СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие рок-поэзии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие рок-поэзии»

Развитие рок-поэзии: тематика и проблематика произведений, основные тенденции развития, представители и их судьбы.

Развитие рок-поэзии: тематика и проблематика произведений, основные тенденции развития, представители и их судьбы.

На рубеже 1950-х – 1960-х годов на волне «оттепели» поэтическое искусство пошло в народные массы: поэтический бум породил невиданное до этих пор явление – выступление поэтов на стадионах, на площадях и в больших залах, а возникшая в это же время авторская песня начала стирать грани между музыкальным и поэтическим искусством. Всё это предвосхитило появление рок-поэзии , для которой тоже характерными чертами стали: Массовость аудитории. Воздействие на слушателя посредством музыки и художественного текста одновременно.

На рубеже 1950-х – 1960-х годов на волне «оттепели» поэтическое искусство пошло в народные массы: поэтический бум породил невиданное до этих пор явление – выступление поэтов на стадионах, на площадях и в больших залах, а возникшая в это же время авторская песня начала стирать грани между музыкальным и поэтическим искусством.

Всё это предвосхитило появление рок-поэзии , для которой тоже характерными чертами стали:

  • Массовость аудитории.
  • Воздействие на слушателя посредством музыки и художественного текста одновременно.
В колыбели авторской песни и зародилась рок-поэзия. Произошло это в конце 1960-х гг., когда и поэтический бум, и авторская песня постепенно утрачивали свои изначальные позиции. Развитие русского рока обусловлено его повышенным вниманием к социально-нравственным проблемам. Между авторской песней и рок-поэзией есть немало сходств. Как и авторская песня, рок – явление синкретическое, соединяющее музыку и поэтический текст. «Текст песни – это не то же самое, что и стихотворение. Он делается по иным законам. Тут для полноты гармонии необходима еще музыка… Текст песни – это не поэзия второго сорта, это вещь, которая должна пропеваться, причём с определенной ритмикой, в определённом состоянии, на определённую мелодию. А просто на бумаге текст песни лишь часть целого – вот и всё».

В колыбели авторской песни и зародилась рок-поэзия.

Произошло это в конце 1960-х гг., когда и поэтический бум, и авторская песня постепенно утрачивали свои изначальные позиции.

Развитие русского рока обусловлено его повышенным вниманием к социально-нравственным проблемам.

Между авторской песней и рок-поэзией есть немало сходств.

  • Как и авторская песня, рок – явление синкретическое, соединяющее музыку и поэтический текст.

«Текст песни – это не то же самое, что и стихотворение. Он делается по иным законам. Тут для полноты гармонии необходима еще музыка… Текст песни – это не поэзия второго сорта, это вещь, которая должна пропеваться, причём с определенной ритмикой, в определённом состоянии, на определённую мелодию. А просто на бумаге текст песни лишь часть целого – вот и всё».

Как и в авторской песне, в рок-поэзии автор почти всегда является исполнителем. Таковыми являются, например, Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Юрий Шевчук – они авторы музыки, текстов и одновременно исполнители (солисты). Как и в авторской песне, в рок-поэзии затрагивались социальные и философские темы, о которых невозможно было открыто говорить в художественной литературе. Подчёркнутая социальность и лиричность – отличительная особенность русского рока по сравнению с роком западным. Искренность автора-исполнителя вызывала большее доверие, чем позиция «официального» писателя. В то же время рок-музыка с её особенным звучанием и жёсткостью подчёркивала бунтарский характер рока как социально-культурного явления.
  • Как и в авторской песне, в рок-поэзии автор почти всегда является исполнителем.

Таковыми являются, например, Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Юрий Шевчук – они авторы музыки, текстов и одновременно исполнители (солисты).

  • Как и в авторской песне, в рок-поэзии затрагивались социальные и философские темы, о которых невозможно было открыто говорить в художественной литературе.

Подчёркнутая социальность и лиричность – отличительная особенность русского рока по сравнению с роком западным.

Искренность автора-исполнителя вызывала большее доверие, чем позиция «официального» писателя. В то же время рок-музыка с её особенным звучанием и жёсткостью подчёркивала бунтарский характер рока как социально-культурного явления.

Термин «рок» в применении к музыкальной культуре в СССР долгое время не употреблялся, поэтому первые рок-группы обозначались аббревиатурой ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). Лишь в 1980 году официальные власти признали, что борьбу с рок-культурой вести бесполезно, и тогда же в Москве появился первый рок-клуб, а в Тбилиси прошёл первый в стране рок-фестиваль под официальным названием «Весенние ритмы». Рок-поэзия как явление начала серьёзно изучаться в 1990-е годы, а на филологическом факультете МГУ она выделена в расписании в отдельный спецкурс «Русскоязычная рок-поэзия».

