СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие слухового восприятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие слухового восприятия»

Тема: « Времена года», дифференциация звуков «С,З» в словах, слогах, фразах.

Цель урока:

Закрепить умение дифференцировать звуки "С-З" в словах, слогах, фразах.

Продолжить тренировку и развитие слуховой функции на материале темы. Развивать правильное речевое дыхание. При закреплении речевого материала на слух чередовать различные формы предъявления материала, а так же ответа ученика.

С помощью специальных развивающих упражнений, направленных на коррекцию и формирование мышление, логики, памяти расширять активный словарь.

Поддерживать на протяжении всего урока атмосферу доброжелательности и эмоционального комфорта. Прививать ребёнку навыки не только простого использования речи, а навыки культуры речевого общения.

Оборудование:

ЗУА, звукотаблицы, карточки с профилями, дидактические карточки, таблички по теме, карточки с текстом, словарь.

  1. Орг. момент

- Поздоровайся.

- Как ты меня слышишь?

- Я слышу хорошо.

- Давай проверим.

- Сейчас лето?

- Нет, зима.

- Сегодня среда?

- Нет, вторник.

- Ты слышишь хорошо.

- Какое у тебя настроение?

- У меня хорошее настроение.

- Какой сейчас урок?

- Сейчас урок индивидуальной работы.

- Чем ты будешь заниматься на уроке?

- Я буду слушать, говорить, отвечать на вопросы, выполнять поручения.

- Спроси меня над, чем сегодня мы будем работать?

- Будем работать над звуками речи, над ударением, над слитностью.

- Как ты будешь говорить на уроке?

- Буду говорить все звуки правильно, и слушать внимательно.

- Будем учиться правильно говорить звуки « С – З »

  1. ФП

- Это профиль звука "С"

- Посмотри, как надо произносить звук "С"

- Как ты будешь говорить звук "С"?

  • Губы в улыбке;

  • Зубы сближены, но не сомкнуты;

  • Кончик языка внизу, спинка языка выгнута, воздух проходит посередине;

  • При звуке «с» нет голоса.

- Как ты будешь говорить звук "З"?

  • Губы выдвинуты вперёд и округлены.

  • Зубы сближены, но не сомкнуты;

  • Кончик языка вверху;

  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

  • При звуке « З» нет голоса.

- Скажи звук сильно.

- Назови картинки.

- Послушай, что ты будешь делать.
Говорить звуки "С-З" в слогах, словах, фразах. Говорить слитно.

  1. Будем работать со звукотаблицей.

- Говори звуки «С – З » правильно!

- Прочитай первое задание.

  1. Назови все предметы по порядку.

Например: лиса, шляпа, слон…

- Что ты сделал?

- Я назвал все предметы по порядку.

  1. Называй предмет, добавляй слово «Шаг».

Например: шаг лиса, шаг шляпа, шаг слон…

- Что ты сделал?

- Я назвал предмет, добавлял слово «Шаг»

  1. Называй предметы парами.

Например: у лисы – шляпа…

- Что ты сделал?

- Я назвал предметы парами.

  1. Назови все предметы, добавляя Живой – неЖивой: 

Например: лиса – живая, шляпа – неживая….

- Что ты сделал?

- Я назвал предметы, добавляя Живой – неживой

  1. Называй предмет, сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, с числительными ДВА, ПЯТЬ:

Например: одна лиса, две лисы, пять лис…

- Что ты сделал?

- Я назвал предмет, сначала в единственном числе, потом с числительными два, пять.

  1. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно.

Например: лиса – лисичка, шляпа – шляпка…


  1. Назови, что находится

в правом верхнем углу- ...;

в нижнем левом углу - ...;

в правом нижнем углу - ...;

в верхнем левом углу - ...;

в верхнем ряду вторым по счету - ...;

в нижнем ряду третьим по счету - ...;

во втором ряду первым по счету - ….;

между .... и ... - ... ,

над ... - ... , под ... 

