СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие силовых способностей юношей 10-11 классов при помощи упражнений гиревого спорта

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость быть сильным для юноши никто оспаривать не будет. Данная разработка предлагает для развития силы упражнения гиревого спорта, систематическое применение которых дает ощутимые результаты. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие силовых способностей юношей 10-11 классов при помощи упражнений гиревого спорта»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 82 г.ВЛАДИВОСТОКА»












«РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ 10-11-х КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»





Думлер Валерий Владимирович

учитель физической культуры и ОБЖ

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 82 города Владивостока


















Владивосток

2019

1. Актуальность

Проблема развития мышечной силы у юношей старшего школьного возраста представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями экологических (неблагоприятную обстановку), экономических (падение жизненного уровня населения) и социальных условий жизни общества. К вышеперечисленным факторам следует отнести также пренебрежительное отношение к здоровью самих школьников, злоупотребляющих алкоголем и курением, что выразилось в потере интереса последних к занятиям физической культурой. В настоящее время регулярными занятиями спортом охвачено не более 10% молодежи, о чём с тревогой говорит Президент Российской Федерации В.В.Путин. Все яснее наблюдается тенденция физической деградации подрастающего поколения. Подростки 2000-х годов по мышечной силе и выносливости на 10-18% уступают своим сверстникам 80-90-х. По данным Т.Ю. Круцевич (2007) заметно снижается стремление к прогулкам с друзьями, просто активному отдыху. В это же время закрепилось такое увлечение, как работа на компьютере и компьютерные игры, чего не было раньше. Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ.

Давно известно, что здоровых детей, поступающих в I класс, не более 30%, а к окончанию XI класса их остается только 15—20%. По данным О. Сухарева (2004), в период обучения в школе дефицит двигательной активности приводит к ухудшению сердечно-сосудистой системы, снижению ЖЕЛ, чрезмерной массе тела за счёт увеличения холестерина в крови. Школьная программа увеличивает нагрузку на организм ребенка: возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, и, следовательно, увеличивается пребывание организма в статических позах, перенапрягается зрительный аппарат. Вследствие малой подвижности возникает такое заболевание, как гиподинамия, что приводит к снижению физических возможностей. Вследствие чего болезненность детей возрастает во всех возрастных группах, а на протяжении обучения в школе здоровье учащихся ухудшается в 4-5 раз.

Процесс освоения любых двигательных актов (трудовых, спортивных, бытовых и прочих) идет значительно успешнее, если занимающийся имеет сильные, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Высокий уровень развития физических способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям, и, наконец, это важнейший компонент состояния здоровья.

Общая задача в процессе многолетнего воспитания силовых способностей у детей школьного возраста заключается в том, чтобы всесторонне развить их и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой).

2. Общая характеристика силы

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий (напряжений) (Теория и методика физического воспитания, 1976).

Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила» (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2003).

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13—14 до 17— 18 лет, а у девочек и девушек — от 11—12 до 15—16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10— 11 годам она составляет примерно 23%, к 14—15 годам — 33%, а к 17—18 годам — 45%). Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.

3. Особенности морфофункционального развития детей старшего школьного возраста

Правильная постановка физического воспитания в школе требует знания и учета возрастных особенностей развития организма учащихся. В соответствии с этими особенностями конкретизируются задачи физического воспитания, уточняются средства и методы их разрешения, определяется степень нагрузки на организм учащихся.

В возрасте 16 – 17 лет процесс роста и развития организма еще продолжается. По сравнению с подростками 12 – 15 лет у школьников старших классов наблюдается относительно спокойное и равномерное протекание всех процессов развития отдельных органов и систем организма. В связи с окончанием полового созревания в этом возрасте у учащихся четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. Особенности старшего школьного возраста проявляются в замедлении роста тела в длину и увеличении его размеров в ширину, а также в увеличении прироста в весе тела. По своему внешнему виду, по пропорциям тела старшеклассники приближаются к взрослым. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши становятся выше девушек и тяжелее. У девушек же, в отличие от юношей, становится более длинным туловище, более короткими ноги и руки, ниже расположен центр тяжести тела. Все эти особенности сказываются на длине шага, скорости ходьбы и бега, высоте и длине прыжка и т. д. В 16 – 17 лет у школьников заканчивается окостенение большей части скелета за исключением нескольких костей (крестец, ключицы, бедренные кости и др.), окостенение которых завершается к 25 – 26 годам. Рост трубчатых костей в длину замедляется, а в ширину усиливается. Кости становятся более широкими и прочными.

4. Задачи развития силовых способностей

Задачи, которые преследует учитель физической культуры при развитии силовых способностей, состоят в следующем:

первая из этих задач – это общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата ребёнка путём использования избирательных силовых упражнений;

вторая – разностороннее развитие силовых способностей (собственно-силовых, скоростно-силовых, силовой выносливости) в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков);

третья – создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки (Л.П.Матвеев, 1991).

Анализ литературных источников показал, что развитию силовых способностей в специальной литературе уделяется достаточное внимание, однако применительно к школе этот вопрос разработан недостаточно полно, учитывая отсутствие конкретных методик по развитию силовых способностей юношей 10-11 классов.

5. Опыт работы

Как было сказано выше, учитель при развитии физических способностей учащихся должен опираться на имеющуюся в его распоряжении учебно-материальную базу. Для развития силовых способностей в МБОУ СОШ № 82 на момент её открытия в 2012 году имелось: перекладина навесная (2 шт.), брусья навесные (1 шт.), канат для лазания (2 шт.). Учитывая, что количество учащихся в школе около 1700 человек, и спортзалы всегда заняты для проведения уроков физической культуры, становится ясным, что в данных условиях о полноценном развитии силовых качеств учащихся можно говорить с большой натяжкой. Кроме того, мы считаем, что к канату, перекладине и брусьям должны подходить физически подготовленные ученики, чтобы избежать травм как телесных, так и психологических, после которых они и близко не подойдут к этим снарядам, и задачи развития силовых способностей останутся невыполненными. В 2012-2013 учебном году эти задачи для юношей 10-11 классов решались традиционными, да и единственно возможными, упражнениями: сгибания-разгибания рук в упоре лёжа (ноги на полу или на гимнастической скамейке), сгибания-разгибания рук в упоре сидя о гимнастическую скамейку, приседания с напарником на плечах с опорой о шведскую стенку, передвижения с напарником на плечах по залу (стадиону), поднимания туловища из положения лёжа, подтягивания на перекладине, поднимания ног к перекладине, сгибания-разгибания рук на брусьях. Данные упражнения выполнялись, как рекомендуется, в конце основной части урока, если не было упражнений на выносливость, не более 2-3-х, учитывая ограниченное время урока, по 3 подхода. Одновременно с этим нами изучалась учебно-методическая литература по повышению эффективности занятий по развитию силовых способностей, и был сделан выбор в пользу упражнений из гиревого спорта (на уроках физической культуры) и пауэрлифтинга (на внеклассных занятиях), которые были опробованы на некоторых наиболее подготовленных учениках 10-11-х классов в течение 2012-2013учебного года.

В 2012 году во всех школах Российской Федерации был введён обязательный третий час физической культуры, что дало возможность учителю в рамках существующих программ обучения уделять больше внимания развитию тех или иных физических способностей. И если оставить без изменений существующие до этого учебные программы (68 часов), то добавленные 34 часа можно полностью посвятить развитию этих способностей. Как известно, разделы программы в школе изучаются по блокам: лёгкая атлетика, гимнастика, баскетбол, волейбол. В пределах этих блоков учитель должен развивать все физические способности, обучать правилам и технике игр и т.п., что не всегда приводит к желаемым результатам. Мы предлагаем 25 из этих 34 часов посвятить развитию силовых способностей, уделяя один урок в неделю полностью на эти цели, начиная со второй четверти. В первой четверти их развитию также уделяется внимание, но упор делается на развитие выносливости, так как погода позволяет проводить уроки на стадионе.

Итак, мы предлагаем развивать силовые способности на уроках физической культуры путём применения упражнений из гиревого спорта, посвятив этому один из трёх уроков в неделю, и пауэрлифтинга (на внеклассных занятиях), оставив без изменений традиционную программу физической культуры, где развитию этих способностей также уделяется внимание путём применения перечисленных выше упражнений.

В настоящее время в школе имеется 7 гирь по 16 кг, 4 гири по 24 кг, 2 гири по 32 кг, гантели 0,5-10 кг (50 шт.), тренажёрный зал с многофункциональными тренажёрами, скамьёй для жима штанги лёжа, помостом для становой тяги, стойками для приседания со штангой, 3 грифа, блины для штанги общим весом 240 кг. Данное оборудование позволяет проводить уроки и внеклассные занятия с достаточной плотностью.

В основной части уроков физической культуры мы применяем следующие упражнения с гирями для развития силовых способностей:

- жим гири двумя руками над головой;

- жим гири правой (левой) рукой над головой;

- жим двух гирь поочерёдно правой (левой) рукой над головой;

- тяга гири вдоль туловища до подбородка (над головой);

- жим гири двумя руками из-за головы;

- тяга гири к поясу в наклоне правой (левой) рукой;

- подъём гири (2-х гирь) на грудь;

- приседания с гирей в опущенных руках; с гирей, положенной на спину; с гирей, поднятой одной (двумя) руками вверх; с двумя гирями, поднятыми к плечам; выпрыгивания с гирей в опущенных руках с двух гимнастических скамеек;

- толчок одной (двух) гирь по короткому (длинному) циклу;

- круговые движения гирей вокруг туловища, передавая гирю из одной руки в другую;

- мах (рывок) гири поочерёдно правой (левой) рукой;

- жонглирование гирей, перебрасывая её из одной руки в другую;

- стояние с гирями в опущенных руках; с гирями, поднятыми к плечам:

- вращение плечами с гирями в опущенных руках;

- наклоны (повороты) с гирей (гирями) в опущенных руках (за головой).

На каждый урок создаём комплекс из 5-6 упражнений, ученики выполняют 3 подхода по 6-10 повторений, отдых между повторениями – 1-2 минуты. Ученики делятся на 2 группы по 5 человек, которые выполняют упражнение фронтально: одна группа работает, другая отдыхает. Упражнения усложняются по мере овладения ими, например: жим гири двумя руками над головой; жим гири правой (левой) рукой над головой; жим двух гирь поочерёдно правой (левой) рукой над головой. Вес гири варьируется в зависимости от физической подготовленности ученика.

Примерные комплексы упражнений для 10-го класса

Комплекс 1

Упражнение 1. Жим гири двумя руками стоя.

И.п. – о.с. Взять гирю двумя руками за ручку и поднять её на грудь телом гири вверх. Выжать гирю двумя руками над головой, чтобы тело гири было поднято вверх. Повторить 6-10 раз.

Упражнение 2. Тяга гири вдоль туловища.

И.п. – о.с. Взять гирю двумя руками за ручку, поднимать её вдоль туловища до подбородка, разводя локти в стороны. Повторить 6-10 раз.

Упражнение 3. Жим гири из-за головы двумя руками.

И.п. – о.с. Взять гирю двумя руками за ручку, поднять над головой, опускать за голову, удерживая гирю телом вниз, поднимать над головой. Повторить 6-10 раз.

Упражнение 4. Приседания с гирей на спине.

И.п. – о.с. Взять гирю двумя руками за ручку, поднять над головой, опустить за голову на лопатки. Приседать на всей ступне, не наклоняя туловище вперёд. Повторить 6-10 раз.

Упражнение 5. Круговые движения гирей вокруг туловища.

И.п. – о.с. Взять гирю в правую (левую) руку, выполнять круговые движения гирей вокруг туловища, передавая её из одной руки в другую. Повторить 6-10 раз в каждую сторону.

Комплекс 2

Упражнение 1. Жим гири одной рукой.

И.п. – о.с. Наклонившись, взять гирю за ручку правой рукой, поднять её на грудь. Выжать гирю над головой. Левая рука отведена в сторону. Повторить 6-10 раз. То же – левой рукой.

Упражнение 2. Приседания с гирей в опущенных руках.

И.п. – о.с. Взять гирю двумя руками за ручку, держать её в опущенных руках спереди. Приседать на всей ступне, не наклоняя туловище вперёд. Повторить 6-10 раз.

Упражнение 3. Тяга гири вдоль туловища.

И.п. – о.с. Взять гирю двумя руками за ручку, поднимать её вдоль туловища над головой. Повторить 6-10 раз.

Упражнение 4. Тяга гири в наклоне.

И.п. – левая нога полусогнута, правая прямая отставлена назад. Туловище слегка наклонено вперёд, спина вогнута. Правой рукой выполняем тягу гири к поясу. То же – левой. Повторить 6-10 раз.

Упражнение 5. Мах гирей одной рукой.

И.п. – о.с. Нагнувшись, взять гирю за ручку. Согнув колени, слегка подать гирю назад между ног. Выпрямляя спину и разгибая колени, выполнить мах гирей до уровня груди. Повторить 6-10 раз. Смену рук производить на махе назад после выполнения запланированного количества повторений.

Упражнение 6. Стояние с двумя гирями в опущенных руках.

И.п. – о.с. Согнув колени, взять 2 гири за ручки. Разгибая колени, выпрямиться. Стоять с гирями, опущенными вдоль туловища, 1-2 минуты.

Примерные комплексы упражнений для 11-го класса

Комплекс 1

Упражнение 1. Жим двух гирь поочерёдно правой (левой) рукой.

И.п. – о.с. Наклонившись, взять 2 гири за ручки, поднять их на грудь. Поочерёдно выжимать гири над головой так, чтобы опускание гири одной рукой совпадало с началом подъёма другой. Повторить 8-12 раз каждой рукой.

Упражнение 2. Круговые движения гирей вокруг туловища.

И.п. – о.с. Взять гирю в правую (левую) руку, выполнять круговые движения гирей вокруг туловища, передавая гирю из одной руки в другую. Повторить 8-12 раз в каждую сторону.

Упражнение 3. Подъём 2-х гирь на грудь.

И.п. – широкая стойка ноги врозь. Наклонившись и слегка согнув колени, взять 2 гири за ручки сверху. Разгибая колени и выпрямляя туловище, поднять гири на грудь. Махом вперёд опустить их вниз на прямых руках, наклоняясь вперёд и сгибая колени. Используя инерцию движения, поднять гири на грудь. Повторить 8-12 раз.

Упражнение 4. Приседания с двумя гирями, поднятыми на грудь.

И.п. – широкая стойка ноги врозь. Наклонившись и слегка согнув колени, взять 2 гири за ручки сверху. Разгибая колени и выпрямляя туловище, поднять гири на грудь. Удерживая гири на груди, выполнять приседания на полной стопе, не подавая туловище вперёд. Повторить 8-12 раз.

Упражнение 5. Жонглирование гирей.

И.п. – о.с. Нагнувшись, взять гирю за ручку. Согнув колени, слегка подать гирю назад между ног. Выпрямляя спину и разгибая колени, выполнить мах гирей до уровня груди, подать гирю от себя (к себе), чтобы она совершила оборот, и перехватить её за ручку другой рукой. Повторить 8-10 раз каждой рукой.

Комплекс 2

Упражнение 1. Толчок 2-х гирь по короткому циклу.

И.п. – широкая стойка ноги врозь. Наклонившись, поднять 2 гири на грудь. Сгибая колени, вытолкнуть гири вверх на прямые руки, разогнув колени, выпрямиться. Сгибая колени, опустить гири на грудь. Повторить 8-12 раз.

Упражнение 2. Тяга гири в наклоне.

И.п. – левая нога полусогнута, правая прямая отставлена назад. Туловище слегка наклонено вперёд, спина вогнута. Правой рукой выполняем тягу гири к поясу. То же – левой. Повторить 8-12 раз.

Упражнение 3. Выпрыгивания с гирей с гимнастических скамеек.

И.п. – стоя на гимнастических скамейках, гиря в опущенных руках спереди. Сгибая колени, присесть, опуская гирю ниже скамеек, не наклоняя туловище вперёд; выпрыгнуть вверх. Повторить 8-12 раз.

Упражнение 4. Стояние с двумя гирями, поднятыми на грудь.

И.п. – о.с. Согнув колени, взять 2 гири за ручки. Махом поднять гири на грудь, выпрямиться. Стоять с гирями, понятыми на грудь, 1-2 минуты.

Упражнение 5. Рывок гири.

И.п. – о.с. Наклонившись и согнув колени, взять гирю за дужку хватом сверху, свободную руку отвести в сторону. Разгибая колени, за счёт усилия ног и туловища на почти прямой руке поднять гирю вверх. Для очередного замаха опустить гирю вниз на прямой руке. Перехват выполнять на махе вперёд. Повторить 8-12 раз каждой рукой.

Комплексы упражнений можно разрабатывать как на каждое занятие, так и менять их через 3-4 занятия, предлагая ученикам более сложные (по сравнению с уже изученными) упражнения.

6. Результативность опыта

Кроме уроков физической культуры, развитию силовых способностей в нашей школе посвящены и 4 часа внеклассных занятий в тренажёрном зале, на которые приглашаются все желающие ученики 10-11-х классов. На этих занятиях они выполняют в основном базовые упражнения для развития силы: жим штанги лёжа, приседания со штангой на плечах, становую тягу – 3 подхода по 8-10 повторений. В случае, когда ученик выполняет 3 подхода по 10 повторений, вес штанги увеличивается на 5 кг. Завершаются эти занятия первенством школы по жиму штанги весом 60 кг лёжа на большее количество повторений. Чемпион и призёры показали результаты – 24, 23, 20 повторений, а в сентябре месяце их результаты были соответственно – 12, 10, 10 повторений, что свидетельствует об эффективности занятий по развитию силовых способностей. Кроме того, чемпион школы (Личманюк Евгений) показал результат в жиме штанги лёжа – 105 кг.

В 2014 - 2019 годах сборная команда школы участвовала в первенстве Первореченского района по силовому многоборью, где каждый участник должен был выполнить следующие упражнения: подтягивания на перекладине, сгибания-разгибания рук в упоре на брусьях, лазание по канату без помощи ног, поднимания ног к перекладине, прыжок в длину с места. В состав команды входили 7 человек, показавших лучшие результаты в соревнованиях на первенство школы. Это были ученики, занимающиеся по предложенной нами программе развития силовых способностей. Команда заняла 1 место во всех первенствах. В апреле месяце 2014-2019 г.г. сборная команда школы участвовала в первенстве города Владивостока по силовому многоборью, где соревновались команды, занявшие 1-3 места в первенствах районов города Владивостока. И снова сборная команда 82-й школы занимает 1 место четыре года из шести, один раз став третьей, один – второй. Данный результат также позволяет сделать вывод об эффективности применяемой нами методики развития силовых способностей юношей 10-11-х классов.

Известно, что при поступлении в военные учебные заведения, абитуриенты сдают нормативы по физической культуре. За все годы работы в МБОУ СОШ № 82 не было ни одного случая, когда бы наш выпускник не поступил по причине неудовлетворительной физической подготовки. Не менее 50% выпускников ежегодно связывают свою судьбу со службой в Вооружённых Силах Российской Федерации, сдав нормативы по физподготовке на «отлично», а в 2018 году из 15-ти выпускников 11а класса 12 поступили в военные училища.

Конечно, мы не замыкаемся на узком направлении силы, а стараемся создать условия для всестороннего развития как юношей, так и девушек. В 2014, 2015 году наша школа заняла 1 место в первенстве как Первореченского района, так и города Владивостока по футболу. Мы занимаем первые и призовые места в первенстве района и города по «Президентским спортивным играм», «Президентским состязаниям», волейболу, настольному теннису, лёгкой атлетике, баскетболу, военно-прикладным видам спорта.

Опыт работы был представлен слушателям программы повышения квалификации учителей физической культуры Приморского края в 2013 году на открытом уроке в МБОУ СОШ № 82, участниками которого стали сами слушатели.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!