СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие скоростной выносливости и качеств безопасного управления в скоростных режимах мотокроссмена

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все факторы, определяющие качество безопасного управления в скоростных режимах мотогонщика - кроссовика, органически взаимосвязаны. Но не всегда можно так организовать тренировку, выбрать такие средства и методы её проведения, которые позволять избирательно улучшать те или иные факторы.

     Техника вождения в большей мере определяет скоростью на препятствиях. Особенностью мотоспорта является то, что скорость может расти не беспредельно с ростом мощности двигателя и тормозов, а ограниченна возможностями сцепления шин с грунтом.

Просмотр содержимого документа
«Развитие скоростной выносливости и качеств безопасного управления в скоростных режимах мотокроссмена»

Сурдин Владимир Константинович

Педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДЮЦ

г. Салехард


Развитие скоростной выносливости и качеств безопасного управления в скоростных режимах мотокроссмена


Все факторы, определяющие качество безопасного управления в скоростных режимах мотогонщика - кроссовика, органически взаимосвязаны. Но не всегда можно так организовать тренировку, выбрать такие средства и методы её проведения, которые позволять избирательно улучшать те или иные факторы.

Техника вождения в большей мере определяет скоростью на препятствиях. Особенностью мотоспорта является то, что скорость может расти не беспредельно с ростом мощности двигателя и тормозов, а ограниченна возможностями сцепления шин с грунтом. Мощность крутящего и тормозного моментов на современном кроссовом мотоцикле превосходит в большинстве случаев - возможности сил сцепления шин с грунтом. Поэтому существует предельная скорость на повороте, предельное значение ускорение и замедление во время разгона и торможения, предельная скорость на неровностях, позволяющая оптимально выравнивать траекторию движения системы гонщик - мотоцикл.

Достижение гонщиком предельной скорости зависит от рациональной техники вождения, позволяющей полностью использовать силы сцепления шин с грунтом. Критериями такого использования будут: занос ( на повороте ), отрыв переднего колеса от грунта на каждой передачи ( при разгоне ), околоюзовое торможение обоими колёсами, оптимальное выравнивание траектории на неровностях.

С техникой вождения неразрывно связанно чувство мотоцикла - комплекс определённых условных рефлексов по безопасности, которые помогают организму приспособиться к безопасному вождению мотоциклом в условиях предельного использования сил сцепления шин с грунтом, и определяют своевременность и точность движений по управлению системой гонщик - мотоцикл. При этом различные органы чувств работают в тесном взаимодействии, как бы сливаясь в единый комплексный анализатор. Это чувство способствует наиболее тонким и в то же время обобщённым восприятиям, необходимым для совершенного безопасного управления мотоциклом.

Фактором, определяющим качество безопасного управления скоростью, является также уровень специальной физической подготовленности гонщика. Это в первую очередь быстрота движений по управлению и стабилизации системы гонщик - мотоцикл, частота коррекций для поддержания равновесия и слежения заданной траектории, быстрота реагирования на отклонения и изменения ситуации на трассе.

Быстрота движений зависит от эластичных свойств мышц, которые улучшают посредством специальных упражнений. Хорошая эластичность мышц необходима также для того, чтобы мышцы - антагонисты меньше тормозили выполнение движений. К этому нужно добавить важную роль расслабления мышц антагонистов, свободного, без излишних напряжений выполнения движений.

Быстрота движений, чувство мотоцикла, чистота коррекций обусловливаются соответствующей деятельностью коры головного мозга, нервными процессами, вызывающими сокращение и расслабления мышц, направляющими и координирующими действия гонщика. Важным фактором определяющим скоростные качества гонщика, являются подвижность, слаженность и частота нервных процессов, которые находятся в зависимости от волевых усилий гонщика, его психологической подготовленности.

Все факторы, определяющие скоростные качества гонщика, только условно рассматриваются здесь в отдельности. Фактически в целостном управлении мотоциклом на предельной безопасной скорости они связанны между собой и с деятельностью всех органов и систем организма, с процессами обмена приводящей и объединяющей роли коры головного мозга.

Критерием оценки скоростных качеств гонщика является время, затраченное на преодоление отдельного препятствия или целого круга кроссовой трассы – мотоугола поворота – наклона мотоцикла при вхождении в поворот.

Способность гонщика безопасно преодолевать кроссовые препятствия на высокой скорости развивается медленно. Иногда требуется несколько лет, чтобы улучшить свой скоростной показатель на 1-2%. Нередко в росте скоростных качеств наступает предел. Причины этого: нерациональная техника вождения, плохое чувство мотоцикла, недостаток волевых усилий, недостаток специальных физических качеств, выработка скоростного барьера-шаблона в быстроте и величине усилий (так называемого жесткого динамического стереотипа).

