СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие скоростно-силовых качеств у обучающихся 9 классов на уроках физической культуры в общеобразовательной школе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

работу выполнила учитель физической культуры Быкова Валентина Анатольевна. о развитии скоростно -силовых способностей у школьников.

Просмотр содержимого документа
«Развитие скоростно-силовых качеств у обучающихся 9 классов на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ Боханская СОШ №2





Развитие скоростно-силовых качеств у обучающихся 9 классов на уроках физической культуры в общеобразовательной школе






Выполнил: учитель физической культуры Быкова В.А.

.























п. Бохан

2022





Оглавление


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы скоростно-силовых способностей обучающихся 9 классов на уроках физической культуры 6

1.1. Роль баскетбола в физическом воспитании обучающихся 9 классов в условиях реализации ФГОС ООО 6

1.2. Сущность понятия «скоростно-силовые способности» 11

1.3. Анатомо-физиологические особенности обучающихся 9 классов 18

Глава 2. Методические основы развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 9 класса на уроках физической культуры 22

2.1. Методы и средства развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 9 класса на уроках физической культуры 22

2.2. Диагностика уровня скоростно-силовых способностей обучающихся 9 класса 32

2.3. Разработка и апробация комплекса упражнений на развитие скоростно – силовых способностей у обучающихся 9 класса на уроках физической культуры 34

Заключение 45

Список литературы 47

Приложение 1. Протокол диагностического обследования скоростно-силовых способностей обучающихся 9 класса на начальном этапе эксперимента 50

Приложение 2. Протокол диагностического обследования скоростно-силовых способностей обучающихся 9 класса на заключительном этапе эксперимента 51


Введение



Физическая подготовка детей школьного возраста  это главная гарантия их всестороннего гармонического физического развития и физического образования, что служит одной из решающих предпосылок успешной жизнедеятельности. Повышение уровня физической подготовленности подрастающего поколения требует реализации в процессе физического воспитания школьников эффективных средств и методов.

В эпоху главенства гиподинамии использование занятий физическими упражнениями уже с детского возраста преимущественно должно быть направлено не на достижение высоких спортивных результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на растущий организм. Для решения такой глобальной проблемы, по мнению ряда авторов, одними из самых эффективных средств являются спортивные игры [27, с. 33].

Проблема развития скоростно-силовых качеств у школьников среднего возраста является актуальной. Особое место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых способностей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека в дальнейшем. В связи с вышеизложенным, представляется необходимым разработка эффективного комплекса упражнений направленного на повышение развития скоростно-силовых способностей у школьников.

Кроме того, спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию  все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр, в частности в баскетболе.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Развитие скоростно-силовых качеств у обучающихся 9 классов на уроках физической культуры в общеобразовательной школе».

Объектом исследования является процесс физического воспитания.

Предметом исследования является развитие скоростно-силовых качеств у обучающихся 9 классов на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

Цель исследования: изучить методические особенности развития скоростно-силовых качеств у обучающихся 9 классов на уроках физической культуры.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования, раскрыть роль баскетбола в физическом воспитании обучающихся 9 классов в условиях реализации ФГОС ООО.

  2. Рассмотреть сущность понятия «скоростно-силовые способности».

  3. Изучить анатомо-физиологические особенности обучающихся 9 классов, а также методы и средства развития их скоростно-силовых способностей на уроках физической культуры.

  4. Представить диагностику уровня скоростно-силовых способностей обучающихся 9 классов.

  5. Разработать и апробировать комплекс упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых способностей обучающихся 9 классов.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что она позволит расширить и углубить полученные знания о содержании и методике занятий по физическому развитию, направленных на развитие скоростно-силовых качеств у обучающихся 9 классов на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс упражнений на развитие скоростно – силовых способностей у обучающихся 9 классов на уроках баскетбола может быть использован в работе учителей для развития скоростно – силовых способностей у обучающихся среднего дошкольного возраста.

Структура исследования: представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, а также двух приложений.

База исследования: МКОУ Мирнинская СОШ, Иркутская область, Тайшетский район. Предполагалось сравнить результаты в начале и в конце исследования и выявить динамику изменений по уровню развития скоростно – силовых способностей у обучающихся 9 классов на уроках баскетбола.



Глава 1. Теоретические основы скоростно-силовых способностей обучающихся 9 классов на уроках физической культуры



1.1. Роль баскетбола в физическом воспитании обучающихся 9 классов в условиях реализации ФГОС ООО



Баскетбол  одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее свойственны различные движения: бег, ходьба, остановки, повороты, прыжки, броски, ловля и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Различные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию. Способствует улучшению обмена веществ, укреплению нервной системы, двигательного аппарата, деятельности всех систем организма. Баскетбол является средством активного отдыха, в частности для лиц, занятых умственной деятельностью [10, с. 30].

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать смелость, упорство, честность, решительность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Эффективность обучения зависит от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел обширное применение в разных звеньях физкультурного движения.

В системе народного образования баскетбол включен в программы физического воспитания дошкольников, общего среднего, среднего, среднего специального, профессионально-технического и высшего образования.

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Он очень известен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления учащихся, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с производственным и политехническим обучением, детских спортивных школ [10, с. 32]. Закрепление достигнутых итогов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из более талантливых и одарённых мальчиков и девочек. Такие резервы подготавливаются в детско­юношеских спортивных школах.

Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и способов обучения. В настоящее время используется немало пособий, освещающих современную методику и технику баскетбола. Там изложены общие вопросы организации педагогической работы и приведены конкретные практические материалы, необходимые для усвоения в определенном возрасте [2, с. 15].

Одной из важных задач общеобразовательной школы является воспитание у детей потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями и спортом. Решение данной задачи требует от учителя физической культуры творчества, настойчивости, немало знаний, умений и навыков. Прежде всего, надо уметь строить не только свою деятельность, но и деятельность учащихся на уроке. При этом, чтобы она имела соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого нужно знать реальные возможности своих учеников [18, с. 9].

Для достижения успеха нужны согласованные действия всех членов команды, подчиненные общей задаче.

Действия каждого игрока команды имеют конкретные направления, соответственно которым баскетболистов различают по следующим амплуа:

  • центровой игрок должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладающий отличной выносливостью и прыгучестью;

  • лёгкий форвард - это, прежде всего, атлет высокого роста. Ему свойственна быстрота и прыгучесть, у него хорошо развито чувство времени и пространства. Снайперские способности, умение оценить игровую обстановку помогают атаковать решительно, смело и хладнокровно;

  • защитник должен быть не только максимально быстрым, подвижным, но и выносливым, внимательным, и рассудительным.

Распределение игроков по функциям  один из главных принципов игровой деятельности. Отличают баскетболистов по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности [10, с. 7].

Результативность игровых действий тесно связана с показателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является «чувство времени», которое нужно рассматривать как компонент способностей баскетболистов. В основе развития «чувства времени» лежит деятельность комплекса анализаторов, потому что восприятие времени связано с пространственным восприятием. Баскетболистам различных амплуа необходимо владение специализированным восприятием временных интервалов. Игрокам задней линии нужно хорошо ориентироваться в интервалах 5-10 секунд, это связано с организацией игры, центровые должны придерживаться интервала 3-х секунд, отведенных правилами на игру в штрафной площадке; игроки передней линии - 1-ой секунды, наиболее устойчивом интервале броска [10, с. 8].

Команды желают добиться преимущества над противником, маскируя свои планы и одновременно стараясь раскрыть планы соперника. Игра протекает при взаимодействии игроков своей команды и сопротивления игроков противника, прилагающих все усилия, чтобы отобрать мяч и организовать атаку. В связи с этим приоритетом становятся требования к оперативному мышлению игрока. Также доказан, что представители спортивных игр имеют большое преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями остальных видов спорта. Существенную роль играет быстрота мышления, которая очень важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации и при принятии решения в эмоционально напряженных условиях [26, с. 10].

Для того чтобы забросить мяч в корзину, нужно преодолеть сопротивление противника, а это может быть при условии, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют не только быстро перемещаться, но и изменять направление и скорость движения.