Термин «рок» в применении к музыкальной культуре в СССР долгое время не употреблялся, поэтому первые рок-группы обозначались аббревиатурой ВИА (вокально-инструментальный ансамбль).

Лишь в 1980 году официальные власти признали, что борьбу с рок-культурой вести бесполезно, и тогда же в Москве появился первый рок-клуб, а в Тбилиси прошёл первый в стране рок-фестиваль под официальным названием «Весенние ритмы».

Рок-поэзия как явление начала серьёзно изучаться в 1990-е годы, а на филологическом факультете МГУ она выделена в расписании в отдельный спецкурс «Русскоязычная рок-поэзия».

Рок-поэзия тяготеет к максимальной многозначности, возникающей из столкновения стихийно-природных, культурно-исторических и бытовых реалий. Она базируется на разрушении в текстах рок-композиций традиционной композиционной структуры. Символизм текстов был порожден изначальной подпольностью советского рока. Во многих песнях выражалось несогласие с существовавшими порядками, следовательно, оно должно было быть как-то зашифровано во избежание «последствий».

Рок-поэзия тяготеет к максимальной многозначности, возникающей из столкновения стихийно-природных, культурно-исторических и бытовых реалий. Она базируется на разрушении в текстах рок-композиций традиционной композиционной структуры.

Символизм текстов был порожден изначальной подпольностью советского рока. Во многих песнях выражалось несогласие с существовавшими порядками, следовательно, оно должно было быть как-то зашифровано во избежание «последствий».

Рок-поэзия, являясь разновидностью массовой культуры, в то же время находится в оппозиции по отношению к ней. Характерные черты рок-поэзии: глубокая содержательность и искренность; обращение к личности: рок-поэзия, с самого начала уделяя огромное внимание индивидуальности, утверждая ценность личности, неразрывно связана с этими понятиями; социальная направленность (интерес поэтов к национальной тематике, будь то отклик на сегодняшние события, взгляд вглубь отечественной истории или христианское (православное) осмысление русской темы; честность, проблемность; Постоянный поиск – основная характеристика творчества рок-поэтов.

Рок-поэзия, являясь разновидностью массовой культуры, в то же время находится в оппозиции по отношению к ней.

Характерные черты рок-поэзии:

  • глубокая содержательность и искренность;
  • обращение к личности: рок-поэзия, с самого начала уделяя огромное внимание индивидуальности, утверждая ценность личности, неразрывно связана с этими понятиями;
  • социальная направленность (интерес поэтов к национальной тематике, будь то отклик на сегодняшние события, взгляд вглубь отечественной истории или христианское (православное) осмысление русской темы;
  • честность, проблемность;

Постоянный поиск – основная характеристика творчества рок-поэтов.

Борис Гребенщиков (БГ) «Дедушкой» русского рока является Борис Борисович Гребенщиков (род. 1953), известный также под аббревиатурой БГ, основатель и лидер ленинградской (петербургской) рок-группы «Аквариум», основанной в 1971 году. Название группы символизировало наличие для рок-музыкантов особого мира, отделённого от всех невидимой, но непреодолимой гранью. Гребенщиков является также создателем первого рок-журнала «Рокси», печатавшегося на пишущей машинке под копирку и впоследствии официально запрещённого. Первые альбомы группы «Искушение святого Аквариума», «С той стороны зеркального стекла», «Все братья – сёстры» (все вышли в 70-е годы) получили распространение исключительно в «самиздате». Группа в 1970-е годы выступала нелегально, но в 1980 году всё же получила приглашение на рок-фестиваль в Тбилиси.

Борис Гребенщиков (БГ)

«Дедушкой» русского рока является Борис Борисович Гребенщиков (род. 1953), известный также под аббревиатурой БГ, основатель и лидер ленинградской (петербургской) рок-группы «Аквариум», основанной в 1971 году. Название группы символизировало наличие для рок-музыкантов особого мира, отделённого от всех невидимой, но непреодолимой гранью. Гребенщиков является также создателем первого рок-журнала «Рокси», печатавшегося на пишущей машинке под копирку и впоследствии официально запрещённого.

Первые альбомы группы «Искушение святого Аквариума», «С той стороны зеркального стекла», «Все братья – сёстры» (все вышли в 70-е годы) получили распространение исключительно в «самиздате». Группа в 1970-е годы выступала нелегально, но в 1980 году всё же получила приглашение на рок-фестиваль в Тбилиси.

Будучи склонным к эксцентрике, Гребенщиков вместе со своими музыкантами устроил на сцене довольно смелое шоу, в котором увидели непристойные намёки. После этого выступления Гребенщиков, официально числившийся учёным-математиком в НИИ социологии, был уволен с работы, а группа «Аквариум» стала официально запрещённой. Лишь в годы перестройки о Гребенщикове стала писать пресса, а сам он снялся в 1987-1989 годах в фильмах «Асса» и «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви».