Анализ гонок региональных соревнований по мотокроссу в г.Ноябрьск (2010-2018гг.) показал высокую связь между результатами в гонках и скоростными качествами гонщика. Коэффициент коррекции равен 0,952.

Для удобства сравнения и анализа специальных скоростных качеств, показанных гонщиками в заездах на различных трассах, автором предложен расчет максимального скоростного показателя(МСП). Скоростные качества гонщика оцениваются отношением абсолютно лучшего времени круга (ЛВК), показанного в данной гонке (заезде) одним из гонщиков, к лучшему времени круга данного гонщика. Это отношение, выражаемое в процентах, называется максимальным скоростным показателем (МСП).

С ростом скорости прохождения препятствий гонщику остается все меньше времени для выполнения движений по безопасному управлению системой гонщик +мотоугол. А это требует увеличения быстроты, точности и частоты движений, т.е. изменение пространственных, временных и силовых характеристик движений на определенном уровне мастерства каждый гонщик имеет свой предельный ритм движений при преодолении того или иного препятствия, от которого и зависит скорость преодоления. Для повышения скорости нужно, следовательно, освоить новый ритм, преодолеть образовавшийся "скоростной барьер" – в качестве безопасного управления мотоциклом в скоростном режиме.

Тренировку по развитию скоростных качеств, нужно начинать в состоянии высшей работоспособности. Усталость - плохой спутник быстроты. Поэтому такую работу проводят после дня отдыха.

Основным методом воспитания качеств безопасного управления в скорости является так называемый метод повторения и закрепления, заключающийся в многократном преодолении с отдельного препятствия или круга трассы на максимальной для гонщика скорости. При этом совершенствуются техника вождения и чувство мотоцикла, воспитываются волевые качества, увеличивается быстрота движений, улучшаются восприятие ситуации и быстрота реагирования.

После короткого (5-10 мин.) заезда следует отдых, во время которого анализируются ошибки и восстанавливаются силы. Оптимальное состояние организма для очередной попытки наступает через 2,5 - 3 мин.

Работу над развитием скоростных качеств начинают после разминки, во время которой гонщик должен хорошо ознакомиться с препятствиями трассы.

Каждую из серий преодолеваемых препятствий или кругов трассы гонщик старается пройти с максимальной скоростью и превысить свою прежнюю скорость. Результаты каждой попытки контролируют с секундомером и сообщают гонщику, который сопоставляет свои ощущения с достигнутым результатом.

Для анализа скорости прохождения круга (а с ней техника вождения) сравнивают время прохождения отдельных элементов и участков разными гонщиками. Без этого не может быть эффективного развития скоростных качеств.

Для хронометрирования прохождения гонщиками отдельных участков и элементов на кроссовой трассе тренер, имея двухстрелочный секундомер, выбирает место, откуда просматривается вся трасса. Круг трассы разбивают на типичные участки, прохождение которых занимает 10-12с. Такое время необходимо для снятия отчета и записи. Намечаются отсчета, которые нумеруют в порядке прохождения их гонщиками. Для снятия отсчета тренер останавливает красную стрелку секундомера в тот момент, когда переднее колесо мотоцикла находится в створе с точкой отсчета. Полученное время записывают под номером точки с указанием фамилии или номера гонщика.

При обработке записи определяют чистое время, затраченное гонщиком на преодоление того или иного участка. Для этого время смежных точек вычитают - из большего меньшее. При анализе сравнивают показатели времени разных гонщиков на одном и том же участке.

Получив данные "о слабых" местах на трассе, можно провести дополнительный хронометраж для данного гонщика, с тем, чтобы уточнить и проанализировать выполнение приемов техники вождения на этом участке. Такой хронометраж заключается в определении времени, затраченного гонщиком на отдельный элемент или фазу: вход в поворот, прыжок, ускорение, торможение, подъем, спуск и т.п.

Желательно, чтобы секундомер имел шкалу делений до 0,1 с. Как показали исследования, ошибка в реакции на движущийся объект (мотоцикл с гонщиком) при достаточной тренированности не превышает в среднем 0,05с и является вполне допустимой, так как величина средних отклонений у различных гонщиков при засечке отдельных элементов трассы даже в однородных группах гонщиков составляет 0,2 - 0,5 с.

В одном занятии рекомендуется проводить 5 - 8 коротких заездов на один, два, три круга или серий преодолений отдельного препятствия.

Большое значение для развития специальных скоростных качеств имеют групповые заезды с общего старта. Эмоциональный подъем, создаваемый групповым заездом, способствует повышению скорости на препятствиях. Лидирование и гандикапы создают необходимую мотивацию во время этих заездов, способствуя проявлению важнейших волевых качеств - смелости, настойчивости, целеустремленности.