  1. С каждым предметом придумай по одному предложению.
    Придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы

Например: Бабушка сварила вкусную кашу.

  1. РСВ

- Над какой темой мы работаем?

- Мы работаем над темой времена года.

- Слушай внимательно.

- Назови самое холодное время года.

- Назови самое тёплое время года.

- Назови самое дождливое время года.

- Зимой земля покрыта снежным ковром (одеялом)

- Я начну, а ты продолжай.

Зимние месяцы -…

Весенние месяцы- …

Летние месяцы- …

Осенние месяцы - …

- Слушай дальше, повторяй за мной.

- Осенью часто идёт дождь.

- Зимой земля покрыта снегом.

- Весной на деревьях распускаются листья.

Будем работать со словарём.

- Слушай словарь.

- Холодное время года, тёплое время года, дождливое время года, набухают почки, распускаются листья, опадают листья, желтеют листья.

- А сейчас слушай новый текст.

Лето самое тёплое время года. Дни длинные и допоздна не темнеет. Все прекрасно растёт. Распускаются цветы, зреют овощи и фрукты.

( текст прочитывается два раза, после каждого прочтения выясняется услышанное.)

- Что ты услышал?

- О каком времени года этот текст.

- О лете.

- Прочитай текст, поставь ударения.

( ученик прочитывает текст с карточки)

- Есть непонятные слова?

- На следующем уроке продолжим работать с текстом.

  1. Работа без ЗУА

- Сними наушники.

( проводится работа на голое ухо)

- Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы, холодное время года, тёплое время года, времена года.

Будем работать над интонацией.

- Следи за моим голосом.

( работа по карточке)

  1. Итог.

- Что ты делал на уроке?

- Я слушал, говорил, отвечал на вопросы, выполнял поручения, читал текст, ставил ударения, учился говорить с интонацией.

- Урок окончен, ты молодец!





















































Тема урока: Дифференциация звуков С -З

Диалог по тексту «Лепка» (4-ое занятие)

Задачи I части (ФП)

-Закрепить артикуляционный уклад звуков С и З.

-Дифференцировать звуки С,З в слогах, словах, диалоге в прямой и обратной позиции.

-Автоматизировать звук Т в свободной речи.

-Формировать умение произносить слова, соблюдая ударение.

Задачи II части (РСВ)

Формировать умение воспринимать на слух различные речевые единицы (слоги, слова, фразы).

- Тренировать в различении и опознавании материала разговорно- обиходного характера, речевого материала, связанного с учебной деятельностью, фраз из диалога «Лепка» на слуховой и слухо- зрительной основе.

Коррекционно- развивающие и воспитательные задачи:

-Развивать фразовую речь через ответы на вопросы, отчёт о проделанной работе, ведение диалога.

-Развивать мыслительные процессы через умение дополнить предложение нужным по смыслу словом, через выполнение поручений, через обобщение. Воспитывать навык самоконтроля за произнесением звуков.

Словарь: слова и фразы из диалога, речевой материал из темы: «Учебные вещи»,речевой материал, относящийся к организации учебного процесс

Оборудование:, таблички с речевым материалом, текст диалога, бумажные фигурки детей(Сима и Зина), тетради, пластилин, мешочек, игрушка самолёта, запись звука гудения самолёта, флажки для поощрения.

Ребёнок: Иванова Ира

Диагноз: 2-х ст. СНТ-3 степени. Умственная отсталость лёгкая.

Ход урока

Формирование произношения.

I Организационный момент.

(Дать на голое ухо)

-Сядь. Ты села? (Я села)

-Поздоровайся. (Здра(в)ствуйте.)

-Надень аппарат. (Я надела аппарат)

-Ты слышишь? (Я слышу)

II Слухоречевая зарядка.

(За экраном, с расстояния до 4 метров)

-Будем слушать. Слушай.

-Как тебя зовут? (Меня зовут Ира)

-Как твоя фамилия? (Моя фамилия Иванова)

- В каком классе ты учишься? (Я учусь во втором классе).

