СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие российского образования и науки во второй половине XIX 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие российского образования и науки во второй половине XIX 8 класс презентация

Просмотр содержимого документа
«Развитие российского образования и науки во второй половине XIX 8 класс»

   Развитие российского образования и науки во второй половине XIX в.   7 класс

Развитие российского образования и науки во второй половине XIX в. 7 класс

"... нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь при этом на богатейшее наследие наших предков. Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом. История воспитывает в нем необходимое чувство национальной гордости! История требует от нас уважения к себе, как и дедовские могилы, а культура народа всегда зависима от того, насколько народ ценит и знает свое прошлое..." (В.Пикуль. «Ночной полет»)

План

1. Российское образование.

2. Развитие науки и техники.

1. Российское образование  Переломным событием в истории отечественного просвещения стала реформа начального образования. Помимо церковноприходских, стали возникать земские школы, дававшие светское образование. В их создании участвовало либеральное дворянство, в село отправились работать учителями представители русской интеллигенции. Л.Н. Толстой способствовал организации 20 сельских школ, а в своём имении Ясная Поляна писатель сам учил крестьянских детей в бесплатной школе, написал для учеников «Азбуку».  1 / 2

1. Российское образование

Переломным событием в истории отечественного просвещения стала реформа начального образования. Помимо церковноприходских, стали возникать земские школы, дававшие светское образование. В их создании участвовало либеральное дворянство, в село отправились работать учителями представители русской интеллигенции. Л.Н. Толстой способствовал организации 20 сельских школ, а в своём имении Ясная Поляна писатель сам учил крестьянских детей в бесплатной школе, написал для учеников «Азбуку».

1 / 2

Российское образование В среднем образовании сохраняли своё значение классические гимназии. Только их выпускники имели возможность поступать в университеты без вступительных экзаменов. Важным явлением стало создание женских гимназий. Открывались реальные училища, где основное внимание уделялось изучению естественных наук, подготовке к техническим профессиям.  1 / 2

Российское образование

В среднем образовании сохраняли своё значение классические гимназии. Только их выпускники имели возможность поступать в университеты без вступительных экзаменов. Важным явлением стало создание женских гимназий. Открывались реальные училища, где основное внимание уделялось изучению естественных наук, подготовке к техническим профессиям.

1 / 2

Массовое открытие земских школ ( 1864 - 1874 )  Через начальные школы и средние учебные заведения за 30 пореформенных лет прошло несколько сотен тысяч учеников. И всё же проблема образования решалась медленно: в России на одного грамотного человека приходилось пять неграмотных.  Передовые учителя отстаивали идеи народного образования. Выдающимся педагогом и просветителем был К.Д. Ушинский — основоположник русской педагогической науки  1 / 2 Устный счет. Н.П. Богданов – Бельский. 1895 г.

Массовое открытие земских школ

( 1864 - 1874 )

Через начальные школы и средние учебные заведения за 30 пореформенных лет прошло несколько сотен тысяч учеников. И всё же проблема образования решалась медленно: в России на одного грамотного человека приходилось пять неграмотных.

Передовые учителя отстаивали идеи народного образования. Выдающимся педагогом и просветителем был К.Д. Ушинский — основоположник русской педагогической науки

1 / 2

Устный счет.

Н.П. Богданов – Бельский. 1895 г.

Высшее образование Наибольший вклад в высшее образование России вносили университеты, притягивавшие к себе самую пытливую и талантливую российскую молодёжь, в них читали лекции лучшие профессора. Особое место отводилось Петербургскому и Московскому университетам, а в национальных районах центрами образования были Киевский, Харьковский, Новороссийский (в Одессе), Казанский, Дерптский, Томский университеты.  В 1863 г. университетам был дарован Устав, согласно которому ректоры и деканы избирались самими преподавателями. Однако Устав 1884 г. существенно ограничил традиционные свободы университетов, руководство этими учреждениями стало назначаться Министерством народного просвещения. Наиболее интенсивно в этот период развивалось высшее техническое образование.  В России появилось высшее женское образование. Особо известными были Бестужевские курсы.

