СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи учащихся средствами ТРИЗ технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

в работе указаны типовые приемы фантазирования\. которые позволяют работать над развитием  речи учащихся начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи учащихся средствами ТРИЗ технологии»

  применение приемов ТРИЗ и ртв в работе над развитием речи обучающихся Работа с проблемными ситуациями Раскадровка и синтез пословиц Методика сочинения сказок Методы придумывания загадок Методы поиска

применение приемов ТРИЗ и ртв в работе над развитием речи обучающихся

  • Работа с проблемными ситуациями
  • Раскадровка и синтез пословиц
  • Методика сочинения сказок
  • Методы придумывания загадок
  • Методы поиска

Проблемная ситуация. 1. Что имеем? 2. Что хотим? 3. Что мешает?

Проблемная ситуация.

  • 1. Что имеем?
  • 2. Что хотим?
  • 3. Что мешает?
Типовой приём фантазирования - один из методов решения проблемных ситуаций. В гости к детям приходят волшебники:  Увеличения, Уменьшения, Дробления, Объединения, Специал – Универсал, Оживления, Путаница, Волшебник  времени.

Типовой приём фантазирования - один из методов решения проблемных ситуаций.

  • В гости к детям приходят волшебники:

Увеличения, Уменьшения, Дробления, Объединения, Специал – Универсал, Оживления, Путаница, Волшебник

времени.

«Раскадровка» и «Синтез пословиц» . Прочитайте текст  Раздели его на части . Составляем «раскадровку»  .Обсуждаем каждый кадр  (Что делает этот герой? Зачем он это делает? Что он получает в результате?)  Составляем пословицы. Модели пословицы: Кто…(характер), тот (результат). Кто…(действие), тот…(результат). Кто…(цель), тот…(результат).  Выбираем ключевые кадры и определяем мораль:

«Раскадровка» и «Синтез пословиц»

  • . Прочитайте текст
  • Раздели его на части
  • . Составляем «раскадровку»
  • .Обсуждаем каждый кадр

(Что делает этот герой? Зачем он это делает? Что он получает в результате?)

  • Составляем пословицы. Модели пословицы:
  • Кто…(характер), тот (результат).
  • Кто…(действие), тот…(результат).
  • Кто…(цель), тот…(результат).
  • Выбираем ключевые кадры и определяем мораль:
 Составляем пословицы по первому и последнему кадру.  К каким кадрам подходит главная пословица.  Подбираем замену данной пословице.
  • Составляем пословицы по первому и последнему кадру.
  • К каким кадрам подходит главная пословица.
  • Подбираем замену данной пословице.
Методика сочинения сказок Испорченные сказки Сказки  от слова «почему?»

Методика сочинения сказок

Испорченные сказки

Сказки от слова «почему?»

Сказки от слова «Почему?» Схема сказки Было Стало Назад

Сказки от слова «Почему?»

Схема сказки

Было

Стало

Назад

(Шарик для пинг-понга) Методика придумывания загадок На что похоже? Чем отличается? Форма : 1)Как …, но…   2)Сказал бы: «…», но не… Пример : Как жемчуг, но дешёвый,   Как бисер, но крупный,   как яйцо, но не разобьёшь.

(Шарик для пинг-понга)

Методика придумывания загадок

На что похоже?

Чем отличается?

Форма : 1)Как …, но…

2)Сказал бы: «…», но не…

Пример : Как жемчуг, но дешёвый,

Как бисер, но крупный,

как яйцо, но не разобьёшь.

(Книга) Что делает? Что такое же? Форма:   1) …, но не…  2)…, как … Пример: Рассказывает, но не человек,  Учит, но не учитель,  Молчит, но не рыба.

(Книга)

Что делает?

Что такое же?

Форма:

1) …, но не…

2)…, как …

Пример: Рассказывает, но не человек,

Учит, но не учитель,

Молчит, но не рыба.

(Книга) (Настольная лампа) Где находится? На что похож? Предмет На что похож? Пример: За воротами кирпич, В кирпиче – белые двери, На дверях – букашки. На высоком полу железная рука, В железной руке тонкая чаша, В чаше той прозрачная сосулька, А внутри сосульки волос горит.

(Книга)

(Настольная лампа)

Где находится?

На что похож?

Предмет

На что похож?

Пример:

За воротами кирпич,

В кирпиче – белые двери,

На дверях – букашки.

На высоком полу железная рука,

В железной руке тонкая чаша,

В чаше той прозрачная сосулька,

А внутри сосульки волос горит.

(Паук) (Бабочка) Название частей Сколько? На что похожи? Пример: Один бочонок на восьми веточках. Четыре расписных опахала, Две антенны.

(Паук)

(Бабочка)

Название частей

Сколько?

На что похожи?

Пример:

Один бочонок на восьми веточках.

Четыре расписных опахала,

Две антенны.

«Поиск общих признаков » — выбрать два объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков  (например мост и скрипка).

«Поиск общих признаков »

— выбрать два объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков

(например мост и скрипка).

“ Поиск аналогов”  — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам.  Например: мяч — яблоко (форма),  заяц (скачет),  шина (из резины) и т.д.

Поиск аналогов”

— необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам.

Например: мяч — яблоко (форма),

заяц (скачет),

шина (из резины) и т.д.

“ Третий лишний”  — выбираются три объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси; затем в первом и втором — первом и третьем — втором и третьем объектах ищутся такие общие признаки, которых нет в “лишнем” объекте.  Например: автомобиль — дерево — кошка.

Третий лишний”

— выбираются три объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси; затем в первом и втором — первом и третьем — втором и третьем объектах ищутся такие общие признаки, которых нет в “лишнем” объекте.

Например: автомобиль — дерево — кошка.

“ Поиск противоположного объекта”  — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных.  Например:  снег — шерсть (холодный — теплая),  уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый)

Поиск противоположного объекта”

— необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных.

Например:

снег — шерсть (холодный — теплая),

уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!