СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для составления текста по репродукции картины И. И. Левитана « Золотая осень»; совершенствовать умение ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения , редактировать текст , самостоятельно составлять план текста ; содействовать воспитанию интереса к русскому языку , культуры учебного труда на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».»

Русский язык. 4 класс. Урок 29. Дата проведения

Тема: Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Задачи урока: Создать условия для составления текста по репродукции картины И. И. Левитана « Золотая осень»; совершенствовать умение ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения , редактировать текст , самостоятельно составлять план текста ; содействовать воспитанию интереса к русскому языку , культуры учебного труда на уроке.

Планируемые результаты урока:

Личностные: Наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её.

Предметные: обучающиеся научатся: определять тему и главную мысль текста ; соотносить заголовок и содержание текста ; будут учиться: составлять текст по его началу и по его концу ; анализировать иллюстрацию ; составлять план текста ; записывать текст по данной иллюстрации по плану; получат возможность научиться: адекватно оценивать свои результаты.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу и удерживать ее; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник; таблица с орфограммами.

Ход урока

1) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

Мы услышали звонок,

Он позвал нас на урок.

Мы друг к другу повернёмся,

Дружно, мило улыбнёмся,

Ведь урок сейчас начнётся!

-Успехов вам сегодня, ребята!

Чистописание: ач еч яч ьч оч

Орфографическая минутка

— Запишите слова в два столбика в зависимости от вида ор­фограммы. Обозначьте орфограммы.

С.езд, л..ют, об..явление, вороб..и, об..ём, обез..яна, под..езд, ва­рен..е, бур..ян, объявление, поголов..е, п..ёт, под..ём, в..юга.

— Как вы определили, когда в слове нужно поставить твёрдый знак, а когда - мягкий знак? (Твёрдый знак пишется после приставки перед корнем, начинающимся на буквы е, ё, ю, я. Мягкий знак пишется в корне перед гласными и, е, ё, ю, я.)

— Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчерк­ните в них орфограммы.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

2) Постановка цели и задач урока.

- Какое сейчас время года?

- Какие новые краски появились у природы осенью?

- Какое настроение навевают осенние краски?

- Осень – необыкновенное время года. Ей поэты посвятили много стихов. Какие стихи об осени вы приготовили к уроку? (Дети зачитывают или читают наизусть стихи об осени.)

Природу можно изобразить по-разному. Поэты выражают свое отношение к ней словами, композиторы – музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. И надо уметь понимать этот особый язык. Поэтому сегодня перед нами стоит задача - передавать словами то, что художник изобразил красками.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Сегодня мы будем учиться «читать» картину, описывать содержание картины, передавать мысли художника, чувства, о которых художник хотел рассказать в своей картине.

-Сформулируйте тему и задачи урока.

3) Первичное усвоение новых знаний.

Знакомство с творчеством художника (Презентация)

- Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце 19 века (1860-1900) (Слайд 2)

- Давайте посмотрим некоторые работы художника.

- Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. (Слайд 3)

- Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы (Слайд 4)

- Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы. (Слайд 5-6)

- Русская природа была единственной темой произведений Левитана. Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. (Слайд7)

4) Первичная проверка понимания.

Рассматривание картины (Слайд 8)

- Перед вами репродукция картины великого русского художника Левитана «Золотая осень» (звучит «Осенняя песенка» П.И. Чайковского 2-3 минуты).

- У каждого из вас, по-видимому, возникли определённые чувства и  мысли. Постарайтесь их передать, расскажите о них. Поделитесь вашими впечатлениями с другими.

6. Анализ содержания картины

- Почему художник именно так назвал свою картину?

- Как бы вы назвали эту картину? Или согласились бы с названием художника? Почему?

- По каким признакам можно определить, что на этой картине изображается осень? Какая осень, поздняя или ранняя?

- Какие цвета преобладают на картине И.И. Левитана «Золотая осень»? Как вы считаете, почему?

- Какой день изображён на картине?

- Опишите, как изобразил художник воздух, облака.

- Посмотрите внимательно на речку. Какая она?

- Какие деревья изображены с левой стороны реки?

- Что изображено вдали?

- Как бы вы назвали наряд осени в этот период?

- Рассмотрите лесные полянки, дальние леса, пригорки. Что вы можете сказать о них?

- Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину? Хотели бы вы побывать здесь сами? Чем бы вы восторгались? Какие чувства хотел пробудить художник у зрителя?

5) Первичное закрепление.

Составление рассказа по данному плану

- Составить рассказ по картине вам поможет план сочинения (Слайд 9)

План.

1. Художник и его лирический пейзаж.

2. Уголок русской природы осенним днём.

3. Мои чувства и отношение к картине.

- Что будете писать во вступительной части? (Слайд 10) Используя опорные слова, попробуйте составить вступление.

- О чём будем говорить в основной части? (Слайд 11)

- Как закончить рассказ? О чём будем писать в заключительной части нашего сочинения?

Лексико-орфографическая работа

- Подберите близкие по значению слова к словам картина, художник, золотой, пёстрый, прекрасный, багряный, сонный, бархатный, бескрайние.

- Подберите прилагательные  к слову «картина» (прекрасная, необыкновенная, новая, чудесная, весёлая)

- Распространите предложения. (Слайд 13)

Пришла осень. Течет река. Синеет небо. Падают листья.

- Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

Б.р.га, грус.но, з.л.тая, чу.ство, кр.сота, радос.но, ле.кие, тра.ка, пр.хладный, т.чение, б.л.ствольные, р.зн.цветная.

Написание и проверка сочинения

Домашнее задание: записать сочинение в тетрадь.

6) Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке? – Какие были затруднения? -Над чем вам нужно поработать?

-Оцените свою работу. Закончите предложения:

-сегодня я узнал… -было трудно… -я понял, что… -я научился…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!