Высшее образование

  • Наибольший вклад в высшее образование России вносили университеты, притягивавшие к себе самую пытливую и талантливую российскую молодёжь, в них читали лекции лучшие профессора.
  • Особое место отводилось Петербургскому и Московскому университетам, а в национальных районах центрами образования были Киевский, Харьковский, Новороссийский (в Одессе), Казанский, Дерптский, Томский университеты.
  • В 1863 г. университетам был дарован Устав, согласно которому ректоры и деканы избирались самими преподавателями. Однако Устав 1884 г. существенно ограничил традиционные свободы университетов, руководство этими учреждениями стало назначаться Министерством народного просвещения.
  • Наиболее интенсивно в этот период развивалось высшее техническое образование.
  • В России появилось высшее женское образование. Особо известными были Бестужевские курсы.
Медико-хирургическая  (Военно-медицинская) академия   Горный институт Петровская сельскохозяйственная академия

Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия

Горный институт

Петровская сельскохозяйственная академия

Открытие в Москве Исторического Музея Исторический музей основан в 1872 г., открыт в 1883 г. Представляет собой крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Московская Городская Дума отдала свой собственный участок – под возведение музея.

Открытие в Москве

Исторического Музея

Исторический музей основан в 1872 г., открыт в 1883 г. Представляет собой крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Московская Городская Дума отдала свой собственный участок –

под возведение музея.

Открытие Эрмитажа для посещений С середины XIX века растёт число музеев. Помимо художественных и естественнонаучных, открываются промышленные, мемориальные, сельскохозяйственные и краеведческие музеи. В 1865 году доступным для посещения стал Эрмитаж с его богатейшими коллекциями западноевропейского искусства, в конце века учрежден первый художественный государственный музей России - Русский музей. В провинции также открываются музеи и картинные галереи и проводятся промышленные, художественные и торговые выставки.

Открытие Эрмитажа для посещений

С середины XIX века растёт число музеев. Помимо художественных и естественнонаучных, открываются промышленные, мемориальные, сельскохозяйственные и краеведческие музеи.

В 1865 году доступным для посещения стал Эрмитаж с его богатейшими коллекциями западноевропейского искусства, в конце века учрежден первый художественный государственный музей России - Русский музей.

В провинции также открываются музеи и картинные галереи и проводятся промышленные, художественные и торговые выставки.

Таблица Менделеева Д.И. Менделеев был ученым с разносторонними знаниями и интересами (химия, физика, метрология, воздухоплавания, сельское хозяйство, экономика, просвещение. Всемирную славу ему принесло открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов - одного из основных законов естествознания. Периодическая система элементов Менделеева показывает, что химические свойства элементов, т. е. их качества, обусловлены количеством их атомного веса. Тем самым его открытие служит блестящим подтверждением одного из общих законов развития природы - закона перехода количества в качество.  Дмитрий Иванович Менделеев

Таблица Менделеева

Д.И. Менделеев был ученым с разносторонними знаниями и интересами (химия, физика, метрология, воздухоплавания, сельское хозяйство, экономика, просвещение. Всемирную славу ему принесло открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов - одного из основных законов естествознания. Периодическая система элементов Менделеева показывает, что химические свойства элементов, т. е. их качества, обусловлены количеством их атомного веса. Тем самым его открытие служит блестящим подтверждением одного из общих законов развития природы - закона перехода количества в качество.

Дмитрий Иванович Менделеев

Ученые-натуралисты  И.М. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив переворот в биологии. Первым доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность это результат работы головного мозга. Иван Михайлович Сеченов

Ученые-натуралисты

И.М. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив переворот в биологии. Первым доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность это результат работы головного мозга.

Иван Михайлович Сеченов

Ученые-натуралисты  И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея организовали первую в России бактериологическую станцию, разработали методы борьбы против бешенства. Илья Ильич Мечников  Николай Федорович Гамалея

Ученые-натуралисты

И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея организовали первую в России бактериологическую станцию, разработали методы борьбы против бешенства.

