СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие саморегуляции и волевых качеств детей, обучающихся по ДООП физкультурно-спортивной направленности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ проблемы развития саморегуляции и волевых качеств младших подростков и выявлении эффективности боевых видов спорта как средства развития саморегуляции и волевых качеств детей младшего подросткового возраста.

Просмотр содержимого документа
«Развитие саморегуляции и волевых качеств детей, обучающихся по ДООП физкультурно-спортивной направленности»

УДК 37.032.2


Дырдина А.А., педагог-организатор

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области», Россия, г. Димитровград

Салихов Р.Ж., директор

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области», Россия, г. Димитровград

президент

Ассоциация физкультурно–спортивных организаций, Россия, г. Димитровград


Dyrdina A.A., organizer teacher

Municipal budgetary educational institution of additional education «House of children's creativity of the municipal formation «Melekessky district» of the Ulyanovsk region», Russia, Dimitrovgrad

Salikhov R.ZH., director

Municipal budgetary institution of additional education "Children's and youth sports school of the municipality "Melekessky district" of the Ulyanovsk region", Russia, Dimitrovgrad

the president

Association of physical culture and sports organizations, Russia, Dimitrovgrad


БОЕВЫЕ ВИДЫ СПОРТА КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА


COMBAT SPORTS AS A COMPONENT OF THE DEVELOPMENT OF SELF-REGULATION AND VOLITIONAL QUALITIES OF YOUNG CHILDREN


Аннотация: в статье анализируется потенциал боевых видов спорта как компонента развития саморегуляции и волевых качеств детей младшего подросткового возраста. Рассматривается связь между физической культурой и психологией, а также их совокупное влияние на формирование личности спортсмена.

Abstract: the article analyzes the potential of combat sports as a component of the development of self-regulation and volitional qualities in children of younger adolescence. The connection between physical culture and psychology, as well as their combined influence on the formation of the athlete's personality, is considered.


Ключевые слова: саморегуляция, волевые качества, младший подростковый возраст, боевые виды спорта.


Сегодня, благодаря средствам массовой информации, кинематографу, социальным сетям, о боевых видах спорта знают все. К сожалению, большинство знаний шаблонны и однотипны. Боевые виды спорта представляют собой не только методику физического развития человека, но и глубокую философскую систему знаний и ценностей, что позволяет совершенствовать тело и личность [1].

Для достижения успеха, особенно в боевых видах спорта, спортсмен должен уметь управлять своими эмоциями, действиями, психическим состоянием при различных психофизических состояниях организма и воздействиях сбивающих факторов. Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом [3].

Активное развитие связей между теоретическими положениями психологии и практическими достижениями в спорте показывает, что психолого-педагогическое сопровождение позволяет эффективно способствовать формированию и становлению личности спортсмена [4].

В отечественной психологии распространена точка зрения, согласно которой занятия спортом способствуют развитию волевой регуляции [2]. Наряду с этим, эмпирических данных, подтверждающих эту точку зрения, получено недостаточно, что и определило актуальность темы исследования. Таким образом, был выделен объект исследования: боевые виды спорта как компонент системы личностного развития, и предмет: эффективность боевых видов спорта как средства развития саморегуляции и волевых качеств детей младшего подросткового возраста.

Цель исследования: изучить проблему развития саморегуляции и волевых качеств младших подростков и выявить эффективность боевых видов спорта как средства развития саморегуляции и волевых качеств детей младшего подросткового возраста.

Гипотеза исследования:

1. Боевые виды спорта способствуют развитию саморегуляции и волевых качеств детей младшего школьного возраста.

2. Для учащихся, занимающихся боевыми видами спорта, характерен низкий уровень развития эмпатии.

Методы и методики:

Методика диагностики эмоционального интеллекта Н.Холла.

Методика позволяет выявить способности понимать отношения личности, представляемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Тест «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова.

Методика направлена на изучение обобщенной характеристики проявления силы воли.

Для обработки полученных результатов применялись методы математической статистики (описательная статистика, критерий Фишера).

Характеристика выборки.

В исследовании приняли участие 48 человек, составивших одну экспериментальную и одну контрольную группу по 24 человека. Все респонденты обучаются в организациях дополнительного образования муниципального образования «Мелекесский район». Представители экспериментальной группы посещают занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Кикбоксинг» Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области» (далее – МБУ ДО ДЮСШ Мелекесского района).

Экспериментальную группу составили учащиеся, занимающиеся боевыми видами спорта. Средний возраст 10-12 лет.

Контрольную группу составили учащиеся, не посещающие спортивные секции. Средний возраст тот же, что и у экспериментальной группы.

Таблица 1. Сравнение эмпирических данных по группам исследования

Шкалы

ЭГ (n=24), результаты в баллах

КГ (n=24), результаты в баллах

Критерий (эмп)

Методика диагностики эмоционального интеллекта Н.Холла.