Деятельность баскетболиста в игре  это не только сумма отдельных приемов защиты и нападения, но и совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Верное взаимодействие игроков всей команды это основа коллективной деятельности, направленной на достижение общих интересов команды, инициативу и творческую активность каждого игрока.

Игрок обязан не только уметь атаковать, но и активно защищать свое кольцо. Для того чтобы перехватить мяч у соперника или не дать ему возможности произвести бросок, нужно верно и вовремя реагировать на все его действия, беря во внимание расположение игроков команды противника, партнеров и местонахождение мяча. Игровая деятельность основывается на вариативности двигательных навыков, устойчивости и уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков [26, с. 11].

Баскетболист, участвуя в соревнованиях, совершает большую работу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние от 5000 до 7000 м, делая при этом 130-140 прыжков, и множество рывков (до 120-150), ускорений и остановок. Передвижение на высокой скорости сочетается с передачами, бросками мяча в корзину. Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре без замены, непосредственно оперирует с мячом только 3,5-4 мин, остальное время играет без мяча.

За последнее время игра существенно интенсифицировалась. Это выражается в подвижности, повышении маневренности игроков, в их стремлении интенсивно бороться за мяч или место на определённом участке площадки. На протяжении всей игры интенсивная физическая деятельность требует больших затрат сил [16, с. 37].

Известно, что энергетическое обеспечение игровой деятельности носит смешанный характер (аэробно-анаэробный). Главный показатель аэробных возможностей − величина максимального потребления кислорода (МПК), которая у баскетболистов с ростом квалификации возрастает. У мастеров спорта она достигает 5,1 л/мин (около 60 мл на 1 кг веса). За время игры баскетболисты используют 80-90% максимального энергетического потенциала.

Принципиальным показателем функционального состояния организма является сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений (ЧСС)  кардиологический аспект, отражающий степень физиологической нагрузки. Известно, что ЧСС у баскетболистов во время игры достигает 180-210 ударов в минуту.

Степень тренировочной нагрузки отражает величина воздействия на его организм тех или иных упражнений, выполняемых игроком. Каждому тренеру надо знать тренирующее воздействие используемых упражнений и их систематизацию по характеру изменений в организме игрока. Исследования показали, что особые упражнения баскетболистов сильно различаются по ответной реакции организма. К примеру, при выполнении штрафных бросков ЧСС составляет в среднем 128 ударов в минуту, а уровень потребления кислорода - 30% от максимальной величины; при выполнении специальных упражнений средней интенсивности ЧСС располагается в пределах 140-150 ударов в минуту, а уровень употребления кислорода в пределах 50% от МПК; при выполнении игровых упражнений ЧСС доходит до 172-187 ударов в минуту, величина кислородного долга 5-7 л\мин. За игру игрок теряет в весе от 2-х до 5-ти кг. Энергозатраты у игроков разного пола и квалификации различны [10, с. 15].

Из вышеизложенного можно утверждать, что суть игры будет раскрыта неполно, если не учесть сильного напряжения нервной системы игроков и морально-волевых усилий для достижения победы. Знание всех сторон, характеризующих деятельность игрока, способствует планированию соревновательного и учебно-тренировочного процесса, формированию

нормативных основ или модельных характеристик, для достижения которых необходимо организовать учебно-тренировочный процесс [26, с. 20].

Множество технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая активность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений учащихся, многостороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ними физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации, а также могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культурой и спортом [31, с. 83].

1.2. Сущность понятия «скоростно-силовые способности»



Сила  это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений), а под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени (Матвеев,2008; Холодов, 2007).

Скоростно-силовые способности являются своеобразным соединением скорости и силы.

Под скоростно-силовыми способностями понимают способности выполнять движения максимальной интенсивности в минимальный отрезок времени [1, с. 15].

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной, мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений.

Особенность данного соединения заключается в том, что между скоростью и максимальной силой существует отрицательная взаимосвязь. То есть, максимальные мышечные напряжения достижимы при относительно медленном их сокращении, а максимальная скорость движения имеет место при минимальных отягощениях [9, с. 11].

Между этими максимумами находится область проявления скоростно-силовых способностей. При проявлении скоростно-силовых способностей наибольшая трудность состоит в том, чтобы совместить на высоком уровне проявление скоростных и силовых возможностей. При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом, тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении возрастает значимость скоростного компонента [21, с. 7]. Но скоростно-силовые качества это не просто соединение скорости и силы. Как показывают различные исследования, - нет достоверной взаимосвязи результатов скоростно-силовых тестов, как с силовыми, так и со скоростными. Поэтому многие авторы рассматривают скоростно-силовые способности не как разновидность силовых, а как отдельное двигательное качество.

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявленным в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Взрывная сила - характерное качество для спортивных специализаций, в которых уровень развития специальных скоростно-силовых способностей играет важную роль, а это прежде всего спортивные игры (баскетбол, ганбол, футбол) [22, с. 10].

В физическом воспитании и на спортивной тренировке очень важны собственно силовые способности. Для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу.

Абсолютная сила - это максимальная сила, проявляемая человеком в каком либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила - это сила, проявляемая человеком в перерасчете на 1 кг. собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение [15, с. 6].

Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа.

Скоростно-силовые же качества примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и от средовых факторов [1, с. 9].

Скоростно-силовые способности человека зависят от комплекса факторов. Среди них выделяют: 1) собственно-мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биохимические; 5) биомеханические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество мышечной координации [24, с. 12].

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффективных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений [27, с. 32].

Определенное влияние на проявление скоростно-силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата), биохимические (гормональные) и физиологические особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др. факторы. Ведущими морфологическими и функциональными факторами, влияющими на скоростно-силовые качества, являются:

- толщина мышечных волокон (физиологический поперечник);

- количество сократительных белков в мышечном волокне;

- количество нейромоторных единиц, вовлекаемых в работу;

- частота и сила нервных импульсов;

- уровень межмышечной координации;

- соотношение быстрых и медленных мышечных волокон;

- механические условия мышечной тяги (соотношение отдельных звеньев тела) [28, с. 14].

Скоростно-силовые способности во многом зависят от наследственных факторов, и в первую очередь от композиции мышц (соотношения быстрых и медленных мышечных волокон). Преобладание быстрых мышечных волокон способствует наилучшему проявлению скоростно-силовых качеств. Большое значение имеют особенности строения тела человека и отдельных его звеньев. Например, установлено, что результаты в прыжках лучше у людей с преобладанием нижних конечностей над туловищем, и голени над бедром. Таким образом, существуют факторы, обусловленные наследственными особенностями и не поддающиеся тренировке [4, с. 17].

Наследственные предпосылки сами по себе ещё не гарантируют достаточного развития скоростно-силовых качеств. Обязательным условием являются систематические занятия физическими упражнениями. В результате систематического и целенаправленного использования скоростно-силовых упражнений в быстрых мышечных волокнах происходят значительные физиологические изменения, их толщина увеличивается, повышается содержание сократительных белков актина и миозина, основного источника энергии миоглобина [21, с. 15].

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая «взрывная» сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время - прыжок.

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т. е. сочетание разбега и прыжка [10, с. 9].

Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, определяющее скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета.

Скорость и сила - основа прыжка. Для выполнения прыжка необходимо обладать высокоразвитой ловкости, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом во многих видах спорта, особенно в спортивных играх (баскетбол, волейбол, гандбол и др.)

Обычно, когда от человека требуется проявления наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (напряжение, вес и инерцию собственного тела и пр.). В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешним сопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей человеческого организма. Если повышается уровень максимальной силы, то в зоне больших и внешних сопротивлений, это приводит и к росту скорости движений. Если же внешнее отягощение невелико, то рост силы практически не сказывается на росте скорости. Наоборот, повышение уровня максимальной скорости приведет к возрастанию скоростных и силовых возможностей лишь в зоне малых внешних сопротивлений и практически не сказывается на росте скорости движений, если внешнее сопротивление достаточно велико. И только при одновременном повышении максимальных показателей скорости и силы увеличивается скорость во всем диапазоне внешних сопротивлений.