-Назови гласные. (Гласные звуки- это А.О,У,И,Э)

III Артикуляционная гимнастика

-Спроси, что будем делать?

- Надежда Николаевна, что будем делать?

-Будем делать гимнастику.

а) «лягушка»; б) «Открой, закрой окно»; в) «Хобот»

IV Фонетическая ритмика

-Будет ритмика (говорит с движениями фонетической ритмики)

Говори и делай.(Слухо- зрительно)

Голосовые упражнения.а) вдохни, говори протяжно:

А_____________ О_____________ У___________ И_________ Э__________

б)вдохни, говори кратко:

А.О,У,И,Э

V Автоматизация звука Т

1.Чтение слогов и слов.

ТА_АТ-АТА-АТА НАТА.

ТУ-УТ- УТУ- - ВОЗЬМИТЕ( Слушай, повтори: Ната, возьмите, стул- дать за экраном)

2.Чтение чистоговорок.

ОТ-ОТ-ОТ-ВОТ КОМПОТ

ОТ-ОТ-ОИ- ЯЛЮБЛЮ КОМПОТ.

3.Мини- диалог. (Использовать фигурки людей).

-Ты любишь компот?

-Да, люблю.

-Вкусный?

-Вкусный.

4. Работа над ударением.

Отхлопай, говори с ударением:

ТА-та-та- Бабушка

та-Та-та- каПУста

та- та-ТА- пластиЛИн

(Перед ребёнком картинки пластилин, капуста, бабушка)

Слушай, покажи, правильно назови –дать за экраном(бабушка, капуста, пластилин)

5. Выполнение поручений

-Будем выполнять поручения.

-Вот тут учебные вещи ( на столе тетради, накрытые салфеткой).

- Отгадай, что тут? ( ребёнок называет учебные вещи).

-Тут тетради.

Поручения:

-Дай три тетради. (Возьмите три тетради).

-Возьми две тетради. (Я взяла две тетради)

Почитай тетради (я посчитала. Пять тетрадей.

Послушай (за экраном). Тетради – это мебель?

-Нет, тетради это не мебель, это учебные вещи. Молодец (дать красный флажок)

-Встань. Отдохнём. (ФИЗМИНУТКА «БУРАТИНО»)

-Буратино потянулся

-Раз согнулся, два согнулся,

-руки в стороны развёл

-и пошел, пошёл, пошёл

VI Дифференциация звуков С-З.

Повторение правильной артикуляции.(использовать зеркало) а) «качай насос-с-с-с»-показать отсутствие голос, наличие холодной воздушной струи;

б) «пищит комар –з-з-з- показать наличие голоса(приложить тыльную сторону ладони к гортани);

2) Чтение прямых и обратных слогов, слов

СА-ЗА АСА-АЗА ЗА-СА-ЗА

СО-ЗО ОСО- ОЗО ЗО-СО-ЗО

СУ- ЗУ УСУ-УЗУ ЗУ-СУ-ЗУ

САЙКА-ЗАЙКА, СОНЯ- ЗОЯ, СУП-ЗУБ.

Дополни предложения по картинкам. По лесу бегает … .

Около дома … .

Мама варит … . (суп, забор, лиса,Соня)

Слушай, повтори (дать за экраном) лиса, бегает лиса, по лесу бегает лиса

Ты слушала хорошо (получает) флажок.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

VII Работа над диалогом (Лепка»)

Сюрпризный момент. Игра «Чудесный мешочек»Слушай, что это? (Звучит запись звука летящего самолёта)

Это самолёт.

Посмотри к нам прилетел самолёт.

Что привёз самолёт?. Мешочек.

-Что в мешочке? Ощупай. (я ощупала, пластилин).

-Как ты думаешь, для чего пластилин?

- Из пластилина лепят.

Будем читать диалог «Лепка»

Слухо- зрительное восприятие диалога (2 раза).-Я Зина.

-А я Сима.

