Просмотр содержимого документа
«Развитие речи учащихся средствами ТРИЗ технологии»
применение приемов ТРИЗ и ртв в работе над развитием речи обучающихся
- Работа с проблемными ситуациями
- Раскадровка и синтез пословиц
- Методика сочинения сказок
- Методы придумывания загадок
- Методы поиска
Проблемная ситуация.
- 1. Что имеем?
- 2. Что хотим?
- 3. Что мешает?
Типовой приём фантазирования - один из методов решения проблемных ситуаций.
- В гости к детям приходят волшебники:
Увеличения, Уменьшения, Дробления, Объединения, Специал – Универсал, Оживления, Путаница, Волшебник
времени.
«Раскадровка» и «Синтез пословиц»
- . Прочитайте текст
- Раздели его на части
- . Составляем «раскадровку»
- .Обсуждаем каждый кадр
(Что делает этот герой? Зачем он это делает? Что он получает в результате?)
- Составляем пословицы. Модели пословицы:
- Кто…(характер), тот (результат).
- Кто…(действие), тот…(результат).
- Кто…(цель), тот…(результат).
- Выбираем ключевые кадры и определяем мораль:
- Составляем пословицы по первому и последнему кадру.
- К каким кадрам подходит главная пословица.
- Подбираем замену данной пословице.
Методика сочинения сказок
Испорченные сказки
Сказки от слова «почему?»
Сказки от слова «Почему?»
Схема сказки
Было
Стало
Назад
(Шарик для пинг-понга)
Методика придумывания загадок
На что похоже?
Чем отличается?
Форма : 1)Как …, но…
2)Сказал бы: «…», но не…
Пример : Как жемчуг, но дешёвый,
Как бисер, но крупный,
как яйцо, но не разобьёшь.
(Книга)
Что делает?
Что такое же?
Форма:
1) …, но не…
2)…, как …
Пример: Рассказывает, но не человек,
Учит, но не учитель,
Молчит, но не рыба.
(Книга)
(Настольная лампа)
Где находится?
На что похож?
Предмет
На что похож?
Пример:
За воротами кирпич,
В кирпиче – белые двери,
На дверях – букашки.
На высоком полу железная рука,
В железной руке тонкая чаша,
В чаше той прозрачная сосулька,
А внутри сосульки волос горит.
(Паук)
(Бабочка)
Название частей
Сколько?
На что похожи?
Пример:
Один бочонок на восьми веточках.
Четыре расписных опахала,
Две антенны.
«Поиск общих признаков »
— выбрать два объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков
(например мост и скрипка).
“ Поиск аналогов”
— необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам.
Например: мяч — яблоко (форма),
заяц (скачет),
шина (из резины) и т.д.
“ Третий лишний”
— выбираются три объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси; затем в первом и втором — первом и третьем — втором и третьем объектах ищутся такие общие признаки, которых нет в “лишнем” объекте.
Например: автомобиль — дерево — кошка.
“ Поиск противоположного объекта”
— необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных.
Например:
снег — шерсть (холодный — теплая),
уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый)