Развитие рок-поэзии: тематика и проблематика произведений, основные тенденции развития, представители и их судьбы.
На рубеже 1950-х – 1960-х годов на волне «оттепели» поэтическое искусство пошло в народные массы: поэтический бум породил невиданное до этих пор явление – выступление поэтов на стадионах, на площадях и в больших залах, а возникшая в это же время авторская песня начала стирать грани между музыкальным и поэтическим искусством.
Всё это предвосхитило появление рок-поэзии , для которой тоже характерными чертами стали:
- Массовость аудитории.
- Воздействие на слушателя посредством музыки и художественного текста одновременно.
В колыбели авторской песни и зародилась рок-поэзия.
Произошло это в конце 1960-х гг., когда и поэтический бум, и авторская песня постепенно утрачивали свои изначальные позиции.
Развитие русского рока обусловлено его повышенным вниманием к социально-нравственным проблемам.
Между авторской песней и рок-поэзией есть немало сходств.
- Как и авторская песня, рок – явление синкретическое, соединяющее музыку и поэтический текст.
«Текст песни – это не то же самое, что и стихотворение. Он делается по иным законам. Тут для полноты гармонии необходима еще музыка… Текст песни – это не поэзия второго сорта, это вещь, которая должна пропеваться, причём с определенной ритмикой, в определённом состоянии, на определённую мелодию. А просто на бумаге текст песни лишь часть целого – вот и всё».
- Как и в авторской песне, в рок-поэзии автор почти всегда является исполнителем.
Таковыми являются, например, Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Юрий Шевчук – они авторы музыки, текстов и одновременно исполнители (солисты).
- Как и в авторской песне, в рок-поэзии затрагивались социальные и философские темы, о которых невозможно было открыто говорить в художественной литературе.
Подчёркнутая социальность и лиричность – отличительная особенность русского рока по сравнению с роком западным.
Искренность автора-исполнителя вызывала большее доверие, чем позиция «официального» писателя. В то же время рок-музыка с её особенным звучанием и жёсткостью подчёркивала бунтарский характер рока как социально-культурного явления.
Термин «рок» в применении к музыкальной культуре в СССР долгое время не употреблялся, поэтому первые рок-группы обозначались аббревиатурой ВИА (вокально-инструментальный ансамбль).
Лишь в 1980 году официальные власти признали, что борьбу с рок-культурой вести бесполезно, и тогда же в Москве появился первый рок-клуб, а в Тбилиси прошёл первый в стране рок-фестиваль под официальным названием «Весенние ритмы».
Рок-поэзия как явление начала серьёзно изучаться в 1990-е годы, а на филологическом факультете МГУ она выделена в расписании в отдельный спецкурс «Русскоязычная рок-поэзия».
Рок-поэзия тяготеет к максимальной многозначности, возникающей из столкновения стихийно-природных, культурно-исторических и бытовых реалий. Она базируется на разрушении в текстах рок-композиций традиционной композиционной структуры.
Символизм текстов был порожден изначальной подпольностью советского рока. Во многих песнях выражалось несогласие с существовавшими порядками, следовательно, оно должно было быть как-то зашифровано во избежание «последствий».
Рок-поэзия, являясь разновидностью массовой культуры, в то же время находится в оппозиции по отношению к ней.
Характерные черты рок-поэзии:
- глубокая содержательность и искренность;
- обращение к личности: рок-поэзия, с самого начала уделяя огромное внимание индивидуальности, утверждая ценность личности, неразрывно связана с этими понятиями;
- социальная направленность (интерес поэтов к национальной тематике, будь то отклик на сегодняшние события, взгляд вглубь отечественной истории или христианское (православное) осмысление русской темы;
- честность, проблемность;
Постоянный поиск – основная характеристика творчества рок-поэтов.
Борис Гребенщиков (БГ)
«Дедушкой» русского рока является Борис Борисович Гребенщиков (род. 1953), известный также под аббревиатурой БГ, основатель и лидер ленинградской (петербургской) рок-группы «Аквариум», основанной в 1971 году. Название группы символизировало наличие для рок-музыкантов особого мира, отделённого от всех невидимой, но непреодолимой гранью. Гребенщиков является также создателем первого рок-журнала «Рокси», печатавшегося на пишущей машинке под копирку и впоследствии официально запрещённого.
Первые альбомы группы «Искушение святого Аквариума», «С той стороны зеркального стекла», «Все братья – сёстры» (все вышли в 70-е годы) получили распространение исключительно в «самиздате». Группа в 1970-е годы выступала нелегально, но в 1980 году всё же получила приглашение на рок-фестиваль в Тбилиси.
Будучи склонным к эксцентрике, Гребенщиков вместе со своими музыкантами устроил на сцене довольно смелое шоу, в котором увидели непристойные намёки. После этого выступления Гребенщиков, официально числившийся учёным-математиком в НИИ социологии, был уволен с работы, а группа «Аквариум» стала официально запрещённой. Лишь в годы перестройки о Гребенщикове стала писать пресса, а сам он снялся в 1987-1989 годах в фильмах «Асса» и «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви».
Виктор Цой
Среди ленинградских рок-музыкантов особо выделяется Виктор Робертович Цой (1962, Ленинград - 1990, Кестерциемс), автор более 300 песен, основатель рок-группы «Кино» (первоначальное название «Гарин и гиперболоиды»), просуществовавшей с 1981 по 1990 годы. За это время было записано девять альбомов, среди которых особую популярность завоевали те, которые появились в последние три года жизни Виктора Цоя: «Группа крови», «Звезда по имени Солнце» и «Чёрный альбом». Сам Цой снялся в нескольких фильмах. В фильме «Игла» он выступил в роли героя, в одиночку борющегося со злом, но побеждающего. В финале фильма «Асса» он снялся в роли самого себя, исполнив песню «Мы ждём перемен», воспринимавшуюся тогда как гимн перестройки. Кроме того, песни Цоя звучат в восемнадцати советских и российских фильмах.
Глубинный смысл творчеству Цоя придала его неожиданная смерть: он погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года в Латвии в возрасте 28 лет. Смерть Цоя создала особый культ бессмертного поэта и композитора («Цой жив»), а его песни и роли в кино приобрели трагический смысловой подтекст.
В его творчестве преобладает тема одиночества, непонятости – одна из самых главных в рок-поэзии вообще. Герой Цоя – бунтарь, который принципиально одинок. Это не интеллигент-эскапист, как у Макаревича или Гребенщикова, а едва повзрослевший подросток. Мотив войны и смерти, звучащий во многих песнях («Легенда», Странная сказка», «Группа крови», «Звезда по имени Солнце»), связан с попыткой бросить вызов миру, уйти из него в бессмертие .
Юрий Шевчук
Ещё один яркий представитель ленинградского рока – лидер группы «ДДТ», народный артист Башкирии Юрий Юлианович Шевчук (род. 1957 в Магаданской области). Учась в одной из школ города Уфы (столицы Башкирии), он проявил талант художника и музыканта. Закончил пединститут в Уфе, работал учителем рисования, получил известность в 70-е годы как поэт-песенник. В 1980 году, работая в уфимском доме культуры, Шевчук создаёт рок-группу «ДДТ», название которой происходит от названия порошка для борьбы с вредными насекомыми (дихлор-дифенил-трихлорэтан). Первоначально музыканты исполняли песни западных рок-групп, но записали в качестве эксперимента первый альбом из семи песен на русском языке.
Юрий Шевчук – один из лучших рок-поэтов, чьи тексты отличаются качественной поэтической отделкой, богатым метафорическим языком, необычной образностью, социально-философским пафосом .
Тематика его текстов очень разнообразна:
- Общественно-политическая лирика: «Родина», «Я получил эту роль», «Мальчики-мажоры», «Правда на правду», «Чёрный пёс Петербург», «Я остановил время»;
- Человек на войне: «Мёртвый город. Рождество», «Не стреляй», «Предчувствие гражданской войны»;
- Философская лирика: «Это всё», «Ты не один», «На небе вороны»;
- Религиозные мотивы: «Храм», «Я зажёг в церквях все свечи», «Рождественская»;
- Любовь: «Далеко-далеко», «Метель», «Беда», «Глазища».
Группа "Наутилус Помпилиус"
Заметную роль в советской рок-культуре сыграл и свердловский рок. Лучшей свердловской группой считается «Наутилус Помпилиус», лидер которой – выпускник Свердловского архитектурного института, композитор и поэт Вячеслав Геннадьевич Бутусов (род. в 1961 в Красноярском крае), а автор большинства текстов – химик по образованию Илья Валерьевич Кормильцев (1959-2007). Группа появилась в 1982 году в г. Свердловске (ныне Екатеринбург) и просуществовала до 1997 года. Всесоюзную известность группа получила после выхода в 1986 году альбома «Разлука» и закрепила популярность в 1989 году альбомом «Князь тишины», куда вошли лучшие песни на стихи Кормильцева: «Скованные одной цепью», «Шар цвета хаки», «Последнее письмо (Гудбай, Америка!)», «Я хочу быть с тобой».
В отличие от других рок-групп, создавших всё лучшее в 1980-е годы, Бутусов сумел достичь огромного творческого успеха и в 1990-е, выпустив альбомы «Чужая земля» (хит – «Прогулки по воде (Апостол Андрей)»), «Титаник»(хиты – «Тутанхамон» и «Зверь») и последний успешный альбом, вышедший в 1995 году, «Крылья» (хиты – «Крылья», «Дыхание» и «Человек на Луне»).
Песни Вячеслава Бутусова на стихи Ильи Кормильцева носят преимущественно общефилософский характер . Сам Бутусов называет их притчами с общечеловеческим смыслом. Хотя среди хитов 80-х есть и песни с подчёркнуто социально-политической подоплёкой : «Скованные одной цепью», «Хлоп-хлоп», «Шар цвета хаки».