-Это твой пластилин?

-Мой.

-Будем лепить?

-Будем.

-Я буду лепить самолёт

-А я лису.

Задание к диалогу-Как называется диалог? ( Диалог называется «Лепка»)

О ком диалог? (О Симе и Зине).

Что делали девочки? (Девочки лепили из пластилина).( дать флажок)

VIII Итог занятия

Что ты делала?

Как ты занималась?

Сколько у тебя флажков?

-Один, два, три, четыре, пять.

-У меня пять флажков. -Ты занималась хорошо. Старайся всегда, говорить правильно звуки С, З, Т.

Получи «Пять».

































Анализ урока по РСВ и ФП в 1 «Б» классе. Учитель Кулова С.К.

Ребёнок: Санакоева Диана, 7 лет

Диагноз: 2-х сторонняя сенсоневральная глухота с реакцией слева, умственная отсталость лёгкая

Тема: Автоматизация звука Щ в прямых слогах, словах фразах. Текст «День рождения» 1-е занятие

Задачи:

Образовательные.

Закрепить артикуляционный уклад звука Щ.Автоматизировать звук Щ в прямых слогах, словах, фразах.Работать над дыханием, ритмом, звучностью голоса.Формировать умение воспринимать на слух различные речевые единицы.Учить различать неречевые звучания.Коррекционные.

Тренировать в различении и опознавании материала разговорно- обиходного характера, материала, связанного с учебной деятельностью, фраз из текста «День рождения» на слуховой и слухозрительной основе.Развивать фразовую речь через ответы на вопросы, отчёт о проделанной работе, называние картинок и предложений, группировку предметов.Развивать мыслительные процессы через умение правильно отвечать на поставленный вопрос, подбор предложений к картинкам, классификацию предметов по их функциональному назначению.Воспитательные.

Воспитывать активность и самостоятельность.Тип урока: Автоматизация.

Место урока в системе уроков по теме: 1 урок.

Урок приходил в условиях слухоречевой среды. Использовалась звукоусиливающая аппаратура как коллективного так и индивидуального пользования, в условиях минимального шума. Речевой материал (слова, фразы) был знаком с уроков, внеклассных занятий. Обучение восприятию речи проводилось на слух и слухо- зрительно в русле обучения глухих языку в его коммуникативной форме. Девочка воспринимала на слух (в слуховом аппарате) отдельные слова, словосочетания, фразы: Поздоровайся. Какой будет урок? Что будешь делать на уроке? Когда твоё день рождения? Сколько тебе лет? Какой подарок ты хочешь? Ученица воспринимала на слух (послушай, скажи как я)отдельные звуки( при работе над длительностью произнесения гласных звуков А____, О_____, У____, И_____ );слоги при работе над звучностью голоса ПАПАПА ПА____, ПАПАПА ПО____, ПАПАПА___ПУ, ПАПАПА ПИ____; слогокомплексы при работе над ритмом ПАПАПА, ПАПАПА, ПАПАПА ; на этапе автоматизации звука Щ в слогах(ЩА, ЩИ, ЩУ,ЩЁ), в словах( Слушай, повтори, покажи картинку: щавель, щётка, щука, щи, щит, щенок), в словосочетаниях (зелёный щавель ,зубная щётка, щука плавает, вкусные щи, щенок спит), во фразах (На лугу зелёный щавель. Щука плавает в воде. Мама варит щи. У собаки щенок). Речь педагога была разговорной громкости, речевой материал учитель подобрала по его социальной значимости, возможности использовать в быту, в организации учебного процесса, в восприятии текста «День рождения». Объём речевого материала соответствовал возрасту ребёнка, уровню его речевого и психического развития , состоянию слуховой функции. Характер речевого материала соответствовал году обучения, типу урока. Речевой материал подбирался не только по фонетическому принципу, а согласно его нужности на уроке. Воспринимался ребёнком на слух после предварительной слухозрительной тренировки, с использованием табличек для уточнения произношения: девочка слушала речевой материал, произнесённый учителем, рассматривала картинки, выкладываемые перед ней, прочитывала соответствующие таблички, слушала, что сказал учитель, и повторяла, показывая при этом на соответствующую картинку. Речевой материал предъявлялся ребёнку с комфортного (рабочего) расстояния на котором девочка слышала речь. Хорошо знакомый речевой материал учитель давал на голое ухо, слева(-встань, -сними наушники, какой будет урок?) у ушной раковины. Кроме речевых звуков ребёнок слушал неречевые звуки(лай щенка). При обучении слушать Надежда Николаевна использовала дидактические игры («Назови картинку», «Разложи верно», «Угадай чей голос?», Что взял Вова?


