Илья Ильич Мечников

Николай Федорович Гамалея

На Всемирной выставке в Париже демонстрировалась коллекция русских почв, собранная Докучаевым В.В.Докучаев положил начало науке о свойствах различных почв. В 1889 г. на Всемирной выставке в Париже демонстрировались опубликованные труды Докучаева, удостоенные золотой медали. В книге «Наши степи прежде и теперь» ученый изложил план борьбы с засухой, поразившей черноземную полосу России в 1891 г. Этот план предусматривал меры воздействия на природу степей путем посадок лесов.  1 / 1 Василий Васильевич Докучаев

На Всемирной выставке в Париже демонстрировалась коллекция русских почв, собранная Докучаевым

В.В.Докучаев положил начало науке о свойствах различных почв. В 1889 г. на Всемирной выставке в Париже демонстрировались опубликованные труды Докучаева, удостоенные золотой медали. В книге «Наши степи прежде и теперь» ученый изложил план борьбы с засухой, поразившей черноземную полосу России в 1891 г. Этот план предусматривал меры воздействия на природу степей путем посадок лесов.

1 / 1

Василий Васильевич Докучаев

Изобретение Яблочковым дуговой электролампы  В 1876 г. П.Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре лампочки Яблочкова осветили улицы и дома многих городов мира. Физик Павел Николаевич Яблочков Свеча Яблочкова

Изобретение Яблочковым дуговой электролампы

В 1876 г. П.Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре лампочки Яблочкова осветили улицы и дома многих городов мира.

Физик

Павел Николаевич Яблочков

Свеча Яблочкова

Доклад Попова по радиосвязи Профессор А.С. Попов разработал генератор электромагнитных колебаний; 25 апреля 1895 г. в Русском физическом обществе продемонстрировал изготовленный им приемник-передатчик. В 1900 г. радиоприемник Попова был использован в практических целях для спасения рыбаков в Финском заливе. За свое открытие ученый был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.  Александр Степанович Попов Радио Попова

Доклад Попова по радиосвязи

Профессор А.С. Попов разработал генератор электромагнитных колебаний; 25 апреля 1895 г. в Русском физическом обществе продемонстрировал изготовленный им приемник-передатчик. В 1900 г. радиоприемник Попова был использован в практических целях для спасения рыбаков в Финском заливе. За свое открытие ученый был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Александр Степанович Попов

Радио Попова

Самолет Можайского В 1881 г. морской офицер А.Ф.Можайский сконструировал первый в мире самолет, правда, его испытания закончились неудачей. Физик Александр Федорович Можайский

Самолет Можайского

В 1881 г. морской офицер А.Ф.Можайский сконструировал первый в мире самолет, правда, его испытания закончились неудачей.

Физик

Александр Федорович Можайский

2. Развитие науки и техники  Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в прикладных целях, став весомым вкладом в мировой технический прогресс. 1867 г. – труд «О средних величинах», в котором дана теорема, лежащая в основе различных вопросов теории вероятностей.  Математик и механик и Пафнутий Львович Чебышев

2. Развитие науки и техники

Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в прикладных целях, став весомым вкладом в мировой технический прогресс.

1867 г. – труд «О средних величинах», в котором дана теорема, лежащая в основе различных вопросов теории вероятностей.

Математик и механик и Пафнутий Львович Чебышев

Открытие Столетовым скорости света А.Г. Столетов в 1876 г., измеряя отношение электромагнитных и электростатических единиц, получил значение, близкое к скорости света. Предложение Столетова организовать измерение этой величины, принятое I конгрессом электриков в 1881 г., способствовало утверждению электромагнитной теории света. Физик Александр Григорьевич Столетов

Открытие Столетовым

скорости света

А.Г. Столетов в 1876 г., измеряя отношение электромагнитных и электростатических единиц, получил значение, близкое к скорости света.

Предложение Столетова организовать измерение этой величины, принятое I конгрессом электриков в 1881 г., способствовало утверждению электромагнитной теории света.

Физик

Александр Григорьевич Столетов

Гусеничный трактор Блинова В 1888 г. механик-самоучка Ф.А. Блинов изобрел гусеничный трактор.