Будучи склонным к эксцентрике, Гребенщиков вместе со своими музыкантами устроил на сцене довольно смелое шоу, в котором увидели непристойные намёки. После этого выступления Гребенщиков, официально числившийся учёным-математиком в НИИ социологии, был уволен с работы, а группа «Аквариум» стала официально запрещённой. Лишь в годы перестройки о Гребенщикове стала писать пресса, а сам он снялся в 1987-1989 годах в фильмах «Асса» и «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви».

Виктор Цой Среди ленинградских рок-музыкантов особо выделяется Виктор Робертович Цой (1962, Ленинград - 1990, Кестерциемс), автор более 300 песен, основатель рок-группы «Кино» (первоначальное название «Гарин и гиперболоиды»), просуществовавшей с 1981 по 1990 годы. За это время было записано девять альбомов, среди которых особую популярность завоевали те, которые появились в последние три года жизни Виктора Цоя: «Группа крови», «Звезда по имени Солнце» и «Чёрный альбом». Сам Цой снялся в нескольких фильмах. В фильме «Игла» он выступил в роли героя, в одиночку борющегося со злом, но побеждающего. В финале фильма «Асса» он снялся в роли самого себя, исполнив песню «Мы ждём перемен», воспринимавшуюся тогда как гимн перестройки. Кроме того, песни Цоя звучат в восемнадцати советских и российских фильмах.

Виктор Цой

Среди ленинградских рок-музыкантов особо выделяется Виктор Робертович Цой (1962, Ленинград - 1990, Кестерциемс), автор более 300 песен, основатель рок-группы «Кино» (первоначальное название «Гарин и гиперболоиды»), просуществовавшей с 1981 по 1990 годы. За это время было записано девять альбомов, среди которых особую популярность завоевали те, которые появились в последние три года жизни Виктора Цоя: «Группа крови», «Звезда по имени Солнце» и «Чёрный альбом». Сам Цой снялся в нескольких фильмах. В фильме «Игла» он выступил в роли героя, в одиночку борющегося со злом, но побеждающего. В финале фильма «Асса» он снялся в роли самого себя, исполнив песню «Мы ждём перемен», воспринимавшуюся тогда как гимн перестройки. Кроме того, песни Цоя звучат в восемнадцати советских и российских фильмах.

Глубинный смысл творчеству Цоя придала его неожиданная смерть: он погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года в Латвии в возрасте 28 лет. Смерть Цоя создала особый культ бессмертного поэта и композитора («Цой жив»), а его песни и роли в кино приобрели трагический смысловой подтекст. В его творчестве преобладает тема одиночества, непонятости – одна из самых главных в рок-поэзии вообще. Герой Цоя – бунтарь, который принципиально одинок. Это не интеллигент-эскапист, как у Макаревича или Гребенщикова, а едва повзрослевший подросток. Мотив войны и смерти, звучащий во многих песнях («Легенда», Странная сказка», «Группа крови», «Звезда по имени Солнце»), связан с попыткой бросить вызов миру, уйти из него в бессмертие .

Глубинный смысл творчеству Цоя придала его неожиданная смерть: он погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года в Латвии в возрасте 28 лет. Смерть Цоя создала особый культ бессмертного поэта и композитора («Цой жив»), а его песни и роли в кино приобрели трагический смысловой подтекст.

В его творчестве преобладает тема одиночества, непонятости – одна из самых главных в рок-поэзии вообще. Герой Цоя – бунтарь, который принципиально одинок. Это не интеллигент-эскапист, как у Макаревича или Гребенщикова, а едва повзрослевший подросток. Мотив войны и смерти, звучащий во многих песнях («Легенда», Странная сказка», «Группа крови», «Звезда по имени Солнце»), связан с попыткой бросить вызов миру, уйти из него в бессмертие .

Юрий Шевчук Ещё один яркий представитель ленинградского рока – лидер группы «ДДТ», народный артист Башкирии Юрий Юлианович Шевчук (род. 1957 в Магаданской области). Учась в одной из школ города Уфы (столицы Башкирии), он проявил талант художника и музыканта. Закончил пединститут в Уфе, работал учителем рисования, получил известность в 70-е годы как поэт-песенник. В 1980 году, работая в уфимском доме культуры, Шевчук создаёт рок-группу «ДДТ», название которой происходит от названия порошка для борьбы с вредными насекомыми (дихлор-дифенил-трихлорэтан). Первоначально музыканты исполняли песни западных рок-групп, но записали в качестве эксперимента первый альбом из семи песен на русском языке.

Юрий Шевчук

Ещё один яркий представитель ленинградского рока – лидер группы «ДДТ», народный артист Башкирии Юрий Юлианович Шевчук (род. 1957 в Магаданской области). Учась в одной из школ города Уфы (столицы Башкирии), он проявил талант художника и музыканта. Закончил пединститут в Уфе, работал учителем рисования, получил известность в 70-е годы как поэт-песенник. В 1980 году, работая в уфимском доме культуры, Шевчук создаёт рок-группу «ДДТ», название которой происходит от названия порошка для борьбы с вредными насекомыми (дихлор-дифенил-трихлорэтан). Первоначально музыканты исполняли песни западных рок-групп, но записали в качестве эксперимента первый альбом из семи песен на русском языке.

Юрий Шевчук – один из лучших рок-поэтов, чьи тексты отличаются качественной поэтической отделкой, богатым метафорическим языком, необычной образностью, социально-философским пафосом . Тематика его текстов очень разнообразна: Общественно-политическая лирика: «Родина», «Я получил эту роль», «Мальчики-мажоры», «Правда на правду», «Чёрный пёс Петербург», «Я остановил время»; Человек на войне: «Мёртвый город. Рождество», «Не стреляй», «Предчувствие гражданской войны»; Философская лирика: «Это всё», «Ты не один», «На небе вороны»; Религиозные мотивы: «Храм», «Я зажёг в церквях все свечи», «Рождественская»; Любовь: «Далеко-далеко», «Метель», «Беда», «Глазища».

Юрий Шевчук – один из лучших рок-поэтов, чьи тексты отличаются качественной поэтической отделкой, богатым метафорическим языком, необычной образностью, социально-философским пафосом .

Тематика его текстов очень разнообразна:

  • Общественно-политическая лирика: «Родина», «Я получил эту роль», «Мальчики-мажоры», «Правда на правду», «Чёрный пёс Петербург», «Я остановил время»;
  • Человек на войне: «Мёртвый город. Рождество», «Не стреляй», «Предчувствие гражданской войны»;
  • Философская лирика: «Это всё», «Ты не один», «На небе вороны»;
  • Религиозные мотивы: «Храм», «Я зажёг в церквях все свечи», «Рождественская»;
  • Любовь: «Далеко-далеко», «Метель», «Беда», «Глазища».
Группа

Группа "Наутилус Помпилиус"

Заметную роль в советской рок-культуре сыграл и свердловский рок. Лучшей свердловской группой считается «Наутилус Помпилиус», лидер которой – выпускник Свердловского архитектурного института, композитор и поэт Вячеслав Геннадьевич Бутусов (род. в 1961 в Красноярском крае), а автор большинства текстов – химик по образованию Илья Валерьевич Кормильцев (1959-2007). Группа появилась в 1982 году в г. Свердловске (ныне Екатеринбург) и просуществовала до 1997 года. Всесоюзную известность группа получила после выхода в 1986 году альбома «Разлука» и закрепила популярность в 1989 году альбомом «Князь тишины», куда вошли лучшие песни на стихи Кормильцева: «Скованные одной цепью», «Шар цвета хаки», «Последнее письмо (Гудбай, Америка!)», «Я хочу быть с тобой».

В отличие от других рок-групп, создавших всё лучшее в 1980-е годы, Бутусов сумел достичь огромного творческого успеха и в 1990-е, выпустив альбомы «Чужая земля» (хит – «Прогулки по воде (Апостол Андрей)»), «Титаник»(хиты – «Тутанхамон» и «Зверь») и последний успешный альбом, вышедший в 1995 году, «Крылья» (хиты – «Крылья», «Дыхание» и «Человек на Луне»). Песни Вячеслава Бутусова на стихи Ильи Кормильцева носят преимущественно общефилософский характер . Сам Бутусов называет их притчами с общечеловеческим смыслом. Хотя среди хитов 80-х есть и песни с подчёркнуто социально-политической подоплёкой : «Скованные одной цепью», «Хлоп-хлоп», «Шар цвета хаки».

В отличие от других рок-групп, создавших всё лучшее в 1980-е годы, Бутусов сумел достичь огромного творческого успеха и в 1990-е, выпустив альбомы «Чужая земля» (хит – «Прогулки по воде (Апостол Андрей)»), «Титаник»(хиты – «Тутанхамон» и «Зверь») и последний успешный альбом, вышедший в 1995 году, «Крылья» (хиты – «Крылья», «Дыхание» и «Человек на Луне»).

Песни Вячеслава Бутусова на стихи Ильи Кормильцева носят преимущественно общефилософский характер . Сам Бутусов называет их притчами с общечеловеческим смыслом. Хотя среди хитов 80-х есть и песни с подчёркнуто социально-политической подоплёкой : «Скованные одной цепью», «Хлоп-хлоп», «Шар цвета хаки».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!