Продолжительные тренировок на знакомых трассах, однообразие в занятиях (методы нагрузки), отсутствие в процессе тренировки новых, более высоких требований к организму гонщика, к технике вождения, физическим и волевым качествам, приводит к стабилизации скоростных качеств. Чем совершеннее техника вождения и чем выше уровень развития специальных качеств, тем труднее их улучшить, тем больше условий для стабилизации качеств безопасного управления в скоростных режимах.

Для преодоления застоя в росте качеств безопасного управления в скоростных режимах необходима работа, направленная на совершенствование техники вождения, ее ведущих элементов. Это достигается применением специальных упражнений, выполняемых на мотоцикле с двигателем привычной или большей мощности. Например, если обнаружены недостатки в технике входа в поворот, то применяют змейки различной длины, выход на вертикальную стенку, увод следа, заносы на различном грунте, выполняемые на тяжёлом мотоцикле или мотоцикле с двигателем большей мощности. Эти упражнения позволяют добиться повышения скорости в фазе входа в поворот за счет более быстрого наклона мотоугла в системе гонщик + мотоугол.

Закрепив повышенную скорость на тяжёлом мотоцикле многократным повторением. Гонщику легче выполнить упражнения на своем обычном мотоцикле. Если это удается, то успех закрепляется многократным повторением, что то приводит к более быстрому созданию навыка и росту качеств безопасного управления в скоростных режимах.

Такой путь пригоден для гонщиков, подготовленных в специальном физическом плане. Если же специальная физическая подготовка не достаточна, то для развития специальной быстроты, силы и выносливости выполняют специальные упражнения на мотоцикле меньшей мощности. Это потребует от гонщика больших усилий и будет служить стимулом для роста специальных физических и волевых качеств. После периода тренировок на мотоцикле большей мощности, которые приведут к росту специальной физической подготовленности, переходит к тренировкам на мотоцикле малой, а затем и нормальной (своей) мощности. Эта работа проводится в подготовительный период.

Для воспитания качеств безопасного управления скоростью необходимо, чтобы гонщик имел высокий уровень общей быстроты и высокий уровень общей ловкости. Эти качества необходимо развивать с детского возраста (7-10 лет) упражнениями на батуте, на узкой опоре (равновесие на трубе, тросе и.т.п.), горнолыжной подготовкой, фигурным катанием на коньках, спортивными играми, фигурной ездой на велосипеде.

Основными средствами воспитания качеств безопасного управления в скоростных режимах является стремление преодолевать кроссовые препятствия на предельной для данных условий грунта скорости. Особое значение имеет при этом частая смена рельефа, грунта и средней скорости на препятствиях трассы. Разнообразие условий помогает избежать образованию стойких стереотипов в технике вождения и скорости, способствует постоянному прогрессу в развитии качеств безопасного управления в скоростных режимах.

Для воспитания качеств безопасного управления в скорости большое значение имеет применение специальных упражнений на мотоцикле, направленных на совершенствование рациональной техники, специальных физических качеств и чувства мотоцикла. Эти упражнения, действующие на гонщика по принципу сопряженного воздействия, позволяют вычленить ведущие элементы техники вождения и совершенствовать их в более сложных условиях.

Серьезную помощь в воспитании специальных скоростных качеств могут оказать методы гандикапа и лидирования, при котором несколько гонщиков разной подготовленности уравниваются друг с другом представлением преимущества менее сильным.

Реальность поставленной задачи, видимая наглядная цель (впереди идущий гонщик), эмоциональный подъем - все это делает тренировки методом гандикапа и лидирования незаменимыми для развития волевых, бойцовских и специальных скоростных качеств, специальной выносливости.

Особое место в воспитании качеств безопасного управления в скоростных режимах занимает метод соревнований и контрольных тренировок. Он позволяет предельно мобилизовать возможности гонщика, его волевые усилия. Только в соревнованиях гонщик полностью проявляет все свои силы, возможности, скоростные качества.

Однако необходимо предостеречь от участия в большом числе соревновании тех, кто еще не овладел рациональной техникой вождения. Преждевременные попытки проявить максимальные скоростные качества при не прочном двигательном навыке могут закрепить технику с погрешностями, исправить которые будет очень трудно.



Список используемой литературы

Григорьев И.М. Мотокросс и гонщик. – М., 2022.

Мамзелев И. А.Подготовка мотоцикла к соревнованиям. - М.: ДОСААФ, 2022.

Трофимец Ю. И. Мотокросс. Подготовка гонщиков. - М., 2020.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!