, кичливый)

-Такой ли Герасим?(нет, но он чувствует превосходство над другими)

-В чём его превосходство?( он нрава строгого и серьёзного,….любил во всём порядок, даже петухи при нём не смели драться….)

-А почему высокомерный?(Это не высокомерие, а чувство собственного достоинства, ему есть за что себя уважать, - он трудолюбив, честный, надёжный)

-В доказательство этому, значение имени Герасим –( в переводе с греческого) «почтенный, внушающий почтение, глубокое уважение)ЧЕТВЁРТЫЙ ЛЕПЕСТОК

-Как к Герасиму относились окружающие?(стали уважать за поведение в ситуации с ворами, они его побаивались, никто не смел садиться на его место в застолице)

- А он к ним?(считал их за своих, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, знал своё место крепостного)ПЯТЫЙ ЛЕПЕСТОК

5. Изучение нового

Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет ещё одно средство выразительности: гиперболы.

Гипербола – это сильное преувеличение свойств и качеств предмета, с целью усиления художественного впечатления.

Так в описании каморки героя, автор говорит о его кровати так: «сто пудов можно было положить на неё – не прогнулась бы», когда Герасим косил, то мог «молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой». Двух воров он столкнул лбами так, « что хоть в полицию их потом не води».

-Прочитайте описание коморки. Для чего автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание?

(Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «…он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в неё кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не прогнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в углу стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка закрывалась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от его замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.)

(Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу.А так же, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа.)

  1. Обобщение.

А) Игра «Калейдоскоп» : соотнесите иллюстрации к рассказу и строки из текста.

Б) А теперь подведём итог, всему сказанному:

  • Какое впечатление у вас сложилось о Герасиме?

  • Каким он был человеком?

  • Какими качествами он обладал?

  • Благодаря чему вы пришли к такому заключению?

  • Изменился ли Герасим после переезда в барский дом?

(Герасим – русский богатырь, трудолюбивый, любящий во всём порядок, аккуратный, основательный; судьба его не сломила – оторванный от дома, родных мест, он не потерял чувство собственного достоинства, остался трудолюбивым, собранным и прямым).

  1. Проблемный вопрос(домашнее задание)

Дома вы приготовите рассказ о событиях в жизни Герасима,(о которых мы сегодня не говорили) навсегда изменившие его,) после которых в нём что-то изменилось, он стал другим, не похожим на «загнанного зверя»:

  1. Встреча с Татьяной.

  2. Четвероногий друг.

  3. Протест Герасима.


  1. Рефлексия


Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3»

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9

1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.


2.Жизнь Герасима в доме барыни.


3.Герасим находит щенка.


4.Любовь Герасима к Татьяне.


5.Расставание с Татьяной.


6. Барыня требует уничтожить собаку.


7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.


8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.


9. Встреча Муму и барыни


- Взаимопроверка работы по Слайду 3 (ответы: 9, 1, 5, 2, 4, 7, 3, 8, 6), выставление оценок

Поэтапное составление кластера по теме «Характеристика Герасима».

ЖИЗНЬ ГЕРАСИМА В ДЕРЕВНЕ

Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.

Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей.

Словарная работа.

Выяснение лексического значения слов, характеризующих образ Герасима:

Неистомный – не знающий усталости, утомления.

Тягловый мужик- тягло – сколько должны обработать земли с семьи. В данном случае «который выполняет самую трудную работу в поле»

Исправный - бесперебойный, безотказный; аккуратный, внимательный

Трехаршинный цеп 2 метра 13 см.

Значение эпитетов (можно остановиться на нескольких)


- Как относится автор к своему герою?

- Автор пишет, что на работу Герасима «весело было смотреть». Скажите тот, кто так работает, что на него весело смотреть, получает сам удовольствие от работы?

(По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии. )



ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ

Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить. И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом – и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья; а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди, при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики.


- Как исполнял Герасим обязанности дворника? Почему новые занятия казались ему шуткой?

- Значение сравнения (сила, ловкость, удаль, любовь к работе, к труду – вот что мы видим в этом сравнении «как стекло»)


КАМОРКА ГЕРАСИМА

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.


- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание?

(Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы, то есть сильные преувеличения. Запишите эту новую для вас стилистическую фигуру в тетрадь. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы».)


- Прочитайте ключевые слова ещё раз, какая ассоциация возникает? Какой герой живёт в такой комнате? (Богатырь)


- Скажите, а какой нрав был у Герасима? (строгий, справедливый, серьёзный, рассудительный, степенный)


ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ

Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, - они его побаивались,- а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице.

- Как Герасим относится к другим героям? Почему?

Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?


ХАРАКТЕР ГЕРАСИМА

Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда! увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.

- Каково значение слова «степенный»?

Рассудительно-серьезный, отличающийся основательностью поступков, достоинством поведения. 2. Свойственный рассудительному человеку, характерный для него.


КАК ПЕРЕНОСИЛ СВОЁ НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГЕРАСИМ?

Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, - скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги - и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат - бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью.

(Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.)

- Почему Герасим «швыряет метлу и лопату», а не ставит их или бросает?

- Почему не ложился, а «бросался на землю»? Какое чувство хотел подчеркнуть писатель?

- Герасиму было тоскливо, одиноко в городе. У него не было напряжённой работы, которая приносила бы усталость и удовлетворение. Но… Изменился ли Герасим? Согнула ли Герасима чуждая ему жизнь? Сломался ли он?

(Герасим, которого взяли в город в качестве «представительной фигуры» и только, остался таким же собранным, аккуратным, трудолюбивым и прямым, каким был в деревне. Он сумел сохранить чувство собственного достоинства)



Задание 4.Обсуждение созданного в группах кластера «Образ Герасима»

Пример кластера:


Образ Герасима











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!