Гусеничный трактор Блинова

В 1888 г. механик-самоучка Ф.А. Блинов изобрел гусеничный трактор.

Открытие Пржевальским вида дикой лошади ( 1879 ) Современным зоологам удалось спасти вымирающий вид - «Лошадь Пржевальского». Это единственная дикая лошадь, сохранившаяся в природе. Она была обнаружена Николаем Пржевальским в 1879 году в пустыне Гоби, в Южной Монголии. В середине ХХ века этих животных оставалось три десятка, и все они жили в неволе. Но отныне существование редкого вида более не находится под угрозой: благодаря успешному разведению дикую лошадь снова выпускают в монгольские степи. Экспедиция Пржевальского

Открытие Пржевальским вида дикой лошади

( 1879 )

Современным зоологам удалось спасти вымирающий вид - «Лошадь Пржевальского». Это единственная дикая лошадь, сохранившаяся в природе. Она была обнаружена Николаем Пржевальским в 1879 году в пустыне Гоби, в Южной Монголии. В середине ХХ века этих животных оставалось три десятка, и все они жили в неволе. Но отныне существование редкого вида более не находится под угрозой: благодаря успешному разведению дикую лошадь снова выпускают в монгольские степи.

Экспедиция Пржевальского

Экспедиции Миклухо-Маклая Н.Н. Миклухо-Маклай посвятил жизнь изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Два с половиной года он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, смог завоевать любовь и доверие ее жителей. Совершил два труднейших путешествия во внутренние районы Малакки, побывал на Филиппинах и в Индонезии, жил в Австралии, где основал биологическую станцию. В 1881 г. он разработал проект создания на Новой Гвинее независимого государства - Папуасского Союза, призванного противостоять колонизаторам. Николай Николаевич Миклухо-Маклай

Экспедиции Миклухо-Маклая

Н.Н. Миклухо-Маклай посвятил жизнь изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Два с половиной года он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, смог завоевать любовь и доверие ее жителей. Совершил два труднейших путешествия во внутренние районы Малакки, побывал на Филиппинах и в Индонезии, жил в Австралии, где основал биологическую станцию. В 1881 г. он разработал проект создания на Новой Гвинее независимого государства - Папуасского Союза, призванного противостоять колонизаторам.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай

Историческая наука С.М. Соловьев-профессор, декан историко-филологического факультета, ректор Московского университета.  Автор 29-томной «Истории России с древнейших времен». Принадлежал к государственной школе, считавшей государство движущей силой исторического развития.  Сергей Михайлович Соловьев

Историческая наука

С.М. Соловьев-профессор, декан историко-филологического факультета, ректор Московского университета.

Автор 29-томной «Истории России с древнейших времен».

Принадлежал к государственной школе, считавшей государство движущей силой исторического развития.

Сергей Михайлович Соловьев

Начало научной деятельности Ключевского  Ученик С. М. Соловьева В.О. Ключевский в 1882 г. блестяще защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Автор многих исторических исследований и «Курса русской истории», который читал в Московском университете. Большое значение придавал изучению социально-экономических причин исторических событий и явлений. На лекции В. О. Ключевского собирались студенты всех факультетов и как правило они заканчивались под шквал студенческих аплодисментов. Василий Осипович Ключевский

Начало научной деятельности Ключевского

Ученик С. М. Соловьева В.О. Ключевский в 1882 г. блестяще защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Автор многих исторических исследований и «Курса русской истории», который читал в Московском университете. Большое значение придавал изучению социально-экономических причин исторических событий и явлений. На лекции В. О. Ключевского собирались студенты всех факультетов и как правило они заканчивались под шквал студенческих аплодисментов.

Василий Осипович Ключевский

Домашнее задание:   Составить таблицу «Достижения науки во второй половине XIX века» в тетради. НАУКА ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ  ( Кто? Что? Когда? ) математика физика химия биология география история  2. Параграф 28.

Домашнее задание:

  • Составить таблицу «Достижения науки во второй половине XIX века» в тетради.

НАУКА ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ

( Кто? Что? Когда? )

математика

физика

химия

биология

география

история

2. Параграф 28.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!