Эмоциональная осведомленность

8

8

0,288

Управление эмоциями

12

8

2,39**

Самомотивация

14

9

2,688**

Эмпатия

6

10

2,816**

Распознавание эмоций других людей

10

13

0,582

Тест «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова.

Обобщенная характеристика проявления силы воли

26

21

2,054*

Примечание: звездочкой отмечены статистически значимые различия по критерию Фишера – φ для сопоставления двух независимых выборок (*р ≤ 0,05; **р ≤0,01), ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа, баллы высчитаны по среднему значению и округлены до целого.

Результаты выполненного исследования подтвердили верность первой части первоначальной гипотезы и позволили нам сформулировать следующие выводы.

1. Анализ полученных эмпирических данных методом математической статистики критерий Фишера-φ показал, что при межгрупповом изучении результатов экспериментальной и контрольной группы по методике «Диагностика эмоционального интеллекта Н.Холла» были выявлены статистически значимые различия по шкалам «Управление эмоциями» и «Самомотивация». На основании этого, можно предполагать, что учащиеся, занимающиеся боевыми видами спорта, обладают высоким уровнем самотивации и уровнем управления эмоциями, что позволяет эффективнее восполнять дефицит побуждения к действию и преодолевать различные внешние и внутренние препятствия.

В обеих сравниваемых группах средние показатели по шкалам «Эмоциональная осведомленность» и «Распознавание эмоций других людей» находятся в диапазоне от среднего до высокого, что говорит об адекватных способностях понимать эмоции и чувства как свои, так и сверстников, рефлексировать о себе и своем собственном внутреннем состоянии.

2. При анализе результатов ассоциативного теста «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова» с помощью метода математической статистики критерий Фишера-φ был сделан вывод, что учащиеся, занимающиеся боевыми видами спорта, скорее всего, характеризуются развитой волевой регуляцией. При межгрупповом анализе уровня обобщенной характеристики проявления силы воли были выявлены статистически незначительные различия. Можно предположить, что полученные значения объясняются слабой валидностью диагностического метода, связанной с особенностью проведения процедуры исследования по ней.

В ряде случаев самооценки волевых качеств хорошо согласуются с данными методов с высокой валидностью и уровнем объективных достижений в разных видах деятельности. С другой стороны, данные самооценки неизбежно подвержены искажающему влиянию со стороны факторов неволевой природы, в частности, со стороны фактора социальной желательности [5].

3. Учащиеся, занимающиеся боевыми видами спорта, действительно обладают более низким уровнем эмпатии, имеют затруднения в понимании внутреннего мира и чувств другого человека. Они испытывают трудности в общении с группой и тренерами на отвлеченные темы.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что боевые виды спорта способствуют развитию саморегуляции и волевых качеств детей младшего школьного возраста. Мы можем предположить, что высокие показатели спортсменов могут быть результатом неравномерного отсева детей из спортивной секции в МБУ ДО ДЮСШ Мелекесского района. Занятия спортом предъявляют очень высокие требования к волевой регуляции человека, поэтому дети, не обладающие необходимым уровнем развития волевой регуляции, скорее всего, будут отсеиваться из МБУ ДО ДЮСШ Мелекесского района либо по собственному желанию, либо по причине неуспеваемости.

Для того, чтобы получить более развернутые данные о том, как занятия боевыми видами спорта влияют на развитие саморегуляции и волевых качеств, необходимо провести лонгитюдные наблюдения динамики волевой регуляции и увеличить объем выборки исследования среди детей, обучающихся в МБУ ДО ДЮСШ Мелекесского района и спортивных секциях Ассоциации физкультурно–спортивных организаций. Это составляет предмет нашего дальнейшего исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Билалова Б.М. Борисов Р.В. Эмоциональный интеллект спортсменов боевых видов спорта / Билалова Б.М., Борисов Р.В. // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки – 2021– Том 36. Выпуск 3 – С. 107–111. DOI: https://doi.org/10.21779/2542-0313-2021-36-1-107-112

  2. Быкова Е.А. К вопросу о формировании волевых качеств в подростковом возрасте / Быкова Е.А. // Вестник Шадринского государственного педагогического университета – 2021 – № 2(50) 2021 – С. 202–208. DOI: https://doi.org/10.52772/25420291_2021_2_202

  3. Даянова М.А. Коробейникова Е.И. Характеристика психологической подготовки спортсменов / Даянова М.А. Коробейникова Е.И. // Наука-2020 – 2019 – № 11(36) – С. 51–60.

  4. Куличев А.Н., Муханов Ю.В., Хабаров Д.В. О психических свойствах физических качеств и способах их гармонизации / Куличев А.Н., Муханов Ю.В., Хабаров Д.В. // Проблемы современного педагогического образования– 2019 – С. 322-325. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения 14.07.2021)

  5. Шляпников В.Н., Хрулёва Ю.Н. // Особенности волевой регуляции у спортсменов-юниоров / 5. Шляпников В.Н., Хрулёва Ю.Н. // Психология. Журнал Высшей школы экономики – 2012. – Т 9.№1. – С. 132-140



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!