Тема занятия: 1. Звуки пь – бь
2.Текст «Весна»
Цель занятия:
Закреплять умение дифференцировать на слух и правильно произносить в слогах, словах и фразах звуки пь – бь.
Формировать речевое дыхание: произносить слитно, на 
одном выдохе 10-12 слогов.
3. Развивать умение моделировать силу голоса: 
воспроизводить вопросительную и восклицательную интонацию.
Закреплять умение слушать связную речь, воспроизводить услышанные слова, словосочетания, фразы и 
использовать речевой материал в самостоятельной диалогической речи.
5. Развивать слухоречевую память, воображение, мышление.

Дидактический и наглядный материал
-Фигурки животных: кот, петух, собака.
-Макет дома.
-Картинки к тексту: весна (март, апрель)
-Таблички со слогами, словами, словосочетаниями, фразами
-Таблички с текстом и диалогом.

Ход занятия
Речь учителя
Речь ученика

Орг. момент 
- Поздоровайся.
- Па-па-па. Как ты слышишь?
- Послушай, повтори: саша ха и фа та

I. Работа над произношением
- Будем учиться говорить звуки пьбь 
Повтори, кого я назову: петух, кот, собака *

(Учитель берет фигурку кота, говорит петуху, а потом собаке)
- Голос у тебя хороший. Ты будешь петь и на балалайке играть. 
- Собака будет петь и в барабан бить.
- Что будет делать собака?

- Послушай: пебебепе 
Пебепебепебе
Пебепебепебепебепебепебе
- Петь тебе. Ты будешь петь.
- пи бипибипиби пить-бить
Пибипибипибипиби
Пибипибипибипибипиби

(Учитель, манипулируя фигурками):
- Подошли к дому разбойников. Кот сказал: «Мяу-мяу! (тихо).
В доме молоко есть? Я бы попил.»

- Собака сказала: «Гав-гав! (громко). В доме мясо есть? Я бы поел.»
- Я бы попил. Я бы поел.

- А кто сказал: «Я бы поклевал»?
- Кот, петух, собака. Кто это?

II. КРУ Кто что ест?
- Прочитай и постарайся запомнить, кто что ест.
Орехи – белка, жёлуди – кабан, рыбу – бобёр, траву – баран, 
зерно – петух, овёс – лошадь, 
молоко – кошка, корова – сено.


III. РСВ 
Работа над текстом «Весна»

1. Восприятие текста на слух
(Учитель читает текст за экраном)

- Апрель наступил.
- Да, тепло! Погода солнечная, снег растаял. 
-Скоро зазеленеют листочки на деревьях.
- Я видела, грачи прилетели. Они сами построили гнезда.
- Скоро прилетят скворцы. Ребята сделали скворечники и повесили их на деревья.
- Ты любишь весну?
- Да! Можно кататься на велосипеде, играть в мяч. 

- Что ты слушала? 
- Что ты услышала?
- О чем говорится в рассказе?

2. Восприятие текста на слух по фразам
(Учитель читает текст по фразам за экраном)

3. Работа по содержанию текста
- Послушай. Снег тает. Снег растаял.
- Найди картинки.
- Почему снег растаял?
- Послушай: построили гнезда 
Сами построили гнезда. 
- Какие птицы сами построили гнезда?