Добиться существенного повышения уровня максимальной скорости чрезвычайно тяжело: но задача повышения силовых возможностей разрешима. Поэтому для повышения уровня скорости необходимо использовать силовые упражнения [6, с. 12]. Их эффективность здесь тем значительнее, чем большее сопротивление приходиться преодолевать во время движений. Например, показатели прыжка в высоту с места непосредственно зависят от относительной силы ног (а именно этот показатель является одним из основных при наборе-отборе детей в группы начальной подготовки, также как и тест, прыжок в длину с места в секцию баскетбола).

Как уже было сказано, показатель прыгучести очень важен для игры в баскетбол. Чем выше этот показатель у спортсмена, тем он больше пользы приносит для всей команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях.

Например, при подборе мяча под кольцом. Если игрок обладает высокой прыгучестью и умеет грамотно расположиться у кольца во время борьбы под щитом, то можно сказать с уверенностью, что он сделает подбор и овладеет мячом. Подбор мяча осуществляется как на своем щите, так и на кольце противника. Такими данными обладал один из игроков НБА Дэнис Родман. По статистике он не один сезон был на первом месте по подборам мяча. Хотя Родман и не очень высокого роста (у него нет и двух метров), а подбор забирал и у более высокорослых игроков, чем он сам.

Также прыгучесть необходима при выполнении бросков по кольцу, поскольку все опытные игроки делают это в прыжке. Броски по кольцу могут выполняться как с места - при вертикальном отталкивании (либо с отклонением тела назад) толчком двух ног, так и в движении - отталкивание может быть двумя ногами, но в большинстве случаев одной ногой (в зависимости от игровой ситуации). Чем выше игрок отталкивается при выполнении броска по кольцу, тем сложнее против него выполнять игровые действия в защите. Такой феноменальной прыгучестью обладал знаменитый Майкл Джордан. Он мог “перевисеть” в воздухе одного, двух игроков, а затем спокойно сделать бросок по кольцу. Самым эффективным броском в кольцо в баскетболе считается “бросок сверху” - это когда мяч закладывается в корзину сверху над дужкой кольца. Против такого броска практически нет противодействия, так как бросок выполняется высоко над уровнем кольца и силой вкладывается в него. Таким броском обладают все игроки НБА, в отличие от российских баскетболистов. Даже, обладая ростом ниже 170 см, у некоторых игроков, они легко могут забить мяч сверху. Может быть, поэтому сборная команда США уже многие годы считается непобедимой командой на всей планете.

Еще скоростно-силовые качества применяются в игре при накрывании мяча во время выполнения броска по кольцу. Здесь баскетболист должен уметь высоко выпрыгивать, чтобы выполнить этот технический прием. Опять же в НБА лучшим по накрыванию мяча долгое время считался Оладживон. В среднем он выполнял 2-3 блок - шота в одной игре.

Большинство прыжков в игре проходит на фоне усталости. Порой баскетболисту приходится делать подряд несколько прыжков в условиях сопротивления. Все это предъявляет большие требования к прыгучести игроков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что скоростно-силовые качества, т. е. прыгучесть  это важное качество для игры в баскетбол. И согласиться со словами А.Я. Гомельского: “Игрок, умеющий своевременно и быстро выпрыгивать, имеет больше шансов выиграть борьбу «на втором этаже» [16, с. 14].



1.3. Анатомо-физиологические особенности обучающихся 9 классов



Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) − переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

Этот возраст (подростковый) характеризуется немаловажными морфофункциональными переменами в связи с тем, что он совпадает у мальчиков с началом полового созревания, а у девочек с первой его половиной. Как раз в этот период отмечается вторичное вытягивание  усиленный рост тела в длину. В это время (в особенности в конце периода) происходит интенсивный прирост мышечной массы, а, следственно, и веса тела.

Девочки-подростки, половое созревание которых начинается раньше, чем у мальчиков, опережают их по показателям роста и веса тела.

В этом возрасте значимым изменениям подвергаются не только размер мышечной массы, но и функциональные свойства мышц. Мышечная сила мальчиков 1213 лет возрастает гораздо быстрее, чем у девочек, но если у мальчиков одновременно растут показатели абсолютной и относительной (в пересчете на 1 кг веса) силы, то у девочек к 1213 годам рост общего веса тела опережает рост абсолютной силы, что приводит к понижению относительных силовых характеристик. Именно этим и объясняется тот факт, что девочкам сложнее делать упражнения, связанные с перемещением и удержанием веса собственного тела (прыжки, висы).

В подростковом возрасте продолжается активное формирование скелета. Но позвоночник, сохраняя большую гибкость, подвергается разного рода искривлениям, так как еще не укреплен к этому времени довольно мощной мускулатурой. Именно поэтому детям противопоказаны тройные прыжки с разбега в полную силу, прыжки в глубину с высоты более 100 см и с приземлением на твердую опору, приседания с тяжестями, превышающими собственный вес, и другого рода упражнения [1, с. 23].

Несомненно, однообразные физические упражнения могут привести к одностороннему (асимметричному) развитию мускулатуры, к искривлению позвоночного столба и нарушению осанки. Следует помнить, что у подростков тонус мышц-сгибателей превалирует над тонусом мышц-разгибателей. Поэтому, выбирая упражнения, нужно смотреть за тем, чтобы достаточную нагрузку получили мышцы шеи и спины, которые препятствуют возникновению сутуловатости и «круглой» спины. Принципиально с первых же занятий смотреть за правильной осанкой и во время прыжков, и во время бега.

Вегетативные органы и системы и регуляция их функций в этот период продолжают улучшаться и развиваться. Принципиальная функциональная особенность ЦНС подростков, заключающаяся в большей по сравнению со взрослыми возбудимости и подвижности нервных процессов, способствует скорейшей врабатываемости организма. Возрастные морфофункциональные особенности сердечно - сосудистой, дыхательной, мышечной и остальных систем организма также обеспечивают наиболее быструю, чем у взрослых, врабатываемость. Однако, несмотря на это, дети быстрее, чем взрослые, устают от однообразной нагрузки, так как сердце ребенка справляется с работой за счет увеличения частоты сокращений и затрачивает больше энергии, чем сердце взрослого человека, обеспечивающее выполнение работы, прежде всего за счет увеличения ударного объема. Одинаковая работа наиболее утомляема для ребенка, поэтому в ходе занятий нужно постоянно видоизменять характер упражнений. У детей быстрее, чем у взрослых, восстанавливаются силы после нагрузки.

Это нужно учитывать при дозировке пауз отдыха. Следует помнить, что в подростковом возрасте охранительное торможение не способно справиться с влиянием возбуждения, поэтому дети (в особенности мальчики) склонны переоценивать свои физические способности.

По-разному реагирует организм детей на нагрузки разного вида. К примеру, нагрузки скоростно-силового и скоростного характера переносятся ими легче, чем нагрузки, связанные с проявлением силы и выносливости. Исследованиями обнаружено, что подростковый возраст особенно благоприятен для воспитания скоростно-силовых и скоростных качеств.

ЦНС и ее функции в подростковом возрасте продолжают непрерывно улучшаться. Уже в это время вероятен успешный контроль над эмоциональными инстинктивными реакциями, однако устойчивость процессов торможения и возбуждения все еще мала, при этом чаще всего преобладают процессы возбуждения, что в свою очередь и приводит к стремительной физической и нервной утомляемости. В связи с этим следует несколько понизить нагрузку для подростков в активный период полового созревания, также следить за тем, чтобы на тренировках преобладала наиболее спокойная обстановка [12, с. 13].

Активное развитие двигательной функции, присущее подростковому возрасту, приводит к тому, что по главным показателям она мало отличается от двигательной функции взрослого человека. Но на фоне всеобщего совершенствования двигательной функции у подростков имеют шансы быть случаи довольно значимого ухудшения координации движений, понижение их точности. Одной из причин этого явления специалисты называют перестройку моторного аппарата, которая выражается во временном несоответствии мышечной силы и весом, негармонично возросшим. Беря во внимание это, для предупреждения временной дискоординации нужно начинать регулярные занятия спортом до начала активного периода полового созревания и не следует спешить с конечными выводами о спортивных способностях подростка [1, с. 17].

У подростков совершенствуется и приближается к характерному взрослым уровню способность верно организовывать свое восприятие в процессе учебных занятий. Они самокритично понимают суть усвояемых знаний, вырабатывают к ним свое собственное отношение, не просто уяснить учебный материал, но и понять, объяснить его истинность, что налагает на педагога ряд требований к качественной стороне обучения [25, с. 43].






Глава 2. Методические основы развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 9 класса на уроках физической культуры



2.1. Методы и средства развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 9 класса на уроках физической культуры

Проявление скоростно-силовых возможностей мышечных групп обусловлено в большей степени или количеством двигательных единиц, вовлеченных в работу, или особенностями сократительных свойств мышц. В соответствии с этим выделяют два подхода к развитию скоростно-силовых способностей: использование упражнений с максимальными усилиями, или с непредельными отягощениями [22, с. 7].

Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств у школьников среднего звена являются общими - выбор их не зависит от индивидуальных особенностей вида спортивной деятельности на уроке.

В ациклических видах спорта применяется комплекс методов сопряженного и вариативного воздействия, кратковременных усилий и повторный.

Опыт школьной практики показывает, что эффективным средством повышения способности использовать скоростно-силовой потенциал является выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной интенсивностью (метод сопряженного воздействия).

Применение сопротивлений дает возможность воздействовать на повышение уровня использования отдельных компонентов специальных скоростно-силовых качеств и позволяет резко увеличить объем специальных упражнений на уроке. Объясняется это тем, что, преодолевая сопротивления, школьник даже при выполнении упражнения с околопредельной интенсивностью превышает максимальные показатели проявления рассматриваемых компонентов скоростно-силовых качеств.

Однако резкое увеличение объема специальных упражнений имеет определенную опасность. Излишний акцент на выполнении упражнений с облегченными или утяжеленными сопротивлениями как на одном уроке, так и на отдельном этапе учебного года будет вести к одностороннему совершенствованию использования отдельных параметров специальных скоростно-силовых способностей при выполнении основного упражнения [25, с. 18].

Избежать перечисленные недостатки помогают применения метода вариантного воздействия. Суть его состоит в оптимальном количественном чередовании облегченных соревновательных и утяжеленных сопротивлений в ходе как одного учебного занятия, так и на отдельных этапах обучения.

В процессе совершенствование скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста с помощью метода вариативного воздействия необходимо часто изменять величину облегченного и утяжеленного сопротивления, чтобы не образовался стойкий стереотип на каждое сопротивление в отдельности.

При выполнении упражнений, направленных на воспитание скоростно­силовых качеств, применяется комплексы методов: сопряженного воздействия и повторный или вариативного воздействия и повторный; для специальных упражнений используются в комплексе метод вариативного воздействий и повторный; для специально-вспомогательных - метод кратковременных усилий и повторный.

При выполнении специальных (локальных) упражнений скоростно­силового характера, когда происходит развитие отдельных мышц или мышечных групп, должен сохраняться «взрывной» характер усилия. Опыт учебной практики и многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наиболее эффективными величинами сопротивления для повышения скоростно-силового потенциала является те, которые школьник может преодолеть в одном подходе один - три раза [26, с. 19].

При развитии скоростно-силовых способностей интенсивность выполнения основного упражнения должна быть околопредельной, субпредельной и предельной на данный период времени. В динамических упражнениях она может задаваться скоростью выполнения упражнения.

При выполнении статических упражнений интенсивность напряжения может быть субпредельной. Чем ближе величина сопротивления к максимальной, тем меньше количество повторений в одном подходе, и, наоборот, по мере уменьшения величины сопротивления и интенсивности количество повторений может несколько возрастать. При выполнении упражнения с ациклической структурой движений с предельной интенсивностью в одном подходе количество повторений однократное, при выполнении с субпредельной интенсивностью-2-3 раза, с околопредельной- 3-5 раз. Данное методическое положение является общим для школьников на уроке. Количество подходов, длительность пауз отдыха на одном уроке физической культуры сугубо индивидуальны. Общим для всех упражнений показателем, ограничивающим количество подходов или серий, является падение интенсивности, с которой выполнились в начале занятия первые лучшие попытки. Интенсивность выполнения упражнений и объем средств развития специальных скоростно-силовых способностей взаимосвязаны. В начале процесса развития скоростно-силовых способностей упражнения выполняются преимущественно с околопредельной интенсивностью и применяется наибольший объем средств за счет широкого использования специальных упражнений. В дальнейшем, по мере повышения уровня скоростно-силовой подготовленности, необходимо в оптимальных дозах использовать субпредельную интенсивность. При систематическом выполнении упражнений с субпредельной интенсивностью объем их несколько уменьшается. Относительно наименьшим он становится при систематическом использовании предельной интенсивности. Важно подчеркнуть, что выполнение упражнений в объеме, равном 80-85 % от возможного объема, способствует наиболее плавной динамике развития скоростно-силовых качеств у школьников среднего звена [8, с. 7].

Применения средств в объеме, с использованием субпредельной и предельной интенсивности обеспечивает более «форсированное» достижение наивысших показателей развития скоростно-силовых способностей.

Также необходимо учитывать, что на прирост скоростно-силовых качеств влияют и педагогические факторы:

  • объем нагрузки;

  • быстрота выполнения силовых упражнений;

  • величина и характер отдыха;

  • количество упражнений в подходе;

  • количество подходов;

  • организованность и трудолюбие ученика;

  • мотивация;

  • количество силовых упражнений, выполняемых в различных мышечных режимах (преодолевающем, уступающем, изометрическом, смешанном);

  • систематическое, планомерное и обоснованное использование скоростно-силовых упражнений;

  • разнообразие комплексов скоростно-силовых упражнений (так как в противном случае наступает стабилизация темпов развития скорости и силы).

Итак, специфические закономерности воспитания скоростно-силовых способностей школьников среднего школьного возраста обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях.

Основными средствами скоростно-силовой подготовки школьников среднего возраста являются упражнения с различного рода отягощениями (с преодолением собственного веса и веса партнера, со штангой, гантелями, набивными мячами, амортизаторами, и т.п.), мышечные напряжения при их выполнении чаще соответствуют соревновательным требованиям [20, с. 8].

Соответствие средств, специальной силовой подготовки требованиям проявления силы в различных упражнениях оценивается по следующим критериям: амплитуде и направленности движений; акцентируемому участку рабочей амплитуды движения; величине динамического усилия; быстроте развития максимального усилия; режиму работы мышц [5, с. 44].

При использовании технических средств силовой подготовки школьников среднего возраста необходимо учитывать следующее:

  • тренирующий эффект любого средства снижается по мере повышения уровня специальной физической подготовленности школьника, тем более достигнутого этим средством;

  • применяемые средства должны обеспечить оптимальный по силе тренирующий эффект по отношению к текущему состоянию организма школьника;

В качестве основных средств воспитания скоростно-силовых качеств школьников среднего возраста применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря, для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при которых значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть «скоростно-силовыми». Эти упражнения отличаются от силовых повышенной скоростью и использованием менее значительных отягощений. Есть немало упражнений, выполняемых и без внешних отягощений [12, с. 74].

Состав скоростно-силовых упражнений, предусматриваемых программами физического воспитания, входят различного рода прыжки (легкоатлетического характера, гимнастические и др.), метания, толкание, броски и быстрые поднимания спортивных снарядов, различные удары с утяжелителями, и др., скоростные перемещения циклического характера, ряд действий в различных играх и единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (выпрыгивание, отжимание, ускорение), и т.д. К средствам силовой тренировки относят упражнения как целостного, так и локального воздействия. Одни служат для комплексного укрепления мышечных групп и обеспечивают достаточно высокую нагрузку на весь организм (бег, прыжки, приседания, отжимания). Другие применяются для избирательного, целенаправленного укрепления отдельных мышц или мышечных групп при относительно небольшой нагрузке на весь организм с вовлечением в работу одной или двух конечностей либо отдельных частей тела (подтягивание, отжимание в упоре и т.д) [23, с. 24].

Особую группу составляют специальные упражнения с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц. Это прыжки в глубину, запрыгивания на тумбу, выпрыгивания вверх мгновенным рывком преодоления отягощения, эти упражнения позволяют проявлять наибольшую «взрывную силу». Данные упражнения можно давать учащимся среднего возраста, как в подготовительной, так и в основной части урока.

Для развития специальных скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлениями, воздействующие на мышцы, которые несут необходимую нагрузку. К группе упражнений «взрывного» характера относятся упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания, и др.), но и с циклической структурой (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке и др.), которые можно использовать в основной части урока [24, с. 144].

Средствами развития скоростно-силовых качеств являются физические упражнения с сопротивлением, которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие упражнения называются скоростно-силовыми и применяются на уроках совершенствования, на уроках легкой атлетике при этом решаются задачи развития скоростно¬силовых качеств на уроках физической культуры. Скоростно-силовыми являются такие динамические упражнения, в которых ведущие мышцы одновременно проявляют относительно большие силу и скорость сокращения. Упражнения условно подразделяются на основные и дополнительные. Основные средства:

  • упражнения c весом внешних предметов: разборные гантели, набивные мячи и т.д.

  • упражнения, отягощенные весом собственного тела:

  • упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет

  • веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе), при этом дозировка будет около 3-5 подходов по 8-10 раз c интервалом отдыха около 3-5 минут;

  • упражнения, в которых собственный вес отягощается весом

  • внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты), при дозировке около 5-8 подходов по 5-8 раз с интервалом отдыха около 3-5 минут;

  • упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;

  • упражнения с использованием тренажерных устройств общего

  • типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс "Универсал" и др.).

  • Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов.

Дополнительные средства:

  • Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег против ветра и т.п.)

  • Упражнения с использованием сопротивления других предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.)

  • Упражнения с противодействием партнера.

Некоторые примеры выше перечисленных упражнений:

Бег с высоким подниманием бедра в яме с песком на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе - 15-30 м.

Бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, торф) в различном темпе - 20-30м.

Прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед - 10-15 прыжков. Выпрыгивание из глубокого приседа - 8-15 прыжков.

Прыжки на одной ноге с продвижением вперед - 10-15 м на каждой ноге.

Многократные прыжки через препятствия (гимнастические скамейки, набивные мячи, барьеры) на одной и двух ногах с акцентом на быстроту отталкивания - 10-20 прыжков.

Броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками - 6-8 раз.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа - по 5-7 раз на время.

Все выше перечисленные упражнения, для развития скоростно-силовых способностей, задаются в зонах максимальной и субмаксимальной мощности [30, с. 37].

Важное значение имеет количество повторений в серии. Считается, что воспитание скоростно-силовых качеств продолжается до тех пор, пока не будет заметно снижение результатов (например, бег с высоким подниманием бедра в яме с песком на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе - 15-30 м при дозировке 5-8 повторений по 10 раз), при снижении стоит прекратить выполнение упражнения. В противном случае, если продолжить выполнение упражнений, то будет развиваться скоростно-силовая выносливость. Интервалы отдыха между сериями скоростно-силовых упражнений должны быть достаточными для полного восстановления. Начиная следующую серию, занимающийся должен показать максимальный результат. Упражнения скоростно-силовой направленности необходимо проводить в начале основной части занятий.

В подростковом возрасте занятия следует посвящать укреплению всех мышечных групп, воспитанию общей силы. Именно в данном возрасте, наиболее эффективными упражнениями для воспитания силы являются динамические упражнения с отягощением малого и среднего веса [22, с. 30].

Основная задача силовой подготовки школьников среднего возраста является укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата, воспитание умения проявлять усилия двигательного и статического характера в различных условиях. Вместе с тем следует уделять внимание силовым упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на развитие отдельных мышечных групп, которые имеют важное значение в избранном виде спорта. K ним относятся, как отмечалось выше, упражнения, имеющие сходство по структуре и характеру нервно-мышечных усилий с основным упражнением, а также упражнения, направленные на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении упражнения [33, с. 64].

В возрасте 12-15 лет скоростно-силовые качества воспитываются также в заданиях и играх с предметами (передачи, перекладывание, броски, ловля) и без предметов. Выполняют эти упражнения с предельной и около предельной скоростью с акцентом на точность и сохранение заданной амплитуды. Не обязательно включать все упражнения комплекса в урок и тем более все общеразвивающие упражнения проводить с акцентом на быстроту. Скоростные упражнения, например с предметами (гимнастическими палками, набивными мячами и т. д.) и без предметов, должны быть хорошо освоены, чтобы их можно было выполнять на максимальной скорости. Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств лучше подбирать, ориентируясь на совершенствуемые, на уроке двигательные действия.

Скоростные упражнения на уроке лучше планировать ближе к началу занятия, когда нервная система подростков находится в оптимальном состоянии. Чистое время их выполнения на отдельном уроке составляет от нескольких секунд до нескольких минут (как правило, не более 2-5). При многократном повторении каких-либо скоростных упражнений у школьника может наступить стабилизация как пространственных, так и временных характеристик. Чтобы этого не наступило, рекомендуется выполнять скоростные упражнения не в стандартном, неизменённом виде, а в вариантных, изменяющихся формах и условиях. Приносят пользу и подвижные, спортивные игры, сопряжённого воздействия, когда одновременно развиваются скоростные и другие способности [12, с. 74].

Следует отметить, что использование комплекса специальных силовых упражнений с отягощением, весом 30-50% от максимального, способствует значительному повышению силовых способностей (до 18%)у детей среднего школьного возраста. Применение отягощений весом 70-90% от максимального дает максимальный прирост силовых способностей (до 19%). Применение отягощения весом 50-70% от максимального приводит к пропорциональному развитию скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств. Причем использование данной методики обеспечивает устойчивое сохранение достигнутого уровня скоростно-силовой подготовленности. Последовательное выполнение упражнений в комплексе с отягощением от 30 до 90 % от максимальных является наиболее действенным для развития «взрывной силы» и сопровождается адаптацией организма к нагрузке скоростно-силовой направленности.

Важно также знать, что при целенаправленном воспитании скоростно- силовых качеств необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе (Медведев, 2000).

Высокоэффективное воспитание скоростно-силовых качеств школьников в возрасте 12-13 лет в различных соотношениях проявления силы и быстроты достигаются только тогда, когда мы знаем конкретные требования и характеристики движений и лимитирующие звенья при выполнении избранного вида. Необходимо постоянно ориентироваться на них при выборе соответствующих комплексов специальных подготовительных упражнений.

Таким образом, основная задача подготовки школьников среднего возраста является укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата, воспитание умения проявлять усилия двигательного и статического характера в различных условиях урока физической культуры.

2.2. Диагностика уровня скоростно-силовых способностей обучающихся 9 класса


Исследовательская работа проводилась на базе МКОУ Мирнинская СОШ, Иркутская область, Тайшетский район, в период с ноября 2021 года по апрель 2021 года. В исследовании принимали участие учащиеся 9-х классов, всего 12 человек.

Предполагалось сравнить результаты в начале и в конце исследования и выявить динамику изменений по уровню развития скоростно-силовых способностей обучающихся 9 класса на уроках физической культуры.

Для диагностики уровня скоростно-силовых способностей обучающихся 9 класса были проведены следующие тесты:

  1. Тест «бег с ведением мяча по - отрезкам».

Оборудование: секундомер, баскетбольные мячи, фишки.

Учащийся располагается на лицевой линии, тест выполняется на отрезке 10 метров, в конце отрезка кладем фишки. По команде начинает выполнять ведение по прямой, достигнув противоположной стороны останавливает мяч в момент достижения линии и тут же начинает движение в противоположную сторону выполняя ведение. Всего учащийся должен пробежать три отрезка.

Тестирование оценивается в секундах (с)

  1. Тест «ведение мяча по - прямой линии».

Оборудование: секундомер, баскетбольные мячи, фишки.

Фиксируется время прохождения дистанции, ведение мяча выполняется одной рукой. Тест выполняется на отрезке 30 метров, в конце отрезка кладем фишки, это будет линия финиша.

Тестирование оценивается в секундах (с).

  1. Тест «бросок мяча из под кольца».

Оборудование: баскетбольные мячи.

На выполнение теста дается 1 минута, в течение которой учащийся должен выполнить броски из под кольца поочередно с правой и с левой стороны. Перемещение для смены сторон выполняется приставным шагом.

Тестирование оценивалось количеством попаданий.

В таблице 1 и на диаграмме (Рис.1) представлен исходный уровень скоростно-силовых способностей учащиеся 9-х классов Протокол диагностического обследования уровня скоростно-силовых способностей обучающихся 9 класса на начальном этапе эксперимента представлен в приложении (Приложение 1).

Таблица 1

Исходные показатели тестов по скоростно-силовым способностям обучающихся 9 класса

Тесты

ноябрь

Бег с ведением мяча по – отрезкам (с)

8,54±0,13

Ведение мяча по - прямой линии (с)

6,59±0,13

Бросок мяча из под кольца (кол-во попаданий)

9±2


Рис. 1. Средние показатели тестов по скоростно-силовым способностям учащиеся 9-х классов на начальном этапе исследования

Для развития скоростно-силовых способностей учащиеся 9-х классов мы разработали и апробировали комплекс упражнений на уроках баскетбола.

2.3. Разработка и апробация комплекса упражнений на развитие скоростно – силовых способностей у обучающихся 9 класса на уроках физической культуры


Нами был разработан комплекс упражнений направленный на повышение скоростно-силовых способностей школьников 12-15 лет.

Комплекс упражнений на развитие скоростно – силовых способностей в сочетании с совершенствованием навыков техники игры в передачи мяча:

  1. разновидности передач на месте в различных положениях (стоя, сидя, лежа) варьируя дистанцию, траекторию и направление мяча;

  2. то же, что в упр.1, только с набивными мячами;

  3. серийное выполнение избранного способа передач поочередно баскетбольным и набивным мячом;

  4. передачи баскетбольным и набивным мячом на дальность из различным и.п.;

  5. ловля-передача баскетбольного и набивного мяча в одном прыжке в парах;

  6. то же, что в упр.5, но двумя, тремя мячами в тройках, в четверках и так далее;

  7. выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке в сочетании с прыжками толчком двумя через гимнастическую скамейку, стоя боком на ней: мяч направляется по навесной траектории над скамейкой;

  8. то же, что в упр.7, но с прыжками через вращающуюся большую скакалку: два партнера вращают скакалку, третий набрасывает мяч прыгающему игроку;

  9. ловля-передача мяча в одном прыжке с продвижением вдоль площадки: в парах 1-м и двумя мячами; в тройках 2-м и 3-мя мячами (один из партнеров передвигается спиной вперед);

  10. ловля в прыжке отскакивающего от стены мяча, брошенного партнером за спиной ловящего;

  11. передача мяча в прыжке в паре, располагаясь по обе стороны от щита;

  12. ловля мяча в прыжке после собственного набрасывания в щит - бросок в прыжке в корзину;

  13. повторное выполнение ловли-передачи в одном прыжке в верхнюю дальнюю часть щита в тройках с последующим передвижением на другую сторону от щита;

  14. поточное выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке в верхнюю часть щита с последующим передвижением рывком в конец колонны игроков на своем щите или на другой щит;

  15. ловля и передача мяча в парах в одном прыжке. Партнеры ловят и передают мяч (или два мяча) в одном прыжке, передвигаясь от кольца к кольцу, и завершают упражнение броском из-под кольца;

  16. передачи мяча в квадрате с сопротивлением одного или двух защитников. Все передачи выполняются в одном прыжке. Смена защитников происходит после каждой ошибки;

  17. передачи мяча между тремя или пятью игроками по "восьмерке". Ловля и передачи выполняются только в одном прыжке;

  18. ловля и передача мяча в парах в одном прыжке. Партнеры ловят и передают мяч (или два мяча) в одном прыжке, передвигаясь от кольца к кольцу, и завершают упражнение броском из-под кольца;

Комплекс упражнений на развитие скоростно – силовых способностей при броске мяча в корзину:

  1. многократное выполнение имитации броска в движении справа и слева от корзины с двухтактным ритмом разбега при передвижении от щита к щиту:

а) с прыжками только под корзинами;

б) с прыжками через каждые 2-3 беговых шага;

  1. серийные выполнения завершающей фазы броска в движении после одного шага с места с акцентом на максимально мощное отталкивание;

  2. то же, что в упр.1, но с отталкиванием от гимнастического мостика или мата;

  3. многократные прыжки толчком одной с имитацией броскового движения после двухшажного разбега на песке (в воде);

  4. индивидуальное выполнение разновидностей броска в движении поочередно справа и слева от корзины с двухшажным ритмом работы ног после каждого подбора мяча;

  5. повторное выполнение броска в движении в целом в постепенным удалением точки получения мяча от корзины: партнер в каждой последующей попытки передает мяч чуть раньше, чем в предыдущей;

  6. то же, что в упр.6, но после прохода-броска: с одноударным и ногоударным ведением;

  7. и.п. - стоя одной ногой на гимнастической скамейке, мяч удерживается, как в стойке с тройной угрозой: отталкиваясь от скамейки, смена положения ног прыжком с выносом мяча в положении для броска в прыжке;

  8. то же, что в упр.8, но с набивным мячом;

  9. то же, что в упр. 8,9, но с выпуском мяча над собой в высшей точке прыжка;

  10. серийные выполнения подводящих и основных упражнений для броска в прыжке:

а) запрыгивание на скамейку толчком двумя в сочетании с выносом мяча в положении замаха;

б) выполнение броска в прыжке партнеру на ориентир или в корзину, отталкиваясь от гимнастической скамейки из положения замаха, с последующим приземлением на полу;

в) спрыгивание со скамейки (прыжок в глубину) на гимнастический мат или мостик с последующим мгновенным отталкивание и броском в прыжке;

г) то же, но после прыжка в глубину и отталкивание от пола;

е) то же, но с ловлей мяча в прыжке через гимнастическую скамейку;

  1. "прыжковый челнок" под щитом: передача мяча в дальнюю верхнюю часть щита с последующей ловлей мяча в прыжке - то же в обратном направлении;

  1. серийное добивание мяча в щит в одном прыжке, последним касанием направляя мяч в корзину;

  2. многократное добивание мяча в корзину из-под щита: все бросковые движения выполняются в прыжке;

  3. то же, что в упр.17, но с установкой овладеть мячом и добить его в корзину в одном прыжке;

  4. полуприсед, руки, опущенные вниз держат набивной мяч; выбросить мяч максимально вверх, поймать и вернуться в полуприсед;

  5. имитация броска в прыжке утяжеленным мячом;

  6. бросок в корзину после ведения с отскоком от щита;

  7. бросок в корзину после обведения стоек с отскоком от щита под углом;

  8. бросок в корзину после обведения стоек и двойного шага по центру с отскоком от щита;

  9. бросок в корзину после обведения стоек и двойного шага по центру без отскока от щита;

  10. бросок в корзину с двойного шага, после передачи партнера с отскоком от пола, двигаясь параллельно щиту;

  11. с 4-6 беговых шагов бросок мяча в корзину поочередно левой и правой;

  12. метание мяча в цель броском поочередно левой и правой.

Комплекс упражнений на развитие скоростно – силовых способностей с использованием степ-платформы:

  1. прыжки через степ (с продвижение вперед) на двух ногах и одной с передачами мяча от груди двумя руками;

  2. многократные напрыгивания на степ на двух и одной ноге;

  3. прыжки с ноги на ногу через степ с продвижение вперед и на месте;

  4. стоя левым боком к степу, прыжки на степ с передачей мяча левой;

  5. стоя правым боком к степу, прыжки на степ с передачей мяча правой;

Упражнения комплексного характера:

  1. прыжки через гимнастического коня с мячом в руках. Конь может быть установлен вдоль или поперек направления прыжка;

  2. прыгая на одной ноге с продвижением вперёд, игрок выполняет ведение правой или левой;

  3. пробегая рядом, взять мяч из рук учителя, выполнить бросок после двойного шага;

  4. ведение, двойной шаг, вместо броска передача мяча партнеру;

  5. ведение, передача назад партнёру, который выполняет двойной шаг и бросок в кольцо;

  6. рывок с ведением одного или двух мячей на 5-6 м, кувырок вперед с мячом в руках и вновь рывок;

  7. рывок с ведением мяча от центра поля к линии штрафного броска, кувырок вперед с мячом в руках и бросок по кольцу;

  8. игра в «чехарду» с ведением мяча каждым игроком. Во время прыжка игрок берет мяч в руки;

  9. бег с одновременным ведением двух мячей: с высоким подниманием бедра, выбрасывая прямые ноги вперед, доскоками на двух ногах и на одной ноге и т.д.

  10. подбор мячей в паре (игроки стараются подобрать и забросить мяч в кольцо);

  11. стоя, бросок набивного мяча бросок вверх-назад, вперед-вверх от груди, из-за головы;

  12. сидя ноги врозь, бросок набивного мяча вперед-вверх от груди, из-за головы;

  13. лежа на животе, прогнувшись, набивной мяч за головой, бросок вперед;

  14. лежа на спине, набивной мяч перед грудью, бросок вверх;

  15. перебрасывание набивного мяча в парах и тройках на месте и в движении;

  16. прыжки через длинную скакалку с дриблингом. Мяч ведет не только игрок, выполняющий упражнение, но и игроки, крутящие скакалку;

  17. бег с подскоками попеременно на левой и правой ноге на 30-40 м с переходом в ускорение на такую же дистанцию, с ведением мяча;

  18. прыжки на двух ногах вперед (ноги вместе) на дистанцию 30-40 м с переходом в ускорение (бег) на ту же дистанцию. Это упражнение выполняют с ведением одного или двух мячей;

  19. прыжки через барьеры с ловлей и передачей мяча. Игрок перепрыгивает через 8-10 барьеров, стоящих подряд. Во время каждого прыжка он ловит и отдает мяч;

  20. прыжки выполняются толчками двух ног, приземление – на "заряженную" стопу с броском мяча в цель. Затрата времени на отталкивание от пола (грунта) - минимальная;

  21. прыжки в полуприседе толчками двух ног с ведением мяча левой и правой;

  22. прыжки в приседе (полезны не только для укрепления мышц голени, но и бедра, спины). Можно выполнять их в парах - спиной друг к другу, руки сцеплены в локтях. Продвижение в стороны, вперед-назад;

  23. прыжки через барьер на одной или двух ногах с одновременным ведением мяча или передачей в высшей точке прыжка; Используется 8-10 барьеров высотой 30-40 см, находящихся на расстоянии от 1 до 1,5 м друг от друга;

  24. прыжки в высоту через планку с мячом: игрок, ведя мяч, разбегается и с мячом в руках преодолевает планку, а в момент прыжка передает мяч тренеру или партнеру;

  25. прыжки по лестнице на одной и двух ногах вверх и вниз. Можно выполнять с ведением мяча;

  26. прыжки с уступающе-преодолевающим воздействием: запрыгивание на тумбу с передачей мяча от груди и спрыгивание на пол с ловлей мяча;

  27. прыжки через гимнастическую скамейку на одной и двух ногах с ведением мяча вперед-назад, лицом, боком;

  28. прыжки с набивным мячом. Можно имитировать обманные движения (передачу, подбор) во время прыжков;

  29. запрыгивание (затем спрыгивание) на препятствие высотой до 50 см толчком голеностопов, т.е. не сгибая ног в коленях с имитацией броска;

  30. танец "вприсядку" с ведением одного или двух мячей. Игрок поочередно выбрасывает ноги вперед и в стороны;

  31. серийные прыжки - "ножницы" с ведением одного или двух мячей. В каждом прыжке игрок выполняет мах ногами - вперед и назад;

  32. серийные прыжки - "разножка" с ведением одного или двух мячей. В каждом прыжке игрок выполняет мах ногами в стороны;

  33. многоскоки на одной ноге с ведением мяча. Задача - делать как можно более дальние прыжки. Упражнение проходит в виде соревнования: кто из игроков затратит меньшее количество прыжков на длину площадки;

  34. прыжки через длинную скакалку с дриблингом. Мяч ведет не только игрок, выполняющий упражнение, но и игроки, крутящие скакалку;

  35. серийные прыжки с подтягиванием коленей к животу. Игрок выполняет прыжки, одновременно удерживая мяч в вытянутых над головой руках;

  36. серийные прыжки на двух ногах с доставанием определенной отметки на щите, удерживая мяч над головой на вытянутых руках;

  37. добивание мяча у щита. Игроки в парах становятся у щита, по разные стороны кольца и по сигналу тренера начинают прыжки с передачами мяча от щита;

  38. прыжки с ведением мяча через всю площадку. Игрок ловит мяч от щита и, прыгнув к противоположному кольцу, стремится за 6-7 ведения мяча преодолеть площадку и с двумя шагами забросить мяч в кольцо. Затем то же задание за меньшее количество ведений;

  39. прыжок с подкидного мостика с мячом в руках и бросок в кольцо сверху двумя руками;

  40. прыжки на батуте с поворотами на 180 и 360. Во время прыжка игрок может обмениваться передачами с партнером;

  41. броски из-под кольца левой или правой рукой после прыжка с двух ног. Игрок выполняет подряд 10-12 бросков с разных сторон кольца (прямо, справа, слева);

  42. прыжки вперед-назад с длиной прыжка не более 50 см с имитацией броска. Упражнение выполняется как соревнование на время: кто сделает больше прыжков за 1 мин;

  43. прыжки на месте (подскоки толчком одной и двумя ногами, подскоки с поворотами, с разведением ног и т.п.);

  44. прыжки в длину и высоту с места толчком одной и двумя ногами, держа в руках мяч или медицинбол;

  45. серийные прыжки боком, на одной ноге, «лягушкой» с ловлей мяча;

  46. прыжковые упражнения у баскетбольного щита с задачей забросить в прыжке мяч с разных подходов;

  47. забрасывание в кольцо мяча, подвешенного рядом на уровне 10—15 см ниже кольца; мяч забрасывается в серийных прыжках как с правой, так и с левой стороны кольца. Так же, можно использовать стойку для прыжков, укрепив на высоте баскетбольного кольца фанерный щит, где рисуется круг и подвешивается мяч. Задача — в многократных прыжках касаться мячом нарисованного круга;

  48. прыжки с разбега до баскетбольного щита, сетки с подбором мяча после броска (толчком одной или двумя ногами);

  49. выпрыгивание из положения полуприседа с подбором мяча с вытянутыми вверх руками.

Серии прыжков, паузы между ними, частоту выполнения, высоту и вес отягощения определяет тренер, исходя из степени тренированности, этапа подготовки, индивидуальных особенностей каждого игрока.

Для развития силы ног и, соответственно, прыгучести игрокам рекомендуется выполнять большой объем индивидуальной работы. Упражнений, развивающих прыгучесть, очень много, важно понимать, что достичь результата позволяет прежде всего качество, интенсивность, регулярность их исполнения. А разнообразие упражнений повышает интерес к ним игроков, создает хороший эмоциональный настрой на тренировках.

Организационно-методические указания:

  • во всех заданиях контролировать технику выполнения разновидностей игровых приемов, не допускать ее искажения;

  • постепенно увеличивать сложность заданий, учитывать уровень подготовленности занимающихся: задания должны быть посильными;

  • для совершенствования передач использовать набивные мячи весом 1-2 килограмма; чередовать упражнения баскетбольным и набивным мячом;

  • применению ударного метода (прыжок в глубину) при развитии скоростно-силовых качеств в рамках совершенствования техники приемов должна предшествовать достаточная прыжковая работа. Так же должен соответствовать определенный уровень подготовленности; начальная высота спрыгивания не должна превышать 30см, в дальнейшем она постепенно доводится до уровня высоты выпрыгивания; количество прыжков в глубину с последующим пружинящим взрывным отталкиванием не должно превышать 5­6 раз в серии, не более 2-3х серий;

  • паузу активного отдыха, между выполнением заданий, полезно заполнять упражнениями на месте на технику с элементами жонглирования мячом.

После проведенных занятий по развитию скоростно-силовых способностей обучающихся 9 класса на уроках физической культуры был проведен заключительный этап эксперимента, где были использованы те же тесты, что и на начальном этапе исследования.

