Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Текст. Повествование.»
Текст.
Повествование .
Что такое текст?
- Текст – это предложения, связанные по смыслу и объединённые одной темой.
Какие типы текстов вы знаете?
- Текст – повествование
- Текст –описание
- Текст -рассуждение
- Что такое текст-повествование?
- Автор рассказывает о чем – либо или о ком - либо, в тексте часто использует глаголы.
- Что такое текст-описание?
- Автор описывает что-либо, часто используются прилагательные и используются приемы сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывается.
- Что такое текст-рассуждение?
- Автор рассуждает на какую-либо тему.
1. К какому типу речи относится данный текст? Докажите.
Давным-давно у китайского императора Гоангчи была любимая жена Силинчи. Император хотел, чтобы весь народ помнил его любимую царицу. Он показал жене шелковичного червя и сказал: «Научись тому, что с этим червяком делать и как его разводить, и тебя народ никогда не забудет».
Продолжение текста
Тогда Силинчи стала смотреть червей и увидала, что когда они замирают, то на них бывает паутина. Она размотала эту паутину, спряла ее в нитки и соткала шелковый платок. Потом она приметила, что черви водятся на тутовых деревьях. Она стала собирать лист с тутового дерева и кормить им червей. Она развела много червей и научила свой народ, как разводить их.
С тех пор прошло пять тысяч лет, а китайцы до сих пор помнят императрицу Силинчи и в честь ее празднуют День Шёлка.
(по Л.Н. Толстому)
Определите , какие события и в какой последовательности произошли?
- « Новое » в повествовании – это действия предмета или объекта в определённой последовательности.
- Не забывайте об этом, когда пишете повествование. Не описывайте, а повествуйте!
Описание: Петя боялся высоты.
Повествование:
Петя глянул вниз с крыши небоскрёба, и тут же у него закружилась голова, задрожали ноги. Он понял, что сейчас упадёт в обморок .
Превратите эти описания в действия:
- Анна была смелой.
- Коля был испуган.
- Петя был голоден.
- Лодка оказалась тяжёлой.
- В джунглях было жарко и влажно.
Запомни:
- В повествовании часто действует несколько лиц. Эти лица и их действия в пределах текста связаны между собой, поэтому текст остаётся тематически цельным, и мы не можем сказать, что автор отклонился от темы. Такую тему можно назвать сложной .
- Прочитайте текст.
- Докажите, что это повествование.
- Назовите героев и составьте сложную тематическую цепочку.
- Составьте цепочки «нового» для каждого из героев текста.
- Докажите, что действия героев взаимосвязаны.
- Перескажите текст от имени одного из героев.
- Сформулируйте идею текста (мораль).
Задание на дом
Текст представлен в раздаточном материале.
ТЕКСТ
- Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика: "Куда он, дурак, меня гонит; лучше бы домой".
- Не доезжая до города, мужик видит, что лошади тяжело по грязи, своротил на мостовую, а лошадь воротит прочь от мостовой. Мужик ударил кнутом и дернул лошадь: она пошла на мостовую и думает: "Зачем он меня повернул на мостовую, только копыта обломаешь. Тут под ногами жестко".
ТЕКСТ (продолжение)
- Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает: "Какие люди глупые! Только любят над нами умничать, а ума у них меньше нашего. О чем он хлопотал? Куда-то ездил и гонял меня. Сколько мы ни ездили, а вернулись же домой. Лучше бы с самого начала оставаться нам с ним дома; он бы сидел на печи, а я бы ела овес".
- Л.Н. Толстой