- Скажи слитно, на одном выдохе:
- Грачи сами построили гнезда. 


- Скворцы. Скворечники.
- Сделали скворечники.
- Кто будет жить в скворечниках?
- Послушай: зеленый – зеленеет – зазеленеет – зазеленеют – зазеленеют листочки
- Скажи по-другому

4. Дополнение предложений с использованием картинки. 
- Расскажи, какая природа в апреле.

В апреле погода , .
Снег .
Прилетели .
Они сами .
Скоро прилетят .
Скоро на деревьях .

КРУ
- Вспомни, кто что ест. Я назову первое слово, а ты второе:
Белка - , кабан - , 

5. Восприятие шепотной речи
- Послушай и повтори:
- Ты любишь весну?
- Снег растаял.
- Какое сейчас время года?
- Как ты себя чувствуешь?




III. Итог занятия.
- Что ты делала на занятии?

- Спроси у меня, как ты занималась?
- Ты старалась хорошо слушать и говорить. Молодец!
* Подчеркнутый речевой материал произносится за экраном 


-Здравствуйте!
-Я слышу . 



- Я буду говорить 

- , , . (Повторяет)




- Голос у тебя хороший. Ты будешь петь и на балалайке играть. 
- Собака будет петь и в барабан бить.


- (Повторяет, слоги читает по табличке)


- (Повторяет, слоги читает по табличке)

- (Повторяет. Если не воспринимает на слух, то – слухо-зрительно, затем снова – на слух)

- (Повторяет. Если не воспринимает на слух, то – слухо-зрительно, затем снова – на слух)
- Петух сказал: «Я бы поклевал».
- Это домашние животные.


- Читает пары слов


- Я слушала рассказ.
- Я услышала . В рассказе говорится о весне.



Повторяет фразы


- Снег тает. Снег растаял. (Показывает картинки)
- Снег растаял, потому что тепло.
- Построили гнезда. Сами построили гнезда.
- Грачи.


- Грачи сами построили гнезда.
(Может прочитать по табличке при затруднении)
-Повторяет

- Скворцы будут жить в скворечниках.
- Повторяет

- Будут зеленые.


- Читает по табличке предложения и дополняет их. 


- Орехи, желуди, 


Предполагаемые ответы:
- Да, я люблю весну.
- Снег растаял.
- Весна.
- Хорошо.




- Я слушала рассказ о весне, училась говорить звуки пь – бь.

- Е.С., скажите, как я занималась?


__________________________________________________________
- Апрель наступил.
-----------------------------------------------------------------
- Да, тепло! Погода солнечная, снег растаял.
-----------------------------------------------------------------
На деревьях скоро зазеленеют листочки.
------------------------------------------------------------------
- Я видела, грачи прилетели. Они сами 
построили гнезда.
------------------------------------------------------------------- 
- Скоро прилетят скворцы. 
--------------------------------------------------------- ---------
- Ребята сделали скворечники и повесили их на деревья.
------------------------------------------------------------------
- Ты любишь весну?
------------------------------------------------------------------
- Да! Можно кататься на велосипеде, играть в мяч. 

------------------------------------------------------------------ 

Грачи сами построили гнезда.
____________________________________________
В апреле погода , .
Снег .
Прилетели .
Они сами .
Скоро прилетят .
Скоро на деревьях .

скворцы, зазеленеют листочки, растаял, грачи, построили гнёзда

пебебепе 
пебепебепебе
пебепебепебепебепебепебе

- Петь тебе. Ты будешь петь

пибипиби 
пибипибипибипиби
пибипибипибипибипиби 

пить-бить
кошка – молоко

белка – орехи
кабан – жёлуди 
бобёр – рыбу
баран – траву 
петух – зерно 
лошадь – овёс 
корова – сено 

Повтори с нужной интонацией.

Били – бом! Били – бом! 
Загорелся кошкин дом.
Ой, беда! Ой, беда!
Где вода? Где вода?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!