СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Текст. Повествование.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию можно использовать на уроках русского языка в 4-5 классах при изучении типов речи и текста.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Текст. Повествование.»

Текст.  Повествование .

Текст.

Повествование .

 Что такое текст?    Текст – это предложения, связанные по смыслу и объединённые одной темой.   Какие типы текстов вы знаете? Текст – повествование  Текст –описание  Текст -рассуждение

Что такое текст?  

  • Текст – это предложения, связанные по смыслу и объединённые одной темой.

  Какие типы текстов вы знаете?

  • Текст – повествование
  • Текст –описание
  • Текст -рассуждение
- Что такое текст-повествование? Автор рассказывает о чем – либо или о ком - либо, в тексте часто использует глаголы. - Что такое текст-описание? Автор описывает что-либо, часто используются прилагательные и используются приемы сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывается. - Что такое текст-рассуждение?  Автор рассуждает на какую-либо тему.

- Что такое текст-повествование?

  • Автор рассказывает о чем – либо или о ком - либо, в тексте часто использует глаголы.

- Что такое текст-описание?

  • Автор описывает что-либо, часто используются прилагательные и используются приемы сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывается.

- Что такое текст-рассуждение?

  • Автор рассуждает на какую-либо тему.
1. К какому типу речи относится данный текст? Докажите.   Давным-давно у китайского императора Гоангчи была любимая жена Силинчи. Император хотел, чтобы весь народ помнил его любимую царицу. Он показал жене шелковичного червя и сказал: «Научись тому, что с этим червяком делать и как его разводить, и тебя народ никогда не забудет».

1. К какому типу речи относится данный текст? Докажите.

Давным-давно у китайского императора Гоангчи была любимая жена Силинчи. Император хотел, чтобы весь народ помнил его любимую царицу. Он показал жене шелковичного червя и сказал: «Научись тому, что с этим червяком делать и как его разводить, и тебя народ никогда не забудет».

 Продолжение текста  Тогда Силинчи стала смотреть червей и увидала, что когда они замирают, то на них бывает паутина. Она размотала эту паутину, спряла ее в нитки и соткала шелковый платок. Потом она приметила, что черви водятся на тутовых деревьях. Она стала собирать лист с тутового дерева и кормить им червей. Она развела много червей и научила свой народ, как разводить их.  С тех пор прошло пять тысяч лет, а китайцы до сих пор помнят императрицу Силинчи и в честь ее празднуют День Шёлка.  (по Л.Н. Толстому)

Продолжение текста

Тогда Силинчи стала смотреть червей и увидала, что когда они замирают, то на них бывает паутина. Она размотала эту паутину, спряла ее в нитки и соткала шелковый платок. Потом она приметила, что черви водятся на тутовых деревьях. Она стала собирать лист с тутового дерева и кормить им червей. Она развела много червей и научила свой народ, как разводить их.

С тех пор прошло пять тысяч лет, а китайцы до сих пор помнят императрицу Силинчи и в честь ее празднуют День Шёлка.

(по Л.Н. Толстому)

Определите , какие события и в какой последовательности произошли? « Новое » в повествовании – это действия предмета или объекта в определённой последовательности. Не забывайте об этом, когда пишете повествование. Не описывайте, а повествуйте!

Определите , какие события и в какой последовательности произошли?

  • « Новое » в повествовании – это действия предмета или объекта в определённой последовательности.
  • Не забывайте об этом, когда пишете повествование. Не описывайте, а повествуйте!
Описание: Петя боялся высоты.  Повествование:  Петя глянул вниз с крыши небоскрёба, и тут же у него закружилась голова, задрожали ноги. Он понял, что сейчас упадёт в обморок .

Описание: Петя боялся высоты.

Повествование:

Петя глянул вниз с крыши небоскрёба, и тут же у него закружилась голова, задрожали ноги. Он понял, что сейчас упадёт в обморок .

Превратите эти описания в действия:   Анна была смелой.  Коля был испуган.  Петя был голоден. Лодка оказалась тяжёлой. В джунглях было жарко и влажно.

Превратите эти описания в действия:

  •   Анна была смелой.
  • Коля был испуган.
  • Петя был голоден.
  • Лодка оказалась тяжёлой.
  • В джунглях было жарко и влажно.
 Запомни: В повествовании часто действует несколько лиц. Эти лица и их действия в пределах текста связаны между собой, поэтому текст остаётся тематически цельным, и мы не можем сказать, что автор отклонился от темы. Такую тему можно назвать сложной .

Запомни:

  • В повествовании часто действует несколько лиц. Эти лица и их действия в пределах текста связаны между собой, поэтому текст остаётся тематически цельным, и мы не можем сказать, что автор отклонился от темы. Такую тему можно назвать сложной .
Прочитайте текст.  Докажите, что это повествование.  Назовите героев и составьте сложную тематическую цепочку. Составьте цепочки «нового» для каждого из героев текста. Докажите, что действия героев взаимосвязаны. Перескажите текст от имени одного из героев. Сформулируйте идею текста (мораль).   Задание на дом Текст представлен в раздаточном материале.
  • Прочитайте текст.
  • Докажите, что это повествование.
  • Назовите героев и составьте сложную тематическую цепочку.
  • Составьте цепочки «нового» для каждого из героев текста.
  • Докажите, что действия героев взаимосвязаны.
  • Перескажите текст от имени одного из героев.
  • Сформулируйте идею текста (мораль).

Задание на дом

Текст представлен в раздаточном материале.

 ТЕКСТ Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика:

ТЕКСТ

  • Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика: "Куда он, дурак, меня гонит; лучше бы домой".
  • Не доезжая до города, мужик видит, что лошади тяжело по грязи, своротил на мостовую, а лошадь воротит прочь от мостовой. Мужик ударил кнутом и дернул лошадь: она пошла на мостовую и думает: "Зачем он меня повернул на мостовую, только копыта обломаешь. Тут под ногами жестко".
 ТЕКСТ (продолжение) Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает:

ТЕКСТ (продолжение)

  • Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает: "Какие люди глупые! Только любят над нами умничать, а ума у них меньше нашего. О чем он хлопотал? Куда-то ездил и гонял меня. Сколько мы ни ездили, а вернулись же домой. Лучше бы с самого начала оставаться нам с ним дома; он бы сидел на печи, а я бы ела овес".
  • Л.Н. Толстой


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!