Результаты сравнительного тестирования представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2

Сравнительные показатели тестов по скоростно-силовым способностям учащиеся 9-х классов на начальном и заключительном этапах исследования

Тесты

ноябрь

апрель

Бег с ведением мяча по – отрезкам (с)

8,54±0,13

8,29±0,11

Ведение мяча по - прямой линии (с)

6,59±0,13

6,25±0,15

Бросок мяча из под кольца (кол-во попаданий)

9±2

13±2


Рис.2. Сравнительные показатели тестов по скоростно-силовым способностям учащиеся 9-х классов на начальном и заключительном этапах исследования


Видна динамика развития скоростно-силовых способностей обучающихся 9 класса. На заключительном этапе по сравнению с начальным этапом повысились показатели бега с ведением мяча по-отрезкам на 0,25с. Показатели по ведению мяча по прямой улучшились на 0,34с. Броски мяча из-под кольца (кол-во попаданий) стало выше на 4.

Анализ полученных данных позволяет заметить динамику скоростно-силовых способностей обучающихся 9 класса с использованием комплекса упражнений на уроках баскетбола. Все это позволяет сделать вывод о том, что проведенные занятия способствуют развитию скоростно-силовых способностей обучающихся 9 класса.





Заключение



В процессе выполнения работы нам удалось решить следующие задачи:

1.Мы проанализировали научно-методическую литературу по теме исследования и выяснили, что баскетбол  одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее свойственны различные движения: бег, ходьба, остановки, повороты, прыжки, броски, ловля и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками.

2. Рассмотрели роль баскетбола в физическом воспитании обучающихся 9 класса в условиях реализации ФГОС ООО. Различные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию. Баскетбол является средством активного отдыха, в частности для лиц, занятых умственной деятельностью.

3. Раскрыли сущность понятия «скоростно-силовые способности». Под скоростно-силовыми способностями понимают способности выполнять движения максимальной интенсивности в минимальный отрезок времени (Ашмарин, 2010; Васильков, 2013).

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной, мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений.

4.Изучили анатомо-физиологические особенности обучающихся 9 класса. Средний школьный возраст (1115 лет). Этот возраст (подростковый) характеризуется немаловажными морфофункциональными переменами в связи с тем, что он совпадает у мальчиков с началом полового созревания, а у девочек с первой его половиной. Как раз в этот период отмечается вторичное вытягивание  усиленный рост тела в длину. В это время (в особенности в конце периода) происходит интенсивный прирост мышечной массы, а, следственно, и веса тела.

5.Рассмотрели методы и средства развития скоростно-силовых способностей обучающихся 9 класса.

Методы развития скоростно-силовых качеств у школьников среднего звена являются общими  выбор их не зависит от индивидуальных особенностей вида спортивной деятельности на уроке.

В ациклических видах спорта применяется комплекс методов сопряженного и вариативного воздействия, кратковременных усилий и повторный.

Средствами развития скоростно-силовых качеств являются физические упражнения с сопротивлением, которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц.

6. Представили диагностику уровня скоростно-силовых способностей обучающихся 9 класса на уроках физической культуры.

7.Составили комплекс упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых способностей в среднем школьном возрасте.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута  мы теоретически обосновали и апробировали возможности использования комплексов упражнений на развитие скоростно-силовых качеств на уроках баскетбола.




Список литературы



  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: пособие для учителя / Б. А. Ашмарин. - М.: Академия, 2015. - 235с.

  2. Бердинков, Г.И. - Массовая физическая культура в ВУЗе: Учебное пособие / Г.И. Бердинков. - М.: Высшая школа, 2014. - 240 с.

  3. Булыгина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии / Т.М. Булыгина. - М.: МГУП, 2016. - 160 с.

  4. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания : учебник / А.А. Васильков. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 381 с.

  5. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.; Издательский центр «Академия», 2012. - 288 с.

  6. Грачев О.К. Физическая культура / О.К. Грачев. - М: ИКЦ «МарТ», 2015 - 464 с.

  7. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры / А.А. Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 2008 г. - 186 с.

  8. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебное пособие / Ю.И. Евсеев. - Ростов н/Д., Феникс, 2017. - 214 с.

  9. Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры. Курс лекций / И.В. Еркомайшвили. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2014.- 192 с.

  10. Жбанков О.В. Развитие прыгучести у юных баскетболистов / О.В. Жбанков // Журнал Физкультура и спорт. - 2015. - № 3.

  11. Иванова Л.С. Физическая подготовка спортсменов высших разрядов / Л.С. Иванова, В.Н. Попышева, Л.И. Стогова. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 258 с.

  12. Коробейников Н.К. Физическое воспитание: Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений / Н.К. Коробейников, И.Г. Михеев, А.Е. Николенко. - М.: Высшая школа, 2014. - С.74-75.

  13. Кофмана Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя / под ред. проф. Л.Б. Кофмана. - М.: Академия,2016.-372 с.

  14. Коц Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры / Я.М. Коц. - М.: Академия, 2018. -200 с.

  15. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина-2-е изд. испр-М.: Советский спорт, 2014. - 464с.

  16. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие / В.П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2013.- 224 с.

  17. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основа знаний / В.П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2015. - 224 с.

  18. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра-спорт, 2000.

  19. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М., 1998.г.

  20. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс: Перевод с немецкого / Э. Майнберг. - М.: Аспект - пресс, 2015. - 318 с.

  21. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник / А.М. Максименко. - М.: Физическая культура, 2015. - 544с.

  22. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин- тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: ФИС, 2009. - 543 с.

  23. Медведев И.А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры: Учебно-методическое пособие / И.А. Медведев. - Красноярск: РИО КГПУ, 2010. - 124 с.

  24. Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания / А.Д. Новиков. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 354 с.

  25. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. - М.: ФиС, 2009.

  26. Полянский А.В. Бег и прыжки по покрытиям, имеющим различные физические свойства, в подготовке бегунов на средние дистанции: учеб. пособие для студ. и препод. фак. физич. воспит. пед. институтов / А.В. Полянский. - Славянск-на-Кубани: Изд-во СГПИ, 2013.

  27. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта: Учебник для студентов / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2012. - 608 с.

  28. Солодков А.С. Физиология человека. Спортивная. Возрастная: учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2015. - 528 с.

  29. Солонкин А.А. Развитие двигательных качеств. Сб.науч.тр.// А.А.Солонкин. - Смоленск: СГИФК, 2016. № 6.

  30. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта / Ф.П. Суслов. - М.: Проспект, 2017. - 37 с.

  31. Уилмор Дж.Х. Костилл Д.Л. Физиология спорта: Издательство: Киев: Олимпийская литература, 2011. -503 с.

  32. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 11-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 480 с.

  33. Шашурин А.В. Физическая подготовка / А.В. Шашурин. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 317 с.

  34. Щедрина Ю.С. Физическая культура / Ю.С. Щедрина. - М.: Юнити, 2015. - 350 с.



Приложение 1



Протокол диагностического обследования скоростно-силовых способностей обучающихся 9 класса на начальном этапе эксперимента

Имя учащегося

Бег с ведением по- прямой, с

Челночный бег 3х10м, с

Попадания в кольцо, раз

1. Илья У.

5,82

8,06

11

2. Игорь Э.

6,63

8,19

13

3. Лера С.

6,13

8,55

10

4. Максим В.

6,8

8,69

8

5. Ярослав К.

6,71

8,37

11

6. Егор М.

6,36

8,24

8

7. Вика О.

6,46

8,82

7

8. Настя Д.

7,21

8,69

6

9. Ксюша Р.

7,25

9,39

7

10. Артем С.

7,12

9,38

6

11. Дарина Х.

5,93

7,95

12

12. Витя Я.

6,6

8,11

13













Приложение 2 Протокол диагностического обследования скоростно-силовых способностей обучающихся 9 класса на заключительном этапе эксперимента

Имя учащегося

Бег с ведением по- прямой, с

Челночный бег 3х10м, с

Попадания в кольцо, раз

1. Илья У.

6,49

7,8

13

2. Игорь Э.

6,54

8,11

15

3. Лера С.

6,17

7,74

17

4. Максим В.

6,54

8,07

11

5. Ярослав К.

6,70

8,2

9

6. Егор М.

6,70

8,3

7

7. Вика О.

6,22

7,51

10

8. Настя Д.

6,7

9,11

9

9. Ксюша Р.

6,72

8,67

9

10. Артем С.

6,8

8,1

10

11. Дарина Х.

6,21

7,33

12

12. Витя Я.

6,49